Научная статья на тему 'Социальный портрет архенгельских школьниц'

Социальный портрет архенгельских школьниц Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
189
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ / ХОББИ / FAMILY / SOCIAL STATUS / HARMFUL HABITS / HOBBY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лебедева Т. Б., Баранов А. Н.

Проведена сравнительная оценка социально-гигиенического статуса семей девочек и девушек общеобразовательных школ г. Архангельска в 1995/96 и 2005/06 учебных годах. Отмечено ухудшение демографической ситуации в городе, распространение вредных привычек среди взрослых и детей-подростков, увеличение информационной нагрузки на школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PORTRAIT OF ARKHANGELSK SCHOOLGIRLS

A comparative assessment of the social-hygienic status of families of girls from Arkhangelsk secondary schools was carried out in 1995/96 and 2005/06 academic years. Declination of the demographic situation in the city was registered as well as spreading of harmful habits among adults and children and adolescents, increased information loads on schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Социальный портрет архенгельских школьниц»

УДК 616-055.2-053.6-058:356.2:613.86

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ШКОЛЬНИЦ г. АРХАНГЕЛЬСКА

© 2008 г. Т. Б. Лебедева, А. Н. Баранов

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

Пубертатный период — важнейший этап в жизни каждой женщины, для него характерно множество психологических особенностей. Особую роль играют психологические ситуации, связанные с процессами становления репродуктивных функций и социального статуса. В последние годы вследствие неблагоприятных демографических сдвигов усилился интерес к репродуктивному здоровью детей и подростков, поскольку именно с ними связывается надежда на улучшение качества здоровья ближайших поколений [6, 8].

Целью нашего исследования явилась сравнительная оценка социального статуса семьи у школьниц г. Архангельска с интервалом в десять лет.

Объект и методы исследования

Объектом исследования были девочки 10—17 лет, учащиеся общеобразовательных школ (№ 1—8, 14, 21—28, 30, 33, 35, 43, 51, 95) г. Архангельска в 1995/96 (n = 2 645) и 2005/06 (n = 1 904) учебных годах.

Метод исследования — анкетирование школьниц и их родителей. Социальный раздел анкеты представлен компонентами: биологическим (возраст родителей, количество беременностей и др.), демографическим (состав семьи, наличие братьев, сестер и др.). информационным (уровень образования, профессия и др.) поведенческим (наличие вредных привычек).

Обработку данных проводили с использованием программы Microsoft Excel; графический и текстовый материалы составлены с использованием программы MS Power Point, MS Excel 7.0 и MS Windows® XP Статистическая обработка полученных данных производилась стандартно с использованием t-критерия Стьюдента. Анализ достоверности отличий непрерывных данных по годам проводился с помощью метода ANOVA.

Результаты исследования

Результаты проведенного нами исследования показали, что полную семью имеют только 66,8 % современных школьниц (десять лет назад этот показатель составил 82,0 %). Практически каждая третья девочка (29,4 %) проживает с матерью, воспитываются отцом 2,0 % школьниц. в исследовании 1995/96 года этот показатель был почти в два раза ниже: с матерью проживали 15,9 % девочек, с отцом — 0,6 %. Возросло количество сирот: 1,8 % против 1,5 % в 1995/96 году.

Несмотря на увеличение (на 5 %) количества родившихся живыми детей в первые годы нового тысячелетия и наметившуюся тенденцию к уменьшению (на 16 %) младенческой смертности, продолжает сокращаться общее число детей в возрасте от 0 до 18 лет (на 3,8 млн

Проведена сравнительная оценка социально-гигиенического статуса семей девочек и девушек общеобразовательных школ г. Архангельска в 1995/96 и 2005/06 учебных годах. Отмечено ухудшение демографической ситуации в городе, распространение вредных привычек среди взрослых и детей-подростков, увеличение информационной нагрузки на школьников.

Ключевые слова: семья, социальный статус, вредные привычки, хобби.

человек). Коэффициент рождаемости с 1987 по 1999 год упал более чем в 2 раза (с 17,2 до 8,3), к 2005 году вырос до 10,2 и сравнялся с его величиной в странах Евросоюза. Большое значение имеет сохранение высокого показателя общей смертности населения (16,5 на 1000 человек) и значительное ухудшение состояния здоровья юной и зрелой части населения. Доля девочек 15—17 полных лет, которых можно рассматривать в качестве ближайшего и наиболее реального резерва воспроизводства населения страны, оказалась минимальной как в структуре всего женского населения (4,72 %), так и среди женщин потенциально репродуктивного возраста, т. е. 15— 49 лет (8,16 %) [7, 10].

Половина современных девочек имеют брата или сестру, что значительно меньше, чем десять лет назад. Почти каждая третья девочка в 2005/06 году растет в семье одна, при этом чем меньше возраст современной школьницы, тем больше вероятности, что она в семье один ребенок. В каждой десятой семье обследуемых школьниц три ребенка, четыре и более — в 3,3 % случаев. Десять лет назад семьи имели больше детей (рис. 1).

60

50

40

30

20

10

0

.X 63,0

_

19 <

ЛОТ *3,3

37,м

Шо|— з* а*

_ ч.

.А =±±= ш ашу

Один

Два

Три

Четыре и более

□2005/06 г. □ 1995/96 г.

Рис. 1. Количество детей в семьях г. Архангельска в 1995/96 и 2005/06 годах, %

Внутрисемейные отношения косвенно влияют на умственное, физическое развитие детей, определяют психологическую направленность в будущем. В результате острый и хронический стресс приводит к нарушению менструального цикла, что ведет к глубоким изменениям в нейроэндокринной системе, повреждениям репродуктивного аппарата девушки [1, 3, 4, 11].

В исследовании 2005/06 учебного года взаимоотношения в семье как благоприятные охарактеризовали 97,7 % девочек-девушек, в 1995/96-м данный показатель составил 93,7 % (р < 0,001).

Сравнительная характеристика социального положения матерей обследуемых школьниц не выявила различий. Количество женщин-служащих в группе 2005/06 года (основная группа) составляет 61,5 %, в группе 1995/96 года (группа сравнения) — 68,5 %.

Количество женщин-рабочих за последние десять лет не изменилось — 24,7 и 24,1 % соответственно. Категория безработных или домохозяек несколько уменьшилась: с 7,2 % (1995/96) до

6,8 % (2005/06). Количество учащихся матерей также осталось на прежнем уровне: 0,1 % в основной группе и 0,2 % в группе сравнения. Данный факт, вероятно, обусловлен тем, что обследовались девочки 10 лет и старше, поэтому большинство матерей были старше 30 лет. Обращает на себя внимание факт, что 6,8% школьниц не смогли ответить на вопрос о занятости матерей, что может косвенно характеризовать внутрисемейные отношения, информированность детей.

Наиболее явные различия обнаружены при анализе социального положения отцов. Доля мужчин-рабочих несколько снизилась за последнее десятилетие (с 48,58 % в 1995/96 году до 45,5 % в 2005/06-м). Количество отцов-служащих заметно меньше, чем матерей (42,1 % в основной и 48,3 % в группе сравнения), их число также уменьшилось. Категория неработающих отцов остается стабильной (2,9 и 3,0 % соответственно). Отцы-учащиеся в группе обследуемых школьниц большая редкость (0,1 и

0,02 % соответственно). Каждая десятая современная школьница (9,4 %) не знает, кем работает ее отец (рис. 2).

Служащие Рабочие Учащиеся Не работает Не знает

Рис. 2. Социальное положение родителей школьниц г. Архангельска, %

Многие авторы полагают, что образование родителей оказывает наибольшее влияние на длину тела детей в 7—9 лет [2, 5]. Благоприятные жилищные условия и достаточное материальное обеспечение положительно влияет на гармоничность физического развития [1, 9, 12].

Уровень образования матерей современных школьниц остается достаточно высоким. Высшее образование имеют 31,2 % матерей в 2005/06 году и 26,5 %

— в 1995/96-м, среднее специальное — 46,6 и 53,5 %, среднее — 15,7 и 18,1 %, неполное среднее — 0,8 и 2,0 % соответственно.

Образование отцов современных школьниц ниже, чем у матерей. Так, высшее образование имеют

29,0 %, среднее специальное — 38,6 %, среднее —

16,4 %, неполное среднее — 1,2 % отцов. Обращает на себя внимание факт, что каждая седьмая девочка

не знает уровня образования отца, это, вероятно, объясняется тем, что 70,0 % из них жили только с матерями.

Большинство школьниц в обеих группах оценивают свои жилищные условия как достаточно хорошие, так как они проживает в областном центре, но положительная динамика в улучшении условий за последние десять лет отсутствует. Жилье без удобств имеют

5,4 % современных школьниц и 4,1 % девочек в 1995/96 году, в коммунальной квартире проживают

1,8 и 2,1 %, в общежитии — 4,1 и 1,3 % соответственно (рис. 3).

Рис. 3. Условия проживания школьниц г. Архангельска в 1995/96 и 2005/06 годах, %

Одной из наиболее распространенных вредных привычек человека, губительно влияющих на здоровье, является табакокурение. Несмотря на проводимую во всем мире антиникотиновую программу, число курильщиков возрастает с каждым годом, причем в большей степени за счет женщин. ВОЗ свидетельствует, что в мире курят 47 % мужчин и 12 % женщин. Распространенность табакокурения в России в два раза выше: более 70 % мужчин и около 30 % женщин. При этом большая часть курящих в нашей стране приходится на возрастную группу от 16 до 25 лет. Отмечается снижение возраста, когда девушки начинают курить [6, 10].

За последние десять лет количество курящих отцов и особенно матерей в г. Архангельске заметно увеличилось. Большинство (62,0 %) отцов современных школьниц курят, в группе сравнения это показатель был ниже (57,2 %). Количество курящих матерей за последние десять лет выросло более чем в два раза (с 9,7 до 23,3 %). Менее десяти лет курят 27,0 % матерей современных школьниц (36,3 % в группе сравнения), более десяти лет — 73,0 % (63,7 % в группе сравнения). Отцы курят значительно дольше, больше десяти лет — 81,6 % респондентов.

Результаты нашего исследования свидетельствуют, что злоупотребление алкоголем, к сожалению, также возросло за последние десять лет. Количество отцов, употребляющих алкоголь еженедельно, увеличилось почти в два раза (с 4,6 до 8,0 %). Количество отцов, употребляющих алкоголь ежедневно, возросло с 1,2 до 1,7 %. Положительным моментом явилось некоторое увеличение доли отцов современных школьниц, не употребляющих алкоголь — 20,7 % (в группе сравнения 18,9 %).

Употребление алкоголя матерями за десять лет. увеличилось с 54,2 до 58,6 %. Обращает на себя внимание рост количества матерей, злоупотребляющих алкоголем: еженедельно употребляют 1,3 % в основной группе и 0,2 % в группе сравнения, ежедневно — 0,3 и 0,1 % соответственно.

наличие вредных привычек у родителей влияет на здоровье ребенка, а также является отрицательным примером. По результатам анкетирования, доля курящих девушек составила всего 3,7 % в основной группе и 3,3 % в группе сравнения, что, вероятно, значительно ниже истинной величины. При этом выявилось, что достоверно чаще курили те школьницы, которые имели брата или сестру — 76,2 % (х2 = 8,08, р < 0,05). У курящих школьниц в

64,0 % случаев курили отцы и в 43,0 % матери.

Выявлена зависимость между курением и успеваемостью в школе, среди школьниц, которые учились неудовлетворительно, достоверно больше было курящих (х2 = 11,49, р < 0,001).

Гармоничность развития ребенка определяется и его умственными способностями. Успеваемость в школе у современных девочек-девушек была выше, чем в 1995/96 учебном году. Отлично учились 9,2 %, хорошо — 68,3 %, удовлетворительно -22,5 % и 4,5, 60,9 и 34,5 % соответственно. Обращает на себя внимание снижение успеваемости с возрастом школьницы; если в 10 лет отличниц было

21,4 %, то в 15 — всего 5,7 %. В старших классах успеваемость вновь возрастает: в 16 лет — 9,5 %, в 17 —10,6 %, скорее всего, данный факт связан с подготовкой к поступлению в вузы.

В настоящее время девочки и девушки кроме школы активно посещают дополнительные секции, кружки, имеют хобби. Доля занятости школьниц в дополнительных секциях возросла с 51,5 % (1995/96) до 55,9 % (2005/06). Количество девочек, занимавшихся в двух или трех кружках, также возросло (два кружка посещают 10,4 %, три — 1,6 %, десятилетие назад — 7,5 и 0,2 % соответственно). Предпочтение в дополнительных занятиях выглядело следующим образом: первое место занимает спортивная секция — 18,7 % (17,5 % в 1995/96 году), второе музыкальная — 7,7 % (12,1 %), третье школа искусств — 6,8 % (7,2 %). Преобладают сочетания спортивной или музыкальной школ с другими кружками. Достоверно чаще дополнительные секции посещали девочки, которые уже имели брата или сестру (р < 0,001). Школьницы, которые росли в семье одним ребенком, чаще посещали музыкальную (19,2 %) или спортивную (17,1 %) школы.

Значительно чаще современные школьницы отвечали положительно на вопрос о любимом деле (хобби): 68,4 % в 2005/06 году и 57,8 % десять лет назад. Возросло число девочек, владеющих компьютером (8,6 %), занимающихся музыкой (32,0 %) и животными (15,6 %).

Развитие высоких технологий, доступность компьютера, интернета приводит к снижению общения с художественной литературой. Анализ анкетных данных выявил, что значительно снизилось число школьниц, которые читают дополнительную литературу. Только каждая вторая современная девочка (57,1 %) читает в свободное время, причем максимальное число отмечается в 12 и 16 лет (61,0 и 59,5 % соответственно), десять лет назад читали 81,1 % респонденток.

Выводы

За последнее десятилетие на 15,2 % увеличилось количество неполных семей, состав которых в большинстве случаев представлен женщиной-матерью и двумя детьми. Увеличилось на 13,1 % количество семей с одним ребенком.

Отмечается положительная динамика уровня образования родителей, увеличивается число матерей с высшим образованием. Сохраняется соотношение служащих и рабочих среди родителей школьниц.

Несмотря на то, что большинство семей проживает в благоустроенной отдельной квартире, каждая десятая не имеет отдельной квартиры или коммунальных удобств.

Продолжается рост распространения вредных привычек среди родителей. Возросла доля курящих отцов на 5 %, а матерей более чем в два раза, что, несомненно, является причиной распространения курения среди девочек-школьниц. Количество родителей, злоупотребляющих алкоголем, имеет тенденцию к увеличению.

Обращает на себя внимание высокая нагрузка современных школьников. Более половины девушек посещают дополнительные занятия, каждая десятая занята в двух и более секциях, что неблагоприятно влияет на соматическое и репродуктивное здоровье будущего поколения. Только каждая вторая современная школьница читает дополнительную литературу, что снижает ее интеллектуальный потенциал.

Список литературы

1. Богданова Е. А. Гинекология детей и подростков / Е. А. Богданова. — М. : Мед. информ. агентство, 2000.

— 330 с.

2. Боева А. В. Особенности физического развития детей дошкольного возраста г. Ангарска / А. В. Боева, Я. А. Лещенко, М. В. Сафонова // Бюл. Вост.-Сиб. науч. центра Сиб. отд-ния РАМН. — 2004. — Т. 1, № 2. — С. 46—54.

3. Влияние стресса на состояние репродуктивной системы организма / Н. В. Шевчик, В. М. Зуев, А. Б. Леонова и др. // Мать и дитя : материалы IV Рос. форума. — М., 2002. — Ч. 2. — С. 465—466.

4. Долженко И. С. Особенности репродуктивного здоровья девочек / И. С. Долженко // Гинекология. — 2000.

— Т. 2, № 3. — С. 35.

5. Камилова Р. Т. Влияние социально-гигиенических факторов условий жизни детей школьного возраста на уровень их физического развития / Р. Т. Камилова // Гигиена и санитария. — 2001. — № 5. — С. 52—55.

6. Коколина В. Ф. Состояние здоровья современных девочек и девушек-подростков в современных условиях / В. Ф. Коколина, М. Ю. Митин // Рос. вестн. акушера-гинеколога. — 2005. — № 3. — С. 19—23.

7. Кулаков В. И. Обращение к педиатрам России / В. И. Кулаков, Е. В. Уварова // Гедеон Рихтер в СНГ. — 2002. - № 3. - С. 14-15.

8. Лукина Н. А. Изучение основных показателей репродуктивного здоровья девочек-подростков 1519 лет крупного промышленного региона / Н. А. Лукина, Г. А. Ушакова // Мать и дитя : материалы VII Рос. форума.

- М., 2005. - С. 581-584.

9. Особенности становления репродуктивной системы девочек и девушек-подростков с нарушением жирового обмена / С. Д. Сулейманова, В. В. Апресян, С. Д. Семятов и др. // Мать и дитя : материалы VI Рос. форума. - М., 2004. - С. 497.

10. Уварова Е. В. Репродуктивное здоровье девочек России в начале XXI века / Е. В. Уварова // Акушерство и гинекология. - 2006. - Прил. - С. 27-30.

11. Ушакова Г. А. Репродуктивное здоровье детей и подростков / Г. А. Ушакова, С. И. Елгина // Акушерство и гинекология. - 2006. - № 1. - С. 34-39.

12. Buka S. L. Pregnancy/delivery complications and psychiatric diagnosis. A prospective study / S. L. Buka, M. T. Tsuang, L. P. Lipsitt // Arch. Gen. Psychiatry. - 2003.

- Vol. 50, N 2. - P. 151-156.

SOCIAL PORTRAIT OF ARKHANGELSK SCHOOLGIRLS Т. B. Lebedeva, A. N. Baranov

Northern State Medical University, Arkhangelsk

A comparative assessment of the social-hygienic status of families of girls from Arkhangelsk secondary schools was carried out in 1995/96 and 2005/06 academic years. Declination of the demographic situation in the city was registered as well as spreading of harmful habits among adults and children and adolescents, increased information loads on schoolchildren.

Key words: family, social status, harmful habits, hobby.

Контактная информация:

Лебедева Татьяна Борисовна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии Северного государственного медицинского университета

Адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51, СГМУ

Тел./факс (8182) 27-56-31

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: [email protected]

Статья поступила 01.10.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.