Научная статья на тему 'К вопросу о повышении эффективности государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам как инструмента решения проблемы бедности'

К вопросу о повышении эффективности государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам как инструмента решения проблемы бедности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4731
618
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / МАЛОИМУЩИЕ СЕМЬИ / ОДИНОКО ПРОЖИВАЮЩИЕ МАЛОИМУЩИЕ ГРАЖДАНЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ / СРЕДНЕДУШЕВОЙ ДОХОД

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Новохацкая И. П., Кручек И. В.

Статья посвящена актуальной теме государственной поддержке малоимущих семей путем предоставления им, малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, государственной социальной помощи, которая сегодня является одним из основных средств социальной защиты населения от бедности. В статье вносятся предложения, которые, по мнению авторов, позволят в текущих социально-экономических условиях более полно реализовать цели социальной помощи, в том числе будут способствовать развитию экономической самостоятельности малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, усилению мотивации к активному участию семьи в своем жизнеобеспечении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Новохацкая И. П., Кручек И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о повышении эффективности государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам как инструмента решения проблемы бедности»

УДК: 349.3

Новохацкая И. П.

к.ю.н.

Крымский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»,

Кручек И. В.

Преподаватель Крымский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»,

г. Симферополь

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ МАЛОИМУЩИМ СЕМЬЯМ И МАЛОИМУЩИМ ОДИНОКО ПРОЖИВАЮЩИМ ГРАЖДАНАМ КАК ИНСТРУМЕНТА РЕШЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ

Статья посвящена актуальной теме — государственной поддержке малоимущих семей путем предоставления им, малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, государственной социальной помощи, которая сегодня является одним из основных средств социальной защиты населения от бедности.

В статье вносятся предложения, которые, по мнению авторов, позволят в текущих социально-экономических условиях более полно реализовать цели социальной помощи, в том числе будут способствовать развитию экономической самостоятельности малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, усилению мотивации к активному участию семьи в своем жизнеобеспечении.

Ключевые слова: государственная социальная помощь, малоимущие семьи, одиноко проживающие малоимущие граждане, социальный контракт, среднедушевой доход,

Бедность является одной из острейших социально-экономических проблем, стоящих перед человечеством в XXI столетии. С данным негативным феноменом в большей или меньшей степени сталкиваются как страны с развитой рыночной экономикой, так и страны, которые относятся к категории развивающихся.

Наверное, нет сегодня вопроса более важного не столько в научном, сколько в практическом смысле, чем вопроса борьбы с бедностью.

Одним из основных средств социальной защиты населения от бедности служит государственная социальная помощь. Осознание необходимости содействия человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, из которой он самостоятельно не находит социально приемлемого выхода, само по себе означает признание социальной помощи в качестве важнейшей общественно значимой деятельности государства, направленной на устранение причин и последствий трудных жизненных ситуаций.

Государственная социальная помощь является неотъемлемой частью правоотношений в сфере социального обеспечения граждан, что гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в частности права на достойную жизнь граждан в обществе.

В последние годы в нашей стране, как на федеральном, так и на региональном уровне наблюдаются существенные сдвиги в правовом регулировании вопросов социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. Однако в текущих социально-экономических условиях это не позволяет в полной мере реализовывать цели социальной помощи.

Нормы Федерального закона «О государственной социальной помощи» определяют социальную помощь как предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко

проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров [1].

Цели государственной социальной помощи сформулированы в ст. 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи»:

- поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

- адресного использования бюджетных средств;

- усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

- создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

- снижения уровня социального неравенства;

- повышения доходов населения [ 1].

Д.Е. Кожевников дает следующее понятие государственной социальной помощи: государственная социальная помощь — это вид социального обеспечения, который состоит в предоставлении государством малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации на период нуждаемости денежных выплат и натуральных выдач в целях удовлетворения основных потребностей и доведения их доходов до прожиточного минимума [7. с. 16-17].

По мнению А. В. Рождественского государственная социальная помощь — это форма социального обеспечения граждан, предоставляемая гражданам в целях поддержания уровня жизни малоимущих, создания условий для всеобщей доступности социальных услуг, повышения доходов населения, а также сокращения уровня социального неравенства граждан, для обеспечения их достойной жизнью.

А.В. Рождественский выделяет всего две цели, ради которых создан такой вид социального обеспечения, как государственная социальная помощь — это удовлетворение основных потребностей малоимущих и доведение их доходов до прожиточного минимума [10. с. 139].

Примером аналогичных целей, по мнению этого ученого, могут служить: обеспечение основного дохода для всех нуждающихся (ст. 3 Декларации МОТ «О целях и задачах Международной организации труда»), предотвращение нищеты путем восстановления до приемлемых размеров дохода (Рекомендация МОТ «Об обеспечении дохода»), обеспечение достойного уровня и качества жизни населения (Концепция согласованной социальной политики государств-членов Евразийского экономического сообщества) [10. с. 139-140].

Представляется возможным предположить, что понятие и цели государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, как указанные в законе № 178-ФЗ, так и предложенные юридической наукой, сформулированы без учета особенностей такой разновидности государственной социальной помощи малоимущим, как государственная социальная помощь на основе соцконтракта (далее ГСП на основе соцконтракта).

Государство сегодня называет социальный контракт принципиальной формой материальной поддержки семей [3]. Как отмечает И.В. Малофеев, данная форма успешно развивается во многих европейских странах и имеет позитивный опыт вывода из кризиса многих семей и отдельных граждан [8, с. 26], но в отечественных реалиях это понятие непривычное для сферы государственной поддержки наиболее слабо защищённых слоёв населения: малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан.

ГСП на основе соцконтракта предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют

среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации [1].

Основными принципами реализации ГСП на основе соцконтракта являются: добровольность участия, обязательность исполнения условий социального контракта, индивидуальный подход при определении условий социального контракта, целевой характер оказания социальной помощи.

Таким образом, представляется возможным утверждать, что, помимо вышеуказанных целей государственной социальной помощи, ими являются также:

- повышение социальной ответственности граждан;

- ослабление иждивенческих мотивов в поведении;

- усиление мотивации к активному участию семьи в своем жизнеобеспечении, улучшении условий и повышение качества жизни семьи, направленное на рост доходов, прежде всего, от трудовой деятельности;

- создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе;

- развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции.

В связи с вышеизложенным, приоритетным направлением воздействия правовой политики в сфере социального обеспечения, должно стать выстраивание гражданского правосознания. Именно на особое значение воспитательной функции правовой политики при проведении реформ вслед за российским мыслителем И.А. Ильиным указывает П.Н. Байматов, замечая, что ни одна реформа невозможна до тех пор, пока не наступит известный сдвиг в правосознании, и всякая реформа, несоразмерная состоянию правосознания населения, может оказаться для него и для государства губительной [6, с. 3].

Социальный контракт заключается между членом малоимущей семьи или малоимущим одиноко проживающим гражданином и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации на срок от трёх месяцев до одного года, исходя из содержания программы социальной адаптации.

В социальном контракте должны быть установлены: предмет социального контракта; права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; виды и размер государственной социальной помощи; порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; срок действия социального контракта; порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

Неотъемлемой частью социального контракта является программа социальной адаптации, которая устанавливается на срок действия социального контракта и предусматривает обязательные для реализации следующие мероприятия:

- - поиск работы при посредничестве службы занятости населения, регистрация в качестве безработного, получение государственных услуг в сфере занятости населения (профессиональное обучение, профессиональная ориентация), участие в общественных работах, временной занятости;

- прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

- ведение личного подсобного хозяйства; осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;

- осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации [4; 9. с. 284].

Представляется, что социальный контракт и программа социальной адаптации содержат мероприятия, которые по своему функционалу входят в компетенцию социальных служб: органов социальной защиты, государственной службы занятости, и не могут быть признаны достаточными для развития экономической самостоятельности семьи и создания условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции.

По нашему мнению, вышеуказанные цели государственной социальной помощи, в том числе на основе социального контракта, могут считаться достигнутыми тогда, когда малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин преодолевают бедность и в дальнейшем за материальной поддержкой не обращаются. Но это означает и то, что, в результате выполнения условий социального контракта и мероприятий программы социальной адаптации такому гражданину или семье должны быть созданы условия для получения в будущем социально обеспечительных предоставлений в рамках существующих организационно-правовых форм социального обеспечения и в первую очередь в рамках обязательного социального страхования.

Представляется, что такие условия будут созданы в случае, если малоимущий гражданин или трудоспособные члены малоимущей семьи будут заняты общественно полезной деятельностью: работать по трудовому договору, по гражданскому договору, осуществлять индивидуальную деятельность.

В первом случае они в силу правового статуса наемного работника будут являться застрахованными лицами по всем видам страхования системы обязательного социального страхования. Во втором случае к категории застрахованных лиц они будут отнесены при условии уплаты страховых взносов на добровольной основе.

Таким образом, проблема социальной адаптации малоимущей семьи или одиноко проживающего малоимущего гражданина приобретает межведомственный характер, и ставит вопрос о необходимости, по меньшей мере, включения в социальный контракт и программу социальной адаптации мероприятий по легализации получателей ГСП на основе соцконтракта как индивидуальных предпринимателей, а также по информационному и консультационному их сопровождению по вопросам организации предпринимательской деятельности и написанию бизнес-плана.

В связи с вышеизложенным представляется целесообразным рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при подготовке нормативных актов и принятии управленческих решений по вопросу предоставления ГСП на основе соцконтракта рекомендовать органам Государственной службы занятости, Федеральной налоговой службы, исполнительным органам государственной власти, органам местного самоуправления муниципальных образований, общественным организациям в субъекте Российской Федерации считать обязательным обеспечивать сотрудничество с органами социальной защиты в целях подготовки, заключения и содействия в реализации получателями государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

Литература

1. Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ. — 1999. — № 29 — Ст. 3699.

2. Закон Республики Крым от 27 ноября 2014 № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым» // Ведомости Государственного Совета Республики Крым. — № 5 ч.1, 2014, ст. 439;

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года» // СЗ РФ. — 2014. — № 35 — Ст.4811.

4. Постановление Совета министров Республики Крым от 13 октября 2015 года № 612 «О предоставлении гражданам государственной социальной помощи на основании

социального контракта». / [Электронный ресурс] / Правительство Республики Крым. — Режим доступа: http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub 262958.pdf.

5. Агашев Д.В. «О понятии и структуре организационно-правовой формы в контексте системы отрасли права социального обеспечения / Д.В.Агашев // Вестник Томского государственного университета. Право. — 2014, №3. — С. 89-103.

6. Байматов П.Н. О некоторых элементах конституционно-правового механизма реализации права граждан РФ на социальное обеспечение / П.Н. Байматов // «Российский юридический журнал». — 2014, № 6. — С. 129-138.

7. Кожевников Д.Е. Государственная социальная помощь малоимущим гражданам: правовые вопросы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2010. — 26 с. / [Электронный ресурс] / Научная библиотека диссертаций и авторефератов disser Cat — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/gosudarstvennaya-sotsialnaya-pomoshch-maloimushchim-grazhdanam

8. Малофеев И.В. Социальный контракт как форма социальной поддержки населения / И.В. Малофеев // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. — 2013. — № 3 / том 2. — С. 26-29.

9. Прокофьева Л.М., Овчарова Л.Н и др. Социальный контракт — новая форма оказания государственной адресной социальной помощи населению в субъектах Российской Федерации» / Л.М.Прокофьева, Л.Н. Овчарова и др. // Аналитический вестник Совета Федерации. — 2012. — № 8 (394). — С. 284-297

10. Рождественский А.В. Государственное регулирование социальной сферы. — Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2011. — 231 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.