Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ, КАК ИНСТРУМЕНТ УМЕНЬШЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН'

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ, КАК ИНСТРУМЕНТ УМЕНЬШЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
социальный контракт / государственная социальная помощь / трудная жизненная ситуация / налог на профессиональный доход. / social contract / state social assistance / difficult life situation / tax on professional income.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коломыченко Антонина Алексеевна

В настоящей статье рассматривается социальный контракт, как мера социальной поддержки, опыт российских регионов использования социального контракта, некоторые актуальные проблемы в действующем законодательстве. Социальный контракт является наиболее развивающимся видом соци-альной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, которые хотели бы улучшить свое финансовое положение (своей семьи).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CONTRACT AS A TOOL TO REDUCE THE NUMBER OF POOR CITIZENS

This article examines the social contract as a measure of social support, the experience of Russian regions in using the social contract, some current problems in the current legislation. The social contract is the most developing type of social assistance to citizens in difficult life situations who would like to improve their fi-nancial situation (their family).

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ, КАК ИНСТРУМЕНТ УМЕНЬШЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН»

«ШНЮШУМ-ЛОУШаИ» #2(195), 2024 / JURIDICAL SCIENCES_65

УДК: 364.422.2

Коломыченко Антонина Алексеевна

студент

Санкт-Петербургский Государственный Архитектурно -Строительный Университет

Россия, г.Санкт-Петербург DOI: 10.24412/2520-6990-2024-2195-67-65 СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ, КАК ИНСТРУМЕНТ УМЕНЬШЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА

МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН

Kobmychenko Antonina Alekseevna

student

St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

Russia, St. Petersburg

SOCIAL CONTRACT AS A TOOL TO REDUCE THE NUMBER OF POOR CITIZENS

Аннотация:

В настоящей статье рассматривается социальный контракт, как мера социальной поддержки, опыт российских регионов использования социального контракта, некоторые актуальные проблемы в действующем законодательстве. Социальный контракт является наиболее развивающимся видом социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, которые хотели бы улучшить свое финансовое положение (своей семьи).

Abstract:

This article examines the social contract as a measure of social support, the experience of Russian regions in using the social contract, some current problems in the current legislation. The social contract is the most developing type of social assistance to citizens in difficult life situations who would like to improve their financial situation (their family).

Ключевые слова: социальный контракт; государственная социальная помощь; трудная жизненная ситуация, налог на профессиональный доход.

Keywords: social contract; state social assistance; difficult life situation, tax on professional income.

Социальный контракт - это помощь государства по поиску работы, открытию собственного дела и преодолению сложной жизненной ситуации. Это своего рода договор между гражданином и государством (в данном случае органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации), в котором оговариваются определенные критерии, обязательства сторон, сроки действия контракта и т.д. К контракту обязательно прилагается программа социальной адаптации, в которой совместно с заявителем органы социальной защиты прописывают мероприятия по преодолению трудной жизненной ситуации, выходу гражданина (семьи) на более высокий финансовый уровень.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта направлена на реализацию следующих мероприятий:

• поиск работы, в том числе за пределами текущего места проживания;

• прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

• осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;

• ведение личного подсобного хозяйства;

• реализация иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно. [1, с. 2]

На сегодняшний день в Российской Федерации продолжается модернизация и совершенствование практики использования социального контракта. За последнее время социальный контракт зарекомендовал себя в качестве действенного, но главное, восприимчивого к региональным потребностям инструмента в реализации социальной политики. Закрепление обязательств за стороной, принимающей социальную помощь, способствует осуществлению её получателями самостоятельных активных действий, направленных на выход из трудной жизненной ситуации, повышению их социальной ответственности, искоренению иждивенческих мотивов в их поведении.

Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ государство ввело в качестве эксперимента налог на профессиональный доход (далее - НПД (в народе называется - самозанятость), который относится к специальным налоговым режимам (подп. 6 п. 2 ст. 18 НК РФ). Данный эксперимент проводится до 31 декабря 2028 года включительно. Благодаря этому стать плательщиками НПД (самозанятости) вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников по трудовому договору, которые осуществляют реализацию собственных товаров (работ, услуг, имущественных прав), при этом местом ведения их деятельности является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.

ЛЖТОГСЛЬ 8С1ШСБ8 / «ШИШФУШМ^ШШМаИ» #21191), 2(024

66_

Так, при заключении социального контракта, направленного на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, самозанятости или ведение личного подсобного хозяйства, гражданин обязан зарегистрироваться в качестве предпринимателя или плательщика налога на профессиональный доход.

К «активным» социальным контрактам традиционно относятся осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, самозанятости или ведение личного подсобного хозяйства. Наиболее востребованными направлениями в сельской местности является заключение контракта на ведение личного хозяйства. При наличии земельного участка, навыков работы с землей и животными (крупный рогатый скот, птица, кролики и т.д.) далеко не каждый сельский житель имеет возможность приобрести на собственные средства крупный рогатый скот, птицу, ли же возвести теплицу, которая круглогодично может приносить доход семье. Ощутимой поддержкой будет социальный контракт по ведению личного подсобного хозяйства.

Говоря о городской местности, то здесь граждане, обращаясь за мерой социальной поддержки на основании социального контракта, хотят оказывать услуги, заниматься любимым делом, чтобы хобби переросло в сферу деятельности, которая приносит не только удовлетворение, но и доход.

Проводя мониторинг заключенных социальных контрактов, по сведениям Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 14.07.2023 государственной помощью было охвачено почти 900 тысяч граждан в рамках заключённых 276 тысяч социальных контрактов. По итогам 2022 года более 70% из этих граждан смогли увеличить свои доходы, а почти 29% получателей вышли из бедности. [2]

Международный опыт свидетельствует о наличии значительного количества программ, предусматривающих предоставление безвозмездных социальных выплат, получение которых поставлено в зависимость от соблюдения их получателем определённых условий. Таковыми, к примеру, являются программы «Семейный кошелек» (Бразилия), «Прогресс» (Мексика), «Солидарность» (Чили), а также программы «Доход активной солидарности» (Франция) и «Новый курс» (Великобритания). [3]

На территории Российской Федерации значительных результатов в данном направлении достигли власти Республики Тыва, на территории которой с 2016 г. реализуются два самостоятельных проекта - «Корова-кормилица» и «Социальный картофель». [4]

В зависимости от формы предоставления государственная социальная помощь на основании социального контракта может быть оказана путём предоставления единовременной или ежемесячной денежной выплаты либо в натуральной форме, а также путём оказания заявителю и его семье социальных услуг.

Размер государственной социальной помощи определяется органами государственной власти

субъектов Российской Федерации. Например, в Ставропольском крае в 2023 году по направлению ведение личного подсобного хозяйства размер государственной социальной помощи составляет максимально 200 тыс. руб., а по направлению осуществление индивидуальной предприниматель -ской деятельности, деятельности лиц, доходы от которой облагаются налогом на профессиональный доход, деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства не более 350 тыс. руб. Однако это не означает, что каждый самозанятый или желающий стать самозанятым человек получит такую сумму — размер выплаты определяется решением органа социальной защиты по месту жительства на основании бизнес-плана, который гражданин предоставляет в орган социальной защиты по выбранному виду деятельности по планируемым к приобретению основным средствам и материально -производственным запасам.

Так в г. Санкт-Петербурге предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта регулируется Законом Санкт-Петербурга от 09.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (далее - Социальный кодекс) и Порядком предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.06.2012 № 595 «О реализации главы 33-2 «Государственная социальная помощь и региональная социальная доплата к пенсии» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (с изменениями).

Существенные изменения в нормы действующего законодательства при

предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта внесены 16 ноября 2023 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 1931 об оказании субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее -Постановление) в части, не определенной федеральным законом "О государственной социальной помощи" говорится в том числе и о том, что правовым актом субъекта Российской Федерации, регулирующим порядок и условия оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, в том числе утверждаются:

перечень типовых трудных жизненных ситуаций (часто встречающиеся обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина, в том числе негативно влияют на уровень дохода гражданина (семьи гражданина), и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно) и категорий семей (одиноко проживающих граждан), которым оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта по мероприятию, иные мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации. [5]

«шиитешим-лшшаи» #тшъ, жт / juridical sciences

Хочется обратить внимание на актуальные проблемы, возникающие в связи с изменением законодательства. В некоторых субъектах Российской Федерации к категории семей, находящихся трудной жизненной ситуации, относили семьи, которые имели в своем составе лиц, не достигших возраста 23 лет, обучающихся по очной форм е обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования. Данные семьи могли, при соблюдении прочих условий, обратиться за государственной социальной помощью на основании социального контракта по направлению - реализация иных мероприятий, направленных на преодоление тру дной жизненной ситуации и получить денежные средства на приобретение товаров первой необходимости, одежды, продуктов питания и т.д. На сегодня некоторые субъекты исключают данную категорию семей из перечня типовых трудных жизненных ситуаций, а ведь семьи, имеющие в своем составе студентов, или студент, одиноко проживающий, иногда не меньше других нуждается в данной мере социальной поддержки.

На основании вышеупомянутого Постановления право на государственную социальную помощь на основании социального контракта возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, дохода одиноко проживающего гражданина, рассчитанный в соответствии с Федеральным законом "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума на ду шу населения, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - величина прожиточного минимума на душу населения) на дату обращения за оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта. Хотя до изменений, размер

67_

среднедушевого дохода семьи, дохода одиноко проживающего гражданина, рассчитывался исходя из величины прожиточного минимума, установленного в регионе для соответствующих социально -демографических групп населения и действующего на момент обращения за государственной социальной помощью. Для некоторых граждан, решивших воспользоваться данной мерой социальной поддержки, данный факт может отрицательно сказаться на принятии решения органом социальной защиты населения.

Список литературы:

1. Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ - С.2

2. URL: https://mintrud.gov.ru/social/476 (дата обращения 23.01.2024)

3. Прокофьева Л.М., Корчагина И.И., Миронова А.А., Тарновская Е.Е. Социальный контракт как механизм преодоления бедности в России // Журнал исследований социальной политики. -2015. - № 1. - С. 83.

4. Об оказании социальной помощи на основе социального контракта в рамках реализации социального проекта «Корова - кормилица»: Постановление Правительства Республики Тыва от 18 марта 2016 г. № 88 // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 23.03.2016); О реализации на территории Республики Тыва в 2016 году проекта «Социальный картофель»: Распоряжение Правительства Республики Тыва от 4 апреля 2016 г. № 103-р // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 05.04.2016)

5. Постановление Правительства РФ "Об оказании субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной Федеральным законом "О государственной социальной помощи" от 16 ноября 2023 г. № 1931 - С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.