Научная статья на тему 'Социальный статус как интегративный показатель положения человека в обществе: гендерный аспект'

Социальный статус как интегративный показатель положения человека в обществе: гендерный аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5300
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ / СТАТУСНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ / SOCIAL STATUS / GENDER DIFFERENCES / SOCIAL STRATIFICATION / STATUS CHARACTERISTICS / SOCIAL POSITIONS / SOCIAL TYPE OF A PERSONALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Романова Нелли Петровна

Рассматриваются понятия «социальный ста-тус»; «социальная роль». Представлена оценка статуса женщины. Дано соотношение социальных статусов в обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Status as an Integrative Index of Human Position in Society: Gender Aspect

The concepts social status, social role are considered in this article. There is an assessment of woman status. Correlation of social statuses in society is shown

Текст научной работы на тему «Социальный статус как интегративный показатель положения человека в обществе: гендерный аспект»

Социология

УДК 316.6

Романова Нелли Петровна

Romanova Nelly

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ПОЛОЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

SOCIAL STATUS AS AN INTEGRATIVE INDEX OF HUMAN POSITION IN SOCIETY: GENDER ASPECT

Рассматриваются понятия «социальный статус»; «социальная роль». Представлена оценка статуса женщины. Дано соотношение социальных статусов в обществе

Ключевые слова: социальный статус, гендерные различия, социальная стратификация, статусные характеристики, социальные позиции, социальный тип личности

The concepts "social status", "social role" are considered in this article. There is an assessment of woman status. Correlation of social statuses in society is shown

Key words: social status, gender differences, social stratification, status characteristics, social positions, social type of a personality

Во всех обществах существует дифференциация его членов по рангу, описываемая понятием «социальный статус». Это понятие заимствовано социологией из экономической теории. Существуют два теоретических подхода, активно использующие данное понятие:

1) структурно-функциональная теория социального статуса;

2) ролевая теория личности.

Линтон в 30-е гг. XIX в. ввёл в социологическое знание понятие «социальный статус», определяя его как место, которое занимает индивид в системе социальных отношений и которое связано с совокупностью прав и обязанностей. Их выполнение формирует роль как предписанное и ожидаемое поведение личности, занимающей определённое положение в обществе.

Понятия «социальный статус» и «социальная роль» связаны между собой как статическая и динамическая (функциональная) характеристики личности в системе социальных отношений. В контексте структурно-функциональной теории социального статуса статус формируется макроструктурами. Статусные позиции существуют как «свободные вакансии», которые должны быть заняты индивидами. Присвоение статусной позиции осуществляется на индивидуальном уровне, но субъект не в состоянии кардинально изменить набор прав, полномочий и обязанностей, свойственных данной позиции.

В ином контексте используется понятие в ролевой теории социального статуса. Хоманс отмечал, что социальные статусы формируются не действием макроструктур, а порождающими их социальными отношениями. Они воз-

никают вследствие стремлений людей получать награды и выгоды. В этом смысле социальные статусы производны от межгрупповых (межличностных) отношений. В этом контексте социальные статусы рассматривал и Дарен-дарф. Социальная структура образуется разными типами отношений между позициями. Позиции индивида в обществе являются производными от позиции группы, к которой он принадлежит или с которой он себя идентифицирует. Признавая социальный статус как позицию в обществе, связанную с определённым набором прав полномочий и обязанностей, задающих определённую роль, различные теоретические подходы отличаются тем, что по разному трактуют природу формирования статуса и степень вариативности социальных ролей.

Вопрос о статусе женщины в обществе можно с полным правом отнести к числу наиболее дискуссионных и «вечных» проблем, рассматриваемых в рамках традиционной социологии. Какой бы из подходов мы ни рассматривали, во всех случаях можно обнаружить одну и ту же особенность: женщины со своими реальными интересами и проблемами плохо «вписываются» в базовую логику этих подходов.

Исследование статуса женщин в обществе ставит перед традиционно ориентированными социологами весьма серьезные методологические проблемы [1]. Более того, многие из них вообще не считают возможным учет гендерных различий при анализе социального расслоения, фактически лишая женщин «права» на собственный статус. В этом отношении достаточно показательна точка зрения английского социолога Ф. Паркина, утверждающего, что «статус женщин, конечно, значительно уступает статусу мужчин во многих сферах общественной жизни, таких как возможности в сфере занятости, во владении собственностью, в доходах и пр. Однако эти формы неравенства, связанные с половой принадлежностью, обычно не рассматриваются как компоненты социальной стратификации. Это связа-

но с тем, что для подавляющего большинства женщин наличие социальных и экономических ресурсов определяется в первую очередь положением их семей, и в особенности положением мужчины - главы семьи. Хотя женщины в настоящее время и обладают некоторыми собственными статусными характеристиками... , их претензии на доступ к ресурсам определяются не столько их собственным занятием, сколько основным занятием их отцов и мужей».

Эта точка зрения не может быть взята за основу применительно к одиноким женщинам. Поэтому к этой социальной группе также может быть применима методология анализа социальной стратификации, разработанная Максом Вебером, согласно которой общий социальный статус индивида или социальной группы складывается из трех независимых оценок: экономического статуса; властного статуса и социального престижа.

В советское время оценить социальный статус было относительно просто. Вопрос о собственности фактически сводился к различиям в заработной плате, властная позиция легко замерялась по должности и престижности той организации или учреждения, в котором человек работал, а иерархия престижа была очень сильно увязана с престижностью профессии и сравнительно медленно менялась во времени. Поэтому, чтобы составить общее представление о том, как соотносятся социальные статусы полов в обществе, можно было воспользоваться данными официальной статистики о доле женщин на различных этажах властной пирамиды, о средней заработной плате мужчин и женщин по различным отраслям и профессиям и пр.

Однако за годы перемен проблема оценки статуса женщин заметно усложнилась и представляет сегодня значительные методологические и практические трудности. Эти перемены привели к изменению всей социальной структуры общества, а следовательно, и к изменению отдельных составляющих социальноэкономического статуса.

Во-первых, произошло изменение всей

системы статусов.

Во-вторых, ярко обозначилась взаимосвязь властного и экономического статуса.

В-третьих, очень ярко выявилась множественность статусов, «принадлежащих» одному человеку.

В-четвертых, при оценке экономического статуса прежняя модель «один человек - одна работа - одна зарплата» фактически отошла в прошлое, а новая модель множественной занятости «непрозрачна» и для налоговых органов, и для статистики.

Если подвести некоторый методологический итог сказанному, то можно с достаточным основанием утверждать, что проблема оценки социально-экономического статуса на сегодняшний день все больше перемещается из области так называемых объективных (прежде всего статистических) индикаторов социальноэкономического положения в зону субъективных оценок изменения этого самого положения. А это означает, что основным эмпирическим материалом для исследования поставленной нами проблемы могут стать преимущественно материалы социологических обследований, в ходе которых сами респонденты оценивают свое положение.

При рассмотрении статусных характеристик одиноких женщин мы сопоставляем их с некоторыми статусными характеристиками мужчин, что обеспечивает гендерный аспект. Однако наша методика сопоставления существенно отличается от наиболее распространенной, когда позиции мужчин избираются в качестве главной точки отсчета, и мужчина, таким образом, становится объектом соперничества. Наша задача состоит в выявлении особенностей одиноких женщин, обусловленных иными, более глубоко скрытыми историко-культурными обстоятельствами. На первом этапе она выступает как задача объективного описания состояния изучаемой половозрастной категории.

В научной литературе существует множество трактовок понятия «социальный статус». Социальный статус - это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в со-

циальной системе, определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы (экономических, профессиональных, этнических и др.).

Социальный статус - интегративный показатель положения социальной группы и ее представителей в обществе, в системе социальных связей и отношений. В социологии наряду с категорией «социальный статус» используются и другие: социально-экономический, социально-правовой и т.п., призванные определять положение групп и их членов в соответствующих сферах жизнедеятельности общества.

Компонентами социального статуса являются социальные позиции, которые могут быть выделены на основании объективных показателей (например, пол, возраст образование, профессия, национальность и т.д.). Для определения положения в обществе существенна оценка социальной значимости указанных позиций, выражаемая в понятиях «престиж», «авторитет» и др., а также упорядоченность, соотнесенность, зависимость и т. д. Социальные позиции с помощью нормативных и эмоциональных регуляторов - норм, социальных чувств, стереотипов и т. д. - приобретают сферы взаимодействия, права, обязанности, влияния, возможности, свободы и другие показатели собственно социального статуса как интегрированного индекса положения в обществе. С помощью социального статуса упорядочиваются, оформляются, регламентируются отношения и поведение групп и их членов, усвоение представителями групп соответствующих тому или иному статусу признаков и характеристик, мотивирование и побуждение социального поведения и т.д.

Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный статус обусловлен его должностью

(например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.). Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный - это, значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т.д .

Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, генеральный секретарь, директор и т.д.).

Выделяются также естественный и профессионально-должностной статус. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т.д.). Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.).

Социальный статус выступает характеристикой социальной позиции в определённой системе социальных координат. В этом отношении социальную структуру можно представить как сложную систему взаимосвязанных социальных статусов, занимая которые индивид становится членом общества. Социальный статус имеет внутренне содержательную сторону и внешние формы проявления (номинацию). Содержательная сторона социального статуса характеризуется функцией, определённой для этой социальной позиции, и комплексом прав, обязанностей, привилегий, полномочий, сопряженных с реализацией данной функции. Знание содержательной стороны собственного статуса и статусов других индивидов, с которыми устанавливаются взаимодействия, позволяет определить диспозицию

(расположение) конкретного социального статуса в социальной системе координат. Внешние формы проявления статуса предполагают следование индивидом нормам поведения, соответствующим данному социальному статусу. Вступая в различные социальные отношения, человек одновременно занимает ряд социальных статусов. В современном обществе, характеризующемся сложным переплетением различных сфер деятельности, социальный статус личности определяется несколькими признаками, например: престижностью профессии, уровнем дохода, уровнем образования, позицией во властной сфере. Такой обобщенный статус называется индексом социальной позиции.

Для выполнения конкретных функций в ходе социального взаимодействия на человека накладываются определенные функциональные обязанности. И, вместе с тем, он наделяется определенными правами, что является своеобразной формой фиксации принципа «платы» и «вознаграждения», лежащего в основе социальных связей. Наиболее значимые обязанности и права возникают в рамках социальных институтов. В этом случае обязательства и права достаточно четко регламентированы, выполнение человеком его обязанностей контролируется.

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли.

Социальная роль - ожидаемое поведение личности, связанное с ее социальным статусом и типичное для людей соответствующего статуса в данном обществе. Совокупность таких ролей называется ролевой системой («ролевым набором», по определению Р. Мертона). Социальные роли могут закрепляться формально (например, в законе или ином правовом акте), а могут носить и неформальный характер (многие моральные нормы поведения).

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролево-

го исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются, прежде всего, тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность.

В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли;

4) санкция - социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.

Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (например, презрение), или юридическими, политическими, экологическими и т.д., реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов. Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения. Они являются одним из важнейших элементов социального регулирования.

Один человек чаще всего выполняет несколько социальных ролей, в связи с чем может возникать ролевая напряженность и даже ролевой конфликт. От социальной роли следует отличать ролевое поведение, которое отражает не социально запрограммированное, ожидаемое, а реальное, фактическое поведение того, кто данную роль выполняет.

Люди, обладающие одним и тем же статусом, обнаруживают ряд сходных личностных черт, обозначаемых как «социальный тип» личности. В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное происхождение и т.п.) или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно «предписанный» и «достигаемый» статус.

При исследовании социального статуса одиноких женщин необходимо ввести разграничение между реальным статусом и статусом на бумаге.

Статус на бумаге - это совокупность прав и обязанностей, существующих в формальных нормативных актах, но не выполняющихся в реальной общественной жизни. Ярким примером являются гражданские права, зафиксированные в сталинской конституции 1936 г., принятие которой совпало с развертыванием массового террора. В той или иной форме элемент «бумажности» легко обнаруживается и в большинстве других конституций, хотя не в столь яркой форме, во многих неработающих законах (постсоветская Россия дает бесчисленные примеры). Статус на бумаге - это элемент культурного пространства.

Реальный статус - это совокупность прав и обязанностей, которые проявляются в виде реальных повторяющихся практик. Как отдельные индивиды, так и многомиллионные массы в определенных обстоятельствах ведут себя совершенно определенным образом, регулярно воспроизводя однотипные формы поведения. Нередко они напоминают роботов, выполняющих заложенную в них программу. Что представляет собой программа, лежащая в основе реального статуса? Это различные нормы и ценности как ядро культурного пространства, опирающиеся на социальную власть, то есть силу, превращающую формальные нормы в реальные образцы поведения.

Статус по самой своей природе иерархи-чен, т.к., во-первых, он закрепляет право властвовать над кем-то и подчиняться кому-то, что-то присваивать и что-то отдавать из произведенного коллективно; во-вторых, статус содержит в себе характеристику «строительного материала», из которого строится вся социальная иерархия (например, виды норм, санкций).

Если статусная позиция характеризует место в социальном пространстве, воздействующее в том или ином направлении и с той или иной силой на поведение занимающего ее

индивида, то социальная роль - это реальное поведение в пределах, предписанных статусом, это статус в действии. Это варианты поведения, доступные индивиду в данной позиции. Статусная позиция - это характеристика детерминированности поведения, несвободы, а социальная роль описывает доступные пределы свободы индивида. Индивид свободен в своем поведении в пределах границ статусной позиции (например, потребление ограничено наличием средств). Он сам выбирает варианты поведения (стиль жизни), допускаемые статусной позицией, детерминирующей его образ жизни. Таким образом, индивид несвободен в выборе образа жизни до тех пор, пока не сменил статусную позицию, но он свободен в выборе стиля жизни, который определяется его социально-психологическими особенностями, вкусом и т.д. Позиция конструируется предписаниями извне, а роль - это практики, осуществляемые в пределах позиции.

Статусная позиция задает правила игры. Игрок (субъект) импровизирует в рамках навязываемых ему правил, порождая реальную игру. Сталкиваясь с бесчисленными ситуациями, он свободно импровизирует, пробиваясь к поставленной цели. Его порыв свободен, но цель, к которой он столь самоотверженно рвется, - это его свободный выбор, навязанный позицией в игре.

Индивиды, играя предписанные им социальными институтами роли, воспроизводят эти институты, обеспечивающие, в свою очередь, воспроизводство социальных общностей, расположенных в иерархическом порядке. По словам П. Бергера и Т. Лукмана [2], «институциональный порядок реален лишь постольку, поскольку он реализуется в исполняемых ролях, а с другой стороны - роли представляют институциональный порядок, который определяет их характер... и придает им объективный смысл».

Понятие «социальная дистанция» давно и прочно вошло в социологический лексикон. Его сформулировали и затем прорабатывали, использовали крупнейшие фигуры обществове-

дения (П. Сорокин, Р. Парк и др.).

То, что люди находятся в разных частях социального пространства, занимая разные статусные позиции, - очевидно. Атрибутом метафоры пространства является метафора дистанции, т.е. удаленности статусных позиций друг от друга. Если в качестве единицы социального пространства рассматривать индивида, как это обычно и делается, то категория социального пространства может ограничить свою роль метафорической функцией. Индивиды социально многолики, что создает существенные трудности для определения социальной дистанции между ними. Нельзя однозначно измерить социальную дистанцию между объектами, занимающими одновременно несколько позиций и удаленными друг от друга в разной мере.

Понятие социальной дистанции корректно, когда оно используется как одномерное в многомерном социальном пространстве. Гораздо точнее говорить о социальной дистанции не между многомерными индивидами, а между одномерными статусными позициями.

Социальная дистанция выступает в двух формах. Во-первых, это дистанция между статусными позициями в одномерной плоскости социального пространства (например, политического, административного, экономического, символического и т.д.). Здесь измерение дистанции возможно лишь с помощью категории власти (административной, политической, экономической и т.д.), исходя из оценки того, кто стоит выше, кто над кем имеет власть, т.е. в состоянии навязать свою волю. Для занятия места в этой иерархии не важно, насколько счастлив человек и как много он потребляет (имущество, деньги превращаются в фактор социальных отношений и регулирования социальной дистанции, когда они становятся капиталом, т.е. общественным отношением). Объективная социальная дистанция поддерживается с помощью инструментов власти: чем выше кресло, тем больше на пути к нему стоит милиционеров, референтов, секретарей, телохранителей. Имеющий власть регулирует дис-

танцию в одностороннем порядке, решая, кому открывать двери, а кого не пускать и к подъезду.

Во-вторых, социальная дистанция характеризует личностные отношения (этот аспект рассматривался Р. Парком). Эта сторона социальной дистанции связана с первой, но отнюдь не жестко. Она определяется системами ценностей, которые разделяют сопоставляемые люди (здесь в качестве единицы выступает уже индивид, занимающий несколько статусных позиций). Каждый индивид регулирует дистанцию с другим (индивидом) на обоюдной основе: начальник решает, допускать или не допускать рабочего на прием, однако рабочий сам решает, идти на прием по личному вопросу или не идти. На желание сократить дистанцию влияет не само место во властной иерархии, а его престижность. Власть и престиж коррелируются, но не столь сильно, как это кажется обладателям высоких должностей.

Статусы могут быть формализованными или неформализованными, что зависит от того, в рамках формализованных или неформализованных социальных институтов, и более широко - социальных взаимодействий - вы-

1. Мезенцева, Е. Социально-экономический статус женщин в современной России. http://www.owl.ru/win/books/women1998/14.htm

2. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания ¡Текст] / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Academia-Центр, Медиум, 1995.

3. Романова Н.П. Социальное неравенство: методологический аспект ¡Текст] / Н.П. Романова //Вестник ЧитГУ 4 (49). - Чита, 2008. - С. 140-

Коротко об авторе________________________________

полняется та или иная функция. Множественность статусов не означает их равнозначности. Они находятся в определенной иерархии по степени важности социального института, в рамках которого сформирован этот статус. Безусловно, что во всех случаях особое значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией. Хотя следует отметить, что иерархия статусов может меняться. Видимо, следует различать основную, общую иерархию статусов личности, которая срабатывает в большинстве случаев, и специфическую, проявляющуюся в особых условиях.

Выделение главного статуса хотя и сложно, но важно, так как именно он определяет и, что не менее важно, самоопределяет человека социально. Причем не всегда тот статус, который в качестве главного выделяет общество в данном человеке, совпадает с тем статусом, какой выделяет в себе как главный сама личность. На этой почве возникает немало драматических противоречий внутреннего мира личности, неадекватно представляющей свое место в обществе, в общественном мнении.

_________________________________Литература

152.

4. Романова Н.П. Материальное положение как определяющая статусная позиция одиноких женщин [Текст] / Н.П. Романова // Вестник ИрГТУ 3 (27). - Иркутск: ИрГТУ, 2006. - С. 140-144.

5. Романова Н.П. Имущественная стратификация одиноких женщин [Текст] /Н.П. Романова // III Забайкальские социологические чтения. - Чита: ЧитГУ, 2006. - С. 171-179.

__________________________Briefly about author

Романова Н.П., д-р социол. наук, профессор, Читинский Romanova N., Dr. Sc. (Sociology), Full Professor, Chita

государственный университет (ЧитГУ) State University (ChSU)

rik@chitgu.ru

Научные интересы: философия одиночества, гендер- Scientific interests: phylosophy of loneliness, gender re-ные исследования, деловые коммуникации search, buisness communications

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.