ФАРМАЦИЯ
УЛК 614.27:301:31
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПОСЕТИТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АПТЕКИ:
ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
(НА ПРИМЕРЕ АПТЕК ГУП «МЕЛИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА И ФАРМАЦИЯ ТАТАРСТАНА»)
Ф.Р. Леонтьева1-2, к. фарм. н., Г.С. Яровиков2, С.Н. Егорова2, д. фарм. н., профессор,
'департамент координации фармацевтической деятельности ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана»,
2кафедра фармации факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Казанского государственного медицинского университета
Егорова Светлана Николаевна - e-mail: [email protected]
Исследование посвящено составлению социального портрета посетителя государственной аптеки и изучению влияния на него финансового кризиса. Разработана анкета, содержащая 21 вопрос. Проведено анкетирование 2100 посетителей в 50 государственных аптеках в июле 2008 и июле 2009 года. Установлено влияние финансового кризиса на демографические характеристики посетителей государственных аптек самооценку их состояния здоровья, поведенческие характеристики и характеристики покупки.
Ключевые слова: финансовый кризис, социальный портрет, пациент, государственная аптека.
Purpose of the research was to make a social portrait of state pharmacy visitor and to evaluate the influence of financial crisis on it. Inquiry form containing 21 questions was compiled. In July 2008 and 2009 we performed the survey of 2100 visitors in 50 state pharmacies. It was found that the financial crisis significantly influenced the age of the state pharmacies visitors, as well as their health self-evaluation, behavior and characteristics of the purchase.
Key words: financial crisis, social portrait, patient, state pharmacy.
Целью данного исследования явилось составление социального портрета посетителя государственной аптеки в период развития финансового кризиса.
Исследование проводили методом анкетирования в июле
2008 и в июле 2009 года в городских и центральных районных аптеках ГУП «Таттехмедфарм», оборот которых составляет 300 тысяч и более рублей в месяц, занимающихся также отпуском лекарств по ДЛО (всего 50 аптек).
Анкета включала в себя 21 вопрос, которые были объединены в 5 блоков: демографические характеристики; состояние здоровья; поведенческие характеристики; характеристики покупки; качество обслуживания. Всего было опрошено 2100 посетителей в течение 5 дней, в т. ч. лица, имеющие право на льготное лекарственное обеспечение. Обработку анкет проводили с помощью пакета прикладных программ: KonSi-Simple Anketter и Microsoft Excel. Результаты и обсуждение Демографические характеристики.
Среди опрошенных посетителей государственных аптек выявлено, что в 2008 году основными покупателями аптеки являлись женщины (71%), число которых более чем в два
Финансовый кризис отразился на различных сторонах жизни общества, в том числе на деятельности аптек. Одним из условий финансовой стабилизации аптеки в условиях современной экономики является усиление маркетинговой деятельности в аптеке [1, 2].
В Республике Татарстан аптечные учреждения государственной формы собственности объединены в ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана» (ГУП «Таттехмедфарм»). В аптечной сети ГУП «Таттехмедфарм» на 01.10.2009 г. работают 227 аптечных учреждений, из них 35 аптек - производственные, 162 аптеки занимаются льготным отпуском. Основной отличительной особенностью аптек ГУП «Таттехмедфарм» от коммерческих аптек является также выполнение социальных функций - отпуск лекарств по дополнительному лекарственному обеспечению (ДЛО). Для выработки эффективной системы взаимоотношений с потребителями, рациональной маркетинговой политики в формировании аптечного ассортимента и организации системы мерчандайзинга в современных условиях возникла необходимость изучения контингента посетителей государственной аптеки.
Фармация
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
раза превышает число посещения аптек мужчинами (29%). В 2009 году разделение посетителей по половому признаку осталось прежним (70% женщин и 30% мужчин).
В 2008 году большинство покупателей государственных аптек составляло работающее население (55%), имеющее постоянный средний доход, 28% опрошенных - пенсионеры, 4% - ведут домашнее хозяйство, 3% - учащиеся и около 10% опрошенных имели статус безработных. В 2009 году доля работающего населения посетителей выросла до 64%. Интересно, что в период финансового кризиса на 10% уменьшилась доля пенсионеров, посещающих государственные аптеки, и по итогам 2009 года она составила 18% (рис. 1).
8? 70 | 60 I 50
со
Ц 40 |30 І 20
Л™
0
64%
55%
□ 2008 г. □ 2009 г.
28%
18%
3% 3% 4%^% 10%8%
і і і_____,_□_______I__,
Работающие Пенсионеры Учащиеся Домохозяйки Безработные Уровень занятости
РИС. 1.
Распределение посетителей по уровню занятости.
Уровень образования
Посетители государственных аптек в 2008 году имели высшее (41%) или среднее специальное (36%) образование; опрошенные посетители, имеющие только общее среднее образование, составили 23%. В аналогичном периоде 2009 года доля посетителей с высшим образованием составила 49%, со средним специальным - 38%, а доля лиц, имеющих только среднее образование, уменьшилась до 13% (рис. 2).
Уровень образования посетителей государственных аптек.
Семейный доход.
На рис.3 представлены данные оценки посетителями государственной аптеки своего семейного дохода. Как ни странно, показатели 2009 года незначительно отличаются от показателей 2008 года, что говорит о стабильности финансового положения посетителей государственной аптеки. Наибольшая группа посетителей - 33% в 2008 году и 38% в 2009 году - утверждали, что доход позволяет приобретать продукты и одежду; 24% в 2008 году и 19% в 2009 году
могли позволить себе купить только продукты питания, 16% в 2008 и 14% в 2009 году могли себе позволить предметы длительного пользования. 9% опрошенным в 2008 и 8% в
2009 году дохода не хватало даже на самое необходимое. Лишь 6% посетителей в 2008 и 8% в 2009 году указали, что могут позволить себе дорогие вещи. Затруднялись с ответами соответственно 12% (2008 г.) и 13% (2009 г.) посетителей государственных аптек (рис.3). Результаты изучения оценки посетителями семейного дохода указывают на то, что наибольшим спросом в государственных аптеках будут пользоваться препараты и товары средней и низкой ценовой категории.
2008 2009 12% 9% !3% 8%
6%
16%
19%
33%
38%
П Не хватает даже на самое необходимое
□ Хватает только на продукты
□ Хватает только на продукты и одежду
□ Хватает на предметы длительного пользования ■ Могут позволить себе дорогие вещи
□ Затруднились с ответом
РИС. 3.
Оценка состояния семейного дохода посетителями государственных аптек.
Состояние здоровья.
В отношении оценки собственного здоровья данные 2008 и 2009 гг. полностью совпадают: основная часть посетителей оценила его как среднее (52%) и плохое (15%), именно эта группа покупателей является, как правило, постоянными клиентами государственной аптеки. 27% опрошенных оценивали свое здоровье как хорошее и лишь 6% посетителей поставили своему состоянию здоровья оценку «отлично», по-видимому, это случайные покупатели (рис. 4).
Состояние здоровья
□ Очень хорошее □ Среднее
□ Хорошее □ Плохое
РИС. 4.
Самооценка состояния здоровья посетителей государственной аптеки.
Поведенческие характеристики.
Анкетирование посетителей показало, что как в 2008, так и в 2009 году в основном (соответственно 42% и 45%)
Фармация
2008 г. 2009 г.
□ Безрецептурные препараты
□ Рецептурные препараты
□ Препараты по льготному отпуску
РИС. 7. Покупательский спрос в государственной аптеке.
посещали государственные аптеки люди, живущие неподалеку от ее расположения. В 2008 году на втором месте были лица, работающие поблизости (25%); 24% опрошенных заходили в аптеку, поскольку делали покупки других товаров в районе аптеки, и лишь 9% посетителей приходили в аптеку только из-за льготного отпуска лекарств. В 2009 году картина заметно изменилась: на втором месте с долей 29% оказались клиенты, делавшие покупки вблизи ее расположения; на третьем месте из причин выбора аптеки - льготный отпуск (18%), а доля работающих неподалеку уменьшилась с 25% до 8% от общего числа посетителей (рис. 5). Полученные данные свидетельствуют о том, что основная масса клиентов государственных аптек приобретает товары за деньги, однако в период развития финансового кризиса государственные аптеки потеряли значительную часть своих клиентов.
По частоте посещения аптеки выявлено, что основная
масса покупателей приходит в аптеку раз в месяц (практически 30%) и чаще, делая покупки для себя и своих родственников (рис. 6).
По данным опроса основным покупательским спросом пользуются препараты безрецептурного отпуска: в 2008 году их доля составила 65% (именно на этот сегмент направлена основная часть мерчандайзинговых мероприятий), 17% в 2008 году составили препараты, отпускаемые по рецептам, и 18% - препараты льготного отпуска. Однако данные 2009 года вновь показывают нам на влияние кризиса, т. к. заметно упала доля безрецептурного сегмента спроса и выросла доля спроса препаратов, отпускаемых по льготе (рис. 7).
Характеристика покупки.
На рис. 8 представлены данные относительно средней стоимости чека покупателей государственных аптек. Как в 2008, так и в 2009 году тратили на медикаменты и другие аптечные товары: до 100 рублей - 26% - 25% опрашиваемых, от 100 до 200 рублей - 28% - 24%, от 200 до 400 рублей - 29% - 28%, соответственно, что свидетельствует о необходимости введения в ассортимент аптек доступных по цене препаратов и товаров. Интересно, что доля покупателей, потративших в аптеке от 400 до 600 рублей, увеличилась в период развития финансового кризиса с 10 до 15%.
Заключение
Среднестатистический клиент аптек ГУП «Таттехмедфарм» - это женщина в возрасте от 42 до 46 лет с высшим или средним специальным образованием, имеющая постоянную работу. Она проживает в районе расположения аптеки, делает покупки для себя и для членов своей семьи. Посещает аптеку не реже одного раза в месяц, тратит в ней в среднем от 100 до 400 рублей и является постоянным покупателем государственной аптеки. Финансовый кризис не меняет существенно портрет посетителя государственной аптеки, что прогнозирует стабильную ситуацию и благоприятный прогноз при условии поддержания основного контингента посетителей, увеличения товарооборота аптеки и привлечения новых групп покупателей. [23
ЛИТЕРАТУРА
1. Романова Е.Ю. Кризис - процесс, которым нужно управлять. Новая Аптека. 2009. (Эффективное управление). № 2. С. 23-24.
2. Фомина Л.Б. Политика финансовой стабилизации аптеки в условиях современной экономики. Новая Аптека. 2009. (Нормативные документы). № 10. С. 51-54.
2008 г.
2009 г.
І | Проживают рядом І | Работают неподалеку І I Делают покупки в районе аптеки П Приходят за льготными препаратами
РИС. 5. Причины посещения аптеки.
35
30-
25
20-
15
10-
5-
0
□ 2008 г. 29% 28%
□ 2009 г.
15%
10%
5%6%
р—j—I 2%2%
До 100 рублей
От 100 до От 200 до От 400 до От 600 до Свыше
200 рублей 400 рублей 600 рублей 1000 1000
рублей рублей
Средняя стоимость покупки
РИС. 8. Средняя стоимость чека покупателей.
* 35 з 30 ® 25
СО і 20 я 15 g 10 § 5
S 0
24%
20%
□ 2008 г. 28%
24%
□ 2009 г. 29%
25%
27%
23%
РИС
Раз в неделю Раз в две недели Раз в месяц Реже одного раза
в месяц
Частота посещения аптеки 6. Распределение посетителей аптеки по частоте посещения.
Покупательский спрос.