Научная статья на тему 'Социальный кризис в контексте категорий «Сущность» и «Явление»'

Социальный кризис в контексте категорий «Сущность» и «Явление» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
257
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ДЕГРАДАЦИЯ / DEGRADATION / СОЦИАЛЬНЫЙ КРИЗИС / SOCIAL CRISIS / ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / САМООРГАНИЗАЦИЯ / SELF-ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фельдман Владимир Романович

Статья содержит результаты анализа социально-философской и социологической литературы по проблематике социального кризиса, представлена авторская концепция системного кризиса общества, дается обоснование его сущности. Системный социальный кризис в его содержательном аспекте представляет собой критическое, переломное состояние социальной системы, когда уже начинается распад относительно устойчивых в прошлом социальных связей, причем имеющих фундаментальное значение для воспроизводства и развития общественной системы. Критическое состояние общества является, как правило, следствием воздействия на него не только внутрисистемных, но и внешних негативных факторов. При этом доминируют как внутрисистемные, так и внешние причины деградации и кризиса социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The social crisis in the content of categories of essence and phenomenon

The article contains an analysis of the socio-philosophical and sociological literature of the issues of social crisis, and the author’s conception of the systemic crisis of society is presented, its essence is substantiated. The systemic social crisis in its essential aspect is a critical, turning point of the social system, when the former relatively stable social relationships, which have fundamental importance for reproduction and development of the social system, begin disintegrating. The critical state of the society is usually a consequence of impact on it not only of intra, but also external negative factors. Thus both intra and external causes of degradation and crisis of society dominate.

Текст научной работы на тему «Социальный кризис в контексте категорий «Сущность» и «Явление»»

тельных сил, чье развитие встречает препятствие в виде старых производственных отношений. В предисловии книги «К критике политической экономии» он пишет о том, что на известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. В содержание революционной формы социальной динамики, по К. Марксу, входит не только смена производственных отношений, но и формирование новой политической и юридической надстройки, а также существенные изменения в формах общественного сознания [5].

Проблемы упадка и кризиса общества на стадии его цивилизационного бытия рассматриваются в современной зарубежной социально-философской, социологической и исторической литературе.

В социологической концепции У. Экхардта возникновение кризиса общества связывается с его представлениями о роли идеологии в бытии социокультурных систем (цивилизаций), с представлением о специфике ее социальных функций. Для любой идеологии характерна нетерпимость к другим, противоположным, социально-политическим доктринам. Все идеологии в историческом прошлом, подчеркивает У. Экхардт, имели одно общее свойство: уверенность в собственной правоте и неправоте всех других идеологий. Исследователь убежден в том, что идеологии (их он уподобляет живым мыслящим социальным субъектам) стремятся к установлению своего господства в обществе, к абсолютному социальному доминированию. Такое стремление закономерно приводит к изматывающим общество конфликтам и войнам, которые могут завершиться кризисом и распадом общества на отдельные части. У. Экхардт полагает: если политической формой цивилизации является империя, то это всегда чревато ее деградацией, кризисом и распадом. Имперские войны представляют собой саморазрушительный исторический процесс, природа которого кроется в той или иной идеологии, которая определяется как форма самообмана [6].

В концепции «цивилизации» К. Квигли представлена вся ее генетическая структура, включающая и период деградации этой социокультурной системы. Упадок и кризис цивилизации К. Квигли рассматривает как общественный процесс, своего рода закономерный результат ее развития как социокультурной системы. В социальном кризисе он выделяет следующие негативные тенденции, явления, процессы: ослабление и разложение государства, увеличение и усиление конфликтов между общественными классами, учащение и ожесточение имперских войн. В духовной сфере общества кризис проявляется в распространении иррационализма, пессимизма, различных предрассудков и потусторонних мистических практик (например, общение с духами умерших людей). Характерной чертой социального кризиса является антагонизм отношений между большинством, состоящим из обездоленного населения, и правящей социальной группой.

К. Квигли убедительно доказывает, что основной причиной социального кризиса является неравномерность распределения общественного богатства, приводящая к формированию слоя обездоленного большинства. По мере углубления и обострения общественного кризиса, по К. Квигли, нарастают различные негативные тенденции. Это социальное время характеризуется глубоким упадком хозяйственной жизни, дальнейшим снижение уровня жизни населения, гражданскими войнами между группировками внутри правящей элиты, ростом масштабов бескультурья в обществе. В разлагающемся обществе все его государственные институты утрачивают доверие масс. Наблюдается упадок патриотизма. Все более широкое распространение получает отказ сражаться за общество и поддерживать его, например, с помощью уплаты налогов. Одним из признаков социального кризиса, по мнению К. Квигли, является рост влияния новых религиозных движений [7].

Социальный кризис А. А. Зиновьев определяет как уклонение от некоторых норм существования общественного организма. Он убежден в том, что надо различать сущность кризиса и его отдельные проявления. А. А. Зиновьев видит сущность кризиса общества в дезорганизации целостности социального организма. Социальный кризис в представлении мыслителя носит системный характер, в процессе его развития дезорганизация охватывает не только политическую систему общества, но и экономику, социальные отношения, сферу духовно-творческой деятельности и формы общественного сознания [8]. Данный образ социального кризиса является, с нашей точки зрения, достаточно убедительным. Его сущностные черты находят подтверждение в истории общества, в том числе и на материалах относительно недавней российской истории.

Ю. М. Горский исследовал роль информации в возникновении социального кризиса. Он, в частности, обратил внимание на то, что сложные материальные системы, к которым относится и общество, обладают относительной внутрисистемной устойчивостью («гомеостатичностью»). Внутрисис-

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2015. Вып. 14А

темная устойчивость сложных систем обеспечивается благодаря существованию и функционированию механизмов организации, которые им присущи. Однако сложные системы в природе и в обществе имеют опасные точки для приложения возмущений, которые могут являться причинами их дезорганизации. Так что существование системы в ее качественной определенности зависит от состояния антиэнтропийных механизмов системной организации. В представлении Ю. М. Горского в обществе наиболее опасной точкой для приложения возмущений является его «иммунная система», к которой он относит систему ценностей, опредмеченных в обществе, в его социальных и политических структурах, в социальных отношениях и организациях. Он полагает, что иммунная система функционирует эффективно до тех пор, пока население признает и поддерживает ее аксиологическое содержание. Следовательно, для того, чтобы ввести общество в кризисное состояние, достаточно изменить отношение большинства к его фундаментальным ценностям. Ю. М. Горский полагает, что если в иммунную систему внедрить «вирус», то есть информацию, ставящую по сомнение базовые социально-политические ценности, то может начаться процесс саморазрушения социальной системы [9]. Данная концепция социального кризиса, связанная с ролью информации в его возникновении, представляется нам вполне убедительной.

Социологическая теория социального кризиса, близкая к марксистской, представлена в книге Ф. Тенниса «Эволюция социального вопроса». Для Ф. Тенниса характерен классовый подход в исследовании причин и проявлений деградации и кризиса общества. Он рассматривает кризис феодального общества, последовавшие за ним буржуазные революции и послереволюционные изменения капиталистического общества, как закономерность общественного развития, связанную с возникновением и обострением классовых противоречий, с борьбой между классами в феодальном и буржуазном обществах [10].

Кризис общества и кризис государственной власти неотделимы друг от друга. Кризис государственной власти проявляется в падении ее эффективности, функции власти в основном не реализуются, власть оказывается неспособной поддерживать социальный порядок.

В социальной действительности обнаруживаются различные конкретно-исторические формы социального кризиса. К ним, как известно, относятся экономический кризис, политический, идеологический и др. Системный социальный кризис в его сущностном аспекте, как мы полагаем, представляет собой критическое, переломное состояние социальной системы, когда уже начинается распад, в прошлом относительно устойчивых, социальных связей, причем имеющих фундаментальное значение для воспроизводства и развития общественной системы. Причины данных негативных тенденций являются конкретно историческими и требуют специального анализа.

Критическое состояние общества является, как правило, следствием воздействия на него не только внутрисистемных, но и внешних негативных факторов. Доминировать могут как внутрисистемные, так и внешние причины деградации и кризиса социума (результат поражения в войне, ситуация гражданской войны, революционные процессы, катастрофические последствия реформ, экологическая катастрофа и др.).

В заключение мы все-таки отметим, что общество, в отличие от материальных систем в природе, является носителем разума, который ищет способ преодоления наметившегося социального кризиса и часто его находит. В ситуации растущего социального упадка всегда возникают индивидуальные и групповые инициативы, проекты, ориентированные на его преодоление, начинается кооперативная активность антиэнтропийного характера. В обществе, даже в самом тяжелом его состоянии, сохраняются области, отчасти не подвластные кризису. Сохраняется, например, власть нравственных ценностей, вера человека в свои силы, вера в конструктивный потенциал своего разума, наконец, вера в то, что кооперативная активность созидательного характера, направленная на преодоление социального кризиса, может привести к его преодолению.

Литература

1. Сорокин А. А. Сущность и явление / Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - С.638.

2. Конфуций. Уроки мудрости. - М.: Эксмо-Пресс, 1998. - С.20-27; 55; 92.

3. Аристотель. Политика / Аристотель: соч. в 4 т. - М.: Мысль, 1984. - Т.4. - С.376; 507; 509, 530.

4. Бэкон Ф. Опыты, или наставления нравственные и политические / Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. - М.: Мысль, 1978. - Т.2. - С.382-383, 381, 384.

5. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие / Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: в 3 т. - М.: Политиздат, 1980. - Т.1. - С.536.

6. Eckhardt W. Civilizations, empires and wars: a quantitative history of war. - Jefferson (NC)-L., 1992. -P.195-197; 310-311.

7. Quigley C. The evolution of civilizations: an introduction to historical analysis. - Indianapolis, 1961. -P.146-160.

8. Зиновьев А. А. Коммунизм как реальность. Кризис коммунизма. - М.: Центрполиграф, 1994. - С.383; 384; 385-386; 412-416; 406; 407.

9. Горский Ю. М. Информация как средство организации и дезорганизации // Социально-политический журнал. - 1994. - №3-6. - С.195-200.

10. Теннис Ф. Эволюция социального вопроса / Тексты по истории социологии XIX-XX веков. - М.: Наука, 1994. - С.200-218; 221; 222; 225; 228; 229.

References

1. Sorokin A. A. Sushchnost' i yavlenie [Essence and Phenomenon]. Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' -Philosophical Encyclopedic Dictionary. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1989. P. 638.

2. Confucius. Uroki mudrosti [Lessons of Wisdom]. M.: Eksmo-Press, 1998. - S.20-27; 55; 92.

3. Aristotle. Politika [Politics]. Sochineniya - Aristotle. Works in 4 v. Moscow: Mysl' Publ., 1984. V. 4. Pp. 376; 507; 509, 530.

4. Bacon F. Opyty, ili nastavleniya nravstvennye i politicheskie [The experience or instruction moral and political]. Bacon F. Sochineniya - Works. In 2 v. - M.: Mysl', 1978. V. 2. Pp. 382-383, 381, 384.

5. Marx K. A Contribution to the Critique of Political Economy. Preface. Moscow: Progress Publishers, 1859.

6. Eckhardt W. Civilizations, Empires and Wars: A Quantitative History of War. Jefferson (NC)-L., 1992. Pp. 195-197; 310-311.

7. Quigley C. The evolution of civilizations: an introduction to historical analysis. Indianapolis, 1961. Pp. 146-160.

8. Zinov'ev A. A. Kommunizm kak real'nost'. Krizis kommunizma [Communism as the Reality. The Crisis of Communism]. Moscow: Tsentrpoligraf Publ., 1994. Pp. 383; 384; 385-386; 412-416; 406; 407.

9. Gorskii Yu. M. Informatsiya kak sredstvo organizatsii i dezorganizatsii [Information as a Means of Organization and Disorganization]. Sotsial'no-politicheskii zhurnal - Sociopolitical Journal. 1994. No. 3-6. Pp.195-200.

10. Tennis F. Evolyutsiya sotsial'nogo voprosa [Evolution of Social Problem]. Teksty po istorii sotsiologii XIX-XX vekov - Texts on the History of Sociology in 19th-20th Centuries. Moscow: Nauka Publ., 1994. Pp. 200-218; 221; 222; 225; 228; 229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.