Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА КАК АКТИВНОЙ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРАКТИК В РФ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА КАК АКТИВНОЙ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРАКТИК В РФ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
417
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ / МАЛООБЕСПЕЧЕННЫЕ ГРАЖДАНЕ / ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Боканхель Амина Узайру-Гаджиевна

Исследование посвящено анализу нормативно-правовой базы, действующей активной формы социальной защиты, на основе социального контракта в рамках пилотных проектов Минтруда в 21 регионе за 2020 год. Анализ нормативно-правовых актов пилотных регионов позволит выявить степень разработанности правовой базы предоставления помощи на основании социального контракта. На основании анализа был сделан ряд рекомендаций, касающихся основных направлений дальнейшего усовершенствования нормативно-правового законодательства по применению и развитию социального контракта в условиях софинансирования из федерального бюджета, начиная с 2021 года. В статье используются методы: теоретический анализ статей, анализ законодательных документов, систематизация, обобщение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Боканхель Амина Узайру-Гаджиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CONTRACT APPLYING AS AN ACTIVE FORM OF SOCIAL POPULATION PROTECTION BASE ON THE EXAMPLE OF REGIONAL PRACTICES IN RUSSIA

The study is devoted to the regulatory framework analysis, the active social protection form based on a social contract in the pilot project frameworks of the Labor Ministry in 21 regions for 2020. The regulatory legal acts analysis of the pilot regions will identify a legal framework elaboration degree for an assistance provision based on a social contract. Several recommendations were made by the analysis, regarding the main directions for further improvement of regulatory and legal legislation on the application and development of a social contract in conditions of co-financing from the federal budget since 2021. The following article methods: articles theoretical analysis, legislative documents analysis, systematization, generalization.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА КАК АКТИВНОЙ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРАКТИК В РФ»

Использование социального контракта как активной формы социальной защиты населения на примере региональных практик в РФ

Social contract applying as an active form of social population protection base on the example

of regional practices in Russia

Боканхель Амина Узайру-Гаджиевна

Студент 2 курса

Факультет институт истории, международных отношений и социальных технологий

Волгоградский государственный университет Волгоград, Российская Федерация e-mail: amina.bokankhel@gmail.com

Bokankhel Amina Uzairu-Gajievna

Student 2 term

Faculty of the Institute of History, International Relations and Social Technologies

Volgograd State University Volgograd, Russia e-mail: amina.bokankhel@gmail.com

Научный руководитель Андрющенко Ольга Евгеньевна

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы и педагогики

Волгоградский государственный университет Волгоград, Российская Федерация e-mail: andryushchenko@volsu.ru

Scientific adviser Andryushchenko Olga Evgenievna

In Sociology, Associate Professor of the Department of Social Work and Pedagogy

Volgograd State University Volgograd, Russia e-mail: andryushchenko@volsu.ru

Аннотация.

Исследование посвящено анализу нормативно-правовой базы, действующей активной формы социальной защиты, на основе социального контракта в рамках пилотных проектов Минтруда в 21 регионе за 2020 год. Анализ нормативно-правовых актов пилотных регионов позволит выявить степень разработанности правовой базы предоставления помощи на основании социального контракта. На основании анализа был сделан ряд рекомендаций, касающихся основных направлений дальнейшего усовершенствования нормативно -правового законодательства по применению и развитию социального контракта в условиях софинансирования из федерального бюджета, начиная с 2021 года. В статье используются методы: теоретический анализ статей, анализ законодательных документов, систематизация, обобщение.

Annotation.

The study is devoted to the regulatory framework analysis, the active social protection form based on a social contract in the pilot project frameworks of the Labor Ministry in 21 regions for 2020. The regulatory legal acts analysis of the pilot regions will identify a legal framework elaboration degree for an assistance provision based on a social contract. Several recommendations were made by the analysis, regarding the main directions for further improvement of regulatory and legal legislation on the application and development of a social contract in conditions of co-financing from the federal budget since 2021. The following article methods: articles theoretical analysis, legislative documents analysis, systematization, generalization.

Ключевые слова: социальная защита, социальный контракт, малообеспеченные граждане, формы социальной защиты.

Key words: social protection, social contract, low-income citizens, social protection forms.

Вопрос о предоставлении мер социальной поддержки населению весьма актуален в виду сложившейся социально-экономической обстановки, а также его влияния на уровень и качество жизни достаточно большого

количества граждан России [1]. Решение проблемы малоимущих граждан в России продолжает оставаться актуальной. В качестве мер по защите малоимущих граждан государство предоставляет натуральную помощь, пособия, льготы, и т.д. Все эти меры носят пассивный характер, который подразумевает выплату государственных дотаций, что не позволяет малоимущему гражданину выйти на постоянный самостоятельный источник дохода своими силами. Государство в свою очередь ведет политику по снижению бедности, в частности в июле 2020 года президент Российской Федерации В.В. Путин поставил целевую установку понизить показатель уровня бедности в России в два раза по сопоставлению с 2017 годом к 2030 году. В следствии этого повысилась роль в совершенствовании видов помощи системы социальной защиты, связанных с активными формами, которые имеют различия с пассивными являясь не просто конечными продуктами (социальные дотации, льготные и пр.), а в конкретном значении порядок мер, предназначенных для предоставления прав экономического применения человеческого капитала получателя данной услуги [4. с. 277]. В ходе исполнения данных возможностей обратившийся гражданин в социальную службу за «активной» услугой воплощает себя в труде что в результате формирует его доход с помощью, которого он снабжает свой элементарный уровень жизни. В ходе осуществления этих мер получатель «активных» услуг социальной защиты осуществляет себя в трудовой деятельности, как следствие формирует бюджет и уже собственными силами обеспечивает им минимальный уровень жизни [4]. Скорее всего, что данная поддержка предполагает принципы адресности социальной поддержки в отношении тем категориям получателей поддержки, которые в реальном времени испытывают действительно финансовые сложности, но при этом имеют мотивацию к возвращению трудовой активности и положительных социальных связей [2. с. 176].

В качестве примера активной формы социальной защиты рассмотрим технологию социального контракта. Данный вид технологии направлен на помощь малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. Примером активной формы социальной поддержки населения является технология оказания государственной помощи малоимущим семьям на основе социального контракта [4. с. 276]. Главная целевая установка введения данной технологии - это стимулирование адаптивных возможностей обратившихся за помощью граждан. Основная цель внедрения данной технологии заключается в активизации адаптивных возможностей малоимущих семей [4]. В процессе предоставления социальной службой помощи в виде дотаций или услуг у граждан, получающих помощь, появляются ответные социальные обязанности реализация которых предоставляет возможность побуждать их активное жизненное положение. Данный вид господдержки заключается в том, что в обмен на социальную защиту, которая представляется в виде денежных средств, социальных или натуральных услуг у получаемых помощь семей возникают встречные обязательства, исполнение которых позволяет стимулировать их активную жизненную позицию [5. с. 350]. Основное отличие социального контракта от традиционной социальной помощи в виде дотаций это его «компенсация» и ответные обязанности получателя помощи. Главное отличительное свойство социального контракта от традиционной социальной помощи в виде денежных выплат - его «возмездность» и встречные обязательства граждан [5].

В своем докладе «О развитии механизмов государственной социальной помощи гражданам на основе социального контракта» министр труда и социальной защиты А.О. Котяков отметил, что: «В настоящий момент социальный контракт - это уникальный инструмент, который допускает не только сохранить доходы семьи на период выплаты, но и побороть причины бедности в длительной перспективе. Все иные формы предоставления социальной поддержки имеют связь к конкретной жизненной ситуации: это появления на свет ребёнка и достижение им определённого возраста, увольнение, потеря трудоспособности» [7].

В 2010 году президентом Д.А. Медведевым предпринято введение системы социальных контрактов в Российской Федерации, что подразумевало шаг вперед в совершенствовании и плодотворности в обеспечении

адресной помощи. Этот вид социальной помощи был внесен в федеральное законодательство 25.12.2012 г в Федеральный закон N° 178-ФЗ от 17.07.1999 г «О государственной социальной помощи». Статьей 1 Федерального закона были установлены новые положения - социальный контракт, программа социальной адаптации и трудная жизненная ситуация [8]. Нормативные правовые акты, предусматривающие оказание государственной поддержки, приняты в 82 субъектах Российской Федерации по состоянию на 24 февраля 2015 года.

Важно учитывать, что социальный контракт - это документ в форме согласия между получателем (и его семьей) и государством в лице органов социальной защиты населения, содержащий программу социальной адаптации и взаимные обязательства сторон, согласно которым государство оказывает денежную или материальную помощь получателю, а получатель (и члены его семьи) выполняет(ют) все обязательства, прописанные в программе [3. с. 351]. Создание программы адаптации осуществляется районными организациями социальной защиты вместе с получателем социальной услуги, в ней установлены меры, нацеленные на опиливание трудной жизненной ситуации [3]. К таким мерам числятся: устройство на работу, получение новой специальности, формирование и ведение бизнеса, ведение личного подсобного хозяйства [3]. Программа социальной адаптации конкретизируется для каждой семьи-получателя и рассчитана на период реализации социального контракта, продолжительность которого в зависимости от региона составляет от 3 до 12 месяцев, а в некоторых случаях, например в Республике Бурятия, - до 36 месяцев и от 27 до 36 месяцев - в Тверской области [5. с. 353].

Меры помощи для получателей социальной услуги по социальному контракту стали больше с 2020 года. Для малоимущих семей стало возможно рапоряжаться денежной помощью социального контракта на приобретение вещей, обуви и детских принадлежностей для школы. Нововведения затронули и обратившихся людей, которые хотят начать собственное хозяйство. Стало возможно направлять денежную дотацию на закупку производственных запасов и аренду помещения для тех, кто начинает свой бизнес. Облегчаются порядки устройства на работу для получателей помощи, кто применил такой контракт для получения новой специальности: отменено правило которое гласит в обязательном порядке до устройства на работу проходить обязательную стажировку.

Главное требование для оформления социального контракта - это среднедушевой доход семьи или гражданина ниже показателя прожиточного минимума. По итоговому результату программы получатель услуги обязан сообщить в обратившейся орган социальной помощи, каким образом и на что именно была израсходована социальная дотация. Величина средств материальной дотации зависит от периода действия и целевых установок контракта, от регионального местоположения.

До наступления 2020 года предоставление социального контракта снабжалось из ресурсов региональных бюджетов. С началом 2020 года произошли перемены в финансировании в следствии чего федеральное софинансирование в сумме 7 млрд рублей получил 21 регион России. В фокусе борьбы с бедностью в 21 регионе осуществляются пилотные проекты, основные цели которых - выполнение всестороннего исследования причин бедности и изобретение всесторонних механизмов, нацеленных на спад бедности. Упомянутый бюджет разделен на основании постановления государства Российской Федерации от 30 ноября 2019 года № 1559. За исключением упомянутых регионов программа социального контракта продолжает реализовываться и в других субъектах, в которых она снабжается из ресурсов регионального бюджета.

Для выявления уязвимых мест действующего законодательства предоставления социального контракта сделано исследование действующих правовых актов пилотных проектов 21 региона за 2020 год. Форма социальной поддержки по большей части находится во власти финансовой действительности и приоритетах социальной политики региона. Чтобы выявить главные различия заострим своё внимание на пилотные проекты

регионов и рассмотрим их правовые акты о государственной социальной помощи на основании социального контракта. В Таблице 1 обозначены актуальные сведения форм предоставления социальной помощи на основании социального контракта в пилотных регионах.

Таблица 1. Формы предоставления социальной помощи на основании социального контракта в _____пилотных регионах

Вид нормативно-правового акта Категории участников программы Вид помощи Максимал ьный размер помощи Максимал ьный срок ежемесячн ой выплаты Срок повторного осуществления

Закон Республики Алтай Малоимущие семьи и одиноко проживающие малоимущие граждане Законом не установлен Законом не установлен Законом не установлен Законом не установлен

Закон Липецкой области Малоимущие семьи и одиноко проживающие малоимущие граждане Ежемесячные выплаты, единовременн ые выплаты Не более 250 000 руб. 12 месяцев Законом не установлен

Закон Нижегородской области Малоимущие семьи и одиноко проживающие малоимущие граждане Ежемесячные выплаты, единовременн ые выплаты Не более 250 000 руб. 12 месяцев Законом не установлен

Постановление Правительства Республики Башкортостан Малоимущие семьи и одиноко проживающие малоимущие граждане Ежемесячные выплаты, единовременн ые выплаты Не более 250 000 руб. 12 месяцев Постановлением не установлен

Постановление Правительства Республики Коми Малоимущие семьи и одиноко проживающие малоимущие граждане Ежемесячные выплаты, единовременн ые выплаты Не более 250 000 руб. 12 месяцев Постановлением не установлен

Постановление Правительства Республики Марий Эл Малоимущие семьи и одиноко проживающие малоимущие граждане Ежемесячные выплаты, единовременн ые выплаты Не более 250 000 руб. 12 месяцев Постановлением не установлен

Постановление Правительства Республики Мордовия Малоимущие семьи и одиноко проживающие малоимущие граждане Ежемесячные выплаты, единовременн ые выплаты Не более 250 000 руб. 12 месяцев Постановлением не установлен

Постановление Правительства Республики Татарстан Малоимущие семьи и одиноко проживающие малоимущие граждане Ежемесячные выплаты, единовременн ые выплаты Не более 50 000 руб. 12 месяцев Постановлением не установлен

Постановление Правительства Республики Тыва Малоимущие семьи и одиноко проживающие малоимущие граждане Ежемесячные выплаты, единовременн ые выплаты Не более 250 000 руб. 12 месяцев Постановлением не установлен

Постановление Правительства Кабардино- Балкарской Республики Малоимущие семьи и одиноко проживающие малоимущие граждане Ежемесячные выплаты, единовременн ые выплаты Не более 250 000 руб. 12 месяцев Постановлением не установлен

Постановление Правительства Удмуртской Республики Малоимущие семьи и одиноко проживающие малоимущие граждане Ежемесячные выплаты, единовременн ые выплаты Не более 250 000 руб. 12 месяцев Постановлением не установлен

Постановление Правительства Чувашской Республики Малоимущие семьи и одиноко проживающие малоимущие граждане Ежемесячные выплаты, единовременн ые выплаты Не более 250 000 руб. 12 месяцев Не чаще одного раза в три года

Постановление Правительства Пермского края Малоимущие семьи и одиноко проживающие малоимущие граждане Ежемесячные выплаты, единовременн ые выплаты Не более 250 000 руб. 12 месяцев Постановлением не установлен

Постановление Правительства Приморского края Малоимущие семьи и одиноко проживающие малоимущие граждане Ежемесячные выплаты, единовременн ые выплаты Не более 250 000 руб. 12 месяцев Постановлением не установлен

Постановление Правительства Вологодской области Малоимущие семьи и одиноко проживающие малоимущие граждане Ежемесячные выплаты, единовременн ые выплаты Не более 100 000 руб. Постановл ением не установлен Постановлением не установлен

Постановление Правительства Ивановской области Малоимущие семьи и одиноко проживающие малоимущие граждане Ежемесячные выплаты, единовременн ые выплаты Не более 250 000 руб. 12 месяцев Не чаще чем 1 раз в 3 года

Постановление Правительства Курганской области Малоимущие семьи и одиноко проживающие малоимущие граждане Ежемесячные выплаты, единовременн ые выплаты Не более 250 000 руб. 12 месяцев По истечении срока действия предыдущего социального контракта, за исключением прохождения обучения и ИП деятельности

Постановление Правительства Новгородской области Малоимущие семьи и одиноко проживающие малоимущие граждане Ежемесячные выплаты, единовременн ые выплаты Не более 250 000 руб. 12 месяцев Постановлением не установлен

Постановление Правительства Саратовской области Малоимущие семьи и одиноко проживающие малоимущие граждане Ежемесячные выплаты, единовременн ые выплаты Не более 99168 руб. 6 месяцев Постановлением не установлен

Приказ Департамента социальной защиты населения Малоимущие семьи и одиноко проживающие малоимущие граждане Ежемесячные выплаты, единовременн ые выплаты Не более 250 000 руб. 12 месяцев Приказом не установлен

Томской области

Приказ министерства труда и социальной защиты Алтайского края Малоимущие семьи и одиноко проживающие малоимущие граждане Ежемесячные выплаты, единовременн ые выплаты Не более 250 000 руб. 12 месяцев Приказом не установлено

По полученным результатам из Таблицы 1 удалось установить, что не во всех регионах социальный контракт регулируется законом, а всего в 3 из 21 региона (Республики Алтай, Липецкая и Нижегородская области). В остальных 17 регионах помощь регулируется постановлением правительства и в двух случаях приказом департамента социальной защиты (Томская область), и приказом министерства труда и социальной защиты (Алтайском крае). Во всех пилотных регионах адресатами программ являются малоимущие семьи и одиноко проживающие малоимущие граждане. В 20 регионах виды помощи совпадают - это единовременные и ежемесячные выплаты. Исключением стала Республика Алтай, где виды помощи действующим законом не зафиксированы. Не во всех регионах размер выплат одинаковый: в одних это фиксированная сумма в размере не более 250 000 тысяч рублей (Республики Алтай, Башкортостан, Нижегородская, Ивановская области и др.), в других (Республика Татарстан, Вологодская и Саратовская области) - максимальный размер выплат значительно ограничен. Есть и не большие различия, например в максимальном сроке ежемесячной выплаты: в 18 регионах он 12 месяцев, в Саратовской области 6 месяцев, в нескольких регионах он вообще не установлен (Республика Алтай и Вологодская область). Срок повторного получения помощи во многих регионах законодательно не установлен, за исключением Чувашской Республики, Курганской и Ивановской областях.

Помощь на основании социального контракта выделяется только на реализацию мер, зафиксированных в правовых документах [3. с. 252]. Исследование региональных правовых документов обнаружило, что перечень данных мер находится не всегда достаточно открытым и устанавливается бюджетными способностями региона [3]. К этим мерам причастны: устройство на работу; обучение новой специальности; ведение бизнеса; ведение личного подсобного хозяйства; покупка инвентаря для ведения хозяйства; реализация реставрации жилья; добровольное лечение от алкогольной (наркотической) зависимости; закрытие долга по оплате жилых помещений и коммунальных услуг; обеспечение посещения детьми школы, дошкольных образовательных учреждений, покупка школьных товаров, еды, бытовой химии, товаров ухода за детьми, вещей, обуви, лекарств, оплата расходов в медицинском лечении, дополнительном медицинском обследовании, профилактическом осмотре, ведении здорового образа жизни [3].

Формирование действенной системы социальной защиты и исполнение в ее пределах развития социального контракта - это комплексная проблема, разрешение которой связано с финансовым, снабжением условий для занятости и повышения доходов населения, мониторингом законодательства всех субъектов, шкалой доступности информации о помощи, мотивацией и стимуляцией граждан на креативное поведение с установкой повышения качества жизни [6. с. 100].

Полученные данные в результате анализа нормативно-правовых актов регионов, вошедших в государственные пилотные проекты 2020 года по предоставлению помощи на основании социального контракта, позволили обозначить основные направления дальнейшего усовершенствования законодательства по применению и развитию социального контракта в условиях софинансирования из федерального бюджета, начиная с 2021 г. А именно:

- Законодательно закрепить виды помощи во всех субъектах РФ, где действует социальная помощь на основании социального контракта. Не во всех субъектах виды помощи закреплены соответствующим нормативно-правовым актом, исключением стала Республика Алтай.

- Закрепить законодательно минимальную сумму предоставления денежной помощи на основании социального контракта. В законах Федерации и ее субъектов нет указаний минимальных сумм социального контракта (не меньше прожиточного минимума, например).

- Законодательно установить максимальный срок ежемесячной выплаты на основании социального контракта в РФ и её субъектах.

- Закрепить во всех субъектах РФ, где существует помощь на основании социального контракта срок повторного получения помощи, так как в большинстве регионах он законодательно не установлен.

Исходя из вышеперечисленных рекомендаций можно сделать вывод, что перспективным направление региональной социальной политики в сфере социальных контрактов на данный момент является фиксация на законодательном уровне конкретных условий заключения социального контракта, а также минимальные объемы его применения.

Список используемой литературы:

1. Андрющенко О.Е. Оценка нуждаемости граждан в мерах социальной поддержки: теоретико-методологические и правовые проблемы. / Андрющенко О.Е. // Актуальные проблемы социальной сферы: теория и практика Материалы II Всероссийского научно-практического семинара. Ответственные редакторы Н.В. Курилович, А.Ю. Курин. Издательство: Издательский дом "Державинский". 2019. С. 7-9.

2. Андрющенко О.Е. Формирование модели социальной защиты населения в условиях социальной модернизации России / Андрющенко О.Е. // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7.Философия. Социология и социальные технологии. - №3(18). - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2012. -С.172-177. - ¡ББМ 1998-9946.

3. Антипова Е.И., Дубовская Д.А. Технология социального контракта как инновация в социальной работе // Вестник БГУ. - 2016. - №4 (30). С. 251-256.

4. Ашхотов, А.М. Приоритет адресных и активных форм социальной защиты в регионах [Текст] / А.М. Ашхотов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2012. - № 4(111). - С. 272-279.

5. Еремина О. А. Социальный контракт как новый вид адресной социальной помощи / О. А. Еремина, А. С. Палибина // Научные исследования и разработки 2016. IX Международная научно-практическая конференция. - М.: Издательство «Олимп», 2016. - С. 350-353.

6. Калашников С.В, Татаринцев В.Е, Храпылина Л.П. Сравнительный анализ применения социальных контрактов в субъектах Российской Федерации / С.В. Калашников, В.Е. Татаринцев, Л.П. Храпылина // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 3. С. 92-111.

7. Минтруд России [Электронный ресурс]: Доклад А.О Котякова о развитии механизмов государственной социальной помощи гражданам на основе социального контракта: информация от 29 сентября 2020 г. - Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/social/social/1242.

8. О государственной социальной помощи [Электронный ресурс]; Федер. закон Рос. Федерации от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ // Консультант-Плюс: [справочно-правовая система]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.