УДК 349.3
Шефрукова С.Т., к.юр.н.
доцент
кафедра административного и уголовного права
Суетина Н.М., к.социол.н.
доцент
кафедра административного и уголовного права Майкопский государственный технологический университет
Россия, г. Майкоп
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ НА ОСНОВАНИИ
СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА
Аннотация. Статья тематически ориентирована на изучение социального контракта как вида социальной помощи. В статье проанализированы основные условия социального контракта и порядок его предоставления. Определены основные мероприятия, в рамках которых может быть реализован социальный контракт.
Ключевые слова: бедность, социальная помощь, социальный контракт, программа социальной адаптации.
Shefrukova S. T.
Candidate of Jurisprudence, Associate Professor of the Department of Administrative and Criminal Law of the Maikop State Technological University
Suetina N. M.
Candidate of Sociology, Associate Professor of the Department of Administrative and Criminal Law of the Maikop State Technological University
Maikop
STATE SOCIAL ASSISTANCE ON THE BASIS OF THE SOCIAL
CONTRACT
Abstract: The article is thematically focused on the study of the social contract as a form of social assistance. The article analyzes the main conditions of the social contract and the procedure for its provision. The main activities have been identified, within which a social contract can be implemented.
Keywords: poverty, social assistance, social contract, social adaptation program.
Решение проблемы бедности в современной России и повышение благосостояния граждан является важнейшей задачей государства и общества. Для повышения эффективности государственной социальной помощи гражданам, оказавшимся у черты бедности, действует новая социальная технология - государственный социальный контракт для улучшения положения бедных семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Бедность в России затрагивает, в том числе, и трудоспособное население. Именно на использование трудового потенциала граждан направлен социальный контракт, сущность которого заключается в активной
форме поддержки, когда семьям помогают повысить их трудовые доходы, выйти из бедности за счет использования труда.
Правовое регулирование оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Статьей 7 данного закона предусмотрено, что получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации [1].
Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения [2].
Согласно п.2. ст.8.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи», в социальном контракте должны быть установлены: предмет социального контракта; права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; виды и размер государственной социальной помощи; порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; срок действия социального контракта; порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: поиск работы; прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; ведение личного подсобного хозяйства; осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Отметим, что легальное определение программы социальной адаптации дается в статье 1 федерального закона «О государственной социальной помощи», под которой понимается - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий [1].
Орган социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта взаимодействует с органами службы занятости населения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления в
целях содействия в реализации получателями государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Данный срок может быть продлен органом социальной защиты населения по основаниям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации [1]. Методика оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта утверждена приказом Минтруда России № 506н, Росстата № 389 от 30.09.2013 года «Об утверждении методики оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта» [3].
Размер ежемесячного социального пособия на период действия социального контракта определяется в пределах разницы между величиной прожиточного минимума малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина), определяемой с учетом величин прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации для соответствующих социально-демографических групп населения, и совокупным доходом малоимущей семьи (доходом малоимущего одиноко проживающего гражданина). Ежемесячное социальное пособие не может быть ниже минимального размера ежемесячного социального пособия малоимущим гражданам, установленного в субъекте Российской Федерации. Размер единовременной выплаты малоимущей семье (малоимущему одиноко проживающему гражданину) определяется с учетом мероприятий, предусмотренных социальным контрактом, и не может превышать максимальный размер единовременной выплаты малоимущим гражданам, установленный в субъекте Российской Федерации [4, с.34].
Денежная выплата, полученная гражданами, заключившими социальный контракт, может быть использована исключительно на мероприятия, связанные с выполнением обязанностей по социальному контракту, в том числе на развитие личного подсобного или крестьянского (фермерского) хозяйства (покупка домашнего скота, птицы и др.); организацию индивидуальной предпринимательской деятельности; покупку учебников и других школьных принадлежностей; расходы на ремонт жилища, хозяйственных построек; лечение; иные мероприятия, предусмотренные социальным контрактом.
В случае получения членом семьи, признанным в установленном порядке безработным, выплат на содействие самозанятости и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, государственная социальная помощь в виде единовременной выплаты социальным контрактом не предусматривается [4, с.35].
Гражданин, обратившийся с заявлением об оказании государственной
социальной помощи на основе социального контракта, предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность. Заявление должно содержать письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи заявителя. Программа социальной адаптации утверждается руководителем органа социальной защиты населения.
Состав малоимущей семьи для расчета среднедушевого дохода семьи определяется в соответствии со ст. 13 и 14 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации по вопросам оказания государственной социальной помощи [5].
Таким образом, заключение социального контракта с малоимущими гражданами позволит повысить их жизненный уровень, а также материальную обеспеченность.
Использованные источники:
1. О государственной социальной помощи [Электронный ресурс]: федер. закон от 17 июля 1999 № 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017). Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Об утверждении правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 29.01.2013 № 56. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Об утверждении методики оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта [Электронный ресурс]: Приказ Минтруда России № 506н, Росстата № 389 от 30.09.2013 года. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Холостова Е.И., Климантова Г.И. Социальный контракт: от заключения до исполнения. - М.: Дашков и К, 2017. - 162 с.
5. О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи [Электронный ресурс]: федер. закон от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ.