Научная статья на тему 'Социальный портрет современного студенчества'

Социальный портрет современного студенчества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2887
473
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / STUDENTS' SOCIAL PORTRAIT / SOCIAL STATUS / MODERNIZATION / VALUES / YOUTH SUBCULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стегний Василий Николаевич, Курбатова Людмила Николаевна

В статье представлен социальный портрет российских студентов в разных социальных системах и на разных исторических этапах (80-е, 90-е гг. XX в. и начало XXI в.), анализируется их молодежная субкультура, ценностные ориентации, социальный статус, факторы, влияющие на их социальный состав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social portrait of present students

The article describes the social portrait of students in different social systems and in different historical periods (the end of XXth century the beginning of XXIst century) including the youth subculture, integral orientations, consciousness, morals, the social status, factors influencing social formation.

Текст научной работы на тему «Социальный портрет современного студенчества»

В.Н. СТЕГНИЙ, профессор Л.Н. КУРБАТОВА, доцент Пермский государственный технический университет

Социальный портрет современного студенчества

В статье представлен социальный портрет российских студентов в разных социальных системах и на разных исторических этапах (80-е, 90-е гг. XX в. и начало XXI в.), анализируется их молодежная субкультура, ценностные ориентации, социальный статус, факторы, влияющие на их социальный состав.

Ключевые слова: социальный портрет, социальный статус, модернизация, ценности, молодежная субкультура.

Исследования жизненных ценностей современного студенчества 1 позволяют сделать ряд общих выводов, характеризующих данную группу, и обозначить некоторые социальные проблемы, решение которых актуально как для самой вузовской молодежи, так и для государственных и общественных (гражданских) структур управления, причастных к выработке и реализации образовательной политики.

Первичная социализация современных студентов проходит в условиях новой России, общественно-экономические отношения в которой носят некий переходный характер. Это период формационных изменений и, как следствие, смены парадигмы социальной жизни,идеологии,культуры, морали. Такая перестройка чревата обострением и кризисом отношений между поколениями, обособлением людей старшего и молодого возраста друг от друга. В то же время эти условия создают предпосылки для формирования нового мировосприятия и образа жизни, в частности нового гендерного стереотипа и сознания. К примеру, исследования выявили следующие тенденции в характере изменений социального состава студентов по социально-демографическим признакам [1].

Во-первых, за последние годы увеличилось число юношей, ориентированных на высшее образование. Вместе с тем наблю-

дается тенденция увеличения количества девушек в техническом, так называемом «мужском» вузе (Пермский государственный технический университет - ПГТУ) и юношей - в социально-гуманитарном, «женском» вузе (Пермский гуманитарнотехнологический институт - НОУ ПГТИ). Это можно рассматривать как симптом изменения требований рынка труда к работникам не только по гендерным характеристикам, но, главное, по уровню образования. Сегодня приоритетом на рынке рабочей силы становятся знания, а не пол специалиста. Таким образом, стремление к социально-гендерному равновесию в сфере образования, которое наблюдается в последние годы, свидетельствует о том, что сформировался единый гендерный стереотип в отношении роли и места образования как необходимого условия для повышения конкурентоспособности мужчин и женщин на рынке труда и их дальнейшего профессионального роста. В целом этот фактор позволяет быть более успешными в жизни как мужчинам, так и женщинам.

Во-вторых, продолжается рост доли студентов - жителей города и, соответственно, снижение доли студентов - жителей сельской местности. Данное явление позволяет говорить о том, что институциональная реформа образования, проводимая в России в последние годы, отнюдь не реша-

1 В ходе социологических исследований, проведенных под руководством авторов статьи, было опрошено 9030 студентов вузов Перми: в 1980-е гг. - 5759 чел.; в 1990-е гг. - 1103 чел. и

в первые годы XXI в. - 2168 чел.

ет проблему расширения образовательного пространства («доступности » высшего образования), а, наоборот, создает прецедент концентрации образовательного потенциала общества в крупных городах. Если связать этот процесс с отсутствием желания «приезжих» студентов возвращаться после окончания вуза в «родные края», то можно прогнозировать, что малые территории обречены на «вымирание » и, как следствие этого, возможно, произойдет очередной виток депопуляции. Оборотной стороной данного процесса является рост конкуренции на городском рынке труда и, соответственно, возрастание угрозы безработицы в крупных городах. Еще одна социальная проблема, которая вытекает из сложившейся ситуации, - это приток неквалифицированного труда из сельской местности в город. Данная ситуация чревата изменением характера спроса на рабочую силу, т.к. создает возможность у работодателей использовать неквалифицированный труд как низко оплачиваемый и менее социально защищенный взамен более квалифицированного труда, который требует более высокой оплаты и предоставления более цивилизованных форм организации. Такое развитие событий будет не способствовать развитию инновационных процессов, а, наоборот, будет тормозить социально-экономический прогресс региона.

В-третьих, сегодня практически исчезла группа студентов - детей крестьян, что значительно обостряет на селе известные социальные проблемы, в первую очередь -воспроизводство населения. Как их следствие продолжают усугубляться экономические трудности на этих территориях. Современное постиндустриальное общество ориентировано на наукоемкие технологии, в том числе и в сельском хозяйстве. Поэтому правомерно возникают вопросы: кто будет реализовывать эти проекты в реальной жизни? За счет каких социальных групп будут решаться проблемы модернизации?

В-четвертых, продолжается тенденция

к нивелированию в составе студенчества такой группы, как выходцы из рабочего класса - независимо от того, отец или мать являются рабочими. Аналогичная тенденция наблюдается и в отношении детей - выходцев из семей интеллигенции и служащих. Особенно это заметно на примере негосударственного вуза. Стремление представителей гуманитарной и технической интеллигенции дать своим детям государственное бесплатное образование связано с низким уровнем материального обеспечения этих социальных групп, а также с тем, что высшее образование для их детей является единственной возможностью быть востребованными на рынке труда. Напротив, в негосударственном вузе заметно проявляется тенденция к росту в составе студентов детей - выходцев из семей работников и представителей бизнес-сообщества, а также управленческих структур. Особенностью студенческого контингента негосударственного вуза является сочетание в нем двух социально полюсных «классовых групп»: рабочих и капиталистов. Такая «социальная смесь » значительно усугубляет социально-экономическую напряженность, создает предпосылки социальноэкономического взрыва.

В-пятых, студенчество формируется сегодня главным образом из среды учащейся молодежи. Следовательно, его социальный выбор не подкрепляется самостоятельным жизненным опытом. В будущем это может привести как к профессиональному разочарованию, так и к снижению социального самочувствия личности. Подобная ситуация чревата рисками повышения социально-психологической напряженности в обществе, поскольку дискриминация по возрасту, полу, трудовому опыту на рынке труда ныне продолжает сохраняться.

В-шестых, система высшего образования, по существу, воспроизводит самое себя. В вузах обучаются дети, чьи родители имеют высшее образование и частично среднее специальное образование. Что само

по себе является свидетельством произошедших в нашем обществе серьезных качественных изменений, которые привели к нарушению социальной пропорциональности и, следовательно, социального равновесия в образовательном пространстве страны. Данная тенденция чревата не только нарастанием дискриминационных процессов на рынке труда по образовательному цензу, но и предпосылкой продолжающихся развиваться депрессивных и асоциальных форм поведения молодежи.

Сегодня в вузах обучается, скажем так, обеспеченная часть молодежи. Число студентов, семьи которых находятся на грани прожиточного минимума, резко сократилось, причем как в негосударственном, так и в государственном вузе. Анализ социально-экономического статуса студенчества показал, что наиболее обеспеченной группой являются дети представителей бизнес-класса. Менее обеспеченными остаются дети крестьян, рабочих и интеллигенции. Именно в этих группах выше процент тех, кому приходится совмещать учебу и работу. Однако такие факторы, как проживание с родителями, приемлемые жилищнобытовые условия, наличие персонального компьютера, достаточны для того, чтобы студенты были активными в учебном процессе. При этом, как показывают обнаруженные в исследованияхкорреляции между учебной активностью и материальным благополучием, студенты - выходцы из бизнес-класса менее успешны в учебе, нежели дети из семей интеллигенции.

Поколенный срез анализа обнаруживает, какие изменения произошли в системе культурных ценностей личности под воздействием социально-экономических преобразований. В структуре ценностей начинают доминировать свойственные капиталистическому обществу прагматические и материалистические ценности, ориентированные на реализацию индивидуальных потребностей. Мир человека сужается до его индивидуального «Я ». Это очень хорошо заметно в структуре потребностей сту-

дентов негосударственного и государственного вузов.

Исследование эволюции жизненных ценностей молодежи позволило выявить ряд существенных черт этого процесса. Социальные показатели, отражающие систему жизненных ценностей студенческой молодежи, весьма разнообразны. Анализ структуры жизненных ценностей молодежи позволяет зафиксировать следующие особенности, которые произошли с 90-х гг., т.е. с начала формационных изменений российского общества:

- семья, друзья, материальное благополучие как жизненные ценности сохраняют стабильное значение;

- переоценка таких ценностей, как удовлетворенность работой, ориентация на творчество, мораль, прямо связана с кризисными явлениями в самом обществе;

- имеет место позитивный сдвиг в принятии таких ценностей, как отношение к обществу, коллективу, служебной карьере, досугу.

Сравнение трудовых ценностей студентов со структурой аналогичных ценностей поколения их родителей позволяет зафиксировать особенности сформированной в современных условиях профессиональнотрудовой культуры. Суть в том, что трудовые ценности замещены материально-статусными. Современные студенты не рассматривают труд как терминальную ценность. «Труд» как социально-экономическое и социокультурное явление переросло в «работу» как функционально необходимое условие выживания в ситуации жесткой конкуренции на рынке труда. Образование в этом контексте выступает как важнейший фактор повышения конкурентоспособности студента на рынке труда. Интерес к специальности заменяется у современных студентов материальными и карьерными потребностями. Для студентов негосударственного вуза эти потребности являются основополагающими. Базовое образование студенты рассматривают как функционально необходимое, а вот выбор

дополнительного образования принимает социокультурную направленность.

Каждая социально-экономическая группа молодежи обладает своим набором жизненных ценностей. Социально значимые ценности преобладают у студентов - выходцев из семей рабочих. Их система ценностей соответствует стандартам социальной модели рабочего класса. Студентам -выходцам из крестьян присуща социально неопределенная структура жизненных ценностей, которая свойственна патриархально «замкнутым» группам; по своей сущности она отличается простотой, низким уровнем зрелости. Система жизненных ценностей студентов - выходцев из семей интеллигенции наполнена социокультурными и нравственными ценностями. Это соответствует традиционному предназначению данной социальной группы. Выходцы из семей работников торговли и обслуживания ориентированы в большей мере на индивидуалистические ценности, для них самым важным в жизни являются личная жизнь, семья и ее материальное благополучие. У детей коммерсантов, предпринимателей, бизнесменов сформирована прагматическая, ориентированная на экономические блага система жизненных предпочтений. Она в полной мере отражает культурную модель, характерную для мелкой буржуазии. Студенты - выходцы из семей служащих обладают смешанной системой жизненных координат.

Информационная культура студентов прямо связана с социально-классовой принадлежностью студентов, их гендерными особенностями и в целом с их молодежным статусом. Произошли существенные изменения в структуре информационных интересов студентов. Последние сместились из сервисной и развлекательной области в морально-этическую и мировоззренческую сферу. Основными источниками информации становятся родители, друзья и Интернет. Оценка качества информационного обеспечения носит рациональнопрагматический характер. От информации

требуются надежность, достоверность, точность. Именно этим требованиям современные СМИ, в том числе и Интернет, не отвечают. «Книга» при всей своей «малой востребованности » остается наиболее важным источником информации. Вместе с тем тотальное включение телевидения и компьютера в жизнь с детства привело к замещению восприятия информации через текстовый материал восприятием через «картинку».

Наше исследование позволило зафиксировать следующие черты новой молодежной субкультуры.

• В сфере досуга укоренилось виртуальное общение, начинают возвращаться индивидуальные (визуальные) формы общения, продолжается снижение потребности в массовых формах проведения досуга. Работа становится жизненной необходимостью, поэтому ей уделяется больше времени, чем несколько лет назад. Общественно-политические интересы сведены на нет, что обусловливает низкий уровень политической активности студентов в свободное от учебы время. Девушки склонны к большему разнообразию в выборе досуговых мероприятий. Юноши «уходят» или в работу, или в игру на компьютере.

• Нынешнее поколение студенческой молодежи негативно оценивает различные формы девиантного поведения. Студенты связывают отклонения в поведении молодежи с возрастными психологическими особенностями человека, условиями жизни молодежи (субкультурой семьи), информационной культурой общества, но не с социально-экономическими причинами, которые отмечались студентами несколько лет назад.

• Изменилось отношение молодежи к такому социальному институту, как социализация модели образа жизни. Для современных студентов проблема «героики и идеала образа жизни» не является жизненной ценностью. В то же время в субкультуре юношей продолжает сохраняться стереотип традиционной маскулинной культу-

ры. У девушек, наоборот, сформировался новый гендерный культурный стереотип. Он включает в себя сочетание традиционной культуры (высокая религиозность, позитивная мораль) с размытостью семейных ценностей, с такими элементами мужской культуры, как деловая агрессивность, стремление к самовыживанию, личная самодостаточность. Это результат тех дискриминационных процессов, которые активно развивались все годы в условиях современной России. В данном контексте можно говорить о «социальной мутации» в гендерной культуре женщин.

• Религия как социальный институт так и не стала для молодежи социальнонравственным ориентиром. При демонстрируемой внешней религиозности тип нравственного и правового сознания студентов находится все еще на стадии формирования в наличной социально-политической и социально-экономической реальности. В нравственной и правовой сфере молодых людей доминируют социально-культурные стереотипы «ложной дружбы». Негативное влияние на тип нравственного и правового поведения оказывает «двойная» мораль политической и экономической элиты, их образ жизни.

• В России сформировался новый тип личности молодого человека. Он сочетает в себе свойства интеллигентного человека, ориентированного на нравственные ценности, с деловой предпринимательской (прозападной) культурой. При этом социальноклассовые группы обладают четко выраженными социальными и культурными границами в соответствии с известными законами классового общества.

Из результатов нашего исследования следует вывод о том, что безусловной ценностью для студенчества выступает любовь

- бытийное переживание, которое «проходит через » пространство и время. Оно может исторически трансформироваться, психологически меняться, но сохранять при этом субстанциальную значимость для человека. В отношении молодежи к любви

как биологическому и социальному проявлению сущности человека отражается его социокультурный, социально-экономический и социально-гендерный статус, поэтому любовь как социальный феномен подвержена влиянию формационных изменений. Перенасыщенность 90-х годов «свободными нравами и сексуальной раскрепощенностью » привела молодежь к осознанию необходимости возрождения духовности в любовных отношениях. Сексуальная революция, распространившая «новые виды сексуальных отношений», сегодня столкнулась с ярко выраженным протест-ным восприятием студентами этих форм человеческих отношений. Все-таки любовь сохраняет сегодня свой истинный смысл и предназначение в культуре отношений между мужчинами и женщинами.

Культура любви прямо влияет на отношение студентов к семье и браку. В целом они положительно относятся к этому социальному институту. Установка на семью и брак носит выраженный социально-психологический и социально-статусный характер. Однако сегодня она приобретает новое качество, отличное от установок студентов начала 90-х. В ней в большей степени проявляется либерализация супружеских отношений, ролей и статусов. Социально-классовые позиции и социально-классовая структура выступают важными факторами влияния на отношение молодежи к такому важному для человека институту, как семья.

По нашим оценкам, экономический, политический, культурно-нравственный кризис 1990-х годов привел к отчуждению студенческой молодежи от всех институтов политической власти. В чем это выражается?

Во-первых, нынешний финансово-экономический кризис только оголяет те политические, экономические, социокультурные проблемы, которые на протяжении всего постсоветского времени отмечались в наших социологических исследованиях

студенческой молодежи. Именно с неэффективной, с точки зрения студентов, политикой в области экономики и культуры они связывают свои проблемы в будущем на рынке труда, в будущей жизни последующих поколений.

Во-вторых, эйфория «беспредела» и «свободы», «криминализация экономики», «американизация культуры» вместе с «очернением» советского периода как социально несостоятельного общества - все это должно было сформировать у молодежи буржуазные ценности, которые предлагались идеологами «рынка». Однако результаты оказались кардинально противоположными: в процессе социализации личности в современной России сформировался, на наш взгляд, совершенно иной тип культуры, морали и политического сознания. В опросах фиксируются положительные установки наших студентов на характер социальной политики СССР, что говорит о формировании у молодежи соответствующих представлений о роли и месте государства в жизни общества. Особенно это проявилось в группе студентов - выходцев из семей интеллигенции. Именно эти студенты в большей мере ориентированы на социалистические ценности. При оценке рыночной модели общественного устройства все студенты соотносят эту модель с необходимостью приоритета социального и национального в развитии общества.

В-третьих, наши студенты - это молодые люди, обладающие рациональным и прагматическим мышлением, четко осознающие свое социально-экономическое положение (статус) в современном обществе, понимающие, что жизнь в этом обществе зависит только от них самих. У молодежи нет сдерживающих механизмов, свойственных старшему поколению, таких как «преданность общим идеалам», «героизм буден », «национальный снобизм ». Основой политического выбора молодыхлюдей становится сформированное социально-классовое сознание. Они экономически ни с чем не связаны, владеют только собственной

рабочей силой. При этом они обладают позитивным стремлением к самореализации через использование своего интеллектуального потенциала. В то же время современной молодежи свойствен и патриотизм, и интернационализм. Для студентов понятие «Родина» не является условным символом, треть опрошенных готовы к самопожертвованию. Миграционные процессы имеют место, но они связаны скорее с неудовлетворенностью молодыхлюдей своим местом в российском обществе и отношением политической власти к их роли в этом обществе.

На наш взгляд, есть основания говорить о том, что если современная политическая система сохранит прежний социально-экономический курс, в обозримом будущем может возникнуть революционная ситуация, для которой уже формируется соответствующая социально-классовая среда. Вместе с тем в сознании студентов произошла положительная динамика в характере восприятия себя как активного субъекта правовых отношений. Это в первую очередь связано с пониманием студентами влияния институциональных факторов на их личную безопасность, что позволило им более рационально оценивать возможные последствия принимаемых ими жизненно важных решений. Однако существующие проблемы в сфере политики, экономики, а также в области социально-правовых отношений продолжают волновать студентов.

В целом сегодня можно говорить о сформировавшемся правовом сознании и правовом поведении студенческой молодежи как социальной норме. Здесь основу составляет как молодежная субкультура, так и социальные характеристики студентов как представителей гендерных и образовательных профессиональных групп. Можно также констатировать, что в российском обществе сформировались социальные группы, отражающие социально-экономические и социокультурные интересы социально-классового общества. Важным показателем, указывающим на этот вывод, явля-

ется система жизненных ценностей молодых людей. Мировосприятие современных студентов отличается от мироотношения, свойственного их родителям. В целом, можно говорить о сформированности у молодого поколения буржуазного сознания.

Естественно, наше исследование не исчерпывает всю проблематику становления нового типа личности в условиях постсоветской России. Тем не менее полученные данные и проведенный анализ дают необ-

ходимую информацию для внесения корректив в социальную политику в сфере образования.

Литература

1. См.: Стегний В.Н. Изменения в социальном составе студентов постсоветского общества // Вестник ПГТУ. Сер. «Социально-экономические науки». 2009. № 4 (22). С. 81-90.

STEGNIY V., KURBATOVA L. SOCIAL PORTRAIT OF PRESENT STUDENTS The article describes the social portrait of students in different social systems and in different historical periods (the end of XXth century - the beginning of XXIst century) including the youth subculture, integral orientations, consciousness, morals, the social status, factors influencing social formation.

Keywords: students’ social portrait, social status, modernization, values, youth subculture.

И.Н. ИВАНОВА, профессор Саратовский государственный технический университет

Молодежный рынок труда в контексте социальной политики

В статье автор рассматривает проблемы положения современной молодежи в сфере труда и занятости, акцентирует внимание на программах социальной политики, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Создание новых рабочих мест способно снизить уровень безработицы, но для этого требуется объединение усилий государства и частных предприятий, необходимо на практике реализовать идеи социального партнерства и социальной ответственности бизнеса.

Ключевые слова: молодежь, рынок труда, система образования, государственная социальная политика, социальная ответственность бизнеса.

В современных условиях государственная деятельность по решению вопросов защиты интересов молодежи приобретает все большую значимость. Указом президента Российской Федерации 2009 год был объявлен Годом молодежи. В стране существует стратегия государственной молодёжной политики на период 2006-2016 гг., специальный раздел присутствует в Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны, есть специальное ведомство, которое занимается молодежными вопросами. Большинство прово-димыхмероприятий направлены на привле-

чение внимания к проблемам молодежи. Например, участники летнего молодежного образовательного форума «Селигер-2009 » представляли свои проекты в рамках таких тематических смен, как техническое творчество и инновации, молодежное предпринимательство, толерантность, информационный поток, национальный туризм, лидерство, волонтерство, творчество. Молодежь из социальной группы, которая традиционно нуждалась в заботе, переходит в группу, которая может сама о себе позаботиться и взять инициативу в свои руки. «Мы понимаем, кто наи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.