Научная статья на тему 'Мотивационный портрет современных выпускников девятых классов'

Мотивационный портрет современных выпускников девятых классов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
337
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивационная сфера / мотивационные предпочтения / желания / готовность к профессиональному самоопределению / девятиклассники / старшеклассники / motivational sphere / motivational preferences / desires / readiness for professional self-determination / ninth graders / high school students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Данилова Елена Евгеньевна

В статье представлены результаты эмпирического исследования мотивационных предпочтений выпускников девятых классов. Показано, что в мотивационной сфере школьников доминируют личные желания с ориентацией на будущее, материальное благосостояние и саморазвитие. Такая направленность мотивации отражает как возрастные особенности старшеклассников, так и индивидуалистический характер ценностей современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL PORTRAIT OF MODERN NINE CLASS GRADUATES

The article presents the results of an empirical study of motivational preferences for ninth grade graduates. It is shown that in the motivational sphere of schoolchildren, personal desires and interests with a focus on the future, material well-being and self-development dominate. This orientation of motivation reflects both age-related characteristics and the individualistic nature of the values of modern society

Текст научной работы на тему «Мотивационный портрет современных выпускников девятых классов»

Литература

1. Андреева А.Д. Транзитивность образовательной среды современной российской школы как психолого-педагогическая проблема // Научный диалог. 2018. № 4. С.292-306.

2. Бегунова Л.А. Психологическая готовность подростков к ответственности за свои решения и их реализацию в условиях постиндустриального общества // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. Выпуск 2. С. 99-107.

3. Головей Л.А. Профессиональное самоопределение на пороге взрослости: показатели, факторы, кризисы // На пороге взросления. С. 62-77. Режим доступа: http://psyjoumals.ru/files/48300/na_poroge_vzrosleniya_Golovey.pdf

4. Данилова М.В. Профессиональное самоопределение в связи с социальной и семейной ситуациями развития // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2009. №2-2. С. 7886.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004 - 304 с.

6. Мид М. Культура и мир детства. М., Наука, 1983 - 270 с.

7. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 246 с.

8. Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4. С.7-24.

9. Andreeva A.D. Psychological features of adults' perception of modern childhood duration // International Scientific and Practical Conference (ISPC) "Science and Society", London, 27-30 August 2019. P. 23-33. SCIEURO

10. Arnett, J. J. (2000). Emerging Adulthood: A theory of development from the late teens through the twenties. American Psychologist, 55(5), 469-480.

11. Arnett, J. J. (2015). Emerging adulthood: The winding road from the late teens through the twenties. 2-nd edition. New York: Oxford University Press. 385 p.

12. Twenge, Jean M. Have Smartphones Destroyed a Generation? /Электронный ресурс. Код доступа: https://www.theatlantic.com/magazine/toc/2017/09/

УДК 159.9

МОТИВАЦИОННЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННЫХ ВЫПУСКНИКОВ ДЕВЯТЫХ

КЛАССОВ

Данилова Елена Евгеньевна - кандидат психологических наук, ФГБНУ «Психологический институт РАО»; Москва, ул. Моховая д.9, стр.4, e-mail: danillen@yandex.ru

Аннотация.

В статье представлены результаты эмпирического исследования мотивационных предпочтений выпускников девятых классов. Показано, что в мотивационной сфере школьников доминируют личные желания с ориентацией на будущее, материальное благосостояние и саморазвитие. Такая направленность мотивации отражает как возрастные особенности старшеклассников, так и индивидуалистический характер ценностей современного общества.

Ключевые слова: мотивационная сфера, мотивационные предпочтения, желания, готовность к профессиональному самоопределению, девятиклассники, старшеклассники.

MOTIVATIONAL PORTRAIT OF MODERN NINE CLASS GRADUATES

Danilova Elena Evgenievna - is a PhD in Psychology and a Leading Researcher at FGBNU "Psychological Institute of Russian Academy of Education", Moscow, Mokhovaya street d. 9, p. 4, e-mail: danillen@yandex.ru

Abstract.

The article presents the results of an empirical study of motivational preferences for ninth grade graduates. It is shown that in the motivational sphere of schoolchildren, personal desires and interests with a focus on the future, material well-being and self-development dominate. This orientation of motivation reflects both age-related characteristics and the individualistic nature of the values of modern society.

Keywords: motivational sphere, motivational preferences, desires, readiness for professional self-determination, ninth graders, high school students.

Признанный знаток человеческих душ А.П. Чехов полагал, что о человеке многое могут рассказать его желания. В своем рассказе "Скучная история" он писал: «Когда мне прежде приходила охота понять кого-нибудь или себя, то я принимал во внимание не поступки, в которых всё условно, а желания. Скажи мне, чего ты хочешь, и я скажу, кто ты». В рамках научной психологии мотивационная сфера также традиционно рассматривается в качестве центральной характеристики личности. Широта желаний, стремлений, интересов, их содержание и направленность отражают приоритеты и ценности человека, характеризуют его мировоззрение, определяют поведение и поступки, становятся основанием для важнейших жизненных выборов.

Один из таких выборов встает перед выпускниками девятых классов, которые в условиях сложившейся системы образования должны решить, будут ли они получать обязательное среднее образование в школе или в колледже, т.е. параллельно с профессиональным обучением. Таким образом, школьники 15-16 лет оказываются перед необходимостью совершить свой первый профессиональный выбор.

Анализ мотивационный сферы девятиклассников позволяет ответить на вопрос, насколько учащиеся этого возраста готовы к этому ответственному шагу. Изучение мотивационных предпочтений учащихся проводилось с помощью аналога методики «Цветик-семицветик» [4; 6], модифицированной для старшеклассников и ориентирующей респондентов на вербализацию желаний, исполнение которых для них важно.

Исследование проводилось в 2018-2019 учебном году в г. Москве. В нем приняли участие 233 школьника девятых классов (105 юношей и 128 девушек).

Что же это показало исследование?

В ответах юношей и девушек доминируют желания личного характера, связанные с удовлетворением собственных потребностей и интересов (76,5%); существенно менее представленными оказываются желания, относящиеся к людям из ближайшего социального окружения (13,9%), и широкие «общечеловеческие» желания (7%).

Среди личных желаний заметная доля направлена на обретение материальных благ, это, прежде всего, деньги и крупная недвижимость (15,5%). Немало и желаний, связанных с развитием своих способностей и умений (14,9%), среди которых самой востребованной компетенцией является хорошее владение иностранными языками («хочу знать много иностранных языков и говорить на них свободно»).

Наибольшая доля личных желаний девятиклассников непосредственно соотносится с их ближайшим и отдаленным будущим, что отражает центральную психологическую характеристику данного возрастного этапа - устремленность в будущее [1].Желания ближайшего будущего (13%) направлены на решение школьных проблем: предстоящую сдачу экзаменов, выбор образовательного маршрута после 9 класса и окончание школы («хочу успешно сдать грядущие экзамены», «чтобы взяли в 10 класс», «хорошо закончить школу»).

Однако самыми распространенными являются ответы, относящиеся к отдаленному взрослому будущему (26%). Свои жизненные перспективы девятиклассники связывают с получением высшего образования («хочу поступить в тот институт, который планирую»), немаловажной характеристикой которого является престижность («поступить в престижный вуз или университет на бюджет»). Заметная доля желаний, относящихся к взрослой жизни, как у девушек, так и у юношей, посвящена будущей семье («создать семью в будущем», «хочу в старости быть не один, а окруженный своими близкими и родными»).

Среди желаний, обращенных во взрослое будущее, самыми распространенными являются желания на профессиональную тему - о будущей профессии и работе. Учитывая важность стоящей перед девятиклассниками задачи выбора дальнейшего образовательного маршрута и первого шага профессионального самоопределения, остановимся на этом подробнее. Значительная доля ответов школьников на профессиональную тему(62%) - это общие суждения о желаемой работе. Девятиклассники мечтают о «хорошей» работе, которая должна быть прибыльной и престижной («устроиться на высокооплачиваемую работу»), будет по душе и по призванию («найти хорошую работу и радоваться ей», «заниматься тем, что нравится, и зарабатывать этим себе на жизнь»), желательными ее критериями выступают также легкость и необременительность («простая и веселая работа»). Более конкретные ответы, указывающие на предпочитаемую профессию или род занятий, встречаются существенно реже (38%). Наиболее распространенным среди них является занятие собственным бизнесом, преимущественно в сфере услуг (свой сервис, танцевальный клуб, кофейня). В числе менее популярных областей профессиональной деятельности, называются: сфера информационных технологий (программист, работа в Googl), профессиональный спорт (футболист, профессиональный водитель спортивного болида, тренер по регби), творческие специальности (актер, музыкант, художник), а также профессия врача. Единичными оказались упоминания таких профессий как учитель, летчик, криминалист, адвокат, психолог, стилист, кинолог, инженер-сметчик, повар, столяр, а также политик («занять высокий пост в политике»). Как можно видеть, внимание школьников привлекают в первую очередь профессии непроизводственной сферы, что в целом соответствует общей структуре трудовой занятости в условиях мегаполиса. Однако стоит отметить, что выраженного стремления стать представителем какой-либо «героической» профессии у девятиклассников не наблюдается (согласно опросу ВЦИОМ, в общественном мнении россиян современными героями являются защитники Родины, а также те, кто спасают людей и помогают им, а именно: врачи, сотрудники МЧС, военные, учителя, полицейские и волонтеры[3]). В целом представления большинства выпускников основной школы о будущей профессиональной деятельности преимущественно неопределенные и слабо оформленные, что может свидетельствовать о недостаточной готовности к осуществлению ответственного профессионального выбора на этом возрастном этапе.

Продолжая описание мотивационной сферы девятиклассников, заметим, что немногочисленными оказались у них как желания, связанные с удовольствиями и развлечениями (9%), среди которых наиболее популярно желание путешествовать («хочу путешествовать по миру», «побывать если не во всех, так во многих странах (а может, даже полететь в космос)»), так и желания добиться славы и успеха (9,8%) («стать успешным человеком», «выпустить известный всем альбом», «сделать что-то великое и полезное!»).

Необходимо отметить, что в ответах школьников были зафиксированы желания, отражающие важные для возраста потребности, а именно: самоопределение, поиск смысла жизни, выбор личных целей и ценностей (0,7%) («найти свою цель в жизни», «определиться с моральными ценностями в жизни, уже сейчас», «определиться с тем, кем я хочу быть», «постичь настоящий смысл жизни»). Несмотря на крайне невысокую представленность таких высказываний (они были единичны), сам факт присутствия темы жизненного самоопределения в ответах школьников свидетельствует о попытках взрослеющих юношей и девушек рефлексировать те важнейшие задачи развития, которые возникают перед ними на этом важном жизненном этапе.

Помимо доминирующих у девятиклассников желаний личной направленности необходимо отметить и менее распространенную категорию желаний, относящихся к другим людям, прежде всего ближайшему социальному окружению. В ней примерно равным образом представлены ответы, связанные с семьей и сверстниками. Желания, относящиеся к родителям и другим родственникам, касались здоровья близких («чтобы у родителей не было проблем со здоровьем»), взаимоотношений с родителями («меньше ссориться с родными и близкими», «перестать сориться с папой») и их общего благополучия («хочу, чтобы мама была счастливой»). В отдельных случаях выразительно звучала тема ответственности за благополучие и благосостояние своих близких, о которых дети готовы позаботиться в будущем («обеспечить своих родителей в будущем», «хочу дать родителям то, что они хотят, но не могут себе позволить из-за каких-то причин»). Среди желаний, касающихся сверстников, присутствует как тема дружбы («не потерять своих друзей»), так и весьма актуальная для данного возраста тема любви, поиска романтических отношений и взаимопонимания с представителями противоположного пола («вернуть близкого человека», «найти любовь своей жизни», «мечтаю о том, чтобы тот человек, которого люблю я, полюбил меня»). Таким образом, родители и сверстники оказываются для юношей и девушек в равной мере значимыми.

Что же касается широких, «общечеловеческих» желаний («чтобы нашли лекарство от всех болезней», «здоровья всем добрым людям и животным», «чтобы мир был справедлив»), то они, как уже отмечалось, минимально представлены в ответах девятиклассников. В этой связи стоит заметить, что широкая социальная мотивация, выходящая за пределы конкретной деятельности и наличной жизненной ситуации, отражает широту и многообразие связей человека с миром, соотносится с направленностью личности, ее социальной зрелостью и устойчивостью, нравственными ориентирами, жизненными целями и ценностями [2; 7]. Широкие социальные мотивы выполняют важнейшую смыслообразующую функцию и потому их наличие, равно как и их слабая выраженность, имеют большое значение для развития личности ребенка.

Таким образом, основной чертой мотивационного портрета учащихся девятых классов выступает их индивидуалистическая направленность, фиксированность на своих личных потребностях и интересах. Несмотря на то, что содержание мотивации отражает специфику актуальной социальной ситуации развития выпускников основной школы и указывает на устремленность в будущее, в целом их мотивационная сфера оказывается довольно узкой, они мало ориентируются в своих желаниях на других людей и далеки от стремления принести пользу всему человечеству. Отмеченная суженность, однонаправленность потребностей и интересов может затруднять процесс социального и профессионального самоопределения, предполагающего выстраивание взаимоотношений человека с другими людьми и обществом, широту связей с миром.

Выявленные особенности в содержании и направленности мотивационной сферы учащихся не случайны и в полной мере отражают общую тенденцию динамики ценностных ориентаций в современном российском обществе, связанную с ростом числа людей с индивидуалистическими ориентациями, отдающими предпочтение материальным ценностям, самореализации и личной свободе [5]. Таким образом, ведущие мотивационные предпочтения школьников являются прямым отражением основных ценностей «взрослого мира».

Несмотря на свой юный возраст, современные 15-16-летние юноши и девушки не выглядят романтиками и мечтателями, стремление прославиться, преобразовать мир и принести ощутимую пользу человечеству не входят в их перспективные планы. В своих желаниях они предстают как сосредоточенные на собственных интересах реалисты и прагматики. Конечно же, они хотят быть счастливыми («хочу быть счастливой», «жить без разочарований», «прожить счастливую и интересную жизнь»). Но свое счастье они понимают очень спокойно, буднично, как много повидавшие и умудренные опытом взрослые люди («Стать работником тихой кофейни в центре города. Иметь свою, даже

маленькую, жилплощадь. Быть с любимым человеком. Побывать в американской провинции»). Возможно, именно такое отношение к жизни и подразумевает «формула счастья» Альберта Эйнштейна: «Спокойная и скромная жизнь приносит больше счастья, чем стремление к успеху, сопровождаемое постоянным беспокойством».

Литература

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.

2. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР. 1951. № 36. С. 29-104.

3. Врач, спасатель и военный: герой нашего времени. Опрос ВЦИОМ. № 4122. 06 декабря 2019. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10058

4. Данилова Е.Е. Содержание и динамика мотивационных предпочтений современных младших школьников и младших подростков // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 4. C. 51-61. doi: 10.17759/pse.2019240404

5. Магун В., Руднев М., Шмидт П. Европейская ценностная типология и базовые ценности россиян // Вестник общественного мнения. 2015. № 3-4 (121) июль-декабрь. С. 74-93.

6. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005. 400 с.

7. Чудновский В.Э. Становление личности и проблемы смысла жизни /Избранные тр. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2006. 766 с.

УДК159.9

ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

КАК КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СДАЧЕ ЕГЭ

Юрченко И.В. - канд. психол. наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Воронежского государственного университета, г. Воронеж, пр-т Революции 24 irinapost46@rambler.ru

Еремина А.Н. - канд. психол. наук, доцент кафедры психологии образования и социальной педагогики Курского государственного университета, г. Курск ул. Радищева 33 eremina.n@mail. ru

Аннотация.

Подготовка к сдаче ЕГЭ рассматривается как один из этапов профессионального самоопределения и период получения опыта преодоления сложной жизненной ситуации, возможность формирования образа внутренней уверенности и приобретения опыта решения жизненных задач, принятия одного из важнейших решений в жизни каждого человека -выбора профессиональной деятельности. Центральным личностным смыслом этого периода является формирование стержня личности, который впоследствии станет показателем эффективной карьерной стратегии.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, образ внутренней уверенности, стрессоустойчивость, психологическая готовность в сдаче ЕГЭ.

FORMATION OF STRESS RESISTANCE IN SENIOR GRADUATES AS A COMPONENT OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR EXAMINATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.