Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ И МОТИВАЦИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ИНСТРУКТОРА ПО ГОРНОЛЫЖНОМУ СПОРТУ И СНОУБОРДУ'

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ И МОТИВАЦИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ИНСТРУКТОРА ПО ГОРНОЛЫЖНОМУ СПОРТУ И СНОУБОРДУ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНСТРУКТОР ПО ГОРНОЛЫЖНОМУ СПОРТУ / ИНСТРУКТОР ПО СНОУБОРДУ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рысакова О. Г., Михайлова И. В., Бакулина Е. Д., Богданова В. А.

Цель исследования - выявить источник мотивационных предпочтений и социальный портрет людей, выбирающих профессию инструктора по горнолыжному спорту и сноуборду. Методика и организация исследования. Группа в составе 89 человек, участвующая в эмпирическом исследовании, состояла из инструкторов горнолыжной службы курорта «Красная Поляна» (г. Сочи, НАО «Красная поляна») и горнолыжной школы Крыловых (г. Москва, ООО «Национальная Школа профессиональных инструкторов»). Исследование проходило с декабря 2020 г. по январь 2021 г. Для выявления источников мотивации была применена психологическая диагностика по методике Д. Барбуто и Р. Сколла. Результаты исследования и выводы. Согласно проведенному исследованию можно констатировать, что для инструкторов источником мотивации в профессии является соответствие своим внутренним стандартам и ценностям. Первостепенными мотивами выступают желание получать удовольствие от работы, при этом приоритетом является достижение только тех целей, которые соответствуют их внутренним ценностям (мотивация роста). Внешние источники мотивации вторичны. У респондентов отсутствует потребность в оценке их компетенций другими людьми, руководством или участниками группы. Социальное признание не является значимым для инструкторов. Источники мотивации, отражающие материальное вознаграждение от выполненной работы, не являются доминирующими, занимают четвертое место и выходят на второй план. Необходимо отметить, все средние показатели источников мотивации лежат в области низких значений, одно - в области отрицательных значений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рысакова О. Г., Михайлова И. В., Бакулина Е. Д., Богданова В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALPINE SKIING AND SNOWBOARDING INSTRUCTOR’S MOTIVATIONS AND SOCIAL STANDING SURVEY

Objective of the study was to survey motivations and social standings of the national Alpine ski and snowboard instructors. Methods and structure of the study. We sampled for the questionnaire survey the Alpine skiing and snowboarding instructors (n=89) from Krasnaya Polyana Ski Resort in Sochi and Krylov Ski School in Moscow (National School of Professional Instructors) and collected their key personal data including gender, age, education, place of residence, sports qualification/ title, Alpine skiing and snowboarding instructor qualification, and other active businesses. Motivations of the sample were surveyed using the D. Barbuto and R. Skoll survey form [2, 5] including 5 groups of 6 questions (30 questions in total) to rate: (1) Internal Processes; (2) Instrumental Motivations; (3) External Self-concept; (4) Internal Self-concept; and (5) Goal Internalization. Results and conclusion. The study data and analyses produced social standings of the Alpine skiing and snowboarding sample that was 66% male and dominated by with 23-60 year-old (90%) individuals. Most of the sample (71%) reported a higher education albeit no Alpine skiing and snowboarding sport qualifications/ titles; and 65% reported having Class C certificates for professional service to beginners. Most (73%) of the sample reported sufficient practical Alpine skiing and snowboarding instructing service experience indicative of a sound vocational self-identification. Dominant places of residence for the sample are Sochi (Krasnaya Polyana) and Moscow cities. The survey found the Alpine skiing and snowboarding instructors’ motivations dominated by their internal values and standards, with a special role played by the service satisfaction and individual goals compliant with the internal progress agendas (growth motivations). External motivations were ranked secondary by the sample, with the respondents reporting no interest in how their competences and services are rated by the others i.e. uninterested in the social recognition. Instrumental motivations related to material remuneration were ranked only fourth of five categories i.e. unimportant. It should be emphasized that the instrumental motivations were ranked mostly low, and one of them even negative.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ И МОТИВАЦИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ИНСТРУКТОРА ПО ГОРНОЛЫЖНОМУ СПОРТУ И СНОУБОРДУ»

СОЦИАЛЬНЫМ ПОРТРЕТ

И МОТИВАЦИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ИНСТРУКТОРА ПО ГОРНОЛЫЖНОМУ СПОРТУ И СНОУБОРДУ

УДК/UDC 796.075

Поступила в редакцию 14.04.2021 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Кандидат педагогических наук, доцент О.Г. Рысакова1 Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Михайлова1 Кандидат педагогических наук, доцент Е.Д. Бакулина1 В.А. Богданова1

1 Российский государственный социальный университет, Москва

ALPINE SKIING AND SNOWBOARDING INSTRUCTOR'S MOTIVATIONS AND SOCIAL STANDING SURVEY

PhD, Associate Professor O.G. Rysakova1 PhD, Associate Professor I.V. Mikhaylova1 PhD, Associate Professor E.D. Bakulina1 V.A. Bogdanova1

1 Russian State Social University, Moscow

Аннотация

Цель исследования - выявить источник мотивационных предпочтений и социальный портрет людей, выбирающих профессию инструктора по горнолыжному спорту и сноуборду. Методика и организация исследования. Группа в составе 89 человек, участвующая в эмпирическом исследовании, состояла из инструкторов горнолыжной службы курорта «Красная Поляна» (г. Сочи, НАО «Красная поляна») и горнолыжной школы Крыловых (г. Москва, ООО «Национальная Школа профессиональных инструкторов»). Исследование проходило с декабря 2020 г. по январь 2021 г. Для выявления источников мотивации была применена психологическая диагностика по методике Д. Барбуто и Р. Сколла. Результаты исследования и выводы. Согласно проведенному исследованию можно констатировать, что для инструкторов источником мотивации в профессии является соответствие своим внутренним стандартам и ценностям. Первостепенными мотивами выступают желание получать удовольствие от работы, при этом приоритетом является достижение только тех целей, которые соответствуют их внутренним ценностям (мотивация роста). Внешние источники мотивации вторичны. У респондентов отсутствует потребность в оценке их компетенций другими людьми, руководством или участниками группы. Социальное признание не является значимым для инструкторов. Источники мотивации, отражающие материальное вознаграждение от выполненной работы, не являются доминирующими, занимают четвертое место и выходят на второй план. Необходимо отметить, все средние показатели источников мотивации лежат в области низких значений, одно - в области отрицательных значений.

Ключевые слова: мотивация профессиональной деятельности, инструктор по горнолыжному спорту, инструктор по сноуборду.

Abstract

Objective of the study was to survey motivations and social standings of the national Alpine ski and snowboard instructors.

Methods and structure of the study. We sampled for the questionnaire survey the Alpine skiing and snowboarding instructors (n=89) from Krasnaya Polyana Ski Resort in Sochi and Krylov Ski School in Moscow (National School of Professional Instructors) and collected their key personal data including gender, age, education, place of residence, sports qualification/ title, Alpine skiing and snowboarding instructor qualification, and other active businesses. Motivations of the sample were surveyed using the D. Barbuto and R. Skoll survey form [2, 5] including 5 groups of 6 questions (30 questions in total) to rate: (1) Internal Processes; (2) Instrumental Motivations; (3) External Self-concept; (4) Internal Self-concept; and (5) Goal Internalization.

Results and conclusion. The study data and analyses produced social standings of the Alpine skiing and snowboarding sample that was 66% male and dominated by with 2360 year-old (90%) individuals. Most of the sample (71%) reported a higher education albeit no Alpine skiing and snowboarding sport qualifications/ titles; and 65% reported having Class C certificates for professional service to beginners. Most (73%) of the sample reported sufficient practical Alpine skiing and snowboarding instructing service experience indicative of a sound vocational self-identification. Dominant places of residence for the sample are Sochi (Krasnaya Polyana) and Moscow cities. The survey found the Alpine skiing and snowboarding instructors' motivations dominated by their internal values and standards, with a special role played by the service satisfaction and individual goals compliant with the internal progress agendas (growth motivations). External motivations were ranked secondary by the sample, with the respondents reporting no interest in how their competences and services are rated by the others i.e. uninterested in the social recognition. Instrumental motivations related to material remuneration were ranked only fourth of five categories i.e. unimportant. It should be emphasized that the instrumental motivations were ranked mostly low, and one of them even negative.

Keywords: vocational motivations, Alpine skiing and snowboarding instructor, social standing, questionnaire survey.

Введение. Развитие горнолыжной индустрии в России с недавнего времени носит масштабный характер. Практически во всех регионах, имеющих пересеченную местность, построены склоны и канатные дороги с целью занятий горнолыжным спортом или сноубордом и вовлечения населения в занятия двигательными активностями с использованием горных лыж и сноуборда [1]. Такое положение дел привело

к востребованности и популярности профессии инструктора по горным лыжам (сноуборду). Однако необходимо заметить, что эта работа носит строго сезонный характер и предполагает работу на протяжении четырех-пяти месяцев в течение года, зависит от погодных условий, что негативно влияет на годовой денежный доход работника.

№7 • 2021 Июль | July

http://www.teoriya.ru

(U □

. ±i □

и

"¡5 у

г. CL

ч—

. о

0J

CL р -о с га

£r о

(U .с I—

Цель исследования - выявить источник мотивационных предпочтений и социальный портрет людей, выбирающих профессию инструктора по горнолыжному спорту и сноу-борду.

Методика и организация исследования. Группа, принимавшая участие в исследовании, включала 89 инструкторов по горнолыжному спорту и сноуборду Курорта «Красная Поляна» (г Сочи, НАО «Красная поляна») и горнолыжной школы Крыловых (г Москва, ООО «Национальная Школа профессиональных инструкторов»). В ходе эмпирического исследования по выявлению социального портрета анкетируемых были учтены данные: пол, возраст, уровень образования, место проживания, наличие спортивного разряда (звания), категория инструкторской квалификации, наличие (отсутствие) другой работы.

Исследование по выявлению источников мотивации проводилось по методике Д. Барбуто и Р. Сколла [2, 5]. Анкетируемым было предложено ответить на 30 вопросов, которые были разбиты на пять источников мотивации (по шесть вопросов, относящихся к группам: внутренние процессы, инструментальная мотивация, внешняя концепция «Я», внутренняя концепция «Я», интернализация цели).

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе проведенного опроса для выявления социального портрета инструкторов по горнолыжному спорту и сноуборду были получены следующие результаты: среди инструкторского состава горнолыжных школ 66 00 составили мужчины, 34 00 -женщины; 49 0% сотрудников входят в возрастной диапазон от 23-34 лет, 410% - в диапазон 35-60 лет, 7 0% - в диапазон 18-22 года; 3 00 - более 60 лет. Высшее образование имеют 7100 опрошенных, 15 % - средне-специальное и 14 00 -среднее образование. Из 89 опрошенных спортивное звание или разряд по горным лыжам или сноуборду имеют всего 1100. При этом из них двое МСМК, три человека МС, четверо КМС и один человек имеет первый разряд, это является своеобразным феноменом, т. к. небольшое количество инструкторов, имеющих спортивный разряд или звание, говорит о том, что большинство из них не имели опыта занятий в частных или государственных спортивных школах по горнолыжному спорту или сноуборду и не участвовали в соревнованиях, а пришли в профессию из туристского катания. Стаж работы в качестве инструктора у 73 00 опрошенных - от трех лет и более, то есть респонденты имеют достаточный опыт и вероятно определились с выбором профессии. Большинство инструкторов указало местом постоянного проживания г. Сочи («Красная поляна»), г. Москва, есть сотрудники, проживающие в Воронеже, Уфе, Перми, Екатеринбурге, Казани, Самаре и других городах.

В результате анализа теста по выявлению источников мотивации были получены следующие результаты:

• шкала «внутренняя Я концепция» стала доминантной среди испытуемых. Это означает, что испытуемым важно отвечать своим внутренним стандартам ценностей, компетенциям и внешние стимулы не играют решающей роли;

• результаты шкалы «внутренние процессы» показывают приоритет внутренних мотивов над внешними, то есть желание получать удовольствие, удовлетворение от процесса в своей деятельности;

• третьи по значимости для группы инструкторов - результаты, отраженные в шкале «интернализация цели». Означают желание достигать тех целей, которые отражают и соответствуют внутренним ценностям респондентов;

• инструментальная мотивация - желание иметь материальное вознаграждение за инструкторскую деятельность занимает четвертое место по значимости для участников опроса, такой результат говорит о том, что материальная

составляющая не имеет определяющего значения при выборе профессии - инструктор по горнолыжному спорту (сноуборду);

• последняя шкала «внешняя Я концепция» имеет отрицательное значение, это говорит о безразличном отношении участников опроса к оценке их компетентности, их ценностей со стороны других индивидуумов или участников референтной группы.

Выводы. В ходе проведенного исследования был установлен социальный портрет изучаемой группы людей, выбравших профессию инструктор по горным лыжам (сноу-борду). Большую часть группы составляют мужчины (66 %), основной возраст работников - от 23 до 60 лет (90 0% всего инструкторского состава). Преобладающее большинство (7100) имеет высшее образование, не имеет спортивных званий и разрядов по горнолыжному спорту (сноуборду), у 65 00 опрошенных - действующая категория профессиональной подготовки для работы с начинающими (категория С). Большая часть (73 00 опрошенных) имеет достаточный стаж работы в качестве инструктора, чтобы можно было предполагать о постоянстве выбранной профессии. Основными городами проживания являются Сочи («Красная поляна») и Москва.

Проведенное исследование позволяет констатировать, что для инструкторов источниками мотивации в профессии является соответствие своим внутренним стандартам и ценностям. Первостепенным мотивом выступает желание получать удовольствие от работы, при этом приоритетом является достижение только тех целей, которые соответствуют их внутренним ценностям (мотивация роста). Внешние источники мотивации вторичны. У респондентов отсутствует потребность в оценке их компетенций другими людьми, руководством или участниками группы. Социальное признание не является значимым для инструкторов. Источники мотивации, отражающие материальное вознаграждение от выполненной работы, не являются доминирующими, занимают четвертое место и выходят на второй план. Необходимо отметить, все средние показатели источников мотивации лежат в области низких значений, одно - в области отрицательных значений.

Литература

1. Корнев А.В. Мотивация спортивной деятельности учащихся специальных (коррекционных) школ / А.В. Корнев, А.С. Махов, В.С. Макеева и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 3. - С. 35-37.

2. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. 2-е изд. СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.

3. Михайлова И.В. Цифровая трансформация шахматной спортивной подготовки / И.В. Михайлова, М.А. Петрова, Е.Д. Бакулина // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 1. - С. 102-104.

4. Рысакова О.Г. Изучение и оценка физической подготовленности квалифицированных спортсменов-сноубордистов с нарушением слуха / О.Г. Рысакова, А.С. Махов // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 5. - С. 25.

References

1. Kornev A.V., Makhov A.S., Makeeva V.S. et al. Motivatsiya sport-ivnoy deyatelnosti uchaschihsya spetsialnyih (korrektsionnykh) shkol [Sports training motivation of special (remedial) school children]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. No. 3. pp. 35-37.

2. Maslou A. Motivatsiya i lichnost [Motivation and personality]. Transl. from Engl. 2nd ed. St. Petersburg: Evraziya publ., 1999. 478 p.

3. Mikhaylova I.V., Petrova M.A., E.D. Bakulina Tsifrovaya transfor-matsiya shakhmatnoy sportivnoy podgotovki [Digital transformation of chess training]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2021. No. 1. pp. 102104.

4. Rysakova O.G., Makhov A.S. Izuchenie i otsenka fizicheskoy podgo-tovlennosti kvalifitsirovannykh sportsmenov-snoubordistov s narush-eniem slukha [Study and assessment of physical fitness of professional snowboarders with hearing impairment]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. No. 5. P. 25.

5. Barbuto, Jr., J.E., Scholl, R.W. Motivation Sources Inventory: Devr-lopment and validation of New scales to Measure an Integrative Taxonomy of Motivation // Psychological Reports. 1998. Vol. 82. № 3. P. 1011-1022.

26

http://www.teoriya.ru

№7^ 2021 Июль | July

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.