Научная статья на тему 'Социальный портрет студенческой молодежи г. Ростова-на-Дону (по материалам первичного анализа)'

Социальный портрет студенческой молодежи г. Ростова-на-Дону (по материалам первичного анализа) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
121
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА ДО ПОСТУПЛЕНИЯ В ВУЗ / PLACE OF RESIDENCE PRIOR TO ADMISSION TO THE UNIVERSITY / СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТА / SOCIAL STRATA / SOCIOLOGICAL RESEARCH / GENDER-SPECIFIC / INTER-ETHNIC RELATIONS IN THE STUDENT'S ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лукичев Павел Николаевич

Статья затрагивает блок вопросов, связанных с социальным составом студентов г. Ростова-на-Дону. В ней дается обобщенный образ студенчества различных направлений обучения, показаны социальные деформации, возникшие в процессе реформирования высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Portrait of the Students Youth of the city Rostov-on-Don (on the Materials of Primary Analysis)

The primary analysis of the materials of sociological research on the socio-political sentiments in the student environment of the city of Rostov-on-don is carried out and block of questions, connected with the social characteristics of the student youth, is defined. It provides a generalized image of students of the various fields of education humanitarian, natural-science, engineering, medical, shows the social distortions arising in the process of reforming higher education.

Текст научной работы на тему «Социальный портрет студенческой молодежи г. Ростова-на-Дону (по материалам первичного анализа)»

Статья выполнена в рамках Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.", проект "Социально-политические настроения молодежи Юга России: риски радикализации" (соглашение № 8014 от 7 июля 2012 г.)

25 мая 2013 г.

УДК 316.334:37

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

г. РОСТОВА-НА-ДОНУ (по материалам первичного анализа)

П.Н. Лукичев

Осенью 2012 г. в рамках проекта "Социально-политические настроения молодежи юга России: риски радикализации" Южно-Российским научным центром РАН был проведен социологический опрос студенческой молодежи высших учебных заведений г. Ростова-на-Дону. Анкета социологического исследования была ориентирована на выявление политических ориентаций студентов в соответствии с темой научно-исследовательского проекта. Реализация данной задачи на текущий момент еще не завершена, но представляется важным и актуальным определить обобщенный социальный образ ростовского студенчества, складывающийся при рассмотрении паспортных вопросов анкеты.

Опрос проводился в соответствии с программой исследования, предусматривавшей серийно-гнездовой вид выборки. Основной массив респондентов приходился на Южный федеральный университет. В орбиту опроса были вовлечены также студенты высших учебных заведений Донского государственного технического университета (ДГТУ), Ростовского государственного строительного университета (РГСУ), Ростовского государственного экономического университета (РГЭУ), Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС), Ростовского государственного медицинского университета (РостГМУ). В целом структура выборки была соблюдена. После отбраковки части анкет их общее количество оказалось

Лукичев Павел Николаевич - доктор социологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ИСЭГИ ЮНЦ РАН, 344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Чехова, 41, e-mail: pnlukichev@ssc-ras.ru, т. 8(863)2509818.

равным 608, что с вероятностью Р = 0,95 дает отклонение результатов исследования по выборочной совокупности от общественного мнения генеральной совокупности не более чем на ±4 %, как и предусматривалось структурой выборки. Поскольку структура выборки конгруэнтна структуре генеральной совокупности, результаты опроса можно считать репрезентативными.

В выборочной совокупности студенты Южного федерального университета - вуза, самого многочисленного по контингенту обучающихся, - представлены 59,4 % от числа опрошенных. Соответственно, 40,6 % респондентов приходится на долю всех других вузов г. Ростова-на-Дону.

Среди опрошенных 41,6 % лиц мужского пола и 58,4 % лиц женского пола (табл. 1), что в целом соответствует гендерной структуре генеральной совокупности, в которой преимущественный интерес молодого поколения к гуманитарному образованию определяет преобладание девушек в студенческом контингенте вузов.

Другой фактор, действие которого объясняет наличие смещения по признаку пола, - методика ЕГЭ, не предполагающая творческого мышления и смекалки, но рассчитанная на простое воспроизводство заученных ответов, что заведомо предоставляет определенные гендерно-психологические преимущества при зачислении в высшие учебные заведения. Однако инженерно-техническое образование сохраняет черты традиционно мужских специальностей.

Pavel Lukichev - Doctor of Sociology, Proffesor, Leading researcher of ISEGR SSC RAS, 41, Chekhnov Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: pnlukichev@ssc-ras.ru, ph. 8(863)2509818.

Направления получаемого образования в гендерном измерении

Направление образования Пол Всего

Мужской женский

Гуманитарное 61 24,1/ 28,2* 155 43,7/ 71,8 216 35,5/ 100

Естественнонаучное 55 21,7/ 35,7 99 27,8/ 64,3 154 25,3/ 100

Инженерно-техническое 124 49,0/ 72,9 46 13,0/ 27,1 170 28,0/ 100

Медицинское 13 5,1/ 19,1 55 15,5/ 80,9 68 11,2/ 100

Итого 253 100/ 41,6 355 100/ 58,4 608 100/ 100

* В числителе - % от общего числа респондентов в столбце, в знаменателе - от общего числа респондентов в строке.

Выборочная совокупность иллюстрирует значительный перекос в контингенте студентов в сторону поступивших в вузы после окончания средней школы в административных центрах субъектов Российской Федерации - 59,5 % опрошенных, причем 51,8 % студентов постоянно проживают в г. Ростов-на-Дону. Студенты, имеющие постоянное место жительства в провинциальных городах Ростовской области, Краснодарского края или других субъектах РФ, составляют 27,0 % респондентов. Поступившие в вузы после окончания средней школы на селе составляют 13,5 %. Данное обстоятельство свидетельствует, с одной стороны, о более высоком уровне подготовки школьников для поступления в высшие учебные заведения в крупных городах (причем, чем дальше от административного центра, тем образовательная подготовка хуже), с другой - о неблагополучном состоянии экономики страны, что не позволяет выпускникам школ продолжать обучение вдали от родного дома без соответствующей материальной поддержки родителей.

Последнее подтверждается уровнем материальной обеспеченности студентов. К высокообеспеченным (денег хватает на удовлетворение всех потребностей) отнесли себя только 7,1 %. Зато основную массу обучающихся 66,9 % составляют выходцы из среднеобеспеченных слоев населения (денег хватает на питание, жилье, одежду, образование, здоровье, отдых). Низкообеспеченными (денег хватает в основном на питание, жилье, товары первой необходимости) считают себя 19,1 %. К необеспеченным (денег не хватает даже на питание) относят себя 2,0 % опрошенных студентов. Затруднились с ответом на вопрос об уровне материального обеспечения - 4,9 % опрошенных (см. табл. 2). Полученные данные позволяют утверждать, что население в целом сохраняет интерес к получению высшего образования, несмотря на его катастрофическое реформирование, но само образование становится все более элитарным и доступным по большей части высоко- и среднеобеспеченным социально-экономическим стратам.

Таблица 2

Место постоянного жительства и принадлежность к социальной страте

Социальная страта Место проживания до поступления в вуз Всего

административный центр провинциальный город село

Высокообеспеченные 31 8,7/ 72,1* 8 4,9/ 18,6 4 4,9/ 9,3 43 7Д/ 100

Среднеобеспеченные 244 68,0/ 60,0 110 67,9/ 27,0 53 64,6/ 13,0 407 67,5/ 100

Низкообеспеченные 58 16,2/ 50,0 34 21,0/ 29,3 24 29,3/ 20,7 116 19,2/ 100

Необеспеченные 6 50,0 6 3,7/ 50,0 0 0/ 0 12 2,0/ 100

Затруднившиеся с ответом 20 5,67 80,0 4 2,5/ 16,0 1 1,2/ 4,0 25 4Д/ 100

Итого 359 100/ 59,5 162 100/ 26,9 82 100/ 13,6 603 100/ 100

* В числителе - % от общего числа респондентов в столбце, в знаменателе - от общего числа респондентов в строке.

Характерна связь между уровнем материального обеспечения и постоянным местом жительства студентов. Анализ данных дает возможность наглядно представить эту связь в виде диаграммы (рис.).

Зависимость места проживания до поступления в вуз и принадлежности к социальной страте

Очевидно, что высокодоходная группа имеет привязку к постоянному месту жительства в административных центрах субъектов РФ, в данном случае - это преимущественно в г. Ростове-на-Дону. Среднедоходная группа практически одинаково представлена жителями административных центров, провинциальных городов и сельскими жителями. В низкодоходной группе происходит пропорциональное возрастание жителей провинциальных городов и сел по сравнению с представителями административных центров, что соответствует численному увеличению низкодоходных страт по мере удаления от административных центров. Необеспеченная группа представлена исключительно жителями городов, что демонстрирует, с одной стороны, отсечение необеспеченных жителей села от получения высшего образования гуманитарного, естественнонаучного и инженерно-технического направлений, их сосредоточение, по всей видимости, на получении сельскохозяйственных специальностей, не включенных по программе исследования в выборку. С другой стороны, это иллюстрирует сужение социальной группы необеспеченных семей при включенности в сельскохозяйственное производство и близости к "земле".

По своей этнической принадлежности подавляющее большинство (83,7 %) студентов ростовских вузов принадлежит к славянам -это в основном русские, небольшая доля украинцев и белорусов. Народности Северного Кавказа в целом представляют собой небольшую группу (5,4 %), но это широкий этнический спектр, охватывающий практически весь Северный Кавказ - аварцы, лезгины, табасаранцы, ногайцы, кумыки, адыгейцы, чеченцы, ингуши, осетины, лакцы, карачаевцы, балкарцы и даргинцы. Другие этносы Российской Федерации, среди респондентов составляющие 5,6 %, представлены российскими армянами, греками, татарами, калмыками, корейцами. Этносы ближнего зарубежья из стран бывшего СССР - литовцы, таджики, азербайджанцы - составляют 1,0 % респондентов. Дальнее зарубежье представляют два студента (0,3 %). Характерно наличие респондентов, затруднившихся определить свою национальность в силу поли-этничности браков родителей и их родителей, что было в значительной мере естественным в прошлом страны. Они составили 3,8 % от числа опрошенных.

Очевидна этническая и стратификационно-экономическая связь, в которой группа высокообеспеченных студентов, представляющих северокавказские национальности, в процентном выражении в три раза превосходит группу высокообеспеченных русских студентов (18,2 % против 6,1 %). Их доля в высокодоходной страте значительно превышает их долю в числе обучающихся - соответственно, 14,0 % против 5,4 %.

Предшествующее исследование показало, что наибольшую нетерпимость к национально-культурным отличиям проявляют студенты с очень высоким и с крайне низким уровнем материального обеспечения, в то время как относительно "нормальный" достаток среднеобеспеченных слоев определяет индифферентное или толерантное отношение [1, с. 538]. Таким образом, стабильность системе толерантных межнациональных отношений в студенческой среде вузов Ростова-на-Дону придает процентная уравновешенность в сред-

недоходных стратах: 67,8 % от числа этнически русских студентов, 69,7 % от числа представителей северокавказских этносов, 67,6 % от числа представителей других этносов РФ.

Уровень материальной обеспеченности студентов своеобразно связан с формой обучения. Так, на коммерческой основе обучаются 15,3 % респондентов, однако доля студентов из высокодоходных страт в этой группе составляет всего 4,3 %, в то время как среднедоходные страты обеспечивают 76,3 % всего коммерческого обучения в выборочной совокупности. Доля низкодоходных страт в этой группе составляет 10,8 %. И даже необеспеченные студенты, что, возможно и является причиной их материальных трудностей, составляют в числе обучающихся на коммерческой основе 2,2 %. Косвенно это отношение свидетельствует, во-первых, о больших возможностях высокодоходных страт при подготовке к ЕГЭ и поступлению в вузы посредством оплаты дополнительных занятий с репетиторами, во-вторых, о существовании и активном использовании коррупционных механизмов, несмотря на внешний демократизм системы ЕГЭ.

Доля этнически русских студентов среди обучающихся на коммерческой основе составляет 84,8 %, что в принципе коррелирует с их общей численностью среди респондентов (83,9 %). Доля представителей этносов Северного Кавказа среди студентов коммерческой формы обучения равна 4,3 %, доля представляющих другие народности РФ - 5,4 %. Иначе говоря, в высших учебных заведениях г. Ростова-на-Дону не наблюдается этнических диспропорций в соотношении студентов, обучающихся на основе бюджетного финансирования и полной компенсации затрат. Последнее в немалой степени является положительным фактором межэтнической и межконфессиональной толерантности студенческой молодежи и выступает фактором сдерживания процессов радикализации ее политического поведения.

В конфессиональном отношении, число лиц, исповедующих ислам, больше количества студентов, выходцев с Северного Кавказа (7,2 % и 5,4 % соответственно) в основном за счет студентов, представляющих этнические группы Российской Федерации и бывшего СССР. Среди студентов из республик Северного Кавказа 6,1 % являются православными христианами (это в основном - осетины). Всего же считают себя христианами 75,8 %

студентов. Есть буддисты - 0,5 % (калмыки). Значительно количество неверующих -11,7 %; 3,1 % опрошенных затруднились с ответом о своей религиозной принадлежности или вписали в графу "Другое" свое собственное мнение, по сути близкое к позиции "Затрудняюсь ответить". Показательно, что среди студентов, представляющих народности Северного Кавказа, отсутствуют неверующие. Впрочем, и в проведенном несколько ранее (2011 г.) исследовании отмечалась слитность конфессиональной и национальной идентичности у студентов, приехавших в Ростовскую область из северокавказского региона [1, с. 536]. Полученные в настоящем исследовании данные подтверждают этот вывод. С другой стороны, наибольшее количество считающих себя атеистами - 11,6 % - наблюдается среди русских, а среди других этносов РФ и бывшего СССР - 15,0 %, что в принципе укладывается в теоретически допущенное по выборке стандартное отклонение. Отсутствие конфессиональной идентичности оказывается тесным образом связанным с неопределенностью национальной принадлежности. Среди затруднившихся с определением своей национальности 27,3 % тех, кто считает себя атеистом. Справедливости ради следует отметить, что отсутствие четко выраженной национальной идентичности не препятствует 54,5 % из них считать себя христианами.

Основной упор в соответствии со структурой выборки делался на опрос студентов 1-го и 5-го курсов обучения, т.е. на тех, кто только пришел в высшее учебное заведение после окончания школы, и тех, кто уже близок к завершению процесса обучения в вузе. Поэтому, сохраняя замысел исследования, сократим количество рассматриваемых анкет за счет нескольких случайно попавших в число респондентов представителей третьего и четвертого курсов. Это - 31 анкета, не меняющая полученный результат (табл. 3).

Данные таблицы 3 свидетельствует о том, что изменение религиозной убежденности и конфессиональной идентификации за время обучения в вузе практически не происходит. Имеющиеся отличия лежат в пределах стандартного отклонения. Иначе говоря, вузовское образование не является фактором, влияющим на религиозность сознания студенческой молодежи. Коль скоро это так, то имеет смысл поставить вопрос о влиянии отношения к религии на выбор профессиональной подготовки.

Курс обучения и религиозная принадлежность

Религиозная принадлежность Курс обучения Всего

1-й 5-й

Христианство 232 76,6/ 51,2* 221 80,7/ 48,8 453 78,5/ 100

Ислам 30 9,9/ 69,8 13 4,7 30,2 43 7,4/ 100

Буддизм 0 0 3 1,1/ 100 3 0,7 100

Неверующий 40 13,2/ 59,7 27 9,9/ 40,3 67 11,6/ 100

Затрудняюсь ответить 1 0,3/ 9,1 10 3,67 98,9 11 1,97 100

Итого 303 100/ 52,5 274 100/ 47,5 577 100/ 100

* В числителе - % от общего числа респондентов в столбце, в знаменателе - от общего числа респондентов в строке.

В этом отношении мы наблюдаем ту особенность, что по направлениям гуманитарного, естественнонаучного и научно-технического образования отличие соотношения верующих и неверующих остается в пределах стандартного отклонения, а значит, фактор направлен-

В то же время очевидно, что соотношение представителей христианства и других вероисповеданий меняется в пользу последних. Иначе говоря, независимо от структуры выборки этносы Северного Кавказа, другие народности РФ и бывшего СССР проявляют наибольший интерес к тем направлениям профессионального образования, которые в перспективе, как они себе это представляют, могут стать источником постоянного высокого дохода. Так, представители ислама в основном груп-

ности образования в этом случае не имеет существенного веса (табл. 4). Однако интересно, что среди получающих медицинское образование количество убежденных атеистов резко сокращается до 3,0 % по сравнению с 12-14 % по другим направлениям образования.

пируются в сфере получения медицинского и гуманитарного (юридического и экономического) образования.

В определенной мере подобная закономерность наблюдается и по признаку места проживания до поступления в вуз (табл. 5).

Студенты, постоянно проживающие в Ростове-на-Дону, предпочитают гуманитарное образование (63,9 %), хотя по другим направлениям образования столь сильных отличий не прослеживается: 55,8 % получающих естественнонаучное образование, 58,2 получающих

Таблица 4

Направленность образования и религиозная принадлежность

Религиозная принадлежность Направленность образования Всего

гуманитарное естественнонаучное инженерно-техническое медицинское

Христианство 164 79,6/ 35,6* 118 80,8/ 25,6 134 78,8/ 29,1 45 67,2/ 9,8 461 78,3/ 100

Ислам 12 5,8/ 27,3 7 4,8/ 15,9 7 4,7 15,9 18 26,9/ 40,9 44 7,7 100

Буддизм 1 0,7 33,3 0 0 0 0/ '0 2 3,°/ 66,6 3 0,7 100

Неверующий 24 11,7/ 34,8 19 13,0/ 27,5 24 14,1/ 34,8 2 3,<)/ 2,9 69 11,7/ 100

Затрудняюсь ответить 5 2,4/ 42,7 2 1,4/ 16,6 5 2,9/ 41,7 0 0/ 0 12 2,0/ 100

Итого 206 100/ 35,0 146 100/ 24,8 170 100/ 28,9 67 100/ 11,4 589 100/ 100

* В числителе - % от общего числа респондентов в столбце, в знаменателе - от общего числа респондентов в строке.

Направления образования и место проживания до поступления в вуз

Место проживания до поступления в вуз Направления образования Всего

гуманитарное естественно-научное инженерно -техническое медицинское

Административный центр 138 63,9/ 38,1* 86 55,8/ 23,8 99 58,2/ 27,3 39 57,4/ 10,8 362 59,5/ 100

Провинциальный город 56 25,9/ 34,1 44 28,6/ 26,8 47 27,6/ 28,7 17 25,0/ 10,4 164 27,0/ 100

Село 22 10,2/ 26,8 24 15,6/ 29,3 24 14,1 / 29,3 12 17,6/ 14,6 82 13,5/ 100

Итого 216 100/ 35,5 154 100/ 25,3 170 100/ 28,0 68 100/ 11,2 608 100/ 100

* В числителе - % от общего числа респондентов в столбце; в знаменателе - от общего числа респондентов в строке.

инженерно-техническое образование, 57,4 % -медицинское проживают в административных центрах РФ. Студенты, имеющие постоянное место жительства в провинциальных городах, относительно равномерно распределены по направлениям образования. Студенты, приехавшие на учебу из села, имеют несколько больший интерес к медицинскому образованию, что может быть следствием желания вернуться домой после окончания вуза.

Все сказанное объясняет преобладание по сравнению с другими направлениями образования коммерческой формы обучения среди гуманитариев (67,7 % получающих образование на основе полной компенсации затрат обучаются по гуманитарным специальностям). Современный прочно удерживающийся интерес к гуманитарному образованию, в первую очередь юридическому и экономическому, определяет повышенное количество студентов, обучающихся на основе полной компенсации затрат, по сравнению с государственным заказом, регулирующим через бюджетное финансирование количество будущих специалистов в данных сферах профессиональной деятельности. Это означает, что потребность населения в экономических и юридических знаниях, помимо надежды на предполагаемое материальное обеспечение в дальнейшем, инициирует обучение в высших учебных заведениях по данным направлениям, независимо от заявлений политических лидеров о востребованных обществом профессиях.

Предшествующий анализ по социально-экономическим стратам иллюстрирует

стойкий интерес к обучению, пусть даже на коммерческой основе, со стороны среднедо-ходных групп населения. Причем как и представители высокодоходных страт населения (39,5 %), студенты - выходцы из среднедоход-ных (35,9 %) и необеспеченных страт (58,3 %) в основном группируются как раз в сфере гуманитарного образования, хотя представители низкодоходных страт все же предпочитают получение инженерно-технического образования (40,5 %).

Последнее объясняется наследственной ориентацией в получении высшего образования. Преобладающий интерес населения в советский период российской истории проявлялся к техническому образованию, когда оно и государством весьма ценилось, что выражалось в относительно высоком уровне заработной платы и возможностях карьерного роста. Однако в транзитивном обществе ценность инженерно-технического образования оказалось существенно сниженной в силу разрушения производственного сектора экономики. Соответствующие группы населения перешли в разряд низкодоходных страт. Но своих детей родители ориентируют на ту же направленность высшего образования, которое получили сами, и дети в свою очередь ориентируются на культурный статус своих родителей и свойственные ему уровень и направленность образования.

Данный срез социологического материала носит в большей мере описательный, а не аналитический характер, поскольку осу-

ществлен на начальной стадии исследования. Однако представляется, что он не лишен интереса, имея в виду возможность перенесения результатов на всю генеральную совокупность современной студенческой молодежи и сопоставления с другими вузовскими центрами Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА 1. Лукичев П.Н. Межнациональные отношения в студенческой среде (по материалам социологического исследования вузов Ростовской области) // Методология, теория и история социологии: Мат-лы Всерос. науч. конф. (г. Ростов-на-Дону, 11-12 ноября 2011 г.) / Под ред. В.И. Филоненко. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2012. С. 534-541.

Исследование выполнено в рамках ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 гг. проект "Социально-политические настроения Юга России: риски радикализации (соглашение 8014)".

16 апреля 2013 г.

УДК 33:005.5:339.138:62

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

НА ПРЕДПРИЯТИИ

Л.В. Мясоедова, Е.Р. Хабибуллина

Формирование и развитие мирового рынка и ускоряющиеся темпы глобализации экономики определяют необходимость поиска новых и совершенствования существующих подходов к повышению эффективности функционирования современных предприятий. В этой связи возрастает объективная необходимость совершенствования системы экономического управления на предприятии, разработки и принятия адекватных управленческих решений, направленных на обеспечение конкурентоспособности и устойчивости предприятия.

В процессе исследования и разработки основных теоретических положений экономического управления был определен состав инструментов, комплексное сочетание которых представлено в виде "цепочки", включающей моделирование и анализ бизнес-процессов, управленческий учет, контроллинг, функционально-стоимостный анализ, технико-экономический анализ, разработку и реализацию корректирующих воздействий. При этом каж-

Мясоедова Людмила Вениаминовна - кандидат экономических наук, профессор кафедры инженерной экономики и маркетинга Донского государственного технического университета, 344010, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1, e-mail: lmyasoedowa@yandex.ru, т. 8(863)2738368;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хабибуллина Евгения Ринатовна - старший преподаватель той же кафедры, e-mail: Geniahab@mail.ru.

дый из представленных инструментов имеет свои, адекватные соответствующей частной проблеме, методы и механизмы [1].

На начальном этапе проводится моделирование бизнес-процессов как основа получения требуемой руководству управленческой информации для ее анализа и выработки корректирующих воздействий.

Необходимость проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия (в том числе и бизнес-процессов) очевидна, так как позволяет идентифицировать и систематизировать проблемные ситуации, ключевые характеристики функционирования бизнес-процессов как объектов экономического управления, сформировать общую оценку динамики предприятия в целом. Универсальным инструментом в данном случае является SWOT-анализ, так как он помогает структурировать информацию о предприятии в виде логически согласованной схемы его сильных и слабых сторон, возможностей и угроз

Lyudmila Myasoedova - Ph.D. in Economy, Professor of the Department of Engineering Economics and Marketing at the Don State Technical University, 1, Gagarin Square, Rostov-on-Don, 344010, e-mail: lmyasoedowa@yandex.ru, tel. +7(863)2738368;

Evgeniya Habibullina - Senior Lecturer of the Same Department, e-mail: Geniahab@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.