Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ, КАК ИНСТРУМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ'

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ, КАК ИНСТРУМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ / ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / МАЛОИМУЩИЕ / МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малыгин Алексей Александрович

В статье рассматриваются вопросы социальной помощи на основании социального контракта, которая оказывается органами соцзащиты населения регионов малоимущим семьям. К социальному контракту в соответствии с законом разрабатывается индивидуальная программа социальной адаптации, в которой предусматриваются мероприятия, в том числе и по ведению личного подсобного хозяйства. С текущего года правительство России поддержало возможность расширения использования средств на развитие ЛПХ малоимущими семьями. По мнению правительства, социальный контракт - это еще один инструмент снижения уровня бедности в РФ. В настоящее время социально-экономическая значимость малых форм хозяйствования, к которым относятся в первую очередь ЛПХ в Ивановской области, велика. По итогам 2019 года стоимость продукции сельского хозяйства произведенной ЛПХ оценивается по расчетам региональных органов статистики в 6,9 млрд. руб., притом совокупный вклад домохозяйств в 3 раза выше, чем величина, приходящаяся на долю крестьянских хозяйств. Автором статьи проведен анализ возможных направлений развития производства в отраслях растениеводства и животноводства в условиях ЛПХ населения, которые могут обеспечить стабильный доход семье. Успешное развитие указанных в статье направлений производства продукции возможно только при условии кооперации, которая так и не была реализована, в Ивановской области, по сей день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CONTRACT AS A TOOL FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF PERSONAL SUBSIDIARY FARMS

The article considers issues of social assistance on the basis of a social contract, which is provided by social protection bodies of the population of the regions to poor families. In accordance with the law, an individual social adaptation program is being developed for a social contract, which provides for events, including the maintenance of personal subsidiary farms. Since this year, the Russian government has supported the possibility of expanding the use of funds for the development of private housing by poor families. According to the government, a social contract is another tool for reducing poverty in the Russian Federation. At present, the socio-economic significance of small forms of economic management, which include primarily private goods in the Ivanovo region, is great. According to the results of 2019, the cost of agricultural products produced by the private sector is estimated at 6.9 billion rubles according to the calculations of regional statistical bodies, while the total contribution of households is 3 times higher than the value attributable to the share of peasant farms. The author of the article analyzed the possible directions of production development in the branches of crop production and animal husbandry in the conditions of personal health of the population, which can provide a stable income for the family. The successful development of the production areas indicated in the article is possible only under the condition of cooperation, which was never implemented, in the Ivanovo region, to this day.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ, КАК ИНСТРУМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ»

DOI: 10.6060/snt.20216703.0004 УДК 631.1:338.43

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ, КАК ИНСТРУМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНЫХ

ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ Малыгин А.А.

Малыгин Алексей Александрович (ORCIDiD 0000-0002-7228-0617)

ФГБОУ ВО «Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени Д.К. Беляева», г. Иваново, Россия. 153012, Ивановская область, г. Иваново, ул. Советская, д. 45. Е-mail: buhigsha@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы социальной помощи на основании социального контракта, которая оказывается органами соцзащиты населения регионов малоимущим семьям. К социальному контракту в соответствии с законом разрабатывается индивидуальная программа социальной адаптации, в которой предусматриваются мероприятия, в том числе и по ведению личного подсобного хозяйства. С текущего года правительство России поддержало возможность расширения использования средств на развитие ЛПХ малоимущими семьями. По мнению правительства, социальный контракт — это еще один инструмент снижения уровня бедности в РФ. В настоящее время социально-экономическая значимость малых форм хозяйствования, к которым относятся в первую очередь ЛПХ в Ивановской области, велика. По итогам 2019 года стоимость продукции сельского хозяйства произведенной ЛПХ оценивается по расчетам региональных органов статистики в 6,9 млрд. руб., притом совокупный вклад домохо-зяйств в 3 раза выше, чем величина, приходящаяся на долю крестьянских хозяйств. Автором статьи проведен анализ возможных направлений развития производства в отраслях растениеводства и животноводства в условиях ЛПХ населения, которые могут обеспечить стабильный доход семье. Успешное развитие указанных в статье направлений производства продукции возможно только при условии кооперации, которая так и не была реализована, в Ивановской области, по сей день.

Ключевые слова: социальный контракт, личные подсобные хозяйства, устойчивое развитие, трудная жизненная ситуация, малоимущие, материальное положение, сельское хозяйство.

SOCIAL CONTRACT AS A TOOL FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF PERSONAL SUBSIDIARY FARMS Malygin A.A.

Malygin Aleksey Aleksandrovich, (ORCIDiD 0000-0002-7228-0617) FSBEI HE "Ivanovo State Agricultural Academy named after D.K. Belyaeva ", Ivanovo, Russia. 153012, Ivanovo region, Ivanovo, st. Sovetskaya, 45. Е-mail: buhigsha@mail.ru.

The article considers issues of social assistance on the basis of a social contract, which is provided by social protection bodies of the population of the regions to poor families. In accordance with the law, an individual social adaptation program is being developed for a social contract, which provides for events, including the maintenance of personal subsidiary farms. Since this year, the Russian government has supported the possibility of expanding the use offunds for the development of private housing by poor families. According to the government, a social contract is another tool for reducing poverty in the Russian Federation. At present, the socio-economic significance of small forms of economic management, which include primarily private goods in the Ivanovo region, is great. According to the results of 2019, the cost of agricultural products produced by the private sector is estimated at 6.9 billion rubles according to the calculations of regional statistical bodies, while the total contribution of households is 3 times higher than the value attributable to the share of peasant farms. The author of the article analyzed the possible directions of production development in the branches of crop production and animal husbandry in the

conditions of personal health of the population, which can provide a stable income for the family. The successful development of the production areas indicated in the article is possible only under the condition of cooperation, which was never implemented, in the Ivanovo region, to this day.

Keywords: social contract, personal subsidiary plots, sustainable development, difficult life situation, poor, financial situation, agriculture.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

В соответствии со статьей 2 Федерального закона №112-ФЗ «ЛПХ - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции».

Личные подсобные хозяйства (ЛПХ) населения являются неразрывной органической частью аграрного производства и вносят существенный вклад в решение продовольственной и экономической безопасности России [1, 2]. Отсутствие четкой аграрной политики направленной на развитие ЛПХ на федеральном уровне привело к снижению устойчивого развития и сокращению товарности агарной продукции, а это в свою очередь привело к сокращению реальных доходов населения.

Программа (подпрограмма) по развитию ЛПХ в Ивановской области проводимая с

2005 по 2010 гг. существенно ситуацию не изменила.

Созданный в 2015 году «Союз крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств Ивановской области» осуществляя консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (работает по 23 направлениям агарной деятельности), также не добился существенных результатов в развитии ЛПХ. По результатам сельскохозяйственной переписи на 01.07.2016 года в Ивановском регионе насчитывалось 123 тыс. ЛПХ населения [3] и лишь 8500 единиц (товарные ЛПХ с дополнительным и основным источником дохода) из них реально занимаются товарным производством (рис. 1). Домохозяйств, где такой вид трудовой деятельности приносит основной доход, в регионе насчитывалось около 100 единиц (0,08%)

Рис. 1. Структура ЛПХ населения Ивановской области по итогам Всероссийской сельскохозяйственной перепись 2016 года

Fig. 1. The structure of household plots of the population of the Ivanovo region according to the results of

the All-Russian agricultural census of 2016

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА В настоящее время социально-экономическая значимость малых форм хозяйствования, к которым относятся в первую очередь ЛПХ, в экономике страны и увеличивается (стоимость произведенной продукции ЛПХ в Ивановской области, табл. 1). Но при этом

граница между личными подсобными и небольшими фермерскими хозяйствами, ориентирующимися на систематическое извлечение прибыли, весьма условна. Данная проблема обострилась в последние 8-10 лет в регионах Южного федерального округа и связана с существующей системой налогообложения. В

Ивановском регионе на протяжении 15 лет производство продуктов растениеводства и животноводства в личных подсобных хозяйствах населения неуклонно снижается. Общий спад с 2005 г. по 2019 г. составил в среднем, по всем видам продукции, в 2,5-3 раза (рис. 2).

Это объясняется целым комплексом причин [4]: старение и миграция сельского населения, сокращение сельскохозяйственных предприятий вокруг которых концентрировались ЛПХ, снижение доступности кормов для животноводства, низкий уровень механизации производственных процессов, рост конкуренции при реализации продукции, сокращение рынков сбыта, ограничительные меры в растениеводстве и животноводстве в рамках ЕАЭС, отсутствие реальной поддержки со стороны

Таблица 1

Динамика производства продукции сельского хозяйства личными подсобными хозяйствами Ивановской

области (в фактически действовавших ценах), млн. руб. [6] Table 1. Dynamics of agricultural production by personal subsidiary plots of the Ivanovo region (in actual prices), mln. Rubles [6]

федеральных и региональных органов власти (иногда и препятствие законной деятельности), отсутствие региональной политики в отношении малых форм хозяйствования (ЛПХ населения) и др.

Для ведения ЛПХ гражданам предоставляются земельные участки в границах населенных пунктов (приусадебные земельные участки), а также за пределами границ населенных пунктов (полевые земельные участки). По состоянию на 01.01.2020 года в области 102949 семей имеют ЛПХ общей площадью 34,2 тыс. га, в том числе 32,5 тыс. га составляют сельскохозяйственные угодья. Средний размер земельного участка ЛПХ населения составляет 0,33 га [5].

Показатели 2010 г. 2015 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 0тклонение2019 г. от 2010 г.

млн. руб. в %

Всего 4824,2 6339,7 5850,4 6543,9 6854,0 2029,8 142,1

в том числе:

растениеводство 2484,9 3638,8 3144,7 3835,8 4041,5 1556,6 162,6

животноводство 2339,3 2700,9 2705,7 2708,1 2812,5 473,2 120,2

100

80

60

40

2005 2010

Овощи (открытого и защищенного

грунта)

Картофель

- ♦ -

I I I I

2015 2017 2018 2019

Годы

70

н 60 нн

о 50 ы

g 40 п

озв 30 из

ро

G 20 10

■Реализация на убой скота и птицы (в весе живого скота)

2017 2018 2019

Годы

Рис. 2. Производство продуктов растениеводства иживотноводства в личных подсобных хозяйствах

населения, тыс. тонн [6] Fig. 2. Production of crop and livestock products in personal subsidiary plots of the population,

thousand tons [6]

20

20

0

0

Социальная помощь на основании социального контракта оказывается органами соцзащиты малоимущим семьям. По данному соглашению (договору) государство оказывает материальную поддержку при условии выполнения требований договора и выходу на самообеспечение. В 1999 году был принят Федеральный закон № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», где и нашли отражения принципы реализации социального контракта. К социальному контракту должна быть предусмотрена в соответствии с законом программа социальной адаптации, в которой предусматриваются мероприятия, в том числе и по ведению личного подсобного хозяйства.

С 2021 года правительство России поддержало возможность активного использования средств социального контракта на развитие ЛПХ малоимущими семьями. Социальный контракт, как планируется, позволит улучшить материальное положение, поддержит домохозяйства в трудной жизненной ситуации. По сути, это инструмент снижения уровня бедности и повышение устойчивости развития ЛПХ [7], а в сельской местности уровень доходов существенно ниже, чем городского населения при высоком уровне безработицы. При этом подобные условия использования средств социального контракта были реализованы еще в 2011 - 2012 гг. в отдельных регионах РФ.

Средства предоставлялись на покупку домашнего скота (КРС, МРС, свиней), кормов или сельхозтехники, а также на развитие индивидуальной предпринимательской деятельности в сельской местности (агротуризм, гостевые дома). Много положительных примеров устойчивого развития ЛПХ демонстрируют республика Чувашия, Мордовия и ряд других регионов РФ.

Прежде чем признать семьи или одиноко проживающих граждан имеющих ЛПХ малоимущими необходимо оценить доход. Порядок учета и расчета доходов был определен Федеральным законом в 2003 г.

Согласно статье 11 настоящего закона доходы, учитываются в сумме исходя из утверждаемых в субъектах РФ нормативов чистого дохода в стоимостном выражении от реализации, полученной агарной продукции.

Так, например, в Липецкой области нормативы чистого дохода в ЛПХ [8], учитываемого при определении статуса «малоимущие»

были установлены в следующих размерах: от 1 головы КРС (товарная продукция - мясо) - 18,4 тыс. руб. в год; от 1 коровы (молоко) - 41 тыс. руб. в год; от 1 головы птицы всех видов (мясо, яйца) - 217руб. в год; от 1 пчелосемьи - 2,037 тыс. руб. в год; от 0,1 га- 362руб. в год (корнеклубнеплоды).

Размер чистого дохода определяется в денежном выражении по следующей формуле:

Дч = Дв - З, (1)

где: Дч - чистый доход от 1 головы скота (с 0,1 га используемой земли), руб.

Дв - валовой доход (выручка) от 1 головы скота (с 0,1 га используемой земли), руб.

З - сумма материально денежных затрат на содержание от 1 головы скота (на возделывание сельскохозяйственных культур на 0,1 га используемой земли), руб.

В современных условиях Ивановской области ЛПХ населения будет сложно отнести к категории - «малоимущие». Мотивированные на развитие домохозяйства в основном представлены в сегментах «низкотоварные» и «высокотоварные». Данные группы ЛПХ имеют существенные доходы, которые сложно официально подтвердить. В качестве примера, в Палехском районе Ивановской области много ЛПХ населения, которые занимаются переработкой товарного молока [9] и на регулярной основе реализуют свою продукцию, в том числе на «рынке» города Иваново. При этом не имеют собственного поголовья коров, а приобретают молсырье в аграрных предприятиях Шуйского, Палехского и Пучежского районов. Отдельные ЛПХ жителей Тейковского, Ильинского и Комсомольского районов занимаются откормом свиней и КРС. В среднем за 2020 год, реализуя на сторону от 5 до 15 голов КРС (выручка 270 -800 тыс. руб.) и до 25 голов свиней (выручка 400 - 500 тыс. руб.).

Домохозяйствам, которые находятся в трудной жизненной ситуации (сегмент «нетоварные») будет сложно добиться высоких результатов из-за наличия комплекса причин, отраженных ранее, сдерживающих развитие. Самым низко затратным направлением для таких ЛПХ населения является растениеводство. Данная отрасль аграрной деятельности способна приносить до 6-10 тыс. руб. дополнительного дохода на одного члена домохозяйства в среднем за год. Но для получения данной прибавки необходимо правильно определить товарные направления деятельности: цветовод-

ство, овощеводство (открытый или защищенный грунт), выращивание плодов и ягод и др. , т.е. те, которые не требуют высокой механизации трудовых процессов и которые востребованы на товарном рынке в муниципалитете места проживания.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ возможных направлений развития производства в отрасли животноводства в условиях ЛПХ населения, которые могут обеспечить стабильный доход семье, выявил следующие виды деятельности: 1. Откорм свиней при наличии поголовья от20 до 50 голов (стоимость 1 головы молодняка от 3,5 тыс. руб. в ценах 2020 г.); 2. Производство молока с поголовьем до 5 голов (стоимость 1 нетели от 40 тыс. руб. в ценах 2020 г.); 3. Разведение овец; 4. Разведение молочных коз; 5. Выращивание гусей и индоу-ток; 6. Разведение кроликов, в том числе по методу Михайлова. Развитие данных видов деятельности в рамках социального контракта во многом зависит от уровня экономической поддержки семей, так как они требуют существенных капитальных и трудовых вложений.

Успешное развитие указанных ранее направлений производства продукции в условиях ЛПХ населения в рамках социального контракта возможно только при выполнении важных условий:

- создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов (снабженческо-сбытовых) [10];

- формирование частных, муниципальных и смешенных предприятий (организаций) по предоставлению услуг ЛПХ;

- выявление и обоснование высокодоходных (эффективных) видов хозяйственной деятельности;

- содействие владельцам ЛПХ в подготовке правовых документов, технико-экономических обоснований, бизнес-планов и других документов по организации сельскохозяйственного производства, кооперированию ЛПХ и их рыночной интеграции;

- увеличение предельного размера землепользования в ЛПХ.

Таким образом, личные подсобные хозяйства граждан, имеют хорошие перспективы устойчивого развития в рамках реализации контракта.

Однако, организационно-экономическая работа с ЛПХ населения требует особых подходов и должна носить системный характер не-

смотря на то, что «социальный контракт» не предусматривает этого.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гонова О.В. Экономическое прогнозирование продовольственного самообеспечения в регионе. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2012. № 2(30). С. 3943.

2. Абрамова Е.А. Кризис сельских поселений в России: самозанятость населения. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2011. № 3(27). С. 5-11.

3. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года: в 8 т. Федеральная служба гос. статистики. М.: ИИЦ «Статистика России», 2018.: Т. 2: Число объектов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года. Трудовые ресурсы и их характеристика. 383 с.

4. Дугин П.И. Социально-экономические основы развития личных подсобных хозяйств. Ярославль: Изд-во ФГОУ ВПО ЯГСХА, 2006. 197 с.

5. Доклад «О состоянии и использовании земель Ивановской области, входящей в состав Центрального федерального округа в 2019 году». Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии [Электронный ресурс]

URL:https://rosreestr.gov.ru/site/open-service/plan-raboty-i-pokazateli-deyatelnosti/gosudarstvennyy-monitoring-zemel/doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-2019/ (дата обращения 15.02.2021)

6. Ивановская область. Статистический ежегодник. 2020: Статистический сборник / Ивановостат-Иваново, 2020. 434 с.

7. Гонова О.В. Глобальная продовольственная ситуация и необходимость устойчивого развития аграрного сектора экономики. Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2010. № 24. С. 15-21.

8. Постановление администрации Липецкой области от 30.07.2020 № 447 «Об утверждении нормативов чистого дохода в стоимостном выражении от реализации полученных в личном подсобном хозяйстве плодов и продукции» [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/570869113 (дата обращения 15.02.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Гонова О.В., МалыгинА.А., Лукина В.А., Стулова О.В. Формирование молочно-

продуктового кластера как одно из направлений повышения инновационной активности отраслей АПК (на примере Ивановской области). Инновации в АПК: проблемы и перспективы. 2018. № 1(17). С. 79-87.

10. Устинова О.С. Программно-целевой подход к решению проблем малых форм хозяйствования в АПК. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2013. № 4 (36). С. 107-114.

REFERENCES

1. Gonova O.V. Economic forecasting of food self-sufficiency in the region. Modern high technologies. Regional application. 2012. N 2 (30). P. 39-43.

2. Abramova E.A. The crisis of rural settlements in Russia: self-employment of the population. Modern high technologies. Regional application. 2011. N 3 (27). P. 5-11.

3. Results of the All-Russian Agricultural Census of 2016: in 8 volumes. Federal State Service. statistics. M .: ISC "Statistics of Russia", 2018.: Vol. 2: The number of objects of the All-Russian agricultural census of 2016. Labor resources and their characteristics. 383 p.

4. Dugin P.I. Socio-economic foundations for the development of personal subsidiary plots. Yaroslavl: Publishing house of FGOU VPO YAGSKhA, 2006. 197 p.

5. Report "On the state and use of the lands of the Ivanovo region, which is part of the Central Federal District in 2019". Federal Service

for State Registration, Cadastre and Cartography [Electronic resource]

URL:https://rosreestr.gov.ru/site/open-service/plan-raboty-i-pokazateli-deyatelnosti/gosudarstvennyy-monitoring-zemel/doklad-o- sostoyanii-i-

ispolzovanii-zemel-2019 / (date of treatment 02.15.2021)

6. Ivanovo region. Statistical Yearbook. 2020: Statistical collection / Ivanovostat-Ivanovo, 2020.434 p.

7. Gonova O.V. The global food situation and the need for sustainable development of the agricultural sector of the economy. Proceedings of the Kuban State Agrarian University. 2010. N 24. P. 15-21.

8. Decree of the Administration of the Lipetsk Region of 30.07.2020 No. 447 "On the approval of standards for net income in value terms from the sale of fruits and products obtained in personal subsidiary plots" [Electronic resource] URL: http://docs.cntd.ru/document/ 570869113 (date of treatment 02/15/2021)

9. Gonova O.V., Malygin A.A., Lukina V.A., Stulova O.V. Formation of a dairy cluster as one of the ways to increase the innovative activity of the agro-industrial complex (on the example of the Ivanovo region). Innovations in the agro-industrial complex: problems and prospects. 2018. N 1 (17). P. 79-87.

10. Ustinova O.S. Target-programmed approach to solving the problems of small-scale farming in the agro-industrial complex. Modern high technologies. Regional application. 2013. N 4 (36). P. 107-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.