университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 119-123.
4. Заярская Г.В. Из истории возникновения уличного вида спорта - Street Workout / Г.В. Заярская, В.П. Захарова // Молодежь и общество : сборник научных статей / Российский государственный социальный университет. - Москва, 2014. - С. 187-197.
REFERENCES
1. Bobrova, G. V., Glazina, M. R., and Valetov T. A. (2014), "Physical culture in leisure activities of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (109), pp. 25-28.
2. Greek, A.D., Kolodovsky, A.A., Erastov, A.E. and Uvarov, S.A. (2019), "Pedagogical conditions necessary for the professional development of cadets of educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia using physical training facilities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (177), рp. 115-118.
3. Gudkov, Yu.E., Mazitova, N.V., and Munirova, E.A. (2019), "Features of physical recreation of University students using street workout tools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (177), рр. 119-123.
4. Zayarskaya, G.V. and Zakharova, V.P. (2014), "From the history of street sport Street Workout", Youth and society, collection of scientific works, Russian state social University, Moscow, рр. 187-197.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.11.2020
УДК 796.926
ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ КАТАНИЯ НА ГОРНЫХ ЛЫЖАХ ДЕТЕЙ 4-8 ЛЕТ В ИНСТРУКТОРСКИХ СЛУЖБАХ
Надежда Дмитриевна Алексеева, старший преподаватель, Максим Васильевич Давыдов, старший преподаватель, Александр Алексеевич Ивачев, старший преподаватель, Александр Сергеевич Смирнов, ассистент, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова, г. Санкт-Петербург
Аннотация
В горнолыжном спорте остро стоит проблема обучения специалистов инструкторских служб. Занятия с неквалифицированным инструктором могут повлечь за собой не только формирование неправильных двигательных паттернов, но и значительно повышает потенциальный уровень травматизма на начальном этапе обучения. Цель: определить тенденции обучения технике катания на горных лыжах, разработать методику подбора специально-подготовительных упражнений для детей 4-8 лет. Организация исследования. Были рассмотрены имеющиеся в научной литературе данные относительно ряда проблем: горнолыжный спорт в системе массового спортивного оздоровления, оздоровление и физическое развитие детей с применением средств горнолыжного спорта, профессиональная компетентность в области горнолыжного туризма, основы техники горнолыжного спорта и тенденции обучения, детский травматизм, характеристики вида спорта. Результаты исследования. На основании анализа научно-методической литературы нами была определена последовательность обучения катанию на горных лыжах, тенденции обучения. В статье также представлены 5 разработанных групп специально-подготовительных упражнений, инструкция, текущие контроли, распределение разработанных комплексов упражнений в соответствии с крутизной склона, дополнительные рекомендации для инструкторов.
Ключевые слова: горнолыжный спорт, техническая подготовка, инструктор по горнолыжному спорту, детский спорт, служба инструкторов, горные лыжи.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p7-12
TRAINING TO ALPINE SKIING TECHNIQUES FOR CHILDREN AGED 4-8 YEARS
OLD IN INSTRUCTOR SERVICES
Nadezhda Dmitrievna Alekseeva, the senior teacher, Maksim Vasilievich Davydov, the senior teacher, Aleksandr Alekseevich Ivachev, the senior teacher, Aleksandr Sergeevich Smirnov,
the assistant, Baltic State Technical University "Voenmeh" named after D.F. Ustinov, St. Petersburg
Abstract
In Alpine skiing, the problem of training specialists of instructor services is acute. Training with an unqualified instructor can lead not only to the formation of incorrect motor patterns, but also significantly increases the potential level of injuries at the initial stage of training. The purpose of the study: to determine the trends in learning the technique of skiing, to develop a methodology for selecting special preparatory exercises for children aged 4-8 years. Organization of research. There were considered the data available in the scientific literature on a number of problems: skiing with the system of mass sports improvement, health and physical development of children with the use of ski sports, professional competence in the field of ski tourism, the basics of skiing techniques and learning trends, children's injuries, characteristics of the sport. Research result. Based on the analysis of scientific and methodological literature, we determined the sequence of training in mountain skiing, training trends. The article also presents 5 groups of specially developed preparatory exercises, instructions, current controls, distribution of developed sets of exercises in accordance with the steepness of the slope, additional recommendations for instructors.
Keywords: alpine skiing, technical training, ski instructor, children's sports, instructor service.
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день физкультурно-оздоровительные услуги являются востребованным продуктом. Открывается большое количество новых клубов, центров и секций, реализующих занятия, как в традиционной форме, так и более инновационной, современной. К сожалению, при всех плюсах связанных с пропагандой здорового образа жизни, повышением мотивации населения к занятиям физической культурой и спортом, существуют и негативные моменты. Мы все чаще сталкиваемся с получением неквалифицированных услуг. Деятельность частных организаций, осуществляющих деятельность в данной сфере, достаточно слабо регулируется законодательством. Преследуя свои интересы, руководители зачастую принимают на должность инструкторов по различным видам спорта и физкультурным направлениям людей, не имеющих должного образования, спортивной квалификации и необходимых собственных технических навыков.
В горнолыжном спорте остро стоит проблема обучения специалистов инструкторских служб.
Г. Гуршман отмечает, что большинство технических ошибок закладываются при обучении катанию в детском возрасте (4-8 лет). Обучение детей ничем не должно отличаться от обучения катанию на горных лыжах взрослого. Ребенок вполне способен выполнить технически правильный поворот несмотря на свой возраст, поэтому не целесообразно обучать катанию в плуге и создавать «антирисунок» [3].
К сожалению, у многих отечественных специалистов подход к обучению абсолютно противоположный.
Занятия с неквалифицированным инструктором могут повлечь за собой не только формирование неправильных двигательных паттернов, но и значительно повышает потенциальный уровень травматизма на начальном этапе обучения. В связи с этим остро стоит проблема модернизации процесса обучения технике катания в инструкторских отделах [2].
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Определить тенденции обучения технике катания на горных лыжах на основании научно-методической литературы. Разработать методику подбора специально-подготовительных упражнений, способствующую наиболее быстрому формированию правильных двигательных навыков при обучении технике катания детей 4-8 лет на горных лыжах и снижающую уровень травматизма.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами был проведен анализ научно-методической литературы. По тематике исследования было изучено обширное количество источников. Были рассмотрены имеющиеся в научной литературе данные относительно ряда проблем: горнолыжный спорт с системе массового спортивного оздоровления, оздоровление и физическое развитие детей с применением средств горнолыжного спорта, профессиональная компетентность в области горнолыжного туризма, основы техники горнолыжного спорта и тенденции обучения, детский травматизм, характеристики вида спорта.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На основании анализа научно-методической литературы нами была определена последовательность обучения катанию на горных лыжах, тенденции обучения: 1. Основная стойка; 2. Катание по прямой и остановка; 3. Одиночные карвинговые повороты; 4. Составленные и связанные повороты; 5. Катание в широком коридоре; 6. Катание в узком коридоре; 7. Новые виды катания; 8. Катание по буграм и глубокому снегу; 9. Спортивное катание. Ниже представлены 5 разработанных групп специально-подготовительных упражнений. Каждая из них состоит из 8 комплексов, которые соответствуют выявленным тенденциям обучения.
1 группа - упражнения направлены на предотвращение чрезмерного смещения ОЦТ к пяткам лыж;
2 группа - упражнения направлены на предотвращение ротации (нестабильности) туловища и чрезмерного смещения ОЦТ внутрь поворота;
3 группа - упражнения направлены на предотвращение катания на прямых ногах, отсутствия ангуляции;
4 группа - упражнения направлены на предотвращение катания на прямых ногах, отсутствия динамики, работы в коленных суставах (ангуляции) и отсутствия контроля скорости, маленького радиуса поворотов и недостаточной их крутизны;
5 группа - упражнения направлены на предотвращение неправильного положения рук при катании.
Инструкция по работе с методикой подбора специально-подготовительных упражнений:
1. Подбор инвентаря.
2. Оценка технических навыков (1 спуск).
3. Выбор комплекса упражнений, соответствующего навыкам катания.
4. Работа с комплексом упражнений.
5. Переход к следующему комплексу только после полного освоения предыдущего.
6. Выбор и дозировка упражнений внутри комплекса остается на усмотрение инструктора (тренера).
Для определения степени освоения комплексов были разработаны текущие кон-троли. Занимающемуся необходимо было выполнить один спуск самостоятельно, оценку производил инструктор. При условии выполнения всех пунктов текущего контроля, комплекс можно было считать освоенным в полной мере и переходить к обучению по следующему комплексу.
Текущий контроль освоения 1 комплекса: овладел способами передвижения на лыжах, выполняет спуск по прямой в правильной основной стойке, выполняет остановку хотя бы одним способом на склоне и на выкате со склона, выполняет «полуповороты» самостоятельно.
Текущий контроль освоения 2 комплекса (одиночный поворот без задания): плечи обращены вниз по склону, туловище не закрепощено, но мышцы брюшного пресса напряжены, живот втянут, руки впереди в зоне видимости чуть согнуты в локтях, ОЦТ проходит через центр лыжи, параллельное ведение лыж, больше давление оказывается на внешнюю лыжу, спуск управляемый.
Текущий контроль освоения 3 комплекса (связанные повороты без задания): плечи обращены вниз по склону, туловище не закрепощено, но мышцы брюшного пресса напряжены, живот втянут, руки впереди в зоне видимости чуть согнуты в локтях, ОЦТ проходит через центр лыжи, параллельное ведение лыж, больше давление оказывается на внешнюю лыжу, спуск управляемый, выполняет остановку двумя способами.
Текущий контроль освоения 4 комплекса (спуск в широком коридоре без задания): плечи обращены вниз по склону, туловище не закрепощено, но мышцы брюшного пресса напряжены, живот втянут, руки впереди в зоне видимости чуть согнуты в локтях, ОЦТ проходит через центр лыжи, параллельное ведение лыж, больше давление оказывается на внешнюю лыжу, спуск управляемый, постоянный контакт лыж со снегом, выполняет повороты на ширину всего коридора (не «полуповороты»), видна динамика работы ног и ангуляция, выполняет повороты на кантах без проскальзывания.
Текущий контроль освоения 5 комплекса (спуск в узком коридоре без задания): плечи обращены вниз по склону, туловище не закрепощено, но мышцы брюшного пресса напряжены, живот втянут, руки впереди в зоне видимости чуть согнуты в локтях, ОЦТ проходит через центр лыжи, параллельное ведение лыж, больше давление оказывается на внешнюю лыжу, спуск управляемый, постоянный контакт лыж со снегом, выполняет повороты на ширину всего коридора (не «полуповороты»), видна динамика работы ног и ангуляция, выполняет повороты на кантах без проскальзывания.
Текущий контроль освоения 6 комплекса (спуск в сноупарке): выполняет управляемый спуск с контролем скорости, ОЦТ проходит через центр лыжи, видна динамика работы ног.
Текущий контроль освоения 7 комплекса (спуск по буграм): выполняет управляемый спуск с контролем скорости, постоянный контакт лыж со снегом, ОЦТ проходит через центр лыжи, видна динамика работы ног и ангуляция, выполняет повороты на кантах без проскальзывания.
Заключительным комплексом является «Спортивное катание».
Примерный план занятия (1,5 ч):
- подготовительная часть: 3-5 мин - разминка на месте (ОРУ), 2-3 мин - разминка в движении (ходьба/бег в ботинках, передвижение на лыжах, быстрые подвижные игры, например, «Пятнашки»);
- основная часть: 10-15 мин - выполнение специально-подготовительных упражнений или комплекса, которые были успешно освоены на предыдущем занятии, 25-30 мин - выполнение новых специально-подготовительных упражнений или переход к новому комплексу, 3-5 мин - текущий контроль;
- заключительная часть: 20-25 мин - свободное катание под контролем инструктора (свободные спуски без задания, просмотр новых трасс, катание в детских сноупар-ках и фанзонах, игры, веселые соревнования, например, «Кто быстрее до подъемника?», обучение подъему на новых подъемниках и т.п.), 2-3 мин - сбор инвентаря, передвижение до службы инструкторов, 1 мин - опрос о наличии жалоб и болевых ощущений.
Первый комплекс упражнений, включающий в себя обучению передвижению на лыжах, основной стойке и основным формам скольжения, необходимо выполнять на рав-
нине. Затем основой становится пологий склон. Необходимо начинать занятия с лыж длиной 90 см (таблица 1), чтобы освоить комплексы упражнений 2-4. В случае необходимости их можно повторить на склоне средней крутизны.
После освоения упражнений на пологом склоне и лыжах 90 см, можно их усложнить - выбрать другой склон и/или лыжи длиной 125 см. Только после этого можно переходить к лыжам собственной длины и повторить все комплексы 2-4.
Таблица 1 - Распределение разработанных комплексов упражнений в соответствии с крутизной склона
Склон Комплекс упражнений Длина лыж (см)
Равнина Комплекс 1 - Основные формы скольжения 90
Пологий склон Комплекс 2 - Одиночные повороты Комплекс 3 - Составленные и связанные повороты 90, 125, лыжи собственной длины
Склон средней крутизны Комплекс 3 - Составленные и связанные повороты Комплекс 4 - Катание в широком коридоре 90, 125, лыжи собственной длины
Крутой склон Комплекс 4 - Катание в широком коридоре Комплекс 5 - Катание в узком коридоре 125, лыжи собственной длины
Сноупарк Комплекс 6 - Новые виды катания 90, 125, лыжи собственной длины
Могул/свежий снег Комплекс 7 - Катание по трассе могула и свежему снегу Лыжи собственной длины
Спортивная трасса Комплекс 8 - Спортивное катание Лыжи собственной длины
Дополнительные рекомендации для инструкторов по организации процесса обучения:
1. применять различный инвентарь (это облегчает понимание техники выполнения упражнения, повышает интерес к занятию и создает благоприятный эмоциональный фон), например, игрушки, веревки, арки и др.;
2. как можно чаще применять игровой метод;
3. соревновательный метод также повышает интерес детей к занятиям (применять с осторожностью: соревновательные упражнения должны быть не сложными и безопасными);
4. применять в объяснениях термины и примеры, соответствующие возрасту занимающегося (например, вместо «плечи обращены вниз по линии падения склона» сказать «плечи смотрят на елочку внизу склона»);
5. придерживаться плана занятия только при благоприятных условиях и наличии интереса к занятию, в противном случае следует скорректировать учебно-тренировочный процесс (например, ребенок устал в основной части занятия раньше отведенного времени - можно перейти к заключительной части раньше или провести игру и вернуться к выполнению упражнений; занимающийся замерз - можно сыграть в подвижную игру без лыж, затем вернуться к плану и т.п.);
6. объяснять занимающемуся цели и задачи выполняемого задания, он должен понимать, зачем это делается (важно следить за концентрацией внимания, метод слова не должен превалировать над методом показа и временем самого катания);
7. метод показа является основным;
8. объяснять, как сделать правильно и как испарить ошибку, а не говорить, что было сделано неверно.
ВЫВОДЫ
Таким образом, на основании научно-методической литературы нами были выявлены тенденции обучения технике катания детей на горных лыжах и разработана методика подбора специально-подготовительных упражнений, способствующая наиболее быстрому формированию правильных двигательных навыков при обучении технике катания детей 4-8 лет на горных лыжах и снижающую уровень травматизма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Влияние физической подготовленности на технические характеристики юных горнолыжников / Н.Д. Алексеева, П.Б. Святченко, А.А. Зиновьев, М.В. Купреев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 15-18.
2. Методика подбора специально-подготовительных упражнений при обучении технике катания на горных лыжах детей 7-10 лет в инструкторских отделах / Н.Д. Алексеева, А.О. Филатов, А.А. Ивачев, А.Н. Зиновьев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 5 (171). - С. 8-12.
3. Гуршман, Г. Пьянта Су или горные лыжи глазами тренера / Г. Гуршман. - Москва : Физкультура и спорт, 2005. - 255 с.
REFERENCES
1. Alekseeva, N.D., Svyatchenko, P.B., Zinoviev, A.A. and Kupreev, M.V. (2018), "Influence of physical training on the technical features for young skiers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (164), pp. 15-18.
2. Alekseeva, N.D., Filatov, A.O., Ivachev, A.A. and Zinoviev, A.N. (2019), "Method of selection of special preparatory exercises when teaching the technique of skiing for children 7-10 years old in instructor", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (171), pp. 8-12.
3. Gurshman, G. (2005), Pyanta Su or alpine skiing through the eyes of a coach, Physical culture and sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.11.2020
УДК 796.926
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ I ЭТАПА КУБКА МИРА ПО
ГОРНОЛЫЖНОМУ СПОРТУ
Надежда Дмитриевна Алексеева, старший преподаватель, Александр Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель, Александр Алексеевич Ивачев, старший преподаватель, Александр Сергеевич Смирнов, ассистент, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова, г. Санкт-Петербург
Аннотация
Введение. В текущем году пандемия коронавирусной инфекции оказала значительное влияние на спортивную деятельность. Закрытие границ и горнолыжных курортов (ледников) не позволило обеспечить всем спортсменам одинаковые условия для совершенствования своей технической подготовленности. Цель исследования: определить влияние пандемии коронавирусной инфекции на результаты горнолыжников на первом этапе Кубка мира в сезоне. Организация исследования. За основу были взяты первые соревнования Кубка мира по горнолыжному спорту в каждом из сезонов с 2016 по 2020 годы. Анализ был проведен по 3 аспектам. Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное исследование не выявило достоверных различий в каких-либо показателях, имеющих связь с эпидемиологической ситуацией, у женщин. Их результаты не стабильны и варьируются не зависимо от сторонних факторов. Возраст спортсменок-лидеров на протяжении пяти лет не имеет достоверных различий (р > 0,05). Мужчины же наоборот - показывают крайне стабильные результаты. Пандемия не изменила ситуацию. Единственный показатель, имеющий достоверность различий - это возраст горнолыжников (р < 0,05). Выводы. Значительного влияния на горнолыжный спорт пандемия COVID-19 не оказала.
Ключевые слова: спорт, горнолыжный спорт, Кубок мира, пандемия коронавируса, спортивная подготовка.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p12-16
RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE FIRST STAGE OF THE
WORLD CUP IN ALPINE SKIING
Nadezhda Dmitrievna Alekseeva, the senior teacher, Aleksandr Alekseevich Zinoviev, the senior teacher, Aleksandr Alekseevich Ivachev, the senior teacher, Aleksandr Sergeevich