Научная статья на тему 'Медико-социальные аспекты репродуктивного здоровья и поведения современных девочек-подростков г. Барнаула'

Медико-социальные аспекты репродуктивного здоровья и поведения современных девочек-подростков г. Барнаула Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
447
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВОЧКИ-ПОДРОСТКИ / РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / GIRL-TEENAGER / REPRODUCTIVE HEALTH / REPRODUCTIVE BEHAVIOR / QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Строзенко Л. А., Лобанов Ю. Ф.

В работе описаны современные контексты инновационной деятельности в сфере профессионального образования, задачи и ориентиры ее развития, выделены характеристики постиндустриальной эпохи, требующие изменений в организации системы образования, с опорой на профессиональные сети и имеющий опыт внедрения новых форм организации учебно-образовательной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Строзенко Л. А., Лобанов Ю. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICIAN-SOCIAL ASPECTS REPRODUKTIVE HEALTH AND BEHAVIOURS MODERN GIRLTEENAGER OF BARNAUL

In work is described modern contexts innovation activity in sphere of the vocational training, problems and landmarks of its development, is chosen features postindustrial epoches, requiring changes to organization the system of the education, with handhold on professional networks and having experience of introducing the new forms of organization school-educational the students activity.

Текст научной работы на тему «Медико-социальные аспекты репродуктивного здоровья и поведения современных девочек-подростков г. Барнаула»

3. Гранатов, Г.Г. Концепции современного естествознания (система основных понятий): учебно-методич. пособие. - М.: Флинта: МПСИ, 2008.

4. Ращикулина, Е.Н. Подготовка студентов к развитию познавательных способностей дошкольников и младших школьников: учебное пособие. -Магнитогорск: МаГУ, 2006.

Статья поступила в редакцию 12.06.10

УДК 613.96: 618.179 (571.150-25)

Л.А. Строзенко, канд. мед. наук, доц. кафедры педиатрии №2, E-mail: strozen@mail.ru

Ю.Ф. Лобанов, д-р. мед. наук, проф., зав. кафедрой педиатрии №2 АГМУ, г. Барнаул, E-mail: luf@list.ru

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ И ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ Г. БАРНАУЛА

В работе описаны современные контексты инновационной деятельности в сфере профессионального образования, задачи и ориентиры ее развития, выделены характеристики постиндустриальной эпохи, требующие изменений в организации системы образования, с опорой на профессиональные сети и имеющий опыт внедрения новых форм организации учебно-образовательной деятельности студентов.

Ключевые слова: девочки-подростки, репродуктивное здоровье, репродуктивное поведение, качество жизни.

Подростковый возраст чрезвычайно важен в физиологическом, нравственном, психическом и социальном становлении человека. Подростковый контингент - одна из наиболее незащищенных частей общества, которая отличается высокой ранимостью и восприимчивостью растущего организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, что обусловлено процессами возрастного формирования биологической, психологической и социальной перестройки. В этом возрасте (по данным официальной статистики в РФ) при интенсивном воздействии различных средовых факторов закладываются и формируются основы здорового образа жизни, элементы репродуктивного поведения, отношение к семейно-брачным вопросам, приобретаются вредные привычки [1; 2].

В условиях социально-экономических и экологических проблем, здоровье подростков является наиболее чувствительным индикатором изменений, происходящих в окружающей среде и обществе, поэтому изучению состояния здоровья подрастающего поколения придается особая значимость. Особенно это касается репродуктивного здоровья девочек-подростков, представляющих собой ближайший репродуктивный, интеллектуальный, экономический, политический и культурный резерв общества [3].

Ухудшение здоровья подростков обусловлено не только экономической нестабильностью и нарастающими масштабами загрязнения окружающей среды, но и широким распространением вредных социальных привычек и болезней, недостаточно эффективной пропагандой и внедрением здорового образа жизни [4].

Общеизвестно, что на формирование личности подростка большое влияние оказывает характер взаимоотношений в семье. В современных условиях социально-экономического кризиса на семью возлагается особая роль в сохранении и укреплении нравственных, физических и этических ценностей общества, необходимых для формирования личности подростка

[5].

Проблема репродуктивного поведения приобрела в последнее время социальный характер. Возросла роль социально-экономических факторов, как причины нарушения здоровья подростков. Поведенческие установки подростков характеризуются увеличением у них дезадаптивных форм поведения, включая алкоголизацию, табакокурение. Формирование сексуального поведения начинается с детского возраста и в основном происходит в подростковый период. Нормы сексуального поведения быстро меняются. Происходящие в различных сферах общества социально-культурные изменения привели к значительной демократизации сексуальных отношений, особенно среди лиц молодого возраста. Росту гинекологической заболеваемости девушек-подростков способствует ранняя сексуальная активность.

По данным литературы за последние 10 лет доля абсолютно здоровых девочек уменьшилась с 28,6 до 6,3%. Показатели заболеваемости в подростковом возрасте у девочек на 1015% выше, чем у мальчиков [6]. На фоне увеличения сомати-

ческой патологии весомые размеры приобрел рост заболеваемости репродуктивной системы у подростков, что создает неблагоприятный фон для реализации репродуктивной функции в дальнейшем. За последние 7 лет число нарушений менструального цикла у девочек-подростков возросло в 3,5 раза, частота воспалительных заболеваний увеличилась в 5,4 раза [7]. Во многом данная ситуация обусловлена идущими неблагоприятными процессами и тенденциями в подростковомолодежной среде, где закладываются основы дальнейшего воспроизводства общества. Активная жизненная позиция приводит подростков к вредным привычкам - курению, употребления алкоголя, к раннему началу половой жизни.

Возрастающая с каждым годом сексуальная активность подростков, раннее начало половой жизни, безграмотное отношение к интимной гигиене, в том числе к гигиене секса, сопряжены с различными проблемами в виде нежеланной беременности, родов, абортов, заражения инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), воспалительных заболеваний органов малого таза [8; 9; 10]. Инфекции, передаваемые половым путем, являются второй по значимости утраты репродуктивного здоровья у женщины в возрасте от 15 до 45 лет. Вызывают большую тревогу темпы роста инфекций, передаваемые половым путем, они наиболее высоки у подростков и молодежи [11].

В связи с вышеизложенным, целью нашего исследования явилась оценка репродуктивного здоровья и репродуктивного поведения девочек-подростков.

Материал и методы

Настоящее исследование проводилось на базе пяти общеобразовательных школ Индустриального района г. Барнаула. Клинический материал составили 211 девочек-подростков в возрасте от 13 до 18 лет, учащиеся 8 - 11 классов. Средний возраст составил 15,4±2,5 лет.

Исследование проводилось путем добровольного индивидуального анкетирования с помощью специально разработанной нами анкеты. Анкета включала 25 вопросов и содержала в себе вопросы из трех блоков. Первый блок вопросов направлен на изучение соматического здоровья юных респон-денток.; второй - на изучение состояния репродуктивного здоровья девочек-подростков; третий - на изучение уровня социально-гигиенической характеристики школьниц, наличие вредных привычек, информированности подростков по вопросам контрацепции и профилактики ИППП.

Результаты и обсуждение

Анкетирование девочек-подростков в возрасте 13-18 лет, показало, что основную массу (39,3%) принявших участие в исследовании составили школьницы в возрасте 16 лет; 29,0% подростков в возрасте 15 лет; 14 лет - 15,6%; доля 17-летних девушек составила - 11,8%; 18 лет - 1,4% и в возрасте 13-лет -2,8% девочек.

Анализ сведений, показал, что 63 % девочек-подростков на диспансерном учете в поликлинике, по поводу заболеваний внутренних органов и хронических заболеваний, не состоят.

На наличие хронической патологии и заболеваний внутренних органов указали - 37% школьниц. Острые респираторные инфекции один раз в год переносили - 33,2% девушек; 2 - 3 раза в год - 43,1%; 4 - 6 раз болели - 13,3%; более 6 раз в год - 2,8 % подростков. В течение года не болели острыми респираторными заболеваниями - 7,6 % школьниц. Наиболее частой соматической патологией, отмеченной респондентками, являлись заболевания желудочно-кишечного тракта, на долю которых приходилось 15,2%, далее были отмечены дисфункции вегетативной нервной системы - у 11,4%, заболевания почек -у 9,5% подростков. Наличие нарушения осанки и сколиоза отметили 8,1% школьниц.

Оценивая ритм и характер менструального цикла, выявили, что возраст менархе у девочек-подростков составил 13,3 2,3 лет. Регулярные менструации имели 84,8% школьниц, нерегулярные - 14,2%. Характеризуя степень выраженности болевого синдрома во время менструации, установили, что у 53,5% девочек-подростков наблюдаются умеренно болезненные менструации, 28,9% - безболезненные, выражено болезненные - у 14,7%, 1,9% школьниц имеют резко выраженную болезненность с обмороком.

По результатам опроса отмечено, что сексуальноактивный образ жизни ведут 22,7% подростков, отрицали половую жизнь - 77,3% девушек. При этом по данным исследования, одного постоянного полового партнера имеют - 15,1% подростков, имеют трех - 4,3%, четырех - 0,5%, более пяти партнеров - 2,8% школьниц. Средний возраст сексуального дебюта у респонденток - 15,1 1,8 лет. Они, безусловно, составляют группу риска не только по заболеваниям, передаваемым половым путем, но и по патологии половой системы, которая не позволяет в будущем полноценно реализовать свой репродуктивный потенциал. Главной причиной снижения возраста начала половой жизни явилось изменение стереотипов поведенческих реакций детей и подростков.

По анкетным данным выявлено, что не предохраняются от беременности 3,3% опрошенных, живущих половой жизнью. По результатам проведенного исследования установлено, что прерывание нежелательной беременности было у 1% де-вочек-подростков. Применяют различные методы контрацепции - 19,4% девушек. Среди средств контрацепции, наиболее популярным методом назван презерватив (18,5%). Комбинированные оральные контрацептивы использует 1% школьниц. В ходе исследования уточнена осведомленность респонденток о возможном вреде для здоровья начала половой жизни в подростковом возрасте. Оценивая результаты опроса, выявлено, что 25,6 % девушек-подростков считают, что "вредно" начинать половую активность в подростковом возрасте. "Не очень вредно", считают - 32,2% школьниц, "вообще не вредно", ответили - 16,1% опрошенных, "затрудняюсь ответить", выбрали

- 26,1% респонденток. Отрадно, что 71,1 % девочек-подростков, считает, что половую жизнь следует начинать в 17 лет и позже, а 28,9% школьниц рекомендуют начинать половую жизнь в 14-16 лет.

Библиографический список

С учетом негативного влияния на репродуктивное здоровье женщины алкоголя и курения, мы выясняли факт и частоту употребления алкоголя и курения девушками. Позитивно, что 78,2% девочек-подростков не курят. Среди школьниц доля курящих составила 21,8%, при этом одну сигарету выкуривают в сутки - 3,3% девушек, пять сигарет - 11,4% , десять сигарет в сутки - 1,9% школьниц, "от случая к случаю" курят -5,2% опрошенных. Средний возраст начала курения, респон-денток, составил 13,7 1,8 лет. Установлено, что чаще всего девочки начинают курить в 14-летнем возрасте (9 %).

Употребление подростками алкоголя выявлено - у 40,8% школьниц. Чаще всего девушки употребляли пиво - 22,3%, вино- 18,5% , баночные коктейли - 10,4%, крепкие напитки -2,8%, "что окажется под рукой" - 2,8% и "на что хватит денег"

- 1,9% подростков. Алкогольные напитки употребляют с 12 лет - 1,9% девушек-подростков, с 13 лет - 6,2%, с 14 лет -16,1%, с 15 лет - 9,5%, с 16 лет - 4,3%, с 17 лет - 1,9%, опрошенных Средний возраст начала употребления алкогольных напитков 14,1 2,4 лет. Табакокурение и употребление алкоголя в подростковом возрасте, являясь факторами риска возникновения нарушений менструальной функции, представляет серьезную угрозу репродуктивному здоровью девушки.

Полученные данные позволяют сделать вывод о высокой степени распространенности вредных привычек среди дево-чек-подростков и низким уровнем информированности молодежи о последствиях рискованного поведения.

Выводы. Таким образом, в результате исследования установлено, что четвертая часть девушек-подростков, уже имеют сексуальный опыт и ранний сексуальный дебют. Последствия рискованного сексуального поведения девушек-подростков выразились в нежелательной беременности, абортах, так как уровень знаний о безопасном сексуальном поведении - поверхностный. Выявлено, что распространенность вредных привычек среди подростков очень высока, средний возраст употребления алкоголя и табакокурения - 14 лет. Приведенные данные свидетельствуют о необходимости разработки комплексной программы по охране репродуктивного здоровья подростков, их сексуального образования, формирования ответственного контрацептивного поведения. Обязательным условием эффективности такой работы является совместная деятельность медицинских работников (гинеколога или подросткового гинеколога, педиатра, андролога), социальных педагогов и психологов, прошедших необходимую подготовку по психологии общения и методике консультирования. Также необходим преподаватель-методист, обеспечивающий взаимосвязь с органами образования, учебными заведениями, а также координирующий проведение курсов по гигиеническому (половому) воспитанию для работников учебных заведений и осуществляющий подбор методического материала для специалистов по работе с подростками.

В плане дальнейшего улучшения просветительской работы в образовательных учреждениях уделять больше внимания вопросам полового образования подростков.

1. Богданова, Е.А. Гинекология детей и подростков. - М., 2000.

2. Гуркин, Ю.А. Гинекология подростков: Руководство для врачей. - СПб: Фолиант. - 2000.

3. Уварова, Е.В. Медико-социальные аспекты репродуктивного здоровья современных девочек России II Репродуктивное здоровье детей и подростков. - 2006. - № 4.

4. Коколина, В.Ф. Состояние здоровья современных девочек и девушек-подростков в современных условиях I В.Ф. Коколина, М.Ю. Митин II Рос. вестн. акуш.- гинек. - 2005. - № 3.

5. Уварова, Е.В. Репродуктивное здоровье девочек России в начале 21 века II Акушерство и гинекология. - 2006. - Приложение.

6. Лебедев, Т.Б. Современные аспекты репродуктивного здоровья девочек и девушек I Т.Б. Лебедев, А.Н. Баранов II Журн. акушер. и жен. болезней. - 2007. - Т. L 4. - № 4.

7. Захарова, Т.Г. О проблеме репродуктивного здоровья I Т.Г. Захарова, Г.Н. Гончарова, Г.Н. Захаров II Здравоохранение Российской Федерации. - 2002. - № 3.

8. Курбатова, А.В. Репродуктивное здоровье девочек-подростков I А.В. Курбатова, А. Т. Егорова II Сибирское медицинское обозрение. - 2009. -№ 2.

9. Захарова, Т. Г. Гендерное поведение девушек-подростков и его влияние на репродуктивное здоровье II Здравоохранение Российской Федерации. - 2004. - №3.

10. Камалова, Е.В. Комплексная оценка состояния репродуктивного здоровья девочек-подростков, проживающих в крупном промышленном и образовательном центре Сибири I Е.В. Камалова, Л.А.гаркова, Н.А. Габитова II Репродуктивное здоровье детей и подростков. - 2010. - № 1.

11. Долгих, В.В., Храмова Е.Е. и др. Медико-социальные аспекты нарушения ритма менструаций у подростков (обзор литературы) / В.В. Долгих, Е.Е. Храмова [и др.] // Репродуктивное здоровье детей и подростков. - 2009. - № 3.

Статья поступила 20.05.10

УДК 159.226.6: 316.346.36(045)

М.И. Постникова, канд. психол. наук, доц., докторант РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: post-margarita@yandex.ru

МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ

На основе существующих теоретических подходов в современном научном знании к проблеме межпоколенных отношений представлен авторский подход к определению критериев дифференциации поколений в контексте возрастной психологии с точки зрения культурно - исторического подхода. Одним из основных критериев дифференциации поколений рассматривается возраст.

Ключевые слова: возраст; поколения; межпоколенные отношения; дифферен-циация поколений; культурно-историческая психология; социокультурный контекст.

Человеческое общество существует и развивается благодаря взаимодействию поколений. В разные эпохи характер этих взаимоотношений менялся в зависимости от характера и специфики развития общества. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что человеческая цивилизация сохранилась во многом благодаря возможности передачи накопленного опыта предшествующими поколениями новым поколениям людей -это одно из важнейших условий развития общества в целом и каждого человека в отдельности.

Культурно-исторический подход сфокусирован на глобальной проблеме роли культуры в психическом развитии человека. Культура отражает весь опыт наработанный человечеством. Включенность человека в социальную среду, с определенной, специфичной именно для нее культурой, означает его приобщение к этому опыту. В результате чего психическое развитие человека опосредовано культурными факторами.

Как отмечает А.А. Чуприна, каждое поколение имеет свои особенности: ценности и духовный облик, жизненный опыт и отношения к событиям эпохи, творческие достижения и сохранение традиций. Оно усваивает достигнутый уровень развития и на этой основе становится инициатором преобразований, способствующим продвижению вперед. Эти две стороны взаимосвязи поколений: освоение культурного наследия и новаторство - образуют основу исторического развития культуры. Трансляция культуры - всеобщий закон, определяющий единство человечества. Смена поколений создает непрерывность в истории культуры, способствует передаче культурного наследия и стимулирует дальнейшее развитие человеческой цивилизации [1].

По мере развития человеческой цивилизации культура меняется, ей присуща способность к «омоложению», лежащая в основе ее процессов изменчивости, динамики, а потому для любого общества на всех этапах развития характерны так называемые противоречия «отцов и детей».

Однако, развертываясь во времени, культура не только обновляется, но и сохраняет себя благодаря стабильным социокультурным институтам (семья, традиции, система образования, наука, литература, СМИ, учреждения культуры), которые транслируют каждому новому поколению наследие предшествующих эпох. В процессе трансляции какая-то часть оказывается утерянной, какая-то отвергнутой, и что-то добавляется новое. Эти процессы носят непредсказуемый и спонтанный характер, но зависят от актуальных потребностей представителей каждого поколения и характера развития общества в данный исторический период времени [2].

Похожие идеи лежат в основе теории М. Мид. Она проанализировала результаты многочисленных этнокультурных исследований и предложила следующую типологию культур межпоколенных отношений в человеческом обществе: пост-фигуративные, кофигуративные, префигуративные культуры. Эти три типа культуры, отличаются друг от друга характером взаимодействия между представителями разных поколений и особенностями трансляции опыта от одного поколения другому.

Данные типы культуры меняются с развитием общества, т. е. постфигуративная культура характерна для более простого общества, префигуративная - для более сложного. Однако при переходе к более сложному типу культуры, элементы более простой в ней сохраняются [3].

Если обратиться к современной России, то для нее, на наш взгляд, характерно присутствие элементов всех трех культур. И это определяет своеобразие нынешнего российского общества, усугубляя драматичность отношений между его представителями. По мнению демографов современное общество «стареет», т.е. увеличивается количество пожилых людей. Для сегодняшней России характерно наличие трех и даже четырех поколений (дети, родители, прародители, прапраро-дители). Старшее поколение по инерции, исходя из собственного опыта общения с предыдущими поколениями, стремится к передаче своего богатого опыта молодым. Но кардинальные изменения, произошедшие за последние годы в нашей стране и в мире (глобализация, компьютеризация, информатизация общества и т.д.), способствовали и практически и фактически невостребованности этого опыта и значительному отдалению молодого поколения от поколения отцов и дедов.

Как любое самостоятельное, социальное образование, поколение выполняет определенные функции. На любом этапе развития человеческого общества для элементарного выживания особенно важна передача способов производства материальных ценностей, технологий их создания. «История есть не что иное, как последовательная смена поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями» [4, с. 44-45]. Однако, главная функция межпоколенных отношений на всех этапах развития человечества на уровне макросреды - это трансмиссия культурных, духовных ценностей. Одним из основных путей передачи опыта, трансмиссии ценностей является общение, которое с точки зрения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского выступает основным условием психического развития ребенка. Первый опыт общения ребенок приобретает в семье с людьми, которые окружают его с самого рождения, принимая прямое или косвенное участие в его развитии. Решающее значение в этом процессе отводится отношениям с ближайшим окружением ребенка: родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами. Эти отношения, определяющие психическое развитие индивида на том или ином отрезке онтогенеза, Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития. Роль микросреды, семьи, семейного воспитания велика. Содержание общения со значимыми взрослыми (родителями, бабушками и дедушками) определяет, в конечном итоге, характер психического развития. «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, потом - психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая» [5, с. 145]. В процессе социализации ребенок овладевает навыками взаимодействия с другими людьми, осваивает опыт и знания, выработанные предше-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.