2. Инвалидность детского населения России / А.А. Баранов, В.Ю. Аль-бицкий, Д.И. Зелинская, Р.Н. Терлецкая. - М., 2008. - С. 14.
3. Ярская-Смирнова, Е.Р. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социс. - 2003. - № 5. - С. 100.
4. www.medicinarf.ru/events/?news_id=5101.
5. www.miloserdie.ru/index.php?ss=4&s=19&id=10468.
6. www.demograf.omskmintrud.ru/default.asp?objValue=57971&objType= 2&m=18508.
7. www.biletomsk.ru/news-detail-16504.html.
СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДОСУГА ПОДРОСТКОВ
© Рыжих А.А.*
Омский государственный технический университет, г. Омск
Стратегии модернизации подготовки социального работника в системе высшего профессионального образования выдвигают на первый план задачу профессионализации управленческой культуры в сфере организации культурно-досуговой деятельности подростков как эффективного средства профилактики социально негативных явлений в подростковой среде.
Сегодня в науке существуют инновационно-содержательные и технологические аспекты образовательной подготовки социальных работников, путем синтеза как традиционных способов воздействия и приобщения личности к ценностям культуры общества, так и синергетико-рефлексивных методов взаимодействия субъектов с социокультурной средой, рассматриваемой как целостный, саморазвивающийся универсум и ресурсно-содержательный объект управления.
Модель управления процессом воспитания культуры досуга подростков представляет собой двухуровневый технологический комплекс, который включает в себя взаимосвязанные структуры внутреннего управления (организация и включение подростков в различные виды, формы культурно-досуговой деятельности в условиях воспитывающей социокультурной среды образовательных учреждений, учреждений социальной защиты населения, культуры, спорта, дополнительного образования) и внешнего управления (со стороны специалистов-менеджеров органов управления указанных структур).
* Студент факультета Гуманитарного образования. Научный руководитель: Мамаева Г.Г., доцент кафедры Социологии, социальной работы и политологии.
Такой тип управления основывается на учете специфики феномена социокультурного контекста среды как совокупности принципов неравновесности, открытости, гетерогенности, самоорганизации. В этой связи сингулярно-рефлексивное управление культурно-досуговой деятельностью подростков отличается рядом свойств, таких как: полифункциональность, информационность, резонансность, адаптивность, технологичность.
Остановимся подробнее на анализе сущности внутреннего и внешнего управления процессом воспитания культуры досуга у подростков. Исходным методологическим посылом для нас является подход Х.Й. Лийметса, который считает, что воспитание - это целенаправленный процесс управления развитием личности, через создание благоприятных условий. Это означает, что управление - это условие, механизм, интегральный компонент процесса воспитания культуры досуга в социокультурной среде. При этом процесс воспитания культуры досуга, как одна из организованных форм социальных процессов, согласно синергетическому подходу, отличается не только наличием определенной устойчивости, упорядоченности, но и наличием нелинейности, неравновесности. Как справедливо отмечают В.А. Караков-ский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова, такое управление системой должно основываться на «резонансном» воздействии, при этом главное не его сила, а архитектура (структура) [4, с. 11].
Развивая внутренний аспект управления, вслед за авторами, мы считаем что различные степени воздействия субъекта управления на культурно-досуговую деятельность подростков, оказываемые на микроуровне, способны носить сингулярно-резонансный и адаптивно-корректирующий характер. Это значит, что, с учетом социокультурной специфики управления развитием личности в сфере досуга, от социального работника требуется не только анализ, выявление неустойчивых, еще несформированных состояний развития познавательной сферы личности (интересов, мотивов, потребностей), но и направленное расширение познавательного поля личности как замещающая и корректирующая альтернатива социокультурного развития личности подростков. Именно такой подход способствует формированию устойчивых, непротиворечивых, смыслообразующих познавательных интересов личности.
Отсюда следует, что стратегическая цель внутреннего управления состоит в мотивации и развитии устойчивых потребностей подростков на уровне конструктивно-индивидуальной рефлексивности как осознанного выбора личностно и социально значимых видов деятельности на основе сбалансированного направленного взаимодействия с окружающей средой.
Внешнее управление детерминирует внутреннее управление процессом воспитания культурой досуга подростков. Внутренне управление включает организацию, анализ, прогноз, координацию, коррекцию познавательной, творческой, спортивно-массовой, общественно-полезной деятельности, фор-
мального и неформального общения детей и взрослых в условиях пространства жизнедеятельности школы во вторую половину дня, свободную от учебных занятий, и в шестой (субботний) школьный день. Управление также предусматривает планирование, организацию деятельности кружков, секций, клубов по интересам, трудовых, спортивно-прикладных, поисково-краеведческих, патриотических, творческих объединений и др. В этой связи необходимо создание в школах микро-досуговых центров, обеспечивающих свободу выбора, чередование видов: познавательной, творческой деятельности, развитие креативности и адекватных интересам подростков обновляющихся форм досуговой деятельности. Такой вид управления сферой досуга подростков предполагает ориентирование подростков на рефлексивность, через достижение личного и коллективного успеха, совместный поиск, сотрудничество, навыки самоанализа собственных возможностей, достигнутых результатов.
Вместе с тем внутреннее управление детерминировано управлением внешним как интегральной функцией иерархических структур управления образования, назначение которых состоит в учете принципов регионализации культуры среды. Это значит, что такой тип управления состоит в его адекватности самобытной культуры региона, его экономики, уклада, образа жизни, традициям, природным, историческим условиям поселения. Внешнее управление процессом воспитания культурой досуга подростков включает целенаправленное структурно-функциональное взаимодействие и воздействие органов управления в рамках многомерного подхода на становление, развитие социокультурного воспитательного пространства школ, учреждений, их культурно-досуговой инфраструктуры как среды творческой самореализации личности.
Стратегии внешнего управления направлены на диффузионное расширение пространства культуры досуга на субъектно-объектном и территориальном уровне. Это согласуется с принципами «вертикальной и горизонтальной мобильности» (К. Манхейм, М. Вебер) по гуманизации и демократизации социума со стороны всех структур управления, культуры, спорта, системы социальной защиты населения и других учреждений, общественных организаций для координации управленческой деятельности.
Назначение внешнего управления состоит в обеспечении научно-методической, организационно-управленческой готовности социальных служб, педагогических кадров, специалистов по работе с детьми и подростками различных уровней к системно-функциональному взаимодействию для преобразования социума в интересах социализации детства в сфере досуга.
В качестве таковых выступают: управленцы (менеджеры), специалисты образования, учреждений социальной защиты, культуры, спорта, дополнительного образования, методисты, руководители школ, учреждений дополнительного образования, педагоги, воспитатели, классные руководители, педагоги-организаторы, социальные педагоги.
Таким образом, результатами управления процессом воспитания культуры досуга подростков становится социально и педагогически преобразованная социокультурная среда как единство качественно новых характеристик: комфортности, поливариативности, многоуровневости досуговой сферы, а также новообразования психической и познавательной сферы структуры личности - рефлексивность и креативность подростков.
Список литературы:
1. Бирюков Б.В. Крушение метафизической концепции универсальности предметной области в логике. - М., 1963. - 384 с.
2. Манхейм К. Диагноз нашего времени: сб. - М.: Юрист, 1994. - 700 с.
3. Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? / Х.Й. Лийметс. -Москва: Знание, 1982. - 96 с.
4. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 264 с.
ДИНАМИКА МЕЖПОКОЛЕННОЙ МОБИЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
© Фильчикова Д.В.*
Омский государственный технический университет, г. Омск
Исследование проблемы межпоколенного взаимодействия весьма актуально, так как мы находимся, и всегда будем находиться в тесном контакте с представителями различных поколений. В кругу семьи, на работе, в общественном транспорте, стоя в очереди и так далее, мы постоянно вступаем во взаимодействия с другими людьми, носящие разнообразный характер. Проблема межпоколенных взаимодействий вечная, существующая со времен возникновения человеческого общества. Эта тема всегда была «обоюдоострой» для каждой из взаимодействующих сторон.
Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Ее масштаб сообщает о том, до какой степени в данном обществе неравенство переходит от одного поколения к другому. Если межпоколенная мобильность невелика, то это означает, что в данном обществе неравенство пустило глубокие корни, а шансы человека изменить свою судьбу
* Студент факультета Гуманитарного образования. Научный руководитель: Неживых Н.А., доцент кафедры Социологии, социальной работы и политологии, кандидат исторических
наук.