А. М. Кузнецова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЛЬГОТНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОКАЗЫВАЕМОЙ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Ключевые слова: льготные категории, удовлетворенность населения качеством лекарственной помощи, социальное управление.
В статье приводятся данные социологического опроса льготных категорий населения, прикрепленных к аптекам г. Казани, по определению удовлетворенности качеством оказываемой лекарственной помощи. Установлено, что внедрение разработанной автором методики определения данного показателя в аптеки, осуществляющие отпуск лекарственных средств данной категории больных, способствует повышению удовлетворенности населения и позволяет совершенствовать социальное регулирование лекарственного обеспечения, принимать управленческие решения.
Keywords: entitled to benefits, satisfaction of the population with the quality of the medicamental assistance,social control.
Satisfaction of the population entitled to benefits with the quality of the rendered medicamental assistance as a result of the efficiency of social control of the programme of additional provision with medicines of certain categories of citizens (by the example of the Republic of Tatarstan).
Своевременное обеспечение больных льготных категорий населения является важной социальной проблемой. Согласно приказу Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 29.05.2012 года №773 обеспечение льготных категорий населения лекарственными средствами осуществляется 162 аптечными учреждениями ГУП « Таттехмедфарм», из них располагаются в г. Казани 40 аптек, в г. Набережные Челны 7 аптек, в районах республики 115 аптек. Право выписки рецептов предоставлено 269 лечебнопрофилактическим учреждениям (ЛПУ) , 5120 врачам и 779 фельдшерам.
В 2012 году аптеками ГУП « Таттехмедфарм» отпущено по программе ОНЛС (остро необходимые лекарственные средства) 1,139 млрд. рублей (в 2011 году -1,132 млрд. рублей, что на 0,6 % больше), по 7 затратным нозологиям -0,99 млрд. руб. (в 2011г.-0,95 млрд. руб., что на 4,2 % больше), региональным льготникам 512980, 11 тыс. рублей [1].
Нами проведен анализ осуществления льготного отпуска в одной из крупных аптек г. Казани №350, к которой прикреплены разнопрофильные лечебные учреждения : 10 городских поликлиник, 1 детская поликлиника, городской эндокринологический диспансер, 1 центральная городская клиническая
больница, Республиканский кожно-венерологический диспансер и 2 прочих медицинских организаций. Всего аптекой в 2012 году было отпущено 50 844 рецепта 4077 гражданам города по программе ОНЛС, 268 рецептов 28 гражданам по программе 7 затратных нозологий , 27918 рецептов 3719 льготникам регионального уровня. В общем объеме всех отпущенных рецептов аптеками ГУП «Таттехмедфарм» лекарственные средства по программе ОНЛС составляют 2,9 %, по 7 затратным нозологиям 1,3 %, льготникам регионального уровня 4,8 %. В суммовом выражении доля этой аптеки в общем объеме аптек предприятия ГУП «Тат-
техмедфарм» составляет: по ОНЛС 18,86 %, по 7 НОЗ 26,7 %, региональным льготникам 7,8 % (табл.1).
Таблица 1 - Показатели отпущенных медикаментов в рамках ЛПУ аптекой №350 ГУП «Таттехмедфарм» за период 2009-2012гг.
Период Тип льготы Кол-во рецептов Сумма отпущенных ЛС, (тыс.руб.) Кол-во льгот- ников Средняя стоимость одного рецепта (руб)
2009 7 НОЗ 229 8827,92 23 38549,86
ОНЛС 66835 71012,84 4655 1062,51
регио- наль- ная 20258 34361,93 4361 1696,22
Итого 87322 114202,7 9039
2010. 7 НОЗ 216 4860,72 20 22503,35
ОНЛС 63712 69847,16 4911 1096,30
регио- наль- ная 24024 39436,54 3780 1641,55
Итого 87952 114,14 8711
2011 7НОЗ 252 412,51 28 1636,95
ОНЛС 56001 55452,1 5013 990,20
регио- наль- ная 23712 39938,2 3733 1684,30
Итого 79965 95,8 8774
2012. 7НОЗ 268 3707,02 268 13832,16
ОНЛС 50844 53185,39 4077 1046,05
регио- наль- ная 27918 40017,52 3719 1433,39
Итого 79030 96988,97 8064
Всего 334269 211401,6 34588
В докладе Генерального директора ГУП «Таттехмедфарм» отмечается, что анализ отпущен-
ных лекарственных средств аптеками предприятия в разрезе нозологических групп показал, что большая часть годового отпуска в сумме 361 млн. рублей, что соответствует 80 % расходов приходится на 3 нозологические группы:
□ 40 % суммы средств расходуется на лечение больных сахарным диабетом, что составляет порядка 181 млн. рублей;
□25% средств расходуется на лечение онкобольных, что составляет 114 млн. рублей;
□ 15 % приходится на больных бронхиальной астмы, в суммовом выражении это 66 млн. рублей;
Перечисленные заболевания требуют постоянного применения и наличия лекарственных средств, так как в противном случае могут быть необратимые последствия. Отмечается, что в 2012 году инсулиновых препаратов отпущено на 9 млн. рублей больше, чем в 2011 году. На лечение граждан, страдающих другими заболеваниями, израсходовано 93 млн. рублей или 20 % от общего объема отпуска. По итогам реализации региональным льготникам в 2012 году показатель соотношения количества льготных рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании, к общему количеству льготных рецептов, предъявленных в аптечные учреждения, составил 0,01 % и не отличается от показателя 2011 года [2]. Этот показатель характеризует полноту представления льготной лекарственной помощи, уровень взаимодействия аптечных и медицинских учреждений, качество составляемой заявки, выписку лекарственных средств. Чем ниже значение этого показателя, тем лучше работает учреждение. Однако даже за такой маленькой цифрой стоят больные, своевременно не обеспеченные лекарственными средствами.
Нами проведен анализ отпущенных медикаментов Эндокринологическим диспансером в разрезе заболеваний за 2012 год. Установлено, что больным сахарным диабетом в рамках региональной программы отпущено 36998252,31 рублей, что в общем объеме всех медикаментов отпущенных ЛПУ, прикрепленными к данной аптеке составляет 92,5 % средств.
Таблица 2 - Показатели отпущенных медикаментов льготникам по Казанскому Эндокринологическому диспансеру аптекой №350 ГУП « Таттех-медфарм» за период 2009-2012гг.
Пери- од-годы Тип льготы Кол-во рецеп- тов Сумма отпущенных ЛС, (тыс. руб). Кол-во льгот- ников Средняя стоимость одного рецепта (руб)
2009 7 НОЗ 217 8288,2 21 38194,46
ОНЛС 50910 67 381,7 3720 1323,55
регио- нальная 17702 32415,8 3497 1831,20
Итого 68829 108085,7 7 7238
2010 7НОЗ 209 4463,15 19 21354,78
ОНЛС 49586 65450,31 3925 1319,94
регио- нальная 20726 37482,94 2897 1808,50
Итого 70521 107342,4 6841
2011 7НОЗ 223 3050,04 22 13677,30
ОНЛС 43506 51800,47 3666 1190,65
регио- нальная 20164 37459,8 2779 1857,75
Итого 63893 92,31 6467
2012 7 НОЗ 229 2383,05 22 10406,33
ОНЛС 34578 45205,21 2546 1307,34
регио- нальная 23471 36998,25 2699 1576,33
Итого 58278 84,59 5267
Проведенный анализ отпуска в разрезе крупных прикрепленных лечебно-
профилактических учреждений, так как городские поликлиники отличаются по объему оказываемой лекарственной помощи, количеству льготников, количеству и сумме отпущенных рецептов. Лидирующим среди городских поликлиник, прикрепленных к данной аптеке, является поликлиника №1. Средняя стоимость одного рецепта и количество выписанных рецептов колеблются в разные периоды. По 7 затратным категориям самая высокая стоимость наблюдается в 2010 году и составляет 56796,16 рублей, а наименьшая стоимость приходится на 2009 год и составляет 4497,67 рублей. Однако наименьшее количество рецептов было выписано в 2009 году, а наибольшее количество в 2012 году. Такая же тенденция наблюдается и по ОНЛС, региональной программе. Эти цифры подтверждают общие тенденции развития программы льготного обеспечения граждан лекарственными препаратами (табл.3).
Таблица 3 - Сравнительный анализ показателей отпущенных медикаментов по городским поликлиникам за период 2009-2012гг.
Наимено- вание ЛПУ/Пери од Тип льготы Кол-во рецеп- тов Сумма отпущенных ЛС, (тыс. руб). Кол- во Льго тни- ков Средняя стоимость 1рецепта (,руб)
1 2 3 4 5 6
П-ка №1
2009 7НОЗ 12 53972,0 8 2 4497,67
ОНЛС 15594 3395,75 842 217,76
регио- наль- ная 2473 1854,37 818 749,85
2010 7НОЗ 7 397,57 1 56796,16
ОНЛС 13674 4122,95 860 301,52
регио- наль- ная 3072 1828,99 750 595,38
2011 7 НОЗ 27 987,6 5 36577,78
ОНЛС 10833 2539,06 856 234,38
регио- наль- ная 3154 1632,23 784 517,51
2012 7 НОЗ 39 1323,97 6 33947,91
ОНЛС 10040 3346,3 764 333,30
регио- наль- ная 3170 1990,03 751 627,77
Окончание табл.3
1 2 3 4 5 6
П-ка №21
2009 Нет дан- ных
2010 Нет дан- ных
2011 7 НОЗ - - - -
ОНЛС 461 285,79 107 619,93
регио- наль- ная 92 74,15 28 806,0
2012 7НОЗ - - - -
ОНЛС 775 780,05 120 1006,52
регио- наль- ная 163 202,33 34 1241,29
П-ка № 7
2009 Нет дан- ных
2010 Нет дан- ных
2011 7НОЗ - - - -
ОНЛС 78 65,13 41 835,02
регио- наль- ная 16 11,24 8 702,60
2012 7 НОЗ - - - -
ОНЛС 321 324,52 55 1010,97
регио- наль- ная 85 107,71 23 1267,18
П-ка №18
2009 Нет дан- ных
2010 Нет дан- ных
2011 7 НОЗ - - - -
ОНЛС 349 293,67 101 841,47
регио- наль- ная 71 60,76 22 855,85
2012 7 НОЗ - - - -
ОНЛС 778 657,46 106 845,07
регио- наль- ная 171 160,48 29 938,47
Из таблицы видно, что не во всех ЛПУ имеется категория больных, получаемая по программе 7 затратных нозологий.
Нами в аптеки ГУП « Таттехмедфарм» внедрена методика определения показателя удовлетворенности льготных категорий населения, включающая 8 показателей из 11 вопросов, формирующих этот показатель.
Проведен социологический опрос 400 участников льготных категорий граждан в данной аптеке на
предмет удовлетворенности пациента качеством оказания лекарственной помощи аптекой. Результаты анкет обрабатывались с использованием компьютерной прикладной программы ЗйЙБЙса 6.
Установлено, что у 77 % опрошенных в разной степени удовлетворены качеством: отлично 37%, хорошо 26 %, удовлетворительно 14 %, не удовлетворены 23 %. Среднее значение для оценки удовлетворенности пациента составила 37,195 баллов или 82,66 % (интерпретация « хорошо»).
Ранее проведенное нами исследование на предмет удовлетворенности населения системой льготного обеспечения показало, что только 40 % населения считало систему удовлетворительной, затруднялись с ответом 40 % населения, 20 % населения считали систему неудовлетворительной [3] При сравнении данных этих двух исследований можно заключить, что ситуация после внедрения этой методики улучшилась, так как число населения , удовлетворенных системой льготного обеспечения увеличилось с 40 % до 77 %, кроме этого 40 % населения, ранее затруднявшихся с оценкой этого показателя в результате опроса определились своим мнением. Данные двух опросов в части неудовлетворенных качеством льготного обеспечения имеют приблизительно одинаковые значения 20% и 23 %, что подтверждает достоверность полученных значений.
Было проведено распределение среднего балла по всем 11 вопросам анкеты для каждого опрошенного, его максимальная и минимальная величины. Максимальная величина среднего балла равняется 5 баллам, а минимальная величина среднего балла равняется 1 баллу. Среднее значение среднего балла для всех опрошенных составила 4,471 баллов.
По результатам опроса приняли участие 61,5 % женщин и 38,5 % мужчин. По возрасту респонденты распределились следующим образом : до
20 лет - 5 %, 20-40 лет 29 %, 40-60 лет 35,5 %, старше 60 лет - 27,5 %, воздержавшихся от указания возраста 3 %. Среди опрошенных оказалось 42 % респондентов, имеющих высшее образование, 50 %
- среднее, начальное - 2,5 %, воздержалось от указания 5,5 %. По социальному статусу 27,5 % - рабочие, 15 % - служащие, 15,5 % - безработные, 17 % -домохозяйки, 13,5 % пенсионеры ( респонденты от руки сами добавили этот статус), 6 % учащиеся, 4 %
- воздержавшиеся.
В результате анализа проведенного опроса показателей:
1. «Организация (доступность) лекарственной помощи льготной категории аптечным учреждением», включающий своевременность внесения сведений в реестр, наличие препарата при первом обращении, организация обслуживания, время ожидания обслуживания, полнота оказания консультационных услуг» был оценен в 4,244 балла;
2. « Профессионализм специалиста, включающий четкость и слаженность действий специалиста, рациональное оборудованное рабочее место, умение объяснять, разъяснять, соблюдение норм психологического общения был оценен в 4,438 баллов;
3. «Квалификация, включающая умение грамотного использования персонального компьютера, хорошее знание препаратов и их заменителей, умение ответить на вопросы льготника» было оценено в 4,505 балла;
4. «Состояние материально-технического обеспечения, включающее удобство расположения аптеки и пункта для льготополучателя, наличие отдельно выделенного отдела и специалиста для обслуживания льготников, оснащенность холодильным оборудованием» оценено в 4,282 балла;
5. «Соблюдение работниками норм психологического общения, этикета обслуживания, вежливости» получило оценку в 4,545 баллов;
6. « Соблюдение этико-деонтологических норм и правил поведения» оценено в 4,533 балла;
7. « Состояние лекарственного обеспечения , включающее правильное определение потребности в ЛС, организация информационного обмена между ЛПУ и аптекой» оценено в 4,258 баллов;
8. « Организация обслуживания, включающая быстроту, четкость, своевременность, связь с ЛПУ, постановка на отсроченное обслуживание» была оценена в 4,490 баллов;
9. «Умелое использование компьютерной техники, быстрота обслуживания» - 4,580 баллов;
10. « Адекватность оказания лекарственной помощи, включающая качество оказания консультационных услуг по применению, хранению и взаимодействию»- 4,538 баллов;
11. « Достижение результата удовлетворенности пациента качеством оказания лекарственной помощи (довольны ли результатом обслуживания)» -4,558 баллов.
Внедрение данной методики позволяет провести оценку показателя удовлетворенности льготных категорий населения, обслуживающихся различными аптечными учреждениями, выявить проблемы социального регулировании лекарственного обеспечения указанных категорий путем сравнения показателей аптек и принять управленческие решения по вопросам совершенствования лекарственного обеспечения.
Для осуществления сравнительного анализа нами проведен социологический опрос льготных категорий граждан в другой аптеке г.Казани №16 , приблизительно равного по объему оказываемой лекарственной помощи аптеке №350. В опросе приняли участие 280 человек. Полученные данные показали, что 85% опрошенных удовлетворены качеством оказания лекарственной помощи (« отлично» 51%, « хорошо» 26%, «удовлетворительно» 8%), не удовлетворены -15%. Среднее значение для показателя удовлетворенности качеством оказания лекарственной помощи составляет 39,845 балла или 88,54% (интерпретация « хорошо»). Определен средний балл по вопросам для каждого опрошенного, его максимальная (5 баллов) и минимальная (2,818 баллов) величина. Среднее значение среднего балла для всех опрошенных составило 4,502 балла.
По результатам опроса приняли участие 56 % женщин и 44 % мужчин. По возрасту респонденты распределились следующим образом: до 20 лет -
11 %, 20-40 лет 25 %, 40-60 лет 35 %, старше 60 лет - 28 %, воздержавшихся от указания возраста 1 %. Среди опрошенных оказалось 47 % респондентов, имеющих высшее образование, 38 % -среднее, начальное - 5 %, воздержалось от указания 10 %. По социальному статусу 20 % - рабочие,
21 % - служащие, 18 % - безработные, 22 %
- домохозяйки, 13,5 % пенсионеры (респонденты от руки сами добавили этот статус), 7 % учащиеся, военные 10 %, воздержавшиеся 2%.
Сравнение полученных результатов показывает, что баллы почти одинаковые у двух аптек, но по полученным показателям баллы несколько выше у аптеки №16.
Таким образом, полученные данные позволяют заключить, что разработанная методика определения удовлетворенности населения качеством оказываемой помощи является показателем интегральной оценки эффективности управления и социального регулирования системой лекарственного обеспечения населения льготных категорий больных.
Зогрх. Вопрос 2 Вопрос?ВспросДВоірсс53огрхС6опрос7ВзпросЗВопрос$ Зопрэс Вопрос
10 II
■ №£>0 I №10
Рис. 1 - Сравнительные значения показателя удовлетворенности льготных категорий населения качеством лекарственной помощи в аптеках г.Казани
Литература
1. Основные показатели деятельности фармацевтической службы Республики Татарстан за 2012г. -Казань.-40с.
2. Итоги работы ГУП « Таттехмедфарм» по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения льготников регионального уровня ответственности и медицинских организаций Республики Татарстан в 2012 году».- Доклад Генерального директора Акберова О.З. - Видеоконференция от 13.02.2013 г. на коллегии МЗ РТ
3. Кузнецова А.М. Исследование удовлетворенности льготных категорий населения качеством лекарственного обеспечения (на примере Республики Татар-стан)/А.М.Кузнецова//Вестник экономики, права и со-циологии.-2011.-№1(январь, февраль, март).-С.217-221.
4. Кузнецова А.М. Лекарственное обеспечение населения России: старые проблемы и новые контек-сты/А.М.Кузнецова, Р.Г.Тухбатуллина//Вестник Казанского технологического университета.- 2011.-Т.14.-№9.-С.309-315
5. Зубкова Г.И. Нанотехнологии в медици-не/Г.И.Зубкова//Вестник Казанского технологического университета.-2011.-Т.14, №2.-С.191
© А. М. Кузнецова - асп. каф. государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ, office@kstu.ru.
335