Научная статья на тему 'Социальный проект студента как фактор конкурентоспособности будущего специалиста'

Социальный проект студента как фактор конкурентоспособности будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ВЕЛОСИПЕДНЫЙ МАРШРУТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПРОС / RESEARCH WORK / SOCIAL PROJECT / COMPETENCE / CYCLING ROUTE / SOCIAL SURVEY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колодезникова Сардаана Ивановна, Тарасов Ариан Егорович

В современных условиях повышения требований к качеству подготовки студентов вузов практико-ориентированные научные исследования становятся важной составляющей образовательного процесса. В работе авторы делятся опытом сопровождения научного проекта студента социальной направленности на примере разработки велосипедных маршрутов в городской среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT''S SOCIAL PROJECT AS A FACTOR IN THE FUTURE COMPETITIVENESS OF A SPECIALIST

In modern conditions of increasing the quality requirements for the preparation of university students, practice-oriented scientific research is becoming an important component of the educational process. In this paper, the authors share their experience in accompanying a socially oriented student’s research project using the example of developing cycling routes in an urban environment.

Текст научной работы на тему «Социальный проект студента как фактор конкурентоспособности будущего специалиста»

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Колодезникова Сардаана Ивановна

Институт физической культуры и спорта

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова » (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Тарасов Ариан Егорович Институт физической культуры и спорта

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова » (г. Якутск)

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ СТУДЕНТА КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО

СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация. В современных условиях повышения требований к качеству подготовки студентов вузов практико-ориентированные научные исследования становятся важной составляющей образовательного процесса. В работе авторы делятся опытом сопровождения научного проекта студента социальной направленности на примере разработки велосипедных маршрутов в городской среде.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, социальный проект, конкурентоспособность, велосипедный маршрут, социальный опрос.

Annоtation. In modern conditions of increasing the quality requirements for the preparation of university students, practice-oriented scientific research is becoming an important component of the educational process. In this paper, the authors share their experience in accompanying a socially oriented student's research project using the example of developing cycling routes in an urban environment.

Keywords: research work, social project, competence, cycling route, social survey.

Введение. Присоединение России к Болонскому процессу в 2003 году поставило перед высшей школой новые задачи в воспитательно-образовательный процесс, одной из которых является повышение мобильности студентов. Этому способствует повышение конкуренции на рынке труда. Сегодня для работодателя высококвалифицированный сотрудник - это специалист (бакалавр, магистр), компетентный во всех сферах деятельности. Данное обстоятельство обострило общественную потребность в разрешении адаптации студенчества к трудовой деятельности. Принцип конкурентоспособности в совершенствовании качества системы высшего образования предполагает реализацию стратегии совершенствования качества подготовки и воспитания студентов как конкурентоспособных личностей в условиях международной мобильности и интеграции [1].

Научно-исследовательская работа (далее - НИР) студентов сегодня является обязательным разделом основной образовательной программы и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО и ООП вуза.

Можно согласиться с утверждением, что НИР студента ориентирована на самостоятельный поиск научного знания, анализ актуальной информации, выбор и использование методов исследования, принятых в науке. Это обусловливает необходимость совершенствования подготовки студентов профессионально-педагогического вуза к научно-исследовательской деятельности [2]. Соответственно, перед преподавателем стоит задача - грамотно направлять работу студента, побуждая в них интерес к данному виду деятельности не разового характера, а на систематическую исследовательскую потребность.

Формулировка цели статьи. Основная цель работы - поделиться опытом создания научного проектов социальной направленности.

Изложение основного материала статьи. Любое научное исследование требует тщательной его проработки. В данной работе мы хотим поделиться опытом разработки велосипедного маршрута в Республике Саха (Якутия).

Велосипедное движение - это один из видов и способов обеспечения передвижений в городской среде, наряду с автомобильными перевозками или перемещениями с помощью общественного транспорта. Понимание велосипедного движения (далее - велодвижения) как одного из средств обеспечения мобильности граждан в городской среде, к сожалению, пока не находит достаточного выражения в российских условиях, где использование велосипеда чаще всего связывается с целями досуга, а не перемещений. Хотя в последнее время ситуация начинает меняться. В частности, интерес к развитию велодвижения в конце 2014 года проявило и профильное Министерство транспорта Российской Федерации [3].

Однако, несмотря на все усилия и достигнутые успехи, велосипеду еще предстоит стать признанным, широко используемым и равноправным по отношению к другим транспортным средствам. Для этого необходимо активно содействовать использованию велосипеда как разумной альтернативы другим транспортным средствам в повседневной жизни, в свободное время и на отдыхе, чтобы велосипед стал использоваться чаще, чем раньше. Это разгрузит центры крупных и средних городов, будет способствовать эффективной защите климата. Добавьте к этому экономичность, пользу для здоровья.

Для Российской Федерации главными проблемами остаются отсутствие регламентирования велодвижения во многих нормативных документах, отсутствие четких пунктов в ПДД, а также политика автомобилизации населения. При строительстве любого здания, начиная от государственных школ, больниц и т.д., и заканчивая реставрацией исторических зданий, проектами должны предусматриваться не только доступность для автомобилей, но и для пешеходов с велосипедистами. При этом движение на велосипеде должно быть безопасным, удобным и выгодным в плане маршрутов.

Предпосылками обращения к данной проблеме стало исследование, проведенное магистрантами кафедры в 2016 г. Суть исследования заключалась в сравнительной оценке развития физической активности населения г. Якутска и населения г. Инсбург (Австрия) [4]. По результатам опроса было выявлено, что большая часть европейцев в лице жителей Австрии поддерживают себя в оптимальной физической форме благодаря велоспорту, так как там есть специальные трассы для велосипедистов.

В связи с этим для оценки необходимости создания велосипедных дорожек в городе Якутске мы провели опрос среди жителей г. Якутска. Опрошено 100 человек: 64% женщин, 36% мужчин. Самое большое

количество опрошенных были в возрастной категории от 18 до 29 лет - 53%, за ней следует категория от 30 до 45 лет - 37%, и остальные 6% - это от 46 лет и более и 4% в возрастной категории от 0 до 17 лет. Что касается рода деятельности респондентов, категории работников больше всего - 67%, студентов - 22%, безработных - 5%, 3% опрошенных - школьники и фрилансеры.

По способу передвижения респонденты разделились примерно на равные доли: пешеходы - 33%, далее 24% - это люди, пользующиеся общественным транспортом, на личном автомобиле передвигаются 22% опрошенных, 20% - велосипедисты и 1% - выбрали значение «другое».

На вопрос «Удобно ли передвигаться на велосипеде по городу», результат опроса показал, что большинство не удовлетворены удобством передвижения на велосипеде по г. Якутску - 73%, далее 15% затруднились ответить, лишь 12% респондентам удобно передвигаться на велосипеде.

94% респондентов поддержало появление велодорожек по городу, 5% - затруднились ответить и 1% не поддержал. При условии появления велодорожек в городе 90% респондентов согласны передвигаться на велосипедах по городу, 6% - затруднились с ответом, и остальные 4% - ответили отрицательно. Логично, что 95% - поддержало необходимость создания велосипедных парковок по городу, 3% - затруднились ответить и 2% респондентов не поддержало.

Для нас было важным получить оценку уровня безопасности передвижения на велосипедах от горожан, в результате опроса получился средний показатель 4 из 10.

Это говорит о том, что на сегодняшний день население города все же с опаской относится к передвижению на велосипеде по городу, что опять же подтверждает необходимость велодорожек.

Все мы понимаем, что расширение границ города Якутска, несовершенная схема общественного транспорта вынуждает жителей пересаживаться в личный автотранспорт. Однако центр города не адаптирован под высокий автомобильный трафик. Это влечёт за собой ухудшение экологической ситуации, а мнимая мобильность жителей города при возрастающих транспортных заторов усугубляет проблему. На сегодняшний день владельцы велосипедов в Якутске редко используют их для регулярных поездок, ввиду отсутствия приемлемых дорожных условий и маршрутов.

Велосипедное движение как средство передвижения по городу обладает многими преимуществами с точки зрения здоровья человека и охраны окружающей среды. Благодаря переходу от вождения транспортных средств к пешеходному или велосипедному движению можно уменьшить количество заторов транспорта, сократить затраты на дорожные и парковочные сооружения, а также снизить степень воздействия на окружающую среду и укрепить здоровье населения.

В результате проведенного социологического исследования был предложен проект создания велосипедного маршрута в условиях городской среды.

Веломаршрут № 1 - рекреационный. Проходит по территории Парка отдыха и культуры. Вдоль лесного массива, что обуславливает рекреационное значение маршрута. Маршрут выполнен линией, проходящей по обязательным объектам парка.

Веломаршрут № 2 - городской). Маршрут разработан с учетом функциональных зон рассматриваемой территории и проложен по наиболее густонаселенным районам с охватом объектов массового пребывания населения, вдоль основных транспортных направлений. Всё это позволит привлечь к велодвижению наибольшее количество потенциальных велосипедистов, которым маршрут позволит добираться до места работы, либо учёбы на велосипеде.

Маршрут оптимальным образом обходит участки со сложным рельефом: спустившись с террасы при следовании от Студенческого Городка к Площади Ленина, далее следует по наиболее ровному подножию террасы, минуя при этом участки с овражно-эрозионными формами рельефа на поверхности. Это способствует более комфортному передвижению на велосипеде.

Также маршрут проходит по главным улицам города, дублируя основные маршруты передвижения на автомобиле, что способствует снижению интенсивности транспортных потоков в рассматриваемом направлении. Примерная общая протяженность велосипедной дорожки по данному маршруту составляет 21,2 км. В связи с тем, что маршрут проходит по главным улицам, он создаёт необходимую инфраструктуру для велосипедиста. Так, на пути маршрута расположены объекты образования, включая детские сады и университеты, более 25-и объектов массового пребывания населения (торговые центры, театры, рестораны и т.д.), более 5 рекреационных зон (лесные массивы, парки, скверы, набережные и т.п.), что представлено в таблице 3. Следует отметить, что благодаря более развитой улично-дорожной сети, прохождение веломаршрута занимает наименьшее время.

Разработанный веломаршрут организует оптимальное передвижение велосипедистов, пешеходов и автомобилей по центральной части города до его окраин и будет работать на перспективные северное и южное направления г. Якутска.

Таблица 1

Сравнительные показатели веломаршрутов

Наименование маршрута Длина(м) Время прохождения(мин) Колическтво рекреационных зон Количество транспортных узлов Объекты образования Количество объектов массового пребывания

Маршрут № 1. Рекреационный 4100 30 9 1 0 3

Маршрут № 2. Городской 21200 120 7 16 15 30

Кроме указанных выше параметров оценена сравнительная стоимость на проектирование, строительство и содержание веломаршрутов (табл. 2).

Каждый из предложенных двух веломаршрутов имеет свои сложные участки, требующие увеличения затрат на строительство и эксплуатацию:

I маршрут - участки со сложным рельефом, требующие организацию склонов с нормативными уклонами; участки ИЖС, требующие обустройства ливневой канализации, новое дорожное покрытие.

II маршрут - участок прохождения маршрута по оврагу, требующий организацию велопарка, обустройства спуска с нормативным уклоном, новое дорожное покрытие, освещение.

Таким образом, в связи со сложностью определения конкретной стоимости затрат на строительство и эксплуатацию каждого варианта веломаршрутов, рассчитаны ориентировочные стоимости проектирования, строительства и содержания 2 вариантов веломаршрутов относительно их длин (согласно методического подхода МАДИ).

При оценке стоимости ВТИ были приняты следующие основные допущения: ширина велодорожки 3,0 м; ширина полосы под благоустройство (демонтаж/монтаж дорожного покрытия, организация газона, монтаж бордюрного камня и пр.) 0,5 м с внешней стороны от велодорожки; установка светофоров 1 шт./2 км велодороги; дорожная разметка по краям велодороги с регулярным нанесением знака велосипеда; обслуживание велодороги осуществляется импортной малогабаритной техникой производительностью 50 км/смена; расчеты затрат проводятся в ценах на 2017 год, полученных от цен на 2015 год с учетом коэффициента-дефлятора.

Стоимости приводятся в ценах на 2018 год, полученных от цен на 2015 год с учетом коэффициента-дефлятора и рассчитаны относительно длины веломаршрута [5].

Таблица 2

Ориентировочная стоимость проектирования, строительства, благоустройства и эксплуатации

веломаршрутов на 2018 год

№п.п. | Наименование работ Маршрут № 2 Маршрут №1

Протяженность велодорожек 21,2 км 4,1 км

1. Затраты на проектирование и строительство велодорожек с покрытием из песчаного асфальтобетона, тыс. р. 22 000,00 6 000,00

2. Благоустройство велодорожек, тыс. р. 79 000,00 15 000,00

3. Обслуживание велодорожек, тыс. р. 10 000,00 2 000,00

4. Техническое обслуживание, тыс. р. 23 000,00 6 000,00

5. Административные расходы, тыс. р. 100,00 50,00

6. Ремонт элементов инфраструктуры, тыс. р. 5 000,00 1 500,00

7. Устройство велосипедных стоянок и велобоксов, тыс. р. 3 000,00 1 200,00

8. Итоговая стоимость: 122 100, 00 26 750,00

Выводы. Проведенное исследование полностью подтверждает целесообразность развития велосипедного движения и на необходимость изменения градостроительной структуры. Для этого нами предлагаются:

- переоборудование перекрестков с отдельным светофором для велосипедистов;

- создание велодорожек и велополос за счет перепланировки парковочных мест и сужения крайней левой полосы;

- создание продуманных веломаршрутов, исходя из существующего велопотока и опросов велосипедистов;

- создание велопарковок и специальных велобоксов;

- оборудование мест в общественном транспорте на случай поломки велосипеда или усталости велосипедиста.

Литература:

1. Колодезникова С.И.. Неустроева Е.Н. Особенности работы в системе Moodle как средства развития информационной компетентности в условиях вуза // Научно-методический журнал «Концепт». 2018. №3. С.37-47. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32675191 (дата обращения 10.11.2018).

2. Зуева А.С. Компетентностный подход в организации научно-исследовательской деятельности студентов профессионально-педагогического вуза: автореферат дисс... на соиск. уч. степени канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2014. - 27 с.

3. Отчет о научно-исследовательской работе «Разработка методик и стандартов для объектов транспортной инфраструктуры: пешеходного и велосипедного движения по теме: Обоснование мероприятий, разработка проектов нормативных правовых и методических документов» / ФГБОУ «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет». - М., 2016 г. - 223 с.

4. Алексеева И.Я., Трофимова П.Н., Захарова А.И., Филэ Х., Колодезникова С.И. Сравнительный анализ уровня физической активности в Республике Саха (Якутия) и Австрии // Молодой ученый. - 2017. - № 9 (143). - С. 295-297.

5. Отчет о научно-исследовательской работе «Разработка методик и стандартов для объектов транспортной инфраструктуры: пешеходного и велосипедного движения по теме: Обоснование мероприятий, разработка проектов нормативных правовых и методических документов» / ФГБОУ «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет». - М., 2016 г. - 223 с.

Педагогика

УДК 37.042; 37.04-053

доктор медицинских наук, доцент Колокольцев Михаил Михайлович

Иркутский национальный исследовательский технический университет (г. Иркутск); доцент Наталевич Лариса Федоровна

Иркутский национальный исследовательский технический университет (г. Иркутск)

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ ТРЕТЬЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ РАЗНЫХ ПРОФИЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Представлены материалы по физической подготовленности 6606 студентов в возрасте 17-21 года Иркутского национального исследовательского технического университета, отнесенных для занятий физической культурой к III-й функциональной группе (специальная медицинская группа) и обучающихся на техническом, гуманитарном и творческом направлениях профессиональной подготовки. Установлены возрастные особенности проявления основных двигательных качеств юношей разных профилей профессионального обучения в университете. Для формирования профессионально важных физических качеств будущего специалиста, преподавателям физической культуры на учебных занятиях необходимо учитывать профиль профессиональной подготовки обучающихся.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, профиль обучения, III функциональная группа, двигательные качества.

Annotation. Materials behind physical fitness of 6606 students at the age of 17-21 years of the Irkutsk national research technical university carried for occupations by physical culture to the III functional group (special medical group) and studying at the technical, humanitarian and creative directions of vocational training are presented. Age features of manifestation of the main motive qualities of young men of different profiles of vocational education at the university are established. For formation of professionally important physical qualities of future expert, teachers of physical culture on studies need to consider a profile of vocational training of students.

Keywords: physical culture, students, training profile, III functional group, motive qualities.

Введение. Современное производство требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, высокой координации и ловкости движений работников в любой сфере труда. Низкие показатели здоровья студентов в РФ, их недостаточная физическая подготовленность [2,10,11], может в будущем негативно отражаться на профессиональной деятельности. Физическая культура относится к одному из эффективных немедикаментозных способов сохранения и повышения состояния здоровья различных групп населения, улучшения психофизической готовности к успешной профессиональной деятельности [4, 6]. Повысить психофизическую подготовленность будущего специалиста к профессиональной деятельности призвана профессионально-прикладная физическая подготовка [9]. Используемый арсенал ППФП особенно ценен для формирования узко- направленного двигательного статуса молодого специалиста к предстоящей трудовой деятельности [7].

Поэтому в планировании и организации учебных занятий по физическому воспитанию студентов с ослабленным здоровьем, следует учитывать профессиональную направленность вузовской подготовки для более эффективного формирования их двигательных качеств [1]. Вместе с тем, в литературе в не полной мере отражены вопросы оценки двигательных качеств юношей СМГ с учетом профиля подготовки в вузе [8].

Изложение основного материала статьи. Цель исследования. Дать характеристику двигательных качеств юношей III функциональной группы (СМГ) с учетом направлений профессиональной подготовки в университете.

Материал и методы.

Участники: Обследованы студенты 1-4 курсов (n=6606) технического (группа «А», n=4812), гуманитарного (группа «Б», n=924) и творческого (группа «В», n=870) профилей обучения в Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ИРНИТУ). По результатам медицинского обследования юноши по состоянию здоровья отнесены к III функциональной группе (специальная медицинская группа - СМГ). Возраст обследуемых колебался от 17 лет до 21 года.

Организация исследования: Лонгитюдное наблюдение за двигательными качествами студентов СМГ проводилось в течение 5 лет (2010-2014 гг.) и включало в себя тестирование основных моторных качеств юношей с использованием контрольных упражнений на быстроту (бег 30 м с хода, с); скоростно-силовую выносливость мышц сгибателей туловища (подъем туловища из положения лежа, кол-во раз за 30 с); силу и силовую выносливость мышц верхнего плечевого пояса (подтягивание на перекладине, с и отжимание, количество раз); динамическую силу мышц нижних конечностей (прыжок в длину с места, см); активную гибкость позвоночника и тазобедренных суставов (наклон вперед сидя, см), общую выносливость (бег 1000 м, мин) [3]. Обследование проводились на основе принципов добровольности с соблюдением прав и свобод личности, гарантированных статьями 21 и 22 Конституции РФ. Выполненная работа не ущемляет права и не подвергает опасности благополучие студентов в соответствии с этическими стандартами комитета по правам экспериментов Хельсинскской декларации 2008 г. [12].

В работе использовались статистические методы с вычислением объема выборки (n), среднего значения (М - mediana), минимума, максимума, стандартного отклонения (о - сигма) и расчета стандартной ошибки [5]. Различия признаков определялись по критерию Стьюдента и считались достоверными при уровне значимости Р<0,05.

В таблице приведены значения показателей в двигательных тестах юношей 17-21 года III функциональной группы в зависимости от профилей вузовской подготовки [8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.