Научная статья на тему 'Социальные характеристики современной студенческой среды Юга России (на материалах Ростовской области и Ставропольского края)'

Социальные характеристики современной студенческой среды Юга России (на материалах Ростовской области и Ставропольского края) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
92
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / STUDENT COMMUNITY / РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА / REGIONAL HIGH SCHOOL / ГЕОГРАФИЯ / GEOGRAPHY / СОЦИАЛЬНЫЙ / SOCIAL / ГЕНДЕРНЫЙ / GENDER / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ СТУДЕНЧЕСТВА ЮГА РОССИИ / ETHNIC COMPOSITION OF STUDENTS OF THE SOUTH RUSSIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сущий Сергей Яковлевич

В статье анализируются основные социальные характеристики современной студенческой среды двух крупных регионов Юга России Ростовской области и Ставропольского края. Автор рассматривает количественную динамику регионального студенчества, его материальный уровень, национальный состав, влияние учащейся молодежи на социально-экономическую жизнь региональных столиц и других крупных городов данных регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сущий Сергей Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Social Characteristics of Modern Students of the South of Russia (with the Material of the Rostov Region and the Stavropol Territory)

The article analyzes the main social characteristics of the modern students the two major regions of Southern Russia Rostov and Stavropol Territory. The author considers the quantitative dynamics of regional students, their material level, ethnic composition, the Influence of students on the social and economic life of the regional capitals and other important cities in these regions.

Текст научной работы на тему «Социальные характеристики современной студенческой среды Юга России (на материалах Ростовской области и Ставропольского края)»

УДК 316.34/.35

СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЫ ЮГА РОССИИ (на материалах Ростовской области и Ставропольского края)

С.Я. Сущий

Проблема становления и развития высшей школы Юга России давно находится в поле исследовательского интереса. Различные ее аспекты изучали в своих работах А.А. Вартумян, Ю.А. Жданов, Д.Д. Квициани, В.М. Кононенко, Д.М. Нагу-чев, М.Д. Розин, Р.М. Ситько, А.И. Соловьев, И.А. Шинкарев, Н.А. Ханжиев [1]. Вместе с тем некоторые важные аспекты функционирования южнороссийской высшей школы все еще ждут своих исследователей. Среди них и развернутый анализ социальных характеристик регионального студенчества, вопросы трансформации его гендерной, национальной, возрастной, материальной структуры в постсоветский период. Данная статья является попыткой ответить на некоторые из этих вопросов и предполагает дальнейшее, более детальное исследование заявленной проблематики.

Студенчество как одну из наиболее массовых групп регионального населения сформировал затяжной бум системы высшего образования первых послевоенных десятилетий и еще более стремительный подъем постсоветского периода. Действительно, за 1950-1970 гг. южнороссийское студенчество выросло в 3,7 раза (с 75 до 279 тыс. человек), в 19902008 гг. еще в 3,3 раза (с 307 до 993 тыс. человек). Ростовская область и Ставропольский край принадлежат к числу ведущих вузовских регионов Юга России. В 2008 г. в них в общей сложности обучалось около 360 тыс. студентов [2]. Стремительный рост высшей школы в постсоветский период привел к ощутимым подвижкам в жизнедеятельности местных вузовских городов и, прежде всего, двух административных столиц, в которых студенчество концентрировалось в максимальной степени. Причем ведущие вузовские центры данных двух регионов оказались наиболее студенче-

Сущий Сергей Яковлевич - доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института социально-экономических и гуманитарных проблем Южного научного центра РАН, 344082, г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский 60, e-mail: SS7707@mail.ru

скими городами Юга России. Первая позиция в 2010 г. принадлежала Ставрополю - более 180 студентов на тысячу жителей, третья -Пятигорску (165 человек), пятая и шестая Новочеркасску и Ростову (соответственно, 125 и 112 учащихся)*.

Иными словами, в настоящее время вузовскими студентами является порядка 1/5-2/5 всего населения крупнейших центров Ростовской области и Ставропольского края. Широкое распространение молодежного образа в крупных российских городах как результат роста (количественного и удельного) студенчества - аспект, как правило, ускользающий от исследователей постсоветской высшей школы. Между тем молодежь, наиболее активная социальная группа, заключающая шестую-седьмую часть городского населения, едва ли не автоматически становится значимым фактором социальной динамики данных городских сообществ, определяя многие важные характеристики современного городского стиля жизни - например, стремительность его тем-поритма или масштабы жилого строительства и цены на рынке недвижимости (аренды), реагирующие на присутствие десятков тысяч молодых людей. Наиболее обеспеченные семьи покупают детям-студентам квартиры или отдельные комнаты. Но большая часть приезжей молодежи снимает жилье, устойчиво активизируя рынок городской аренды**.

* Расчеты выполнены на основе данных о количестве вузовских студентов и численности населения указанных городов. Данные были взяты из региональных статистических сборниках [3, 4].

** Одним из следствий расширения спроса на жилую аренду являлся рост доходов определенной части коренных горожан, сдающих жилье внаем. Насколько нам известно, специальных социологических исследований данного явления в России не проводилось. Но масштабы его могут быть весьма значительны. Тем более, что жилье снимают не только вузовские студенты, но и учащиеся техникумов.

Sergey Suschiy - Ph.D. in Philsophy, Senior Research Officer at the Institute of Socio-Economic and Humanitarian Problems of the Southern Scientific Center, Russian Academy of Sciences, 60, Halturinskii, Rostov-on-Don, 344082, e-mail: SS7707@mail.ru.

Именно на молодежь в самой значительной степени ориентирован и весь разветвленный физкультурно-спортивный комплекс крупных городов, а также сфера досуга (культурно-развлекательных услуг) -множество баров, дискотек, интернет-кафе и т.п. заведений. Студенческая и послевузовская молодежь является и катализатором городского строительства - большая часть иногородних студентов предпочитает после окончания вуза остаться в крупном центре. А покупка жилья через механизм ипотеки и другие формы финансовых заимствований активизирует местную банковскую систему. Тем самым постсоветский рост студенчества в крупных городах Юга России является значимым фактором не только динамики местной образовательной системы, но и катализатором городской социально-экономической жизни, ускорителем социокультурных процессов, в которые часть молодежи втягивается как в качестве деятельных участников, так и потребителей культуры.

Параллельно социально-экономической активизации, концентрация образованной молодежи становится фактором дополнительного напряжения на местном рынке труда. Особенно чувствителен данный фактор для старших возрастных групп (при прочих равных условиях работодатели предпочитают более молодых специалистов). Как результат, трудоактивное население крупных южнороссийских городов старше 40-45 лет оказывается в сложном положении, формируя значительную часть прослойки хронических безработных.

География регионального студенчества. Итак, административные столицы (крупнейшие вузовские центры) в настоящее время концентрируют значительную часть всей молодежи своих регионов. Иными словами, доля иногородних среди студенчества остается весьма значительной. А в таких центрах, как Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Ставрополь, Пятигорск велика доля и приезжих из других регионов (в областных центрах -это представители сопредельных русских территорий и северокавказских республик, в вузовских центрах Ставрополья - приезжие из Дагестана, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии).

Тем самым, несмотря на возросшую материальную затратность учебы на стороне, немалая часть сельского и малогородского населения находит нужным серьезно вкладывать в образование детей, выбирая при этом не один из близких вузовских филиалов,

а учебные заведения, расположенные в административной столице или в других крупных центрах региона. Свою роль сыграл высокий образовательный авторитет центральных вузов, желание обеспечить детям более успешную стартовую площадку для профессиональной карьеры.

Максимальной силой притяжения в пределах Юга России по традиции обладает высшая школа Ростова-на-Дону - центра, на вузы которого ориентировалось уже несколько генераций учащейся молодежи из сопредельных русских регионов и республик. Но в постсоветский период в качестве межрегиональных образовательных центров существенно выросла роль Ставрополя и Пятигорска, вузы которых в настоящее время привлекают значительное число молодых людей из республик Северного Кавказа. Учебные передвижения молодежи между южнороссийскими регионами и за пределы Юга России оказывается плотно взаимоувязанной с миграционной динамикой в целом, представляя одну из центральных ее ветвей.

Итак, помимо местной молодежи, в крупнейших вузовских центрах сосредотачиваются десятки тысяч приезжих молодых людей (здесь надо принимать в расчет не только вузовских, но и техникумовских студентов, как и учащихся начальных профессиональных учебных заведений). Подобное множество учебных мигрантов существенно увеличивает общую долю молодежи в городском населении. В начале XXI в. доля иногородних в государственных вузах Ростова-на-Дону достигала 47 %; Таганрога - 37; Шахт -55; а Новочеркасска - 74 %. Соответствующие показатели по Ставрополю и Пятигорску составляли 71 и 37 %, соответственно [5].

К концу первого десятилетия XXI в. доля иногородних вузовских студентов в общей их численности изменилась незначительно, но общее их количество возросло еще более. В настоящее время (только по государственным вузам) это число может достигать в Ростове-на-Дону 55-60 тыс. чел.; в Ставрополе - 45-50 тысяч. Но к этому числу надо добавить студентов негосударственных высших учебных заведений.

Причем ареал притяжения (набора студентов) ведущих учебных заведений выходил далеко за пределы собственного региона. Прежде всего, это классические универси-

теты (ЮФУ и СГУ)*, а также Южнороссийский государственный технический университет (НПИ); Ростовские - экономический, строительный, медицинский университеты; Пятигорский лингвистический университет. Эти вузы по географии своих учащихся с известной долей условностью могут быть определены как межрегиональные. Значительную часть остальной вузовской системы, как Ростовской области, так и Ставропольского края составляют региональные вузы. Их студенческий корпус формируется преимущественно уроженцами своего региона. Наконец, имеется небольшое число локальных вузов, студенчество которых составляет в основном молодежь самих центров и окрестных сельских районов.

Впрочем, даже в ведущих (межрегиональных) вузах большая часть иногородних студентов - молодежь из различных районов своего же региона. При этом характерной особенностью иногороднего студенчества Ростова-на-Дону и Ставрополя является рас-селенческая сближенность местных приезжих и выходцев из других регионов. В основном это молодежь из небольших центров и сельской местности. Молодые люди из административных столиц других регионов (Краснодар, Нальчик, Владикавказ и т.д.) очень редко приезжают учиться в крупнейшие образовательные центры Ростовской области и Ставропольского края, предпочитая получать образование в своих вузах, либо в учебных заведениях российской столицы.

Таким образом, расселенческий фактор оказывается напрямую связан с социокультурным. Местное студенчество в своей массе -коренные горожане, а иногородние - в значительной степени, представители сельской местности с вытекающими из этого обстоятельства различиями базовой социализации, особенностями социокультурных практик и даже жизненных ценностей. Хотя быстрое развитие в молодежной среде современных информационных технологий (и прежде всего Интернета) до определенной степени сокращает данные различия, они могут оставаться чувствительными среди студентов младших классов.

В гендерном отношении очевидная уже в 1960-1980-е гг. тенденция феминизации ву-

* В зоне притяжения ЮФУ в той или иной степени находится практически весь Юг России, за исключением Нижнего Поволжья, молодежь которого традиционно тяготеет либо к своим образовательным центрам (Астрахань, Волгоград), либо к расположенному по Волге выше Саратову. Ставропольский университет традиционно привлекателен для молодежи из республик Северного Кавказа.

зовского студенчества получила свое дальнейшее развитие в последние два десятилетия. Речь идет о процессе общероссийского формата, который в полной мере иллюстрируется и гендерной динамикой студенчества двух исследуемых регионов. Работает на дальнейший удельный рост женской студенческой компоненты и гуманитаризация высшей школы. Появление непрофильных (экономических, правовых) учебных структур ощутимо увеличивает долю девушек даже в региональных технических вузах. Максимальных масштабов феминизация студенчества традиционно достигает в педагогических вузах, существенный перевес фиксируется также в классиче-

*

ских университетах и медицинских вузах .

Социальное происхождение и материальный уровень студенчества. На постсоветский период пришлась завершающая стадия продолжительного процесса социальной демократизации вузовского студенчества. В свое время (20-30-е гг. ХХ в.) советская власть много сделала для ликвидации привилегированного статуса образованной (имевшей вузовское образование) прослойки населения и создания в стране массовой рабоче-крестьянской интеллигенции. Однако и в последние советские десятилетия студенчество на 2/3 формировалось выходцами из прослойки служащих.

Положение меняется в конце ХХ в. (в настоящее время высокий уровень востребованности высшего образования демонстрируют все социальные группы российского общества). И это является одной из основных причин постсоветского вузовского бума. Высшее образование становится необходимым условием практически любой социопрофессиональной карьеры. У значительной части современного российского студенчества родители не имеют высшего образования. И в целом структура российского студенчества приближается к социальной структуре всего общества. В ситуации, когда через вузовские аудитории проходит основная часть молодежи страны, учеба в высшем учебном заведении сама по себе теряет роль значимого социального маркера. В качестве такового теперь скорее выступает рейтинг вуза, в котором обучение происходит.

Соответственно, несмотря на процесс коммерциализации высшей школы и жесткие рыночные реформы, имевшие своим результа-

* Уже в конце 1980-х гг. доля студенток в педагогических вузах СССР, а также вузах экономики и права превышала 70 %; в медицинских - достигала 63 %, в университетах, на разных факультетах составляла от 45 до 70 % [6].

том резкую поляризацию доходов населения, в настоящее время на студенческой скамье представлены практически все группы российского населения, от серьезно материально нуждающихся до наиболее обеспеченных. Несмотря на присутствующие в отечественной исследовательской и экспертной литературе, множественные констатации растущей элитарности российского высшего образования, вузовский диплом остается доступным для самой значительной части российской молодежи, имеющей желание учиться. Другое дело, что отдельные учебные сегменты, специализации, конкретные вузы могут самым существенным образом различаться по своей финансовой доступности. Достаточно сказать, что в пределах ведущего вуза Юга России -Южного Федерального университета, цена обучения на отдельных учебных подразделениях различалась более, чем в восемь раз (притом, что сохранялся и сегмент бесплатного образования). Так, минимальная стоимость за год обучения в ЮФУ в 2010/2011 учебном году составляла 18 тыс. руб., а максимальная 150 тыс. руб. Аналогичный диапазон расценок за год учебы на различных факультетах Ставропольского государственного университета составлял 35-90 тыс. руб., в Ростовском государственном медицинском и строительном университетах, соответственно - 65-80 и 38-50 тыс. рублей [7].

Впрочем, бесплатное образование постепенно вытесняется в наименее востребованные сегменты высшей школы. К примеру, в Ростовском государственном медицинском университете в настоящее время только 6,3 % студентов учатся бесплатно, в Ставропольской медицинской академии 25 %. Но показательно, что в большинстве ведущих вузов Ростова-на-Дону и Ставрополя, число студентов, не плативших за учебу в 2011 г., составляло только 30-40 % (а для РГСУ данный показатель составлял только 15 %).

Национальная структура южнороссийского студенчества всегда отличалась повышенной сложностью, отражающей полиэтническое многообразие региональных обществ. К тому же вузовские центры Ростовской области (прежде всего Ростов-на-Дону и Новочеркасск) привлекали значительное число абитуриентов из республик Северного Кавказа, начиная уже с 20-30-х гг. ХХ века. Ставрополь и Пятигорск, вузовские столицы края, стали центрами притяжения республи-

канской молодежи уже во второй половине века. В постсоветский период интенсивность учебной миграции в учебные заведения края существенно возросла.

Впрочем, несмотря на это, русские в начале XXI в. по-прежнему количественно преобладали во всех региональных вузах (табл.).

Таблица

Индекс представленности* отдельных национальностей среди студентов ведущих вузов Ставропольского края на 2002 г. [8]

Вузы Национальности

Русские Армяне Греки Даргинцы Чеченцы

ПГЛУ 0,85 1,22 2,99 0,13 2,0

ПГФА - 1,1 2,58 0,13 0,39

СГАУ 1,18 0,31 0,32 0,3 0,1

СГМА 0,86 1,08 2,25 0,34 1,54

СКГТУ 1,09 0,39 0,48 0,34 0,8

СГУ 1,14 0,66 1,04 0,62 0,55

Край в целом 1,02 0,68 1,29 0,27 1,25

* Отношение доли студентов данной национальности в вузе к доле данной национальности в населении края ПГЛУ - Пятигорский государственный лингвистический ун-т, ПГФА - Пятигорская государственная фармацевтическая академия; СГАУ - Ставропольский государственный аграрный ун-т; СГМА - Ставропольская государственая медицинская академия; СКГТУ - СевероКавказский государственный технический ун-т; СГУ -Ставропольский государственный университет. ун-т.

Хотя положение существенно различалось, как по отдельным учебным заведениям, так и по отдельным факультетам и направлениям подготовки. Очевидно и то, что количество студентов, представляющих краевые диаспоры, а также молодежь приехавшую на учебу из республик Северного Кавказа, в крае продолжает неуклонно расти.

Из проанализированных шести краевых вузов наиболее привлекательными для представителей ряда краевых диаспор (армяне, греки, чеченцы) и приезжей северокавказской молодежи были Пятигорский лингвистический университет и Ставропольская медицинская академия. Доля русских студентов в них уже в начале XXI в. составляла ниже 70 % (причем на отдельных факультетах она опускалась ниже 50 %). Наименьший интерес для региональных диаспор представляли производствен-

ные вузы: Ставропольский аграрный и Северо-Кавказский технический университеты. Но в целом индекс представленности русских студентов в высшей школе Ставропольского края оставался чуть выше единицы - т.е. их доля среди учащихся превышала долю русских в населении Ставрополья. Данное обстоятельство противоречит распространенному в крае общественному мнению о быстрой смене национального состава местного студенчества.

Анализ этнической структуры студенчества ряда ростовских вузов также обнаруживает различные степени концентрации представителей тех или национальных групп в отдельных учебных заведениях. Привлекательными для представителей областных диаспор и молодежи из республик Северного Кавказа, к примеру, являются Таможенная академия и Северо-Кавказская академия государственной службы, экономическая академия (РИНХ) и некоторые факультеты ЮФУ. Следует принимать во внимание и тот факт, что удельный вес молодежной генерации областных диаспор заметно превышает их общую долю в населении региона (как известно, семьи у народов Северного Кавказа значительно более многодетны, чем у русских). Иными словами, в ближайшие годы следует ожидать устойчивого количественного роста в областной студенческой среде этнической молодежи, представляющей как местные диаспоры, так и учебную миграцию из республик.

Итак, постсоветский период характеризовался стремительным количественным ростом регионального студенчества. Своего максимального размера оно достигает в 2007-2008 гг. В последние два-три года, в связи с достижением студенческого возраста малочисленных генераций уроженцев 1990-х, число вузовских учащихся сокращается и в Ростовской области, и в Ставропольском крае (как и в подавляющем большинстве других регионов РФ). Не вызывает сомнения, что речь идет об устойчивой тенденции -сокращение студенческого корпуса, скорее всего, продолжится до конца второго десятилетия XXI в. И хотя оно не будет столь масштабным, как предварявший его рост, количество студентов в области и крае может сократиться на 15-20 % от максимальных показателей второй половины нулевых годов.

Это, впрочем, означает, что основная часть региональной молодежи по-прежнему будет проходить через высшие учебные заведения, и студенчество останется одной

из наиболее заметных (и количественно, и по уровню влияния на различные сферы жизни) социальных групп городского населения.

Возросшие масштабы учебных миграций из республик Северного Кавказа, как и опережающий рост северокавказских диаспор способствуют полиэтнизации студенчества Ростовской области и Ставропольского края. Однако на обозримую перспективу в студенческой среде сохранится полная доминанта русской молодежи. Притом, что проблема оптимизации межэтнического взаимодействия и межкультурного диалога в пределах регионального студенчества становится все более актуальной.

В социальном плане региональные студенты представляют все прослойки и группы населения. Несмотря на существенную поляризацию населения постсоветской России по уровню доходов, высшее образование остается доступным даже для молодежи из семей с ограниченным достатком (при этом в пределах системы высшего образования четко обозначились элитные сегменты, рассчитанные на население с высоким уровнем доходов).

ЛИТЕРАТУРА

1. См. напр.: Вартумян А.А., Шинкарева И.А. Высшее образование в регионе (Дон, Кубань, Ставрополье в переходной период) 1991-2001 гг. М.: Изд-во МГСУ, 2003. 324 с.; Жданов Ю.А. и др. Высшая школа и становление единого социокультурного пространства на Юге России. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. 96 с.; Кононенко В.М. Высшая школа Юга России (20-90-е годы ХХ века). Ставрополь: "Базис", 2005. 332 с.; Розин М.Д. Научный комплекс Северного Кавказа. Ростов-н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2000. 194 с.; Ситько Р.М. История становления и развития образования на Юге России. Ростов-н/Д.: Изд-во РГПИ, 1997. 124 с.

2. Регионы России. М.: Госкомстат РФ, 2009. 678 с.

3. Города и районы Ростовской области. Ростов-н/Д.: Госкомстат РО, 2009. 356 с.

4. Города и районы Ставропольского края. Ставрополь: Госкомстат Ставропольского края, 2009. 348 с.

5. Материалы зонального совещания Южного Федерального округа (сводный отчет по группе вузов Минобразования России). Ставрополь: Б.и., 2001. 128 с.

6. Народное образование и культура в СССР. М.: Финансы и статистика, 1989. 420 с.

7. Российское образование: Федеральный портал. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/ abitur/act.65/index.php

8. Сост. по: Белозерова Л.П. Учебные миграции на Ставрополье // Проблемы миграции и опыт ее регулирования в полиэтничном Кавказском регионе. М .-Ставрополь: Б.и., 2003. С. 32-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.