Таким образом, результатами управления процессом воспитания культуры досуга подростков становится социально и педагогически преобразованная социокультурная среда как единство качественно новых характеристик: комфортности, поливариативности, многоуровневости досуговой сферы, а также новообразования психической и познавательной сферы структуры личности - рефлексивность и креативность подростков.
Список литературы:
1. Бирюков Б.В. Крушение метафизической концепции универсальности предметной области в логике. - М., 1963. - 384 с.
2. Манхейм К. Диагноз нашего времени: сб. - М.: Юрист, 1994. - 700 с.
3. Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? / Х.Й. Лийметс. -Москва: Знание, 1982. - 96 с.
4. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 264 с.
ДИНАМИКА МЕЖПОКОЛЕННОЙ МОБИЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
© Фильчикова Д.В.*
Омский государственный технический университет, г. Омск
Исследование проблемы межпоколенного взаимодействия весьма актуально, так как мы находимся, и всегда будем находиться в тесном контакте с представителями различных поколений. В кругу семьи, на работе, в общественном транспорте, стоя в очереди и так далее, мы постоянно вступаем во взаимодействия с другими людьми, носящие разнообразный характер. Проблема межпоколенных взаимодействий вечная, существующая со времен возникновения человеческого общества. Эта тема всегда была «обоюдоострой» для каждой из взаимодействующих сторон.
Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Ее масштаб сообщает о том, до какой степени в данном обществе неравенство переходит от одного поколения к другому. Если межпоколенная мобильность невелика, то это означает, что в данном обществе неравенство пустило глубокие корни, а шансы человека изменить свою судьбу
* Студент факультета Гуманитарного образования. Научный руководитель: Неживых Н.А., доцент кафедры Социологии, социальной работы и политологии, кандидат исторических
наук.
зависит не от него самого, а предопределены рождением. В случае значительной межпоколенной мобильности люди достигают нового статуса благодаря собственным усилиям независимо от обстоятельств, сопровождавших их рождение.
Межпоколенные взаимодействия являются одним из существенных факторов развития и функционирования общества. Особенно усилилась роль межпоколенных взаимодействий в условиях системного кризиса, в связи с изменением демографической ситуации в России и с изменением иерархии ценностей молодого поколения. Современная Россия находится в состоянии формирования новой социальной системы. «Социальные нормы современного российского общества на текущий период не представляют собой естественной адаптационной нормы развития для подрастающего поколения, ввиду кризиса таких сфер жизнеобеспечения как образование, здравоохранение, средства связи, вследствие множественных длительных и кровопролитных межэтнических конфликтов, падения ценностных ориентации, роста различных форм общественных девиаций» [см.: 4]. В последнее время наблюдается рост преступности среди подростков. Дети и подростки в силу своей неопытности, незрелости не защищены от проявлений зла, насилия, жестокости, бескультурья, хамства, невежества. Большой «вклад» в популяризацию и распространение именно этих, отнюдь не лучших, проявлений среди молодежи вносят средства массовой информации, зачастую культивирующие акты насилия, агрессию, превосходство физической силы, героизацию преступников, вседозволенность и безнаказанность, неуважение к национальным, государственным, культурным и человеческим ценностям. С другой стороны, рост преступности среди подростков происходит в результате ослабления контроля семьи за поведением ребенка. Это может быть обусловлено экономическими условиями существования семьи. «Погоня за рублем» стала центральной идеей существования взрослого населения, не говоря уже о молодежи, снизилась ценность семейных связей и уважения к старшим поколениям. Эти и многие другие факторы ведут к обострению взаимодействия поколений. В условиях социальной транзиции российского общества становится очевидным, что прошлый опыт и социокультурные ценности старшего поколения не могут быть в полной мере использованы в новых условиях, определяя возрастание межпоколенных разногласий и углубляя конфликтогенность взаимодействия поколений. Молодежь быстрее адаптируется к новым социальным условиям межпоколенного взаимодействия, накапливая соответствующий опыт. «В процессе перехода от традиционной формы, предполагающей преемственность традиций старшего поколения, к современной форме, предусматривающей сочетание традиций и инноваций, молодежь выступает равноправным субъектом межпоколенного взаимодействия и способна оказывать значительное обратное влияние на старшее поколение» [5].
В традиционном и стабильном обществе прошлое было схемой будущего, где молодые опирались на традиции и опыт прошлых поколений, непосредственным транслятором которых являются «отцы» и «деды». Старшее поколение воплощало в себе мудрость времени, владело всем комплексом знаний, и младшие осваивали их в том же объеме, не сомневаясь в их важности и полезности. В процессе преемственности поколений воспроизводились способы общения и язык, ценности и нормы, поощрения и наказания, профессиональные занятия и ритуалы, старшее поколение обладало неоспоримым авторитетом у молодежи. В современном обществе в целом наблюдается изменение характера преемственности. Безмолвное потакание старшим развеялось как миф, однако, это не значит, что старшинство вовсе утратило свой авторитет перед молодостью. Каждый возраст имеет свои привилегии [см. подр.: 2].
Молодое поколение на различных этапах развития российского общества по-разному относилось к восприятию передаваемого от старших поколений социокультурного опыта и духовных ценностей. В период стабильного развития преемственность осуществлялась в боле высокой степени, в силу того, что опыт предыдущих поколений обусловливал эффективность социализации молодежи и достаточно высокую степень интеграции общества, что особенно проявилось в годы Великой Отечественной войны. «В условиях социальной транзиции российского общества, особенно сложно процесс адаптации к новым социальным реалиям проходит в старшей возрастной группе, формирование которой приходилось на военное время и послевоенный период восстановления народного хозяйства. У этого поколения уже сложилась своя система ценностей, однако эта система идет в разрез с новым временем, в условиях которого происходит формирование молодого поколения» [3].
Жизненная позиция молодых людей очень индивидуалистичная. В сознании молодых выстраивается образ старшего поколения как малоприспособленного к современной жизни. Зато несомненен их нравственный авторитет. Большинство молодых людей признает, что нравственный, духовный и культурный базис старшего поколения не сравнено богаче, чем у нынешнего. Тем не менее, молодежь скептически относится к тому, чтобы перенять житейский и профессиональный опыт «отцов» [см. подр.: 1].
Стоит отметить, что основу для сотрудничества и преемственности составляет знание и желание преодолеть социальные проблемы другого поколения. Также во взаимоотношениях поколений важен такт и дипломатия, чтоб поле совместной деятельности не стало полем битвы.
Список литературы:
1. Гурко Т. А. Трансформация института современной семьи // Социологические исследования. - 2005. - № 10.
2. Сорокин П.А. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество. - М., 2008.
3.1шр://тПпап.ги/50сю1оя1уа/агНопоу а 1 ше^ру V т_sociologija_se
т'1__т_izd-vo_mgu__2000__304_s_4.html.
4. http://www.famous-scientists.ru/1ist/4667.
5. http://www.socyouthran.ru/bookуiew.php?fi1e=10&PHPSESSID=a7d6aa 225dae5413267d4e45a4823a2e.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
© Чакиева Э.А.*
Ингушский государственный университет, г. Магас
Актуальность темы заключается в том, что в последнее годы борьба с ускоренной наркотизацией населения России приобрела особенную актуальность, так как обеспечение здоровья нации - одна из важнейших задач государства, от решения которой напрямую зависит его будущее. В нынешней ситуации к традиционным причинам, определяющим нарушение социальных норм, можно добавить кризисы в экономике, социальную нестабильность, аморальность, растленность и правовой нигилизм. Экономические реформы в большей части регионов, в том числе и в Ингушетии, вызвали рост безработицы и резкое снижение уровня жизни, привели к социально-политической нестабильности и высокой социальной напряженности. Молодое поколение Ингушетии переживает кризисную социально-политическую ситуацию. Разрушаются прежние нормативные и ценностные ориентации, что ведет к вседозволенности. «Установить нравственный, этический заслон отрицательным проявлениям способны только религиозные и национальные ценности и традиции».
Проблема употребления психотропных веществ, коснувшаяся всех социальных групп и слоев, является результатом затяжного социально-экономического кризиса в России, резкого снижения качества, уровня жизни, изменения стили жизни до критического снижения качества уровня жизни, модификации стиля жизни большинства населения. Проблема связана с отсутствием в 90-е годы государственной политики в этой области. Преступное бездействие государства и общества, привели к тому, что молодежь осталась одна со своими проблемами и оказалась не готовой противостоять
* Кафедра Социологии и политологии.