19. Москалькова Т. Н., Черников В. В. Нормотворчество: научно-практическое пособие. М, 2011. С. 275.
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Прожерин И.А.
Студент 2курса юридического факультета, Самарский национальный исследовательский университет имени
академика С.П. Королева, г. Самара Научный руководитель: к.ю.н., доцент Бронникова М.Н., доцент кафедры гражданского и предпринимательского права юридического факультета Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П.
Королева, г. Самара
Аннотация: Анализ правовой природы социального контракта, оценка эффективности данного вида государственной социальной помощи.
Ключевые слова: право социального обеспечения, социальный контракт, социальная помощь
Summary: Analysis of the legal nature of the social contract, assessment of efficiency of this type of the state public assistance.
Keywords: right of a social assistance, social contract, public assistance Федеральный закон от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи» №178 с момента своего принятия предусматривал четыре вида мер социальной поддержки населения: социальное пособие, субсидия, набор социальных услуг и социальная доплата к пенсии. Однако принятый 25 декабря 2012 года Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «О государственной социальной помощи», дополнил этот перечень социальным контрактом. Данная программа предусматривает обязанности получателя помощи в рамках социального контракта, среди которых называются поиск работы, профессиональное обучение или переподготовка, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, а также иные мероприятия, целью которых является преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Если рассматривать именно закрепленную законодателем модель социального контракта, то его природа наиболее близка с гражданско-правовым договором, который дополняется отдельными элементами публичности. Социальный контракт - это соглашение между гражданином и органом социальной защиты населения, в соответствии с которым последний обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин, в свою очередь, должен реализовать мероприятия, предусмотренные индивидуальной программой социальной адаптации. Данный договор по своим характеристикам - консенсуальный (признается заключенным с момента согласования сторонами условий), двусторонне обязывающий (у каждой из сторон имеются обязанности в отношении контрагента). Условиями договора будут являться предмет (форма и
размер государственной социальной помощи, порядок ее оказания), срок, права и обязанности сторон. Также в качестве условия можно выделить порядок изменения и основания прекращения действия социального контракта [4 с. 95 -99].
Гражданско-правовую природу можно отнести к числу определенных достоинств данного вида обеспечения: таким образом предполагается устранение характерного для любого вида социальной помощи иждивенческого характера, так как заявитель наделен определенными обязанностями, служащими целям контракта. Тем самым, вероятно, ставится дополнительная задача достижения получателем помощи более высокого социального уровня, а социальный контракт выступает базовым «толчком», временной мерой поддержки в трудной жизненной ситуации.
Сама идея восприятия социального контракта в российскую правовую действительность основывается на опыте зарубежных стран в реализации схожих механизмов. Впервые метод социального контракта появился в США во второй половине ХХ столетия и был ориентирован на малоимущих граждан и семьи. Суть мер заключалась в предоставлении средств гражданам при условии их обязательного трудоустройства, как правило, в государственные структуры, что, в итоге, позволило эффективнее расходовать государственные ресурсы на социальную сферу и, одновременно с тем, решить проблему незанятости. В качестве дополнительных мер стимулирования вводились строгие временные рамки: в течение двух лет с момента начала выплат на гражданина либо главу семьи, признанной неимущей, возлагалась обязанность трудоустройства под страхом прекращения материального обеспечения. Общий же срок выплат составлял 5 лет [2]. Несмотря на то, что первоначально принятый закон подвергался жесткой критике, результаты реформы доказали ее эффективность: затраты на социальную помощь снизились на 60%, но при этом значительно сократилось количество ее получателей - вместо прежних 5млн это были уже 2млн человек. Кроме того, значительно снизился уровень безработицы [3].
Социальный контракт введен на всей территории Российской Федерации только в 2013 году, хотя первые предоставления осуществляются в отдельных субъектах с 2010 года. Оказание государственной социальной помощи по социальному контракту осуществляется органами субъекта Российской Федерации на основании письменного заявления гражданина. По результатам изучения вышеуказанных сведений межведомственная комиссия в течение 10 дней принимает решение о возможности предоставления средств, и в случае положительного решения приступает к составлению плана социальной адаптации, после утверждения которого совместно с гражданином подписывается сам контракт. В настоящее время размер выплат определяется нормативно-правовыми актами субъектов Российской
Федедерации и варьируется в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств получателя. Период действия контракта определяется в соответствие с программой социальной адаптации, как правило, от трех до двенадцати месяцев.
В настоящее время выделяется два вида социального контракта: контракт для оказания поддерживающей помощи и контракт для оказания помощи на начальном этапе [5, с.28-29]. Первый договор заключается с целью материальной помощи гражданину в оплате повседневных и иных непредвиденных нужд. Как правило, денежные средства в этом случае перечисляются ежемесячно в виде пособий, либо предоставляются социальные услуги. Контракт для оказания помощи на начальном этапе обычно заключают с лицами, нуждающимися в материальной поддержке для старта реализации предпринимательского проекта или ведения собственного хозяйства.
Специфика получателя средств обусловливается его социальным положением, низким уровнем дохода, на грани (или даже за) прожиточного минимума. Особенностью же стороны-распределителя благ состоит в том, что им является орган государства, по сути, бюрократическая машина, запрограммированная на «бумажную работу». Таким образом, у получателей средств вместе с этими средствами появляются лишь абстрактные возможности, цели, прописанные в пунктах программы социальной адаптации, тогда как реальный план претворения их в жизнь гражданам предстоит продумать и воплотить самостоятельно. Органы социальной защиты, как правило, осуществляют контроль лишь итогового результата исполнения обязательства по социальному контракту, тогда как поэтапный контроль за действиями получателей не производится. В связи с этим, далеко не все средства могут расходоваться по прямому назначению даже несмотря на прямое указание в нормативных актах о необходимости их возврата в случае, если результат, предусмотренный программой оказывается недостигнутым. Так, на практике подобная ситуация возникла в Республике Коми, где наблюдалось массовое расторжение социальных контрактов ввиду нецелевого расходования средств (было расторгнуто 24 контракта) [1]. Стоит учитывать, что исходя из наличия в данном обязательстве публичного элемента, орган, оказывающий материальную помощь, наделяется правом одностороннего отказа от исполнения в случае несоблюдения гражданином условий контракта. В некоторых случаях (например, улучшение материального положения гражданина) уполномоченный орган может принять решение о досрочном прекращении исполнения обязательства. В целом, для расторжения, как и для разрешения споров, возникающих по вопросам исполнения условий социального контракта, предусмотрен административный порядок.
Являясь мерой адресной социальной поддержки населения, социальный контракт призван служить индикатором для своеобразного
«мониторинга бедности», то есть определения нуждаемости одиноких граждан или семей, оценки их реальной возможности к самообеспечению. Этот вид помощи позволяет оказывать материальную поддержку в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств. В то же самое время для обеспечения реальной эффективности данных мер очевидна необходимость усиления административных начал в практике использования социального контракта: осуществление контроля не только на итоговом этапе, но и в течение всего срока его реализации позволит не только более рационально расходовать средства, но и увеличит продуктивность выполнения программы социальной адаптации.
Список использованных источников:
1. Материалы Департамента социальной защиты Республики Карелия за 2012 год «Итоги года. Работа отросли в области социальной защиты населения»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: Информационно-правовой ресурс http://www.consultant.ru
2. The Personal Responsibility and Work Opportunity Reconciliation Act of 1996//Congress.gov | Library of Congress [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.congress.gov/104/plaws/publ193/PLAW-104publ193.pdf
3. Jacoby J. Welfare Reform Success // The Boston Globe. 2006. September 30 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.boston.com/news/globe/editorial_opinion/oped/articles/2006/09/13/ welfare_reform_success
4. Антипьева Н.В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. Монография. М., Издательство «Проспект», 2016.
5. Малофеев И.В. Социальный контракт как форма социальной поддержки населения// Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева № 3 / том 2 / 2011, с.28-29.
ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН
Рыбалка М. В.,
магистрантка 2 курса юридического факультета, Кубанский государственный университет, г. Краснодар;
Научный руководитель: Елисеева И.А.,
к.ю.н., доцент кафедры гражданского права, Кубанский государственный университет,
г. Краснодар.
Аннотация: Автор рассматривает проблемы предоставления инвалидам и семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов,