Научная статья на тему 'Социальный портрет студентов КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова'

Социальный портрет студентов КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
243
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный портрет студентов / высшее сестринское образование. / social portrait of students / higher nursing education.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Г Т. Кашафутдинова, Г Е. Аимбетова, А Д. Кызаева

В статье дано описание социальной группы студентов специальности «Сестринское дело» по результатам социологического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Г Т. Кашафутдинова, Г Е. Аимбетова, А Д. Кызаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PORTRAIT OF STUDENTS OF KAZAKH NATIONAL MEDICAL UNIVERSITY NAMED S.D.ASFENDIYAROVA

This article describes results of the survey conducted among the social group of students of a specialty "Nursing».

Текст научной работы на тему «Социальный портрет студентов КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова»

B.S. TURDALIEVA, M.K. KOSHIMBEKOV, A.D. ADENOVA, A.E. TAZHIEVА

ANALYSIS OF THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE DEPARTMENT THROUGH THE EYES OF STUDENTS

Resume: As is known , the strategy of modern medical education in Kazakhstan today is aimed at improving the existing training technologies , increased motivation for self-learning , the development of thinking , integrated learning strategies , as well as monitoring the quality of the organization of the educational process . In this direction, in the Kazakh National Medical University named S.D. Asfendiyarov and at the Department of " Health Policy and Management " to work towards the realization of the competence approach to teaching students to improve the quality of education, use of modern science and interactive methods in the training of medical personnel . Keywords: interactive methods in teaching, competence, educational process, monitoring the quality of teaching

УДК 159.922.6:316.61:378

Г.Т. КАШАФУТДИНОВА, Г.Е. АИМБЕТОВА, А.Д. КЫЗАЕВА

Казахский Национальный медицинский университет им.СД.Асфендиярова

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТОВ КАЗНМУ ИМ.С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

В статье дано описание социальной группы студентов специальности «Сестринское дело» по результатам социологического исследования.

Ключевые слова: социальный портрет студентов, высшее сестринское образование.

Введение.Повышение роли работников среднего медицинского звена в оказании качественной и доступной медицинской помощи выдвигает новые требования к уровню профессиональной подготовки специалистов сестринского дела. В 1988 году на международной конференции ВОЗ по сестринскому делу в Вене были сформулированы основные требования к сестринскому образованию, в частности -«создание системы многоуровневого образования и системы подготовки профессиональных менеджеров сестринских служб» [1].

В настоящее время в связи с созданием единого образовательного пространства в Европе подготовка медицинских сестер проводится в соответствии с принципами Болонского процесса по многоуровневой модели:бакалавриат (додипломный уровень), магистратура и докторантура (последипломный уровень). Подобная многоуровневая модель подготовки позволяет развивать сестринское дело как науку, готовить научно-педагогические и управленческие кадры, а также обеспечивает преемственность и интеграцию между всеми уровнями образования. Таким образом, одной из главных задач мастерских программ является формирование у обучающихся навыков проведения научных исследований, преподавания и организаторской деятельности. В Казахстане, как и во всех постсоветских республиках, существовали две модели сестринского обучения: 2-х летнее на базе полного среднего образования и 3-х летнее на базе 9 классов средней школы, т.е. в возрасте 15-16 лет [2]. Реформы медсестринского образования начались в середине 90-х годов: была определена стратегия среднего медицинского (фармацевтического) образования и реформирования сестринского дела до 2010г., утверждены квалификационные характеристики на вновь вводимые специальности и определена дифференцированная оплата труда в зависимости от полученного образования и квалификации. В 2004г. впервые введены стандарты по профессиональному дополнительному среднему медицинскому образованию, затем начат переход на трехступенчатую модель подготовки кадров: бакалавриат-магистратура-докторантура, основанную на кредитной системе обучения. В области высшего сестринского образования предусмотрена подготовка специалистов в рамках бакалавриатов, с присвоением академической степени бакалавр сестринского дела (4 года). Последипломная подготовка

специалистов сестринского дела предусмотрена на уровне магистратуры по двум направлениям: профильная углубленная подготовка и научно-педагогическая (2 года)[3-6] Проблемам совершенствования сестринского образования в Казахстане посвящено немало работ[7-9].Тем не менее, анализ научных источников показал практическое отсутствие исследований студентови магистрантов специальности «сестринское дело» высших учебных заведений, как социальной группы.

Целью нашего исследованиясталоизучение социальной группы студентов специальности «сестринское дело» КазНМУ им.С.Д.Асендиярова.

Методы. В КазНМУим.С.Д.Асфендияровав настоящее время проводится подготовка бакалавров сестринского дела по следующим направлениям: медицинская сестра менеджер в области медико-социального обеспечения, медицинская сестра-менеджер для общей медицинской практики и медицинская сестра-педагог.Также предусмотрена последипломная

подготовка в магистратуре по профильному и научно-педагогическому направлениям.Для достижения цели исследования нами был проведен социологический опрос с использованием специально разработанной анкеты, которая включала 30 вопросов смешанного типа. Вопросы были сгруппированы по блокам: социально-демографические характеристики (пол, возраст, семейное положение и т.д.), причины выбора профессии, удовлетворенность качеством обучения, самооценка уровня полученных знаний и навыков, планы будущего трудоустройства и др.

Для разработки анкеты были использованы методологические подходы, изложенные в трудах Р.К.Малинаускас и др., адаптированные к нашему исследованию [10-12]. Анкетирование проводилось анонимно, сплошным методом.Участие в анкетировании было добровольным. В опросе приняли участие 82 из 92 студентов 2-4х курсов магистратурыспециальности «сестринское дело» 2012-13 г.г. Объем репрезентативной выборки определен по формуле:

N = и составил 74 респондента. Анкетированием было

д2

охвачено 82.

Доверительный интервал для долей рассчитывался по формуле [13]:

N - 1 —M N

Исследование включало количественные и качественные методы. Для выявления взаимосвязи между номинальными переменными применялся критерийхи-квадрат (х2) [14,15]. Для обработки результатов использовалась программа IBM.SPSS.Version.22.

Результаты.Подавляющее большинство студентов были девушки(91%), средний возраст составил -20,9 лет (М=20,9,^=0,9). Все студенты учились на бюджетном отделении. Распределение студентов по курсам обучения составило: 40% - студенты 2 курса, 23% - студенты 3 курса и 37% - студенты 4 курса.80% опрошенных студентов не состояло в браке. Из 20% состоявших в браке, детей до 3- х лет имели 5% студентов. Практически все студенты поступили в ВУЗ после окончания школы. Ответы на вопрос «Что повлияло на выбор профессии?», распределись следующим образом:

Таблица 1 - Ответы на вопросы анкеты у студентов 2 и 4 курсов в I

-нравится будущая профессия - 31%, -желание родителей - 29%,

-не поступил на другой факультет университета - 17%, -другие причины - 7%, -затруднились ответить - 11%, - в семье есть медработники - 5%.

Таким образом, около трети студентов поступили в университет из-за привлекательности будущей профессии, почти такое же число студентов выбрали специальность, уступив желанию родителей. Это говорит о том, что выпускники школ еще во многом зависят от родителей в выборе будущей профессии. Мы сравнили ответы на вопросы о привлекательности и негативных чертах выбранной профессии у студентов 2 и 4 курсов (таблица 1).

№ Вопрос анкеты 2 курф=50) 4 курс (N=32)

Что привлекает в будущей профессии?

-нравится возвращать людям здоровье;

-возможность получить медицинские знания 33,3±1,67 21,2±1,44

-легко найти работу

-ничем не привлекает, разочарованы в 51,0±4,9 27,3±1,76

профессии

-другие черты 3,9±2,8 12,1±1,02

-затруднились ответить 9,8±2,7 39,4±2,02

Какие негативные черты будущей профессии 2,0±1,37 -

вы можете отметить? - -

-высокие нагрузки;

-низкая заработная плата;

-непрестижность профессии:

2 -много бумажной работы

-профессиональные риски 17,6±2,33 27,3±1,76

-другое; 66,7±2,5 33,3±1,76

-негативных сторон нет 2,0±1,37 36,4±2,02

3,9±2,8 -

2,0±1,37

3,0±1,76

7,8±2,66

3 Собираетесь ли Вы работать по

специальности?

-да; 74,5±5,05 27,3±1,76

-нет; 21,6±5,5 63,6±2,44

-затруднились ответить 3,9±6,6 9,1±1,02

Полученные результаты позволили сделать вывод, что больше всеговвыбранной специальностистудентам второго и четвертогокурсов нравится«возможность получить медицинские знания» (51±4,9% и 27,3±1,76).На втором месте по привлекательности профессии - у студентов 2 и 4 курсов -возможность «возвращать людям здоровье». Вызывает серьезную озабоченность, что почти 40% процентов студентов 4 курса разочаровались в выбранной специальности. Среди студентов 2 курса разочарованных в профессии около 10%.Эти цифры заставляют подумать о специальных методах индивидуальной работы по привитию любви к профессии. Студенты2 курса считают, что негативными сторонами профессии являются низкая заработная плата (66,7±2,5%) и высокие нагрузки17,6±2,33%. Студенты 4 курса считают, что самой негативной чертой профессии является ее низкий престиж (36,4±2,02%), невысокая заработная плата (33,3±1,76%) и значительные нагрузки (27,3±1,75%).Странно, что студенты 2 курса выделили, как негативный момент большую загруженность (17,6±2,33%), хотя опыта работы в лечебных организациях у них практически нет.Возможно, это объясняется преобладанием теоретических дисциплин над практическими занятиями у студентов младших курсов, чтои создает определенные трудности для вчерашних школьников. У студентов старших курсов учебная нагрузка носит более

профессиональный характер, поэтому они в большей степенибольше осознаютотношение к профессии в обществе. Около 8% студентов 2 курса считают, что негативных моментов в профессии медицинской сестры нет.

Удовлетворенность учащихся уровнем

профессиональныхкомпетенций.Профессионализм,возможнос

ть трудоустройства и дальнейший карьерный рост во многом определяются качеством подготовки специалистов.На вопрос об успеваемости во время учебы, большинство студентов (60%) имели больше оценок «отлично», 32% - оценок «хорошо» и 8% -«удовлетворительно». Нас интересовало, насколько сами студенты удовлетворены полученными знаниями и навыками.Для этого была использована психометрическая 5-позиционная шкала Лайкерта, которая широко используется в подобных исследованиях [6]. Оценки выражались в категориях удовлетворения: 1-полностью удовлетворена, 2-удовлетворена, 3-затрудняюсь ответить, 4- не удовлетворена,5-полностью не удовлетворена.

В результате было установлено, что более всего студенты удовлетворены своими теоретическими знаниями - 4 курс (4 балла) и 2 курс (3,8 балла). Менее всего студенты 2 и 4 курса удовлетворены своими коммуникативными навыками (2,8 балла). 23,8% студентов не владеют иностранным языком, у 44% - начинающий уровень, 20,2% оценили уровень владения

иностранным языком как средний, 11,9% - выше среднего.Для оценки навыков профессионального саморазвития студентам было предложено ответить на вопросы «Читаете ли Вы профессиональную литературу? Какую?» и «Как часто Вы ее читаете?». По данным опроса подавляющее большинство студентов (85,7%) использует интернет. С одной стороны это отрадный факт, но с другой стороны в огромном информационном поле молодым людям нелегко бывает определить, какая информация действительно нужная и полезная. Также увеличивается время, проводимое в сети, и сокращаются возможности для межличностного общения, посещения библиотеки пр.К сожалению, стало уже закономерностью резкое сокращение чтения учебной и профессиональной литературы - более половины студентов прибегают к чтению только для подготовки к экзаменам или зачетам (52,2%).

Мы изучили удовлетворенность студентов качеством теоретических и практических занятий.В той или иной степени удовлетворены качеством теоретических занятий 41,7%, не удовлетворены - 35,7%.Практическими занятиями удовлетворены в той или иной мере - 40,4% студентов, не удовлетворены - 25%.Нами была выявлена статистически значимая взаимосвязь между успеваемостью студентов и удовлетворенностью качеством теоретических (х^^Дф^^) и практических занятий (х28=24,2;p=0,05).Также имеется статистически значимая взаимосвязь между мотивами выбора профессии и успеваемостью студентов (х28=30,1;p=0,03). Существующей системой оценки знаний полностью или в большей степени удовлетворены 35,7% студентов, не удовлетворены - 38,1%, затруднились ответить 26,2%. 52,6% опрошенных студентов часто (17,9%),или время от времени (35,7%)испытывали недостаток наглядных пособий, муляжей, технических средств, учебно-методической литературы (в первую очередь на государственном языке). Удовлетворенность обучением во многом зависит от организации образовательного

процесса^ЛвДф^^^Организация теоретических,

практических и семинарских занятий, самостоятельной работы и производственной практики полностью удовлетворяет 12% и удовлетворяет большей частью26% студентов. 37% опрошенных не удовлетворены и 25% затруднились ответить. Для выявления факторов, оказывающих наибольшее влияние на качество подготовки специалистов, использовался метод рангов. По мнению студентов, наиболее значимыми факторами являются: уровень профессионализма преподавателей (1-е место), организация учебного процесса (2-е место) и заинтересованность студентов в получении образования (3-е место). В меньшей степени оказывают влияние на качество образования состояние материально-технической базы университета (4-е место) и учебно-методическое обеспечение (5-е место).

Основные проблемы трудоустройства и профессиональной реализации выпускников

После окончания университета35% студентов 4 курса планируют продолжить обучение в магистратуре по сестринскому делу.23% хотели бы стать врачами, 15% затруднились ответить.Менее одной трети студентов 4 курса хотят работать по специальности

(27%).На вопрос о возможных проблемах с трудоустройством положительно ответили 61,3%.

Важно отметить, что на открытые вопросы - «Какова роль медицинской сестры с высшим образованием?»,и «Какие должности может занимать медицинская сестра-менеджер, кроме позиции преподавателя, старшей или главной медсестры?» не было получено ни одного ответа. Этообъясняется проблемами использования бакалавров в практическом здравоохранении, неудовлетворенностью профессиональной деятельностью и отсутствием возможности реального трудоустройства.

Обсуждение.Проведенное социологическое исследование позволило охарактеризовать современного студента КазНМУ специальности «сестринское дело», изучить удовлетворенность обучением и полученными знаниями, а также проблемы дальнейшего трудоустройства. Социологический портрет студента высшего сестринского образования представлен следующими чертами: это в основном девушки (91%) в возрасте 20-21 года, обучающиеся на базе полного среднего образования. Выбор профессии в равной степени обусловлен как привлекательностью будущей профессии, так и желанием родителей. Студенты в целом удовлетворительно оценивают уровень полученных знаний и навыков икачество образовательного процесса. Успеваемость студентов зависит от качества образовательного процесса, его организации и мотива выбора профессии. Студенты считают, что главными факторами, влияющими на качество подготовки специалиста, являются профессиональный уровень преподавательского состава, рациональная организация учебного процесса и личная заинтересованность студентов в получении образования. Большая часть выпускников не видит возможности трудоустройства по специальности.

Выводы. Решение проблемы профессиональной реализации медицинских сестер с высшим образованием зависит от совместных усилий специалистов общественного здравоохранения и высших учебных заведений. Повышению качества подготовки медицинских сестер в университете на наш взгляд, могут помочь:

-ранняя профессиональная ориентация будущих студентов медицинского ВУЗа;

-дальнейшее развитие личностно-ориентированной модели образования;

-постоянное повышение квалификации преподавательского состава;

- более активное внедрение инновационных образовательных технологий;

-дальнейшее улучшение кураторства, тьюторства, самостоятельной, социально-воспитательной работы; -непрерывный мониторинг удовлетворенности студентов качеством образовательного процесса;

-более широкое использование возможностей университетских клиник для проведения практических занятий и производственной практики.

Данная статья не претендует на глобальное рассмотрение проблемы качестваподготовки медицинских сестер в вузе. Это попытка исследования указанной проблемы, которая должна найти развитие в дальнейших публикациях и практических исследованиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Венская декларация по сестринскому делу в поддержку европейских задач достижения здоровья для всех, 1988 г., доступно на сайте -http://www.euro.who.int

2 Аяпов К.Токбергенова Г., Аяпова Г. Сестринское образование в современных условиях в Казахстане // Алматы: 2006. - С.103.

3 Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-Ш ЗРК с изменениями и дополнениями

4 Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении государственных общеобязательныхстандартовобразования соответствующих уровней образования» от 23 августа 2012 года № 1080.

5 ГОСО РК «Высшее образование. Бакалавриат.Основные положения» 5.04.019-2011 по специальности 5В110100- «Сестринское дело»

6 ГОСО РК «Послевузовское образование.Магистратура. Основные положения» 7.09.110-2009 по специальности 6М110300- «Сестринское дело»

G.KASHAFUTDINOVA, G.AIMBETOVA, A.KYZAYEVA

SOCIAL PORTRAIT OF STUDENTS OF KAZAKH NATIONAL MEDICAL UNIVERSITY NAMED S.D.ASFENDIYAROVA

Resume: This article describes results of the survey conducted among the social group of students of a specialty "Nursing». Keywords: social portrait of students, higher nursing education.

Г.КАШАФУТДИНОВА, Г.АИМБЕТОВА, А. КЫЗАЕВА

С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАГЫ ^АЗ¥МУ СТУДЕНТТЕР1ШН ЭЛЕУМЕТТ1К КЕЛБЕТ1

ТYйiн: Ма^алада элеуметпк зерттеулердН ^орытындысы бойынша «Мешрбике ici» мамандыгы студенттерЫщ элеуметпк топтарыныц жагдайы сипатталады.

ТYйiндi свздер: студенттердщ элеуметпк келбетi, жогары мешрбикелт 6miM.

УДК 614.2.- 056.22 - 06:632.15

У.И. КЕНЕСАРИЕВ, А.Т. ДОСМУХАМЕТОВ, Н.Е. АЛИМОВА, М.Б. МАМЫРКУЛ

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова

ЭТАП ИДЕНТИФИКАЦИИ ОПАСНОСТИ В МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ РИСКА ЗДОРОВЬЮ НАСЕЛЕНИЯ (ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ)

В данной статье дана характеристика технологии идентификации опасности производственных выбросов. Определенны ведущие критерии отбора для формирования окончательного перечня приоритетных веществ, на примере исследованиях, проведенных в пилотном режиме РК.

Ключевые слова: производственные выбросы, санитарно-защитная зона, оценка риска, канцерогенные и неканцерогенные риски.

Актуальность. Оценка риска для здоровья населения при воздействии химических факторов окружающей среды предусматривает проведение четырех последовательных этапов исследования: идентификация опасности, оценка экспозиции, оценка зависимости «доза-ответ» и характеристика риска [1]. Наиболее значимым из всех этапов является идентификация опасности, как процесс установления потенциальных факторов риска или иного фактора вызывать определенные вредные эффекты у человека [2-5].

Во многих исследованиях, с применением методологии риска, этап идентификации опасности рассматриваются как выявление всех возможных факторов риска для здоровья и оценка научной доказанности возможности развития эффектов у человека от выявляемых факторов [6-8]. При выявлении факторов риска следует решить две задачи:

1. Выявление всех загрязняющих веществ окружающей среды с идентификацией источников их загрязнения.

2. Выбор приоритетных, индикаторных химических веществ и источники их возникновения [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно «Информационному письму № 109-111» от 07.08.97 для составления перечня химических веществ, загрязняющих атмосферный воздух в изучаемых населенных пунктах, используется 2 этапа [10]:

1 - этап - выявление приоритетных вредных веществ с учетом коэффициента приоритетности каждого вещества;

2 - этап - составление списка приоритетных загрязнителей по установленным критериям в указанном Письме. Определение приоритетных веществ согласно «Руководству... » [1] осуществлялось на основании рангов, из расчетов ранговых индексов канцерогенного и неканцерогенного рисков. Анализ указанных нормативных документов РФ по проблеме оценки риска здоровью населения свидетельствует, что идентификация опасности это ответственный этап анализа, так как не выявленные на данном этапе опасности не подвергаются к рассмотрению в дальнейших этапах оценки риска и исчезают с поля зрения [9].

Итак, извлекая опыт проведения идентификации опасности в методологии риска здоровью населения других стран целесообразно проведения анализ данного процесса в

собственных исследованиях и в практическом примере определить алгоритм действия на данном этапе. Цель работы: дать характеристику технологии проведения идентификации опасности производственных выбросов и определить ведущие критерии отборов для формирования окончательного перечня приоритетных веществ, на примере исследований, проведенных в пилотном режиме РК. Материалы и методы. Материалы для анализа послужили действующие нормативно-методические документы по оценки риска здоровью населения РФ и также материалы из собственных исследований (Отчеты НИР Лаборатории оценки рисков КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова).

В работе применялась общепризнанная методология оценки риска здоровью населения от химических факторов окружающей среды. Результаты и обсуждение.

Таким образом, как было упомянуто выше, на этапе идентификации опасности осуществляют отбор приоритетных химических веществ, и это проводится путем последовательного анализа всего спектра химических веществ, выявленных на исследуемой территории. С учетом анализа литературных данных, нормативных документов по оценке риска Российской Федерации, предлагается рассмотреть следующий пошаговый алгоритм действия на данном этапе:

Первый шаг. Сбор и анализ данных обо всех источниках загрязнения объекта исследования.

Второй шаг. Выявление и определение вредных факторов. Здесь предусматривается проведение ряд последовательных мероприятий:

A) Составление перечня первоначального анализируемых веществ с указанием их валовых выбросов тонны/год и у каждого идентификационного номера веществ (кода и САZ).

Б) Определение референтных (максимально безопасных) концентраций острого и хронического воздействия на организм человека, в случае их отсутствия приводят соответствующие отечественные нормативные величины, с целью выявления не нормируемых веществ из общего списка.

B) Следует установить виды вероятных негативных эффектов от всех рассматриваемых загрязнителей, с целью выявления веществ, не обладающих биологическим ответом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.