Научная статья на тему 'Социальный смысл профессионального самоопределения выпускников неполной средней школы: история и современность'

Социальный смысл профессионального самоопределения выпускников неполной средней школы: история и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среднее образование / профессиональное самоопределение / социальная ситуация развития / взросление. / secondary education / professional self- determination / social situation of development / growing up .

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Алла Дамировна

В статье представлен анализ развития системы отечественного школьного образования в контексте социальных и экономических трансформаций общества в разные исторические периоды. Показано, что в условиях постиндустриальной экономики традиционная для подростков задача профессионального самоопределения до завершения общего школьного образования утрачивает прежний социальный смысл

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL MEANING OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF COMPLEMENTARY SECONDARY SCHOOL GRADUATES: HISTORY AND MODERNITY

The article presents an analysis of the development of the national school education system in the context of social and economic transformations of society in different historical periods. It is shown that in the post-industrial economy, the traditional task of professional self-determination for teenagers before completing general school education loses its former social meaning

Текст научной работы на тему «Социальный смысл профессионального самоопределения выпускников неполной средней школы: история и современность»

УДК 159.9

СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ НЕПОЛНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ: ИСТОРИЯ И

СОВРЕМЕННОСТЬ

Андреева Алла Дамировна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Федеральное бюджетное государственное научное учреждение «Психологический институт»; Москва, ул. Моховая д.9 стр.4, e-mail pirao@mail.ru

Аннотация.

В статье представлен анализ развития системы отечественного школьного образования в контексте социальных и экономических трансформаций общества в разные исторические периоды. Показано, что в условиях постиндустриальной экономики традиционная для подростков задача профессионального самоопределения до завершения общего школьного образования утрачивает прежний социальный смысл.

Ключевые слова: среднее образование, профессиональное самоопределение, социальная ситуация развития, взросление.

SOCIAL MEANING OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF COMPLEMENTARY SECONDARY SCHOOL GRADUATES: HISTORY AND

MODERNITY

Andreyeva Alla D. - PhD in psychology, senior researcher, Federal state budgetary scientific institution "Psychological Institute", Moscow, Mokhovaya str. d. 9 p. 4, e-mail: pirao@mail.ru

Abstract.

The article presents an analysis of the development of the national school education system in the context of social and economic transformations of society in different historical periods. It is shown that in the post-industrial economy, the traditional task of professional self-determination for teenagers before completing general school education loses its former social meaning.

Keywords: secondary education, professional self- determination, social situation of development , growing up .

Современная структура российского среднего образования обусловлена всей историей социально-экономического становления индустриального общества, кадровыми потребностями промышленности, уровнем жизни населения и целевыми задачами самой системы образования в разные исторические периоды. Проблема профессионального самоопределения молодежи до завершения полного курса среднего образования является традиционной для нашей страны. Появление такого образовательного формата было связано с теми экономическими трудностями, с которыми сталкивалась страна в период индустриализации и послевоенного восстановления народного хозяйства. Промышленности требовалось большое количество рабочих кадров, а осиротевшие после войны семьи нуждались в материальной помощи своих подросших детей. Сегодня многоуровневые системы образования реализуются во многих странах, но в большинстве случаев они предполагают последовательное получение общего школьного, а затем профессионального образования.

На протяжении всего ХХ века постепенно изменялся стандарт минимально необходимого уровня общего образования, которое позволило бы человеку овладеть современными ему профессиями. Еще в довоенные годы сформировалась система отечественного школьного образования, определившая продолжительность получения

неполного среднего образования семью классами. На этом историческом этапе жизни советского общества ценность образования была несомненна, авторитет школы и учителя очень высок, образование воспринималось населением как действенный социальный лифт. Молодой человек с законченным семилетним образованием рассматривался работодателем как потенциально более квалифицированный профессионал, чем опытный, но малообразованный работник. Он легче и быстрее осваивал новые технологии, был заинтересован в продолжении образования в различных форматах.

Привлекательность обучения в старших классах для многих школьников ограничивалась немаловажным фактором - их платной основой. В 1940-1956 г. г. стоимость обучения в 8-10 классах школы и средних специальных учебных заведениях (за исключением ремесленных училищ), вузах составляла примерно 10% дохода семьи при одном работающем (отменена только в 1956 г.). А ведь именно такими - с одним кормильцем и несколькими детьми - были многие советские семьи после войны. Задача профессионального самоопределения подростков предполагала решение и этого непростого вопроса: сможет ли семья еще несколько лет содержать потенциально трудоспособного человека, или ему пора выбирать кратчайший путь к полноценной помощи семье?

В 1958-1966 г.г. действовала новая реформа образования, согласно которой обучение в старших классах школы совмещалось с подготовкой школьников к труду по востребованным рабочим специальностям, для чего был добавлен еще один год обучения, тогда же неполная средняя школа стала восьмилетней.

Правительство вернулось к этой идее в 1984 г., провозгласив новую реформу образования, направленную на организацию трудового воспитания, обучения и профессиональную ориентацию, а неполная средняя школа стала девятилетней. Однако авторы новой реформы не учитывали реальных трансформаций социально-экономической сферы советского общества, поэтому она оказалась такой же профанацией идеи совмещения общего и трудового обучения, как и ее предшественница. Именно от нее сегодняшней школе достались одиннадцатилетний период обучения, состоящий из начальной (1-4 классы), средней (5-9 классы) и старшей (10-11 классы) школы.

Еще одним существенным фактором социальной ситуации развития последних советских десятилетий было отсутствие безработицы, острой конкуренции за рабочее место. Уровень жизни населения существенно вырос по сравнению с послевоенными годами, поэтому задача помощи семье уже не стояла перед выпускниками неполной средней школы.

С 1992 г. образование, полученное в рамках неполной средней школы, получило новый статус и наименование - основное общее образование. Это формальное изменение обозначения данной ступени образования никоим образом не затронуло его фактического статуса, поскольку по-прежнему предполагает продолжение обучения либо в старших классах школы, либо в системе среднего профессионального образования.

Сложный, противоречивый характер происходящих в современном обществе трансформаций проявляется в перестройке всех социальных структур, в том числе и системы образования. Целевые ориентиры образовательных стандартов отражают идеологию модернизации образования, основной целью которого должно стать обучение и воспитание граждан будущего общества, о котором сегодня мы имеем самое смутное представление. Темп происходящих изменений, их множественный характер позволяют понять лишь общую направленность требований к человеку будущего - он должен быть готов к продуктивному функционированию в неустойчивых социокультурных системах, обладать гибким мировоззрением, способным встраивать в себя новые знания и условия деятельности. Однако анализ эффективности нынешнего переустройства отечественного образования показывает, что в настоящее время со всей очевидностью преобладают традиционалистские тенденции, попытки решить сложные проблемы старыми проверенными способами [1]. Это противоречие является ярким признаком транзитивности образовательной среды современного российского образования. Она проявляется и в расхождении между перечнем специальностей, предлагаемых системой как среднего, так и высшего профессионального

образования, и их реальной востребованностью на рынке труда. Уже в период обучения в колледже или вузе многие студенты испытывают неуверенность в окончательном выборе будущей профессии, рассматривая его скорее как достижение социально желательного образовательного уровня.

Вместе с повышением уровня образования, после которого вчерашний школьник признавался готовым к профессиональному обучению, сдвигалось и начало школьного обучения от восьмилетних первоклассников к семилетним, а позже - к шестилетним. В результате средний возраст выпускника неполной или основной средней школы оставался прежним - 15-16 лет. Именно в этом возрасте перед российскими подростками традиционно встает задача первого осознанного определения своего дальнейшего жизненного пути, выбора сферы своей будущей профессиональной деятельности.

Готовы ли они к такому ответственному шагу? В какой мере нынешний подросток способен ощущать себя взрослым (или взрослеющим) человеком, способным стать субъектом выбора своего образовательного и профессионального маршрута?

По определению Е.А. Климова [5], основным содержанием деятельности самоопределения является построение жизненных планов, выдвижение основных целей, а также определение основных средств их достижения, особенности осознания себя, своих личных качеств и своего места в системе деловых взаимоотношений. Решение молодыми людьми этой задачи всегда опиралось на опыт и традиции предшествующих поколений, однако в нынешних условиях эффективность такой помощи заметно снижается. Взрослые, родители и педагоги, сегодня столь же неуверенны в правильности принимаемых решений, как и сами выпускники школ. Причиной этого является глобальное изменение типа культуры современного человеческого общества. Важно понимать, что мы живем не только в транзитивном постиндустриальном и цифровом обществе, но и в обществе префигуративной культуры. М. Мид определяла ее как культуру общества, в котором происходят стремительные и глобальные изменения материальных и социальных условий жизни, разрушающие сложившиеся в предшествующих поколениях схемы и модели поведения [6]. И дети, и взрослые оказываются перед необходимостью выработки новых способов действия в совершенно новых обстоятельствах, и дети порой оказываются более адаптированными к этим новым условиям, чем взрослые. Трудности самоопределения, с которыми сталкивается молодежь экономически развитых стран, проявляются в тенденции так называемого медленного взросления, некоего моратория на принятие окончательных решений относительно своего жизненного выбора [8; 9; 12]. Анализируя феномен удлинения периода проб и экспериментирования у молодых поколений, J. J.Amett предлагает изменить возрастную периодизацию современного человека и выделить в ней новый этап жизни -развивающуюся взрослость [10; 11].

Таким образом, своеобразие социальной ситуации развития современных выпускников девятых классов определяется задачей выбора дальнейшего образовательного маршрута в условиях высокой степени социально-экономической и культурной неопределенности.

Становление такого новообразования старшего подросткового возраста как психологическая готовность к профессиональному самоопределению предполагает определённый уровень развития познавательной, эмоционально-волевой и мотивационной сферы. Между тем, психологические исследования свидетельствуют о том, что выпускники основной школы слабо ориентируются в сложном мире современных профессий, не умеют соотносить собственные возможности и требования профессии, не готовы к принятию ответственности за свои решения, склонны подражать поступкам других людей и следовать примеру сверстников [2; 3; 4; 7]. В условиях постиндустриальной экономики задача профессионального самоопределения подростков до завершения ими полного школьного образования перестала соответствовать социально-экономическим потребностям общества и уровню их личностного развития.

Литература

1. Андреева А.Д. Транзитивность образовательной среды современной российской школы как психолого-педагогическая проблема // Научный диалог. 2018. № 4. С.292-306.

2. Бегунова Л.А. Психологическая готовность подростков к ответственности за свои решения и их реализацию в условиях постиндустриального общества // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. Выпуск 2. С. 99-107.

3. Головей Л.А. Профессиональное самоопределение на пороге взрослости: показатели, факторы, кризисы // На пороге взросления. С. 62-77. Режим доступа: http://psyjoumals.ru/files/48300/na_poroge_vzrosleniya_Golovey.pdf

4. Данилова М.В. Профессиональное самоопределение в связи с социальной и семейной ситуациями развития // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2009. №2-2. С. 7886.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004 - 304 с.

6. Мид М. Культура и мир детства. М., Наука, 1983 - 270 с.

7. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 246 с.

8. Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4. С.7-24.

9. Andreeva A.D. Psychological features of adults' perception of modern childhood duration // International Scientific and Practical Conference (ISPC) "Science and Society", London, 27-30 August 2019. P. 23-33. SCIEURO

10. Arnett, J. J. (2000). Emerging Adulthood: A theory of development from the late teens through the twenties. American Psychologist, 55(5), 469-480.

11. Arnett, J. J. (2015). Emerging adulthood: The winding road from the late teens through the twenties. 2-nd edition. New York: Oxford University Press. 385 p.

12. Twenge, Jean M. Have Smartphones Destroyed a Generation? /Электронный ресурс. Код доступа: https://www.theatlantic.com/magazine/toc/2017/09/

УДК 159.9

МОТИВАЦИОННЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННЫХ ВЫПУСКНИКОВ ДЕВЯТЫХ

КЛАССОВ

Данилова Елена Евгеньевна - кандидат психологических наук, ФГБНУ «Психологический институт РАО»; Москва, ул. Моховая д.9, стр.4, e-mail: danillen@yandex.ru

Аннотация.

В статье представлены результаты эмпирического исследования мотивационных предпочтений выпускников девятых классов. Показано, что в мотивационной сфере школьников доминируют личные желания с ориентацией на будущее, материальное благосостояние и саморазвитие. Такая направленность мотивации отражает как возрастные особенности старшеклассников, так и индивидуалистический характер ценностей современного общества.

Ключевые слова: мотивационная сфера, мотивационные предпочтения, желания, готовность к профессиональному самоопределению, девятиклассники, старшеклассники.

MOTIVATIONAL PORTRAIT OF MODERN NINE CLASS GRADUATES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.