7. Байер Е.А. Коррекция развития нравственно-волевой сферы подростков средствами физической культуры: Дис. канд.пед.наук. - Тула. 2000. -16-17 с.
8. Шилько В.Г. Спортивно-видовые технологии формирования физической культуры студентов.// Теория и практика физической культуры. -2002. - №9. - С.50
9. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. - 1991. - №7. - С. 37-41
10. Павлов И.Б., Кабанов С.В. К вопросу развития нравственноволевой сферы юных боксёров в процессе начальной подготовки. «Наука и образование». 2003, №3. Ростов-на-Дону
11. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание». - М.: Просвещение, 1987. С. 133-137
УДК 316.3:352
Иванова А.А., к. полит. н.
Социальный ресурс местного самоуправления в сельских поселениях
В статье рассматривается современное состояние местного самоуправления в сельских поселениях на основе факторного анализа социальной составляющей их ресурсного обеспечения. Анализ результатов выборочного социологического опроса населения сельских поселений Ростовской области позволил определить их основные социально-демографические характеристики и особенности социального позиционирования.
Ключевые слова и словосочетания: местное самоуправление, сельские поселения, социальный ресурс, социальное позиционирование, социальнодемографические характеристики.
Современная российская муниципальная реформа направлена на обеспечение условий для устойчивого и комплексного развития муниципальных образований в территориальном аспекте. Данная концепция вполне обусловлена политическим, экономическим, социальным и социокультурным многообразием, богатым, но разным историческим опытом, которым обладают отдельные территории нашей страны.
Среди разных видов муниципальных образований обращают на себя внимание сельские поселения ввиду неоднозначности протекающих в них социальных и экономических процессов и, как результат, -особой сложности складывающиеся в них ситуации. Противоречивый
характер отношений в сфере местного самоуправления вообще и в сельских поселениях, в частности, во многом объясняется отсутствием согласованности в действиях законодателей и практиков, а также тем обстоятельством, что муниципальные взаимодействия часто складываются без учета социально-демографических характеристик и мнения населения муниципальных образований. В этой связи представляется актуальным рассмотрение организации местного самоуправления в сельских поселениях в контексте выделения особенностей социальнодемографических характеристик данного вида муниципальных образований и социального позиционирования их населения.
По данным социологического опроса, проведенного в феврале-марте 2011 года в 50 сельских поселениях Ростовской области , их социальный ресурс представлен следующим образом. Население в опрошенных муниципальных образованиях складывается преимущественно из людей средней и старшей возрастных групп (52 % и 26 % соответственно). Молодежная возрастная группа вместо традиционной трети составляет 22 % от общего числа опрошенных. Возможными причинами тому стали жилищные проблемы, вызванные неудовлетворительным уровнем организации строительства и обслуживания муниципального жилья, не находящие разрешения по мнению практически всего населения сельских поселений. Невысокий уровень обеспечения населения услугами связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания, некачественная организация транспортного обслуживания населения, недостаточный уровень организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью создают предпосылки для возникновения желания у молодежи уехать из села. Содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства помогло бы остановить отток молодежи, но реализацию этого направления деятельности местного самоуправления ощутили небольшое число людей (всего 1 % от общего числа опрошенных сельчан). Вместе с тем стремление молодежи уехать из села может являться результатом невозможности получить высшее или среднее специальное образование в селе, поселке, что влечет отток молодых людей в города, где такая возможность существует. Данную тенденцию можно было бы рассматривать как естественную и вполне позитивную, если бы квалифицированные специа-
Опрос проведен Ассоциацией муниципальных образований Ростовской области на территории 50 муниципальных районов Ростовской области, информация обработана ИАЦ СКАГС, число опрошенных респондентов составило 1150 жителей сельских поселений.
листы возвращались в село. Однако то обстоятельство, что число сельских жителей, продолживших свое обучение после средней школы на порядок ниже, чем данная категория жителей в городах, свидетельствует об обратном: молодые люди либо получают среднее специальное или высшее образование и остаются жить в городах, либо вообще никуда не едут и довольствуются средним образованием. Так, по данным другого опроса населения Ростовской области, проведенного в 2010 г., в котором участие принимали жители 21 муниципального образования, в числе которых были пропорционально представлены разные виды муниципальных образований: как городские, так и сельские поселения, муниципальные районы и муниципальные округа, практически 50 % респондентов указали на наличие у них высшего образования (против 34 % имеющих или получающих высшее образование жителей села) и только 16 % имеют среднее или неполное среднее образование. При этом следует учесть, что и этот показатель сложился отчасти за счет мнения жителей сельских поселений. Все вышеизложенное позволяет предположить, что сельская молодежь, если стремится и имеет возможность повысить уровень образования, то не всегда готова применять свои знания и квалификацию в селе.
Причинно-следственная связь между наличием образования и возможностью трудоустройства отчасти обуславливает тот факт, что треть жителей сельских поселений не работает, при том, что только 13 % респондентов достигли пенсионного возраста. Каждый пятый из числа опрошенных является работником образования, здравоохранения, культуры, то есть в этих сферах, по всей видимости, и сосредоточился практически весь высокообразованный ресурс.
Такая социально-демографическая характеристика жителей сельских поселений позволяет объяснить их социальное позиционирование, которое по большому счету представляет собой социальную основу ресурсного обеспечения местного самоуправления сельских поселений. Подавляющее большинство сельчан (около 80 %) местное самоуправление отождествляют либо с официальной государственной властью на низовом местном уровне (59 %), либо с системой органов, подчиняющихся должностным лицам местного самоуправления (19 %). Причем чем старше люди, тем более явно прослеживаются их патерналистские настроение: если правильное и с правовой, и с социальной точек зрения понимание сущности местного самоуправления прослеживается у 10 % респондентов в возрасте до 30 лет, то среди пожилых людей (в возрасте старше 50 лет) эта цифра опустилась до 6 %. Огосударствление института местного самоуправления имеет вполне объективные причины (например, органы местного самоуправления
не вправе определять собственную компетенцию и даже ее детализировать, не исключена возможность регулирования процесса оказания муниципальных услуг государственными органами ), но их эффект усиливается еще и ментальными особенностями российского населения, всегда характеризуемого превалирующими патерналистскими настроениями, особенно выраженными в сельской местности и среди старшей возрастной группы. Более того, проявляется зависимость понимания местного самоуправления, а, следовательно, и участия в нем от уровня образования. Так, каждый пятый житель сельских поселений, имеющий среднее специальное или высшее образование, местное самоуправление понимает как форму самоорганизации граждан. Таким же образом определили местное самоуправление только каждый пятнадцатый житель села, имеющий среднее или неполное среднее образование.
На вопрос анкеты «Знакомы ли Вы с основными задачами реформирования местного самоуправления?» утвердительные ответы разных категорий респондентов представлены в следующих соотношениях:
• Да, конечно, знаком • В основных чертах знаком
□ Высшее, незаконченное высшее
□ Среднее специальное
□ Среднее, неполное среднее
□ Высшее, незаконченное высшее
□ Среднее специальное
□ Среднее, неполное среднее
Вопрос «Насколько Вы заинтересованы в реформировании местного самоуправления?», позволяющий вывить степень заинтересованности жителей сельских поселений в процессах реформирования, демонстрирует взаимосвязь интересов людей с уровнем их образования. Утвердительные ответы респондентов, имеющих разный уровень образования, выглядят следующим образом:
Таранина О.В. Анализ развития финансово-экономической базы муниципальных образований в результате муниципальной реформы // Казанская наука. 2010. № 2.
1 2
50
40
30
20
10
0
□ Высшее, незаконченное высшее
□ Среднее специальное
□ Среднее, неполное среднее
В результате практически половина высокообразованных жителей сельских поселений считают себя полноправными участниками местного самоуправления, тогда как люди со средним образованием так позиционируют себя в два раза реже. Заинтересованность в муниципальной реформе, и стремление к ознакомлению с задачами реформирования, и способность оценить ход реформы, деятельность органов местного самоуправления, - все эти показатели среди людей с высшим образованием в полтора - два раза выше.
Это приводит к существенному искажению самой идеи самоуправления и лишают ее ресурсную базу важной социальной составляющей. Правильное понимание сути местного самоуправления непосредственным образом влияет на возможность оказания поддержки и участия людей в деятельности местного самоуправления. 45 % респондентов, имеющих среднее специальное или высшее образование, активно участвуют в деятельности местного самоуправления против 7 % не имеющих такого уровня образования. Хотя следует отметить, что большая часть респондентов, независимо от уровня образования среди предоставленных им прав жителей сельских поселений чаще всего используют право участия в муниципальных выборах и участия в собраниях, сходах граждан. Проявление личной правотворческой инициативы, получение информации о деятельности местного самоуправления, обсуждение вопросов местной жизни, а также участие в публичных слушаниях, проводимых администрацией, к числу часто реализуемых прав жителей муниципального образования население сельских поселений пока не относит.
Результаты социологического опроса позволяют выявить зависимость социального позиционирования населения сельских поселений от уровня их образования: четко фиксируется более понимающая, активная, осведомленная социальная позиция жителей, имеющих среднее специальное или высшее образование. Характерно, что и источники информации о деятельности местного самоуправления различные категории респондентов предпочитают разные: помимо тради-
ционных СМИ для людей с образованием выше среднего популярными являются мероприятия, организованные администрацией их сельского поселения, в то время как категории респондентов со средним образованием более предпочтительными и удобными для себя считают беседы со знающими людьми, родственниками, соседями, а также случайные источники и слухи.
Приведение фактического состояния местного самоуправления в России к желаемому возможно на основе мобилизации и интеграции всех имеющихся в наличии ресурсов муниципального образования. Следует учитывать факт оттока молодежной составляющей из села и использовать экономические ресурсы для обеспечения условий жизнедеятельности для данной категории жителей сельских поселений. Целесообразно сориентировать систему образования, в том числе и высшего, на потребности села, рассмотреть возможности дистанционного обучения жителей сельских поселений, учитывая специфику разделения труда и особенности организации труда в селе, активизировать подготовку специалистов по тем специальностям, которые наиболее востребованы в сельских поселениях.
Специфику сельских муниципальных образований можно брать во внимание при организации информационно-разъяснительной работы с населением сельских поселений и использовать дифференцированный подход при организации данной работы. Пока современная ситуация такова, что с одной стороны граждан окружают потоки информации, с другой - существует большая потребность в получении быстрой, понятной и легко усваиваемой информации.
Литература:
1.Газизова Л.И. Состояние развития местного самоуправления в субъектах Российской Федерации: факторный подход // Власть. 2010. №9.
2.Государственное и муниципальное управление социальными и политическими процессами в регионе: общественное мнение и экспертные оценки /Под ред. Рудого В.В., Понеделкова А.В., Старостина А.М., Лысенко В.Д. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2010.
3.Мнение населения о современном состоянии местного самоуправления в сельских поселениях. Информационно-аналитические материалы международной научно-практической конференции «Эффективность самоуправления муниципальных образований городских и сельских поселений (опыт России и Германии)». - Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2011.
4.Таранина О.В. Анализ развития финансово-экономической базы муниципальных образований в результате муниципальной реформы // Казанская наука. 2010. № 2.