Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПОДРОСТКА: КАРТА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ'

СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПОДРОСТКА: КАРТА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
64
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семья / дети / подросток / психологическая безопасность / психодрама / социальный атом / деструктивное поведение / семейный сценарий / идентичность. / family / children / teenager / psychological safety / psychodrama / social atom / destructive behavior / family script / identity.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПОДРОСТКА: КАРТА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ»

СЕКЦИЯ «ДЕТИ, ПАНДЕМИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КРИЗИС: ЗОНЫ РИСКА, ВНУТРИСЕМЕЙНЫЙ КЛИМАТ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

CHILDREN, PANDEMIC AND SOCIAL CRISIS: RISK ZONES, FAMILY CLIMATE AND TRANSFORMATION OF EDUCATION

Ведущая: Лариса Кононенко, клинический психолог, системный семейный психотерапевт, ЭФТ-терапевт, преподаватель на кафедре прикладной психологии и психотерапии ИППК РУДН, председатель правления ОСКиП.

Сначала ситуация с распространением вируса COVID-19 внесла изменения во все сферы нашей жизни, теперь социальный кризис в обществе принес еще больше неопределенности.

Страх перед болезнью, вынужденная разлука с близкими и самоизоляция, финансовые потери, беспокойство являются причинами повышения тревожности, усиления стрессовых реакций, влияют на состояние здоровья взрослых и благополучие детей.

Проблемы, связанные с изменением привычного распорядка жизни, отсутствием общения со сверстниками, и сложности дистанционного обучения нанесли ущерб физическому и психологическому здоровью детей и подростков.

Ментальное здоровье детей и подростков в условиях пандемии признано ВОЗ острой проблемой глобального масштаба.

Главная задача секции — обсудить следующие темы: «Как пандемия сказалась на развитии и психике детей?», «Как детская тревожность связана с трудностями взрослых?», «Какие были плюсы и минусы изоляции для семьи в целом?», «Как трансформировалось обучение и роль родителей в этом процессе?», «Как поддержать психическое здоровье детей после пандемии и в условиях социального кризиса?».

The situation with the spread of the COVID-19 made changes in all spheres of our life, now the social crisis in society has brought even more uncertainty.

Fear of illness, forced separation from loved ones and self-isolation, financial losses, anxiety are the causes of increased anxiety, increased stress reactions, affect the health of adults and the well-being of children.

Problems associated with changing the usual routine of life, lack of communication with peers and the complexity of distance learning have damaged the physical and psychological health of children and adolescents.

The mental health of children and adolescents in a pandemic has been recognized by WHO as an acute problem on a global scale.

The main task of the section is to discuss the following topics: «How has the pandemic affected the development and psyche of children?», «How is childhood anxiety related to the difficulties of adults?», «What were the pros and cons of isolation for the family as a whole?», «How has education and the role of parents in this process?», «How to support the mental health of children after the pandemic and in conditions of social crisis?».

DOI 10.24412/2587-6783-2022-3-48-50

СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПОДРОСТКА: КАРТА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ

Богомягкова Оксана Николаевна кандидат педагогических наук, доцент Московский государственный психолого-педагогический университет

Москва, Россия

bogom-on@mail.ru

Ключевые слова: семья, дети, подросток, психологическая безопасность, психодрама, социальный атом, деструктивное поведение, семейный сценарий, идентичность.

SOCIAL ATOM OF A TEENAGER: MAP OF QUESTIONS AND ANSWERS

Bogomyagkova Oksana N. candidate of pedagogical sciences, associate professor Moscow State Psychological and Pedagogical University

Moscow, Russia bogom-on@mail.ru

Keywords: family, children, teenager, psychological safety, psychodrama, social atom, destructive behavior, family script, identity.

Мир социальных отношений — особый вызов для человека любого возраста. Меняющийся мир представляет собой зону неопределенности, когда по-старому уже невозможно, а по-новому еще неизвестно как. Это вызов системе ценностей, мировоззрению, социальному статусу, чувству безопасности. Психологический аспект безопасности предполагает состояние среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии людей, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении. Вместе с тем это способность личности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, сопротивляемость деструктивным внешним и внутренним воздействиям.

Психологическая защищенность каждого рассматривается по нескольким направлениям: защищенность от публичного унижения, от оскорбления, от высмеивания, от угроз, от обидного обзывания, от действий против собственного желания, от игнорирования, от неуважительного отношения, от недоброжелательного отношения. Важными параметрами формирования психологической безопасности будут выступать: значимые привязанности, адаптивные возможности и психоэмоциональная стабильность, коммуникативная компетентность, личностная позиция; преобладание диалогической направленности субъектов общения; удовлетворенность образовательной средой и семейной системой (Журавлев, Тарабрина, 2012).

Риски безопасного детства наслаиваются друг на друга, находясь в каскадном взаимодействии. Так, например, неумение ребенка справляться с краткосрочными, ежедневными рисками может перерасти в отложенный риск (стресс, психический срыв), а он, в свою очередь, в долгосрочной перспективе может закрепиться в виде деформации личности. Психологическое здоровье — основа жизнеспособности подростка, которому приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением; научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других; осваивать систему научных знаний и социальных навыков; развивать свои способности, строить образ «Я» и образ мира (Дубровина, 2004).

Встает вопрос о том, каким образом обеспечить подростку пребывание в состоянии безопасности. Здесь есть два пути: либо создать и поддерживать абсолютно безопасную среду вокруг подростка, ограждая его от всех воздействий извне. В этом случае мы изначально формируем нежизнеспособный тип личности, лишая человека возможности развития. Второй путь — развить у подростка такие качества, которые помогут ему противостоять стрессовым, конфликтным, трудным жизненным ситуациям. Пути помощи и поддержки на пути обеспечения безопасного детства хорошо сфокусировать на поиск ресурсов. В качестве такого ресурса может быть умение понимать и принимать других,

быть социально значимым среди других, принятым другими, развитие эмоционально-смысловой и нравственной сферы личности.

Техника социального атома является одной из ключевых в методе психодрамы. В основе психодрамы лежит социометрия — эмпирически разработанное Я. JI. Морено учение о межчеловеческих отношениях (Морено, 2001). Социальный атом как наименьший элемент структуры отношений состоит из всех отношений между человеком и окружающими его людьми, которые в данный момент тем или иным образом с ним связаны. Социальный атом окутывает людей, словно аура притяжений и отталкиваний, конфигурация которых образует социальное единство. Любого человека с самого рождения окружают люди, составляющие это единство (отец, мать, бабушка и др.). В его социальном атоме развертывается конкретная жизнь (Шутценбергер, 2001). То, как устроен социальный атом подростка, дает нам ответы на вопросы его актуального и потенциального развития. То, как отобразил подросток систему своих социальных отношений, дает нам основания говорить о рисках и ресурсах его развития.

В практике психологического консультирования и психотерапии социальный атом подростка выглядит, как графическая схема его отношений с миром. Вариации его исполнения корнями своими уходят в классическую психодраму как метод действия, как способ находить новые решения в повторяющейся ситуации и как способ выбирать адекватное решение в новой ситуации. Объем знакомств, вариабельность, возможность к регенерации, феномен социальной смерти и социальных связей — вот только малая часть феноменов, которые проявляются в данной социометрической схеме. Для сопровождающих взрослых ценность социального атома — в ответах на вопросы о предикторах тех поведенческих паттернов, которые свойственны подростку, в иллюстрации семейных сценариев, в выборе родительской стратегии, в прокладывании терапевтической дороги к психологической безопасности и психическому здоровью подростка.

Литература

Дубровина, И. В. (ред.) (2004). Практическая психология образования: учеб. пособие. СПб.: Питер.

Журавлев, А. Л., Тарабрина, Н. В. (отв. ред.) (2012) Проблемы психологической безопасности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН».

Морено, Я. Л. (2001). Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. Пер. с англ. М.: Академический Проект.

Шутценбергер, А. (2001). Синдром предков. М.: Изд-во Института психотерапии.

DOI 10.24412/2587-6783-2022-3-50-52

ПРЕИМУЩЕСТВА СИСТЕМНОЙ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ С САМОПОВРЕЖДЕНИЯМИ. SELF-HARM — ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА.

Харабурова Татьяна Леонидовна врач-психиатр, психотерапевт, семейный терапевт, групповой терапевт, главный врач и соучредитель сети клиник «Семейная Практика Клиника психотерапии ООО «Семейная Практика» с круглосуточным

стационаром Нижний Новгород, Россия Katyana73@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.