СОЦИАЛЬНЫЙ ПАКЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
О.В. Ильинова
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы материального стимулирования сельскохозяйственного труда. При этом особое внимание уделено использованию социального пакета как важной составной части материального стимулирования труда в современных условиях.
Ключевые слова: материальное стимулирование, социальные гарантии, социальный пакет, социальные выплаты.
Мотивации и стимулированию труда работников в последние годы уделяется большое внимание, обусловленное острой рыночной конкуренцией, что заставляет руководство организаций разрабатывать новые и реформировать существующие системы стимулов, важнейшими из которых являются материальные. Неотъемлемой частью любой системы материального стимулирования являются социальные выплаты, гарантии и льготы. Причем данные последних лет свидетельствуют о том, что социальные гарантии оказываются гораздо более мощным стимулом для работника, нежели денежное вознаграждение.
По мнению независимых экспертов, сегодня соискатели при поиске работы обращают внимание не только на размер заработной платы, но и на дополнительные блага, которые предлагает работодатель. По данным социологических опросов, 72% российских граждан считают наличие социального пакета плюсом при трудоустройстве, и только 21% не обращает на него внимания [4].
В сельскохозяйственных организациях Курской области, однако, этому элементу системы материального стимулирования не придается большого значения, о чем свидетельствуют статистические данные (таблица 1). С 2006 года доля социальных гарантий в фонде оплаты труда сократилась на 2,55 процентного пункта. При этом структура и размер социальных выплат явно указывают на то, что они носят скорее компенсирующий, нежели стимулирующий характер, а социальная политика сельскохозяйственных организаций не сформирована и состоит главным образом в предоставлении социальных гарантий, закрепленных законодательством РФ.
В условиях сохраняющейся тенденции к сокращению численности работников в сельскохозяйственных организациях, оттоком молодых специалистов из сельской местности, снижением престижности сельскохозяйственного труда, а также острой конкуренции на рынке сельхозтоваропроизводителей, одним из способов решения данных проблем может стать разработка и внедрение социального пакета как неотъемлемой части
социальной политики предприятия и системы материального стимулирования персонала.
О необходимости формирования корпоративного социального пакета в организациях сельскохозяйственной отрасли заговорили относительно недавно, да и само понятие «социальный пакет» связывалось в основном с крупными предприятиями, корпорациями или финансовыми структурами, где необходимость в появлении социального пакета сформировалась на основе западных традиций и норм ведения бизнеса.
В России социальный пакет поначалу предоставляли только зарубежные организации, а в отечественных компаниях мотивация носила эпизодический характер и проявлялась лишь в виде подарков или премий к праздникам и в частичной компенсации личных расходов сотрудников по работе [3]. С течением времени этого оказалось недостаточно и для российского бизнеса, поэтому набор льгот, получивший название «социальный пакет», постепенно вошел в общепринятую практику. Сегодня предоставление того или иного набора льгот стало нормой для российского рынка. И хотя кризис несколько замедлил распространение социальных пакетов в российских компаниях — эта тема по-прежнему актуальна.
Как справедливо считают некоторые исследователи данной области, неопределенность понятия социальный пакет существенно затрудняет его формирование и эффективность использования его элементов [2]. В настоящее время нередко происходит смешение таких понятий, как «социальные гарантии» и «социальный пакет». Некоторые работодатели убеждены, что социальный пакет - это предоставление сотрудникам ежегодных оплачиваемых отпусков, оплата больничных листов, однако это узаконенные права работников.
Таким образом, основанием для предоставления социальных гарантий являются требования Трудового кодекса РФ, а введение в компании социального пакета — это добровольное решение каждого работодателя. В связи с этим, можно дать следующее определение социального пакета: это набор специальных льгот, которые предоставляются работодателем помимо закрепленных законодательством прав сотрудника.
Состав пакета определяется организацией в зависимости от целей его формирования.
Так, для сельскохозяйственных организаций Курской области наиболее актуальным представляется решение следующих задач:
- увеличение экономической эффективности деятельности предприятия;
- формирование лояльности сотрудника к предприятию и на ее основе устранение текучести кадров;
- привлечение молодых специалистов.
Таблица 1 - Размер и структура социальных гарантий в сельскохозяйственных организациях Курской области
Наименование показателя Годы
2006 2007 2008 2009 2010 2011
Оплата отпусков 1 работника в год, руб. 2 675,71 4 142,60 5 971,21 6 884,39 7 895,14 9 505,24
Оплата стоимости питания 1 работника в год, руб. 239,69 353,74 266,66 469,57 338,26 488,52
Материальная помощь в расчете на 1 работника в год, руб. 1 210,65 575,58 691,62 727,73 882,86 742,63
Иные выплаты социального характера в расчете на 1 работника в год, руб. 334,80 570,22 824,80 414,05 521,78 438,67
Доля соц. гарантий в фонде оплаты труда, % 9,61 8,53 7,88 7,56 7,65 7,06
Рисунок 1 - Направленность элементов социального пакета на категории сотрудников
Рисунок 2 - Состав и элементы индивидуального социального пакета
При этом целесообразно ориентировать формирование портфеля на реализацию компенсирующей и стимулирующей функций.
При формировании состава социального пакета важно учитывать личные предпочтения целевой аудитории. Так, например, для молодых специалистов серьезным мотивирующим фактором вряд ли станет предложение страхования дополнительной пенсии, поэтому важно, чтобы в социальном пакете присутствовали элементы, направленные на каждую категорию сотрудников, и у работника была возможность выбора тех или иных элементов, формируя индивидуальный социальный пакет исходя из личных предпочтений и возможностей предприятия. В связи с этим, важными этапами формирования социального пакета должны выступать
определение основных социальных, возрастных или квалификационных групп и проведение анкетирования в названных фокус-группах с целью выявления наиболее значимых льгот для каждой категории путем придания веса тому или иному элементу.
Возможные варианты категорий персонала и набора льгот представлены на рисунке 1, на котором сплошной линией обозначены элементы социального пакета, направленные на удовлетворение потребностей конкретной фокус-группы.
Подобное распределение элементов социального пакета позволяет выявить некоторые базовые элементы, приемлемые для всех категорий сотрудников, которые целесообразно объединить в единый блок, гарантиро-
ванный каждому сотруднику вне зависимости от результатов его труда.
Стимулирующий блок социального пакета формируется работником исходя из личных предпочтений самостоятельно (рисунок 1). Его составляют мобильные элементы, установленные на основе проведенного ранее анкетирования, объем предоставляемых льгот стимулирующего блока может зависеть от индивидуальных, коллективных результатов труда или от грейда квалификационной группы. Регулярный мониторинг степени удовлетворенности предоставляемого набора льгот и возможности включения новых позволит поддерживать высокую мотивацию персонала и актуальность стимулов к труду.
Принято считать, что предоставление сотрудникам социального пакета требует у предприятия больших затрат. Однако предложенный вариант формирования индивидуального пакета, выступая своеобразным средством коммуникации между работодателем и сотрудником, обеспечивает баланс между предпочтениями работников, возможностями организации, а также предоставляет возможность варьировать объем социального пакета, кроме того, предприятие может предоставить не полное, а частичное финансирование тех или иных элементов, не снижая, таким образом, его «качество». Еще одним вариантом социального пакета, приемлемого даже для небольших организаций, а также в условиях кризиса может стать включение в него таких «бюджетных» элементов, как подарочные сертификаты, купоны, бонусные и подарочные карты магазинов, подарки «за здоровье», дополнительный день отпуска, продажа корпоративной техники по льготным ценам. Главное, чтобы при этом у сотрудника сложилось мнение, что организация заботится именно о нем и его интересах, что нереализуемо без предоставления возможности выбора. Именно поэтому реализация индивидуального подхода к формированию социального пакета может явиться эффективным средством материального стимулирования, предоставить организации большие конкурентные преимущества при привлечении молодых специалистов, удержании персонала, способствует формированию лояльности сотрудников, а значит вовлеченности и заинтересованности работника в результатах своего труда.
Оценить подобные выгоды индивидуального социального пакета для сельскохозяйственных организаций достаточно трудно, особенно количественно, учитывая, что до сих пор подобной практики не встречалось. Однако успешное применение социального пакета как средства материального поощрения и улучшения социально-экономических условий жизни работников в организациях других сфер деятельности позволяет предположить, что социальное стимулирование труда на основе формирования индивидуального социального пакета может выступать неотъемлемым элементом системы материального стимулирования работников сельскохозяйственных организаций наряду с заработной платой и премированием.
Список использованных источников
1 Андреева Э. Социальный пакет лучше денежного поощрения // Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. - 2008. - №1. - С. 31-32.
2 Савин Д.А., Ильин А.Е., Ильина Г.В. Формирование корпоративного социального пакета в сельскохозяйственных организациях // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2012. - №5. - С. 2-5.
3 Молчанова Д. Социальный пакет как способ мотивации персонала [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tls-cons.ru/news/aktualLetters/2012/up_0512
4 Интернет портал кадровой аналитики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.superjob.ru/
Информация об авторе Ильинова Ольга Владимировна, преподаватель кафедры налогов, налогообложения и финансового менеджмента ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».