Научная статья на тему 'Межпоколенное взаимодействие как один из факторов социализации и адаптации'

Межпоколенное взаимодействие как один из факторов социализации и адаптации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
721
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ / АДПАТАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОКОЛЕНИЙ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВ-НОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тарасова Людмила Евгеньевна

В статье анализируются результаты исследования представлений россиян, относящихся к разным поколениям, о социальной, в частности, гражданской активности. Взаимодействие между старшим и младшим поколениями рассматривается в качестве существенного фактора как развития и функционирования общества в целом, так и становления последующих поколений, их адаптации и социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intergenerational Interaction as One of Factors in Socialization and Adaptation

The article analyzes the results of a study of representations of Russians belong to different generations, the social, in particular, civil activity. The interaction between the older and younger generations is regarded as a significant factor as the development and functioning of society as a whole, and the formation of the next generations, their adaptation and socialization.

Текст научной работы на тему «Межпоколенное взаимодействие как один из факторов социализации и адаптации»

проблемы восприятия и творчества. СПб., 2006. С. 21. 5 См.: ПриходькоА. И. Проблема эмоций в зарубежной социальной психологии // Вопр. психологии. 2009. № 1. С. 141-152.

См.: OatleyK. Communications to Self and Others : Emotional Experience and its Skills // Emotion Review. 2009. Vol. 1, № 3. Р. 206-213. КопцеваН. П. Указ. соч. С. 21. 8 См.: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. URL: http://dal.sci-lib.com/ html (дата обращения: 09.08.2010).

См.: Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником // Дошкольное воспитание. 1948. № 9. С. 34-41.

См.: Бахтин М. М. К философии поступка // Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев, 1994. С. 9-69. 11 См.: Гадамер Г.-Г. Искусство и подражание // Гада-мер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 273.

См.: Знаков В. В. Самосознание, самопонимание и понимающее себя бытие // Методология и история психологии. 2007. Т. 2, вып. 3. С. 65. 13 См.: ДелезЖ. Мишель Турнье и мир без другого // Де-лез Ж. Логика смысла. М., 1998. С. 286. См.: БахтинМ. М. : рго et contra. Личность и творчество М. М. Бахтина в оценке русской и мировой гуманитарной мысли / сост. К. Г. Исупов. СПб., 2001. С.16. 15 Там же. С. 49.

УДК 316.6

МЕЖПОКОЛЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ И АДАПТАЦИИ

Л. Е.Тарасова

Саратовский государственный университет E-mail: let01@mail.ru

В статье анализируются результаты исследования представлений россиян, относящихся к разным поколениям, о социальной, в частности, гражданской активности. Взаимодействие между старшим и младшим поколениями рассматривается в качестве существенного фактора как развития и функционирования общества в целом, так и становления последующих поколений, их адаптации и социализации.

Ключевые слова: социализация, факторы социализации, социальные функции старшего поколения, адпатация, взаимодействие поколений, представления, гражданская активность.

Intergenerational Interaction as One of Factors in Socialization and Adaptation

L. Е. Tarasova

The article analyzes the results of a study of representations of Russians belong to different generations, the social, in particular, civil activity. The interaction between the older and younger generations is regarded as a significant factor as the development and functioning of society as a whole, and the formation of the next generations, their adaptation and socialization.

Key words: socialization, socialization factors, social functions of the older generation, adaptation, interaction of generations, views, civic activity.

Глобальный характер и масштаб преобразований, происходящих в современном мире, особо актуализируют проблему социализации. Ее изучение становится разносторонним, устанавливаются взаимосвязи и взаимозависимости с другими процессами, в частности, с адаптацией.

Существует большое количество концепций о соотношении понятий «социализация» и «адаптация», но общепринятой теории до сих пор не существует: предлагается исходить из того, что именно фундаментальный процесс социализации формирует комплексную систему предпосылок адаптации. Проблемы социализации личности актуальны, так как затрагивают процессы влияния на социальные, профессиональные и возрастные группы людей.

События, необратимо изменившие отношение человека к миру природы и к человеку - атомная энергетика, компьютеризация, глобальная информатизация, открытия в области генетики вплоть до клонирования живых существ, космические исследования и пр., привели к разрыву преемственности жизни, к конфликту между поколениями. В постиндустриальном обществе модернизация принесла с собой ряд изменений в различных сферах жизнедеятельности старшего поколения: научные достижения в сфере медицины привели к увеличению продолжительности жизни; в условиях урбанизации произошло разрушение традиций совместного проживания различных поколений в одной семье; технический прогресс и автоматизация производства привели к быстрому устареванию профессиональных знаний работников старшего поколения; стремительная информатизация и необходимость постоянного обновления знаний снизили актуальность передачи опыта от старшего поколения младшему. Опыт и социокультурные ценности

© Тарасова Л. E, ZGlZ

предыдущих поколений не могут быть в полной мере востребованы в новых условиях - в мире, где будущее неизвестно.

В так называемых традиционных обществах образ человека старшего поколения был связан с категорией жизненного опыта, его постепенного накопления и передачи. Обычаи, традиции, преемственность, наследие - все эти механизмы общественного бытия предполагают уважение к предкам и высокий авторитет старших. Однако характер отношений между поколениями не остается неизменным. Но несмотря на все изменения, происходящие в обществе, именно предыдущие поколения остаются тем социальным институтом, назначение которого - передача социокультурного опыта, убеждений, ценностей, общественно одобряемых форм поведения, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе. Более того, в условиях системного кризиса, в связи с демографической ситуацией в России, с изменением ценностей молодого поколения особенно усилилась роль межпоколенного взаимодействия. Молодое поколение вынуждено приспосабливаться к изменяющейся действительности, предъявляющей качественно новые требования к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать, быть готовым к переменам как в микро- и макросоциуме, так и в собственной судьбе.

Особенностью процесса социализации является отсутствие у личности готового способа поведения в результате изменившихся условий его деятельности, внешних или внутренних, вследствие чего возникает необходимость в выработке стандартов, стереотипов, эталонов, необходимых для нормальной жизнедеятельности. У последующего поколения они появляются не сами по себе, а усваиваются в процессе общения с окружающими людьми, прежде всего, со взрослыми, представителями предшествующих поколений.

Межпоколенное взаимодействие является одним из существенных факторов как развития и функционирования общества в целом, так и становления последующих поколений, их адпатации и социализации. Любое общество и государство существуют одновременно в трех измерениях: прошлом, настоящем и зарождающемся будущим. Для каждого из этих миров существует своя система норм и ценностей. Умение жить в таком обществе означает правильную оценку системы норм и ценностей, действующих в данной ситуации.

Очевидно, что люди, живущие в конкретное историческое время, но относящиеся к разным поколениям, исповедуют разные ценности, занимают разное социальное положение. В повседневной жизни общества нельзя отделять представителей старшего поколения от молодежи, поскольку и те, и другие находятся в тесном контакте. Рассматривать категорию «старшее поколение» следует во взаимосвязи с представителями «младшего

поколения», вступающими в самостоятельную жизнь, не имеющими профессионального опыта, знаний, практических навыков, сформировавшихся культурных ценностей и духовных ориентиров. Анализ развития социальных отношений поколений в процессе их жизнедеятельности дает основание утверждать, что в обществе объективно существует их тесная взаимосвязь. Л. А. Солда-това предлагает рассматривать её как своеобразный «социальный диполь» - взаимосвязанные и противоположно направленные в своей деятельности старшее поколение и молодежь, без которых поступательное развитие общества не может осуществляться1. Старшее поколение как более консервативное является гарантом стабильности и толерантности общества, а поколение молодых определяет направление развития и инновационного преобразования общества.

В современной структуре российского общества старшее поколение, понесшее наибольшие социальные потери в период социально-экономических реформ, уже не является активным субъектом процесса социальной трансформации, утратив прежний материальный и социальный статус, оно вынуждено адаптироваться к современным реалиям. Однако в силу своей нарастающей численности данная возрастная группа при условии реализации соответствующего социального поведения может и должна более активно влиять на процессы становления гражданского общества в России. Бесспорно и то, что именно от молодого поколения зависит направление развития нашей страны.

Социальная роль старшего поколения состоит в широком использовании интеллектуальных возможностей в воспитательной деятельности, формировании нравственных, духовных ценностей, патриотических и гражданских убеждений младшего поколения. Важнейшими социальными функциями старшего поколения являются:

обеспечение преемственности поколений для сохранения культуры и традиций в соответствии с социальными нормами и ценностями;

сохранение традиций «большой семьи», обеспечивающих взаимосвязь поколений и осуществление первичной социализации и воспитания младших членов семьи - внуков и правнуков; мотивация и личный социальный опыт значительной части старшего поколения (особенно женской его части) направлен на деятельность в семье, помощь взрослым детям. Старшее поколение помогает вырастить физически и морально здоровое молодое поколение, дает возможность трудоспособной части населения создавать экономически развитое общество;

наставничество в разных сферах экономической и духовной жизни, передача опыта в различных профессиональных сферах науки и социальной деятельности;

продолжение социального развития личности с учетом возрастных и ценностно-ориентированных изменений образа жизни и круга социальных интересов.

Определим основные тенденции, определяющие изменения социального пространства и времени. Появление общего информационно-коммуникативного пространства означает для человека обретение новых способов жизнедеятельности; начинает развиваться феномен информационного неравенства, остроту которого можно снизить лишь за счет предоставления людям возможности повышения личной информационной культуры, что особенно актуально для представителей старшего поколения. Человек любого возраста вынужден ориентироваться на взгляды и поведение современников; и дети, и взрослые учатся у сверстников и более того - взрослые учатся у своих детей. Осуществление целенаправленной деятельности на сближение ценностных ориента-ций молодой и зрелой части общества возможно на основе приобщения последней к современным информационно-коммуникационным технологиям, в том числе использования интернет-ресурсов и других возможностей коммуникаций, поэтому взаимное общение для освоения новых профессиональных и социальных навыков создает предпосылки единства в социальном диполе между двумя взаимосвязанными поколениями: молодым и старшим; в условиях появления общего социально-экономического пространства главным богатством каждой нации становятся интеллектуальные умения и ценности ее граждан. Российский опыт в этом отношении, скорее, негативный: в частности, отъезд за границу ученых, которые успешно работали и работают в других странах, - необходимо устранить саму возможность повторения такого варианта развития событий. В связи с этим возникает необходимость в формировании нелинейного мышления, основными характеристиками которого являются: гибкость подхода к проблеме, вариативность ее решения.

Ценности коллективного действия, характерные для советского общества, потеряли свою значимость, на смену им пришли ценности индивидуального развития. Новый этап в развитии российского общества характеризуется сменой форм общественного и приватного. Вопрос о том, на каком основании граждане страны готовы объединиться для решения общих задач, не потерял актуальности.

С понятиями «социализация» и «адаптация» тесно связано понятие «социальная активность», которая является необходимым условием формирования человека как субъекта исторического процесса, предпосылкой развития личности, важным элементом ускорения общественного развития.

В современной российской действительности целостная система интеграции социальных

интересов распалась. На смену ей пришел многополярный мир, адаптация к которому требует широкого набора навыков и умений, не столько профессиональных, сколько социальных. В наиболее сложном положении находится молодежь, оказавшаяся в ситуации общей дезориентации и дезадаптации. Но она, тем не менее, продолжает поиск и создает пространство социального позиционирования, которое будет определять развитие российского общества в ближайшем будущем. Современная молодежь в основной своей массе лояльна и настроена на интегрированное социальное взаимодействие, но при отсутствии в России общеразделяемых моделей социальной ответственности и гражданской активности в молодежной среде возникают собственные представления и стереотипы, бесконтрольное развитие которых может привести к социальным дисфункциям.

В своем исследовании мы выявляли точку зрения представителей разных поколений на содержание понятия «гражданская активность» как одного из элементов социальной активности. Проекцией понятия гражданского общества выступает контур пространства гражданского действия, складывающийся из следующих элементов: осознания общественного устройства и своего места в нем; выбора действия; социальной активности; социальной ответственности за сделанный выбор и реализованное действие. Отметим, что представления молодого поколения во многом воспроизводят сложившуюся еще в советском обществе модель взаимоотношений личных и общественных интересов.

В общих чертах структура гражданской активности, практически одинаково понимаемая представителями разных поколений, такова:

участие в сохранении культурно-исторического наследия страны. В массовом сознании современной молодежи в значительной степени укоренились представления о ценности российского культурно-исторического наследия. Молодое поколение готово принимать участие в его сохранении и умножении, тем более что эти намерения совпадают с ценностями индивидуального саморазвития;

посильное участие в политической жизни страны. Молодое поколение выражает готовность принимать участие в политической жизни страны, что, с их точки зрения, означает: активное участие в выборах властных структур разного уровня; вступление в ряды политических партий разных направлений; участие в общественных организациях, защищающих права человека; организация и проведение массовых митингов, демонстраций протеста и т.п.;

участие в общественно полезной деятельности. Вызывает положительный отклик у молодого поколения, в частности, предложение участвовать в общественно полезной деятельности на благо

24

Научный отдел

своего двора, улицы, поселка, города. Это традиционные субботники и воскресники, где представители старшего поколения бок о бок трудятся с молодежью. Но более активно молодое поколение участвует в различных благотворительных акциях, общественно-политических действиях;

добросовестное выполнение обязанностей граждан Российской Федерации. В настоящее время по действующему законодательству обязательным гражданским долгом юношей является служба в армии. Но если для старшего поколения защита Отечества выступала священной обязанностью, прохождение службы в армии было делом чести, то современная молодежь весьма неохотно устремляется в ряды вооруженных сил, число «уклонистов» растет год от года. Еще одной мерой гражданской активности, способствующей развитию страны, является уплата налогов. Часть молодежи, выросшей в иных социально-экономических условиях, чем старшее поколение, не считает обязательным для себя уплату налогов в полном объеме, но ведь именно осознанное отношение к налоговой дисциплине молодых граждан в значительной степени будет определять налоговую культуру страны в обозримом будущем.

Можно констатировать, что ценностные установки молодежи, касающиеся гражданской активности, полностью соответствуют типологии, предложенной Н. И. Ивашиненко:

индивидуалисты - по их мнению, реализация на социальном уровне социально одобряемых и общепризнаваемых трудовых и семейных стратегий является основным направлением реализации гражданской активности;

идеологи демонстрируют повышенную активность в сохранении культурно-исторического наследия страны, создания и поддержки разных идеологических конструктов, способствующих интеграции общества на базе распространения идей толерантности и религиозности;

правопослушные заявляют о своей готовности полностью выполнять законодательно закрепленные обязанности граждан Российской Федерации, такие как уплата налогов, участие в выборах, изучение истории своей страны, и демонстрируют положительное отношение к службе в армии;

общественники - характерными чертами этой группы является активное желание участвовать в жизни своего города, региона, страны. Это участие понимается ими достаточно широко - от обсуждения до реальных (как конструктивных, так и деструктивных) политических 2

шагов .

Резюмируя сказанное, отметим, что существенных разногласий между представителями разных поколений по данному вопросу не выявлено, но проблемы, конечно, есть: так, имеет место конфликт между запросами молодежи на новые формы участия в гражданской деятельности и традиционными бюрократическими формами организации молодежной инициативы. Пока еще отсутствуют социальные институты, способные преобразовать инициативу молодых в новые инновационные формы гражданской деятельности и удерживать ее в рамках конструктивного взаимодействия.

В настоящее время общество поставлено перед необходимостью выработать новые нормы отношений между людьми разных поколений. Признание авторитета и мудрости старших, уважение к их опыту должно дополняться сознанием ценности инноваций. Только встречное движение позволит прийти к содержательному диалогу поколений, к взаимопониманию.

Работа выполнена в рамках проекта «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества» Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009- 2013 годы (2012-1.2.1-12-000-3005-012).

Примечания

1 См.: Солдатова Л. А. «Старшее поколение» в социальной структуре общества : социологический анализ // Социальная политика и социология. 2008. № 2. С. 26-27.

2 См.: ИвашиненкоН. И. Социальная активность и гражданская ответственность // Социология. 2007. № 3-4. С. 57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.