Научная статья на тему 'Оздоровление и физическое развитие детей дошкольного возраста с применением средств горнолыжного спорта'

Оздоровление и физическое развитие детей дошкольного возраста с применением средств горнолыжного спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
830
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / SCHOOL CHILDREN / ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ / HEALTH CHILDREN / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN / ГОРНОЛЫЖНЫЙ СПОРТ / MOUNTAIN SKI SPORT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лисовский А. Ф., Новикова И. А. Решетников, О. В. Власова, Е. А.

Цель работы состоит в повышении эффективности работы в детских дошкольных учреждениях по оздоровлению и физическому развитию детей в возрасте 3-5 лет на основе использования средств и методов горнолыжного спорта. Методика исследований разработана и реализована авторами в виде системы оздоровительных и развивающих воздействий на организм ребенка посредством систематического применения катания на горных лыжах при непосредственном участии родителей. В течение трехлетнего экспериментального исследования авторами работы установлена несомненно более высокая положительная динамика показателей состояния здоровья и физического развития детей экспериментальной группы по сравнению с детьми контрольной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лисовский А. Ф., Новикова И. А. Решетников, О. В. Власова, Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REHABILITATION AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF SCHOOL CHILDREN WITH THE USAGE OF MOUNTAIN-SKI SPORT

The purpose of the work is to increase the effects of work in kindergartens in rehabilitation and physical development of children aged 3-5 based on usage the methods and devices of mountain ski sport. Method of research was created and proved the authors as a system of rehabilitation and developing effects to childs body and their parents using mountain skiing systematically. During 3 years experience the authors set much higher dynamic of health state and physical development of children in experiment group in comparison with the control group.

Текст научной работы на тему «Оздоровление и физическое развитие детей дошкольного возраста с применением средств горнолыжного спорта»

УДК 796.034.2

ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ СРЕДСТВ

ГОРНОЛЫЖНОГО СПОРТА

Доктор педагогических наук, профессор А.Ф. Лисовский И.А. Решетников, О.В. Власова, Е.А. Новикова Чайковский государственный институт физической культуры Муниципальное Учреждение «Спортивно-оздоровительный клуб «Эдельвейс»

Чайковский

REHABILITATION AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF SCHOOL CHILDREN WITH THE USAGE OF MOUNTAIN-SKI SPORT

A.F. Lysovsky, Dr.Hab, professor I.A. Reshetnikov, O.V. Vlasova, E.A. Novikova Chaikovsky State Institute of Physical Culture Municipality Organization «Health and Sport club «Edelveis»

Chaikovsky

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, здоровье детей, физическое развитие детей, горнолыжный спорт

Аннотация. Цель работы состоит в повышении эффективности работы в детских дошкольных учреждениях по оздоровлению и физическому развитию детей в возрасте 3-5 лет на основе использования средств и методов горнолыжного спорта.

Методика исследований разработана и реализована авторами в виде системы оздоровительных и развивающих воздействий на организм ребенка посредством систематического применения катания на горных лыжах при непосредственном участии родителей.

В течение трехлетнего экспериментального исследования авторами работы установлена несомненно более высокая положительная динамика показателей состояния здоровья и физического развития детей экспериментальной группы по сравнению с детьми контрольной группы.

Key words: school children, health children, physical development of children, mountain ski sport

Summary. The purpose of the work is to increase the effects of work in kindergartens in rehabilitation and physical development of children aged 3-5 based on usage the methods and devices of mountain ski sport.

Method of research was created and proved the authors as a system of rehabilitation and developing effects to child's body and their parents using mountain skiing systematically.

During 3 years experience the authors set much higher dynamic of health state and physical development of children in experiment group in comparison with the control group.

Введение. Проблемы оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, формирования у них двигательных навыков решаются в дошкольных детских учреждениях России и Пермского края на основе обязательной программы, что, несомненно, способствует физическому и психическому развитию детей, повышению их здоровья.

Одновременно с этим следует заметить, что такие педагоги и психологи, как В.В. Гориневский, В.М. Касьянов, А.В. Коробков, Т.И. Осокина, Д.В. Хухлаева неоднократно обращали внимание на то, что наибольший эффект в формировании двигательных навыков у детей достигается в том случае, если обучение начинается в раннем возрасте. Например, А.Б. Гандельсман и К.М. Смирнов считали возможным начинать обучение передвижению на лыжах с шести-семи лет, М.М. Канторович - с пяти лет, Ю.Н. Жаворонков - с четырех лет. Такой подход особенно актуален для сложнокоординационных видов спорта, например, гимнастики, фигурного катания на коньках, горнолыжного спорта. Имеются данные об успешном обучении детей младшего возраста катанию на горных лыжах у нас в стране (Аграновский Л., Аграновская Г., 1977; Свиридов Е., 1998) и за рубежом (Ж. Жубер, 1990).

Другой особенностью формирования двигательных навыков у детей младшего возраста является участие в этом процессе родителей. В целом ряде работ (Голощекина М.П., 1977; Гранильщиков Ю.В., 1983; Вавилова Е.И., 1986; Луури Ю.Ф., 1991; Пустынникова Л.И., 1993, 1998; Токаева Т.Э., 1999) показано, что участие родителей при обучении детей младшей группы детского сада навыкам туризма, гимнастики, ходьбы на лыжах, катания на коньках имеет большое положительное значение. В горнолыжном спорте подобные примеры также имеются, но участие родителей в процессе обучения частичное и ограничивается в большей степени начальным и заключительным этапом занятия. В зарубежных странах широко распространена практика, в соответствии с которой при приезде для отдыха на снежные склоны родители обычно сдают своих детей в специальные «детские ясли», где с ними занимаются опытные инструкторы.

Таким образом, имеются основания для разработки инновационных методов оздоровления детей на основе систематических занятий зимой в условиях уральского и сибирского климата с положительными эмоциями, которые создают условия катания на горных лыжах при непосредственном участии родителей.

Исходя из этого, нами была выдвинута следующая гипотеза. Считалось, что начальное обучение основам горнолыжной техники в виде катания на горных лыжах может способствовать формированию у детей двигательных навыков, связанных с развитием ловкости, в частности, статического и динамического равновесия. Одновременно ожидаются проявления положительного эффекта в физическом и психическом развитии дошкольников, улучшении их здоровья,

укреплении положительного климата в семье за счет участия родителей непосредственно в процессе обучения.

В нашей работе была поставлена цель: показать эффективность оздоровительной методики для детей младшего возраста (три года - пять лет) на основе использования средств горнолыжного спорта при непосредственном участии родителей на всех этапах обучения. Необходимо подчеркнуть, что такая методика не преследует цели подготовки будущих спортсменов-горнолыжников, а является для детей только развивающей и оздоровительной.

Для ее достижения было необходимо решить следующие задачи.

1. Формирование у детей первичных навыков спусков на горных лыжах.

2. На основе приобретенных навыков повысить двигательные способностей у детей.

3. Улучшить физическое и психическое здоровье юных горнолыжников.

4. Создание условий для совершенствования психологического климата в семье на основе совместного участия в процессе катания и детей, и родителей.

Методы и организация исследования.

Наши исследования выполнялись в течение следующих двух этапов.

В исследованиях с 2002 по 2005 год ежегодно участвовали 40-50 часто болеющих детей из детского сада №8 «Золотая рыбка» города Чайковский в возрасте трех-четырех в начале эксперимента и 5-6 лет в его конце. Контрольная группа была организована на основе детского сада №11 из детей такого же возраста в том же количестве. Изучаемый контингент оставался в течение всего срока практически постоянным, текучесть не превышала 2-3%.

Обучение основам горнолыжной техники проводилось авторами данной статьи в клубе «Эдельвейс» каждый год с ноября по апрель месяц. Занятия проходили два раза в неделю по четыре часа, включавших часовой перерыв на отдых. Поскольку катание проходило в воскресные дни, то родители имели возможность регулярно участвовать в занятиях. Общее время на организацию и проведение занятий составляло около 130 часов. За зимний сезон время занятий составило около 100 часов, из них суммарное время непосредственного катания на лыжах - 30-34 часа. Около 30 часов тратились на организационные мероприятия в подготовительном этапе.

Процесс обучения основам спусков и поворотов на горных лыжах был организован на основе следующих методов: строго регламентированного упражнения, игрового, показа, вербального воздействия, соревновательного метода. Основным при занятиях с детьми этого возраста был игровой метод.

Успех обучающих воздействий для изучаемого контингента во многом зависит от условий их проведения.

В первую очередь - это выбор склона. Он должен быть ровным, с хорошо укатанным, но не жестким снежным покровом. Длина склона 30-50 метров, крутизна не более 8-10 градусов.

Оптимальная температура воздуха - 8-12 градусов мороза при безветрии.

Лучшее время для проведения занятий - 10-12 часов дня.

С детьми - трехлетками лучше проводить занятия небольшими группами по 3-5 человек. Для детей в возрасте четыре года можно организовывать группы по 10-15 человек.

Организация занятий проходит по следующей типовой схеме.

1. Дети совместно с родителями и тренером организованно перемещаются на горнолыжную базу. За это время происходит общение детей и родителей друг с другом, проводятся игры «Кто первый?», «Догони! (маму, папу)», «Расскажи о погоде, снеге, красоте леса». Продолжительность 35-40 мин.

2. Подготовка горнолыжного снаряжения и одевание с помощью родителей. Проводятся игры «Найди свои лыжи», «Кто быстрей наденет ботинки» и т.п. Продолжительность 15-20 мин.

3. Непосредственное проведение первой части занятия на склоне совместно с родителями. Родители могут быть также на лыжах или без лыж. Большое значение для детей имеет помощь родителей при подъеме в гору. Продолжительность первой части занятия 15-20 мин.

4. Отдых, во время которого происходит общение друг с другом, обсуждение успешных и неуспешных спусков на лыжах, чаепитие. Продолжительность 10-15 мин.

5. Проведение второй части занятия с родителями, продолжительность 15-20 мин.

6. Отдых, переодевание, обсуждение результатов занятия, чаепитие. Продолжительность 15-20 минут.

7. Отправление домой. Во время движения и на остановке автобуса игры: «Догони меня», «Царь горы», «Кто дальше бросит снежок» и т.п. Продолжительность 10-15 мин.

В связи с возрастными особенностями детей время непосредственных занятий на лыжах составляет от 28 до 32 процентов времени всего занятия.

Для непосредственного проведения обучения в течение зимнего сезона разработан помесячный календарно-тематический план с указанием содержания и объема занятий, применяемых игр на лыжах, роли и участия родителей.

Особенностью методики обучения детей самого младшего возраста является непосредственно участие родителей в процессе обучения. Оно выражается в помощи при надевании горнолыжных ботинок и лыж, застегивании креплений, переходе к месту занятия, в подъеме в гору. На первых занятиях им часто приходится «ловить» своих детей внизу склона, т.к. те еще не умеют остановиться сами. В дальнейшем родители часто начинали кататься на горных лыжах совместно с детьми. Самое главное состоит в том, что присутствие на склоне родителей создает «семейную» атмосферу для занятия и ликвидирует обычные психологические трудности для начинающих детей младшего возраста, когда их «отдают» чужим дядям и тетям.

Роль родителей в процессе занятий дифференцировалась по степени и направленности их участия. Для младших детей в возрасте 3-4 года помощь родителей совершенно необходима для помощи при одевании горнолыжного инвентаря, при подъеме в гору и при остановке в конце спусков. В дальнейшем, при приобретении ребенком необходимых навыков и формировании уверенности в сохранении равновесия при движении родители все чаще сами начинают осваивать основы горнолыжного спорта и кататься на лыжах вместе с ним. В возрасте 5-6 лет уже формируются «семейные коллективы», в которых не только дети чувствуют себя на склоне комфортно, но и родители начинают «открывать» в своем ребенке нечто новое, что не было заметно в обычных условиях.

Инвентарь. При обучении использовались детские горные лыжи, горнолыжные ботинки с супинаторами для предотвращения плоскостопия у детей. Лыжные палки применялись как вспомогательное средство для проведения игр и игровых упражнений. Очень важной составляющей является красочное оформление мест занятий в виде цветных флажков, забавных фигурок, между которыми нужно проехать при спуске, снеговиков и т.п.

Для непосредственного проведения обучения в течение зимнего сезона разработан помесячный календарно-тематический план с указанием содержания и объема занятий, применяемых игр на лыжах, роли и участия родителей.

Этапный контроль за состоянием детей в процессе занятий на горных лыжах включал анализ результатов проводимых в детских садах контрольных двигательных заданий, данных медицинских обследований, антропометрии. С этой же целью использовались ответы родителей на вопросы разработанных нами анкет.

Текущий контроль осуществлялся посредством педагогических наблюдений, бесед с родителями, а также на основе использования психологических проективных методик (рисуночные тесты, методика САН в «детском» оформлении, цветовой тест отношений по М. Люшеру).

Результаты и их обсуждение.

В первую очередь, следует отметить существенное уменьшение количества острых респираторных заболеваний у детей экспериментальной группы (табл. 1.)

По данным табл. 1 можно видеть, что на первом этапе эксперимента разница показателей здоровья детей в обеих группах практически не отмечается. Однако в следующих годах произошло значительное уменьшение числа заболеваний ОРЗ в экспериментальной группе (в два раза, по сравнению с исходным уровнем). В тоже время в контрольной группе изменения по этому показателю незначительны. По остальным показателям здоровья детей также отмечены улучшения в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

Таблица 1

Сезонная динамика заболеваний у детей по группам

Группы 2002-2003 2003-2004 2004-2005 |

ОРЗ Пр. Инд ОРЗ Пр. Инд ОРЗ Пр. Инд

Эксперим. 49 39 47 16 24 31 13 21 18

Контрольн. 56 38 51 51 46 48 57 37 49

Примечание. В табл.1 обозначено: ОРЗ - случаи, Пр. - прочие заболевания, Инд -индивидуальные пропуски.

Распределение детей по группам здоровья за первый период также показало положительную динамику, представленную в табл.2.

Таблица 2

_Динамика распределения детей по группам здоровья, %._

Учреждения Этапы Группы здоровья

1 группа 2 группа 3 группа

Детский сад №8 2003 11,3 78,9 9,90

2004 10,0 72,7 18,2

2005 1,2 83,5 15,3

Детский сад №11 2003 16,3 73,0 10,7

2004 16,0 75,4 8,60

2005 16,5 78,7 4,80

Показанные в табл.1, 2 данные дают основание для заключения о положительном влиянии занятий в виде катания на горных лыжах на здоровье детей в экспериментальной группе, которое проявилось на втором и, особенно, на третьем году обучения. Одним из наиболее серьезных эффектов следует считать почти полную ликвидацию первой группы здоровья в детском саду №8.

Контроль физического состояния детей также показал тенденцию систематического увеличения количества детей экспериментальной группы, относящихся к среднему уровню физического развития и уменьшения численности, относящейся к уровню ниже среднего (табл.3).

Таблица 3.

_Динамика групповых изменений физического состояния детей, %_

Группы Год Уровень физического развития

Ниже средн. Средний Выше средн.

Экспериментальная 2003 22,5 73,0 4,5

2004 14,7 81,8 3,5

2005 12,2 87,4 3,0

Контрольная 2003 11,2 83,0 8,1

2004 9,0 84,4 4,4

2005 8,9 81,9 9,1

Положительные результаты получены при анкетировании родителей детей, занимающихся катанием на горных лыжах в конце двух зимних сезонов 2001 и 2002 годов. Обобщение типичных ответов на вопросы анкеты показало следующее:

- ребенок с нетерпением ждет выезда на горнолыжную базу «Снежинка»;

- совместные занятия придают ребенку уверенность, он чувствует поддержку и одобрение родителей;

- у ребенка проявляются положительные эмоции, он стал более уравновешенным и уверенным;

- занятия на лыжах сближают, появляются новые знакомые;

- ребенок в детском саду стал более общительным, дисциплинированным;

- в семье стали меньше опекать ребенка, появилось больше требовательности к нему;

- ребенок окреп, стал выносливей;

- ребенок стал более послушным;

- ребенок меньше болеет, более устойчив к инфекциям;

- родители находятся больше времени на воздухе, учатся кататься на горных лыжах, имеют положительные эмоции, укрепление здоровья.

Применение рисуночного теста дало возможность проследить устойчивый интерес детей к катанию на горных лыжах даже в бесснежный период года. Большинство детей в конце лета и начале осени, как правило, выбирали в серии картинок изображение ребенка, катающегося на горных лыжах.

Выводы. Проведенные исследования позволили сформулировать следующие выводы.

1. Представленная выше организация начального обучения детей с преобладанием игровых форм под руководством опытных инструкторов позволяет юным горнолыжникам уже в конце первых зимних месяцев уверенно спускаться по учебной горке и проходить простые слаломные трассы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. На основе этапного педагогического контроля установлено положительное влияние катания на горных лыжах на повышение уровня физического развития, двигательных качеств, физического здоровья детей дошкольного возраста.

3. За время наблюдений в течение нескольких лет показано, что совместные занятия детей вместе с родителями на горнолыжных склонах способствует созданию «домашнего микроклимата», при котором дети не ощущают дискомфорта, находят одобрение при своем успехе и поддержку при неудачах непосредственно на месте занятий.

4. Родители при организации занятий совместно с детьми не только лучше узнавали своего ребенка, но и сами начинали кататься на горных лыжах, что способствовало дальнейшему укреплению семейных отношений.

Заключение. Таким образом, имеются основания для подтверждения выдвинутой нами гипотезы, предусматривающей эффективность разработанной и примененной нами методики

оздоровления и физического развития детей младшего возраста на основе средств горнолыжного спорта при непосредственном участии родителей.

Литература

1. Аграновская, Л. Камчатский опыт / Л.Аграновская, Г.Аграновская //Лыжный спорт. - М.: Физкультура и Спорт, 1977.- вып. 1.- С. 77-80.

2. Вавилова, Е.Н. Исследование средств и методов воспитания двигательных качеств у детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Н.Вавилова. - М., 1971. - 16 с.

3. Гандельсман А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста: медико-биологические основы / А.Б.Гандельсман, К.М.Смирнов. - М.: ФиС, 1960. - 286 с., ил.

4. Гандельсман, А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста: медико-биологические основы / А.Б.Гандельсман, К.М.Смирнов. - М.: ФиС, 1966. - 255 с.

5. Гориневский, В.В. Физическая культура дошкольного возраста / В.В.Гориневский. - Теория и практика физкультуры. - М., 1925. - сб.1.- С. 3-12.

6. Гранильщиков, Ю.В. Семейный туризм / Ю. В. Гранильщиков. - М.: Профиздат, 1983. - 112 с.

7. Жаровонков, Ю.Н. Основы физической культуры детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей детских садов / Ю.Н.Жаворонков. - М.: Учпедгиз, 1938. - 98 с.

8. Касьянов В.М. Возрастные особенности организма и физическое воспитание / Касьянов В.М. // Теория и практика физ. культуры. - 1956. - т. XIX. - вып. 3. - С. 161-167.

9. Нагорная Н.Я. Методики обучения горнолыжников в Австрии / Н.Я.Нагорная // Теория и практика физической культуры.-1960.-т.23.-№ 2.-С. 130-131.

10. Осокина Т.И. Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников / Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева. -2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1971. - 160 с.

11. Программа дошкольных образовательных учреждений: методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений / сост. О. А. Соломенникова.- М.: АРКТИ, 2000.- 48с.

12. Пустынникова, Л.Н. Коньки в детском саду: Из опыта работы воспитателя дет. сада / Л.Н.Пустынникова. - М.: Просвещение, 1988. - 80 с.

13. Токаева, Т.Э. Региональная программа физического и валеологического развития детей дошкольного возраста «Азбука здоровья» / Т.Э.Токаева.- Пермь, 1997.- 67 с.

14. Уроки горных лыж / сост. и пер. Г.Д.Салманова.- М.: Физкультура и спорт, 2000.- 80 с.

Glossary:

1. Agranovsky, L., Agranovsky G. Kamchatsk experience / Agranovsky L., Agranovsky G. // Skiing.-M.: PC and Sport, 1997.- ad.1.-P. 77-80.

2. Vavilova, E.N. The research of devices and methods of education of motional qualities of pre school children: Autoreferat, dis. ... PhD / Vavilova E.N.-M.,1971.-16p.

3. Gandelsman, A.B. physical education of school children (medic and biologic base) / Gandelsman A.B., Smirnov K.M. - M.: PC and Sport, 1960.-286p., pic.

4. Gandelsman, A.B. physical education of school children ( medic and biologic base) / Gandelsman A.B., Smirnov K.M.- M.: PC and Sport, 1966.- 255 p.

5. Gorinevsky, V.V. PC of pre school children. - Theory and practice in PC. - 1925. - Cl.1.-P. 3-12.

6. Granilshikov, U.V. Family tourism / Granilshikov U.V.- M.: prof. publication, 1983.-112 p.

7. Javoronkov U.N. The base of PC for pre school children: Literature for kindergarten teachers. Adopted by the office of Vses. Committee in PC and Sport under SNK USSR.-M.: Uchpedgiz, 1938.-98p.

8. Kasianov, V.M. Aged features of body and PC / Kasianov V.M. // Theory and practice in PC. - 1956.-T.XIX. - pub. 3.- P. 161-167.

9. Nagornaia, N.J. The methods of mount skiing teaching in Austria // Theory and practice in PC. - 1960.-t.23. - № 2.- P. 130-131.

10. Osokina, T.I. Physical exercises and games for pre school children / Osokina Tatiana Ivanovna, Timofeeva Evdokia Andreevna.- 2nd pub., ad.-M.: Prosveshenie, 1971.-160 p.

11. Program of pre school teaching: Methodoligical recommendation for pre school teachers / Made O.A. Solomennikova. -M.: ARKTI, 2000. - 48 p.

12. Pustynnikova, L.N. Skates are in the kindergarten: Experience of pre school teacher/ -M.: Prosveshenie, 1988. -80 p.

13. Tokaeva, T.E. Region program of physical and vilitiological development of pre school children "ABC of heath".-Perm, 1997.- 67 p.

14. Mountain skiing lessons / Made G.D. Salmanova.- M.: PC and Sport, 2000.- 80 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.