УДК 316.7
DOI 10.34823/SGZ.2021.5.51671
Н.С. МУДРЯН доцент кафедры «Социальные коммуникации» Севастопольского государственного университета*
Социальный контекст изучения музыкальной культуры
Статья посвящена рассмотрению основных теоретико-методологических подходов к изучению социального контекста музыкальной культуры. В рамках ретроспективного анализа определено, что под влиянием технических средств коммуникации формируются качественно новые социальные отношения, которые складываются по поводу создания, трансляции и восприятия музыки. Особое внимание уделяется функционированию музыкальной куль-туры в контексте медиа. В связи с чем в статье рассматриваются возможности совмещения технологии Big Data с традиционными методами опроса при анализе слушательской аудитории.
Ключевые слова: музыкальная культура, музыкальные пред-почтения, социальные отношения, коммуникация, медиа, большие данные.
N.S. MUDRYAN Associate Professor of the Department of Social communications, Sevastopol State University
Social context of musical culture study
The article deals with the consideration of theoretical and method-logical approaches to the study of the social context of musical culture. In the course of the retrospective analysis it is determined that qualitatively new social relations, concerning the creation, broadcast and perception of music, are formed due to the development of technical means of communication. Particular attention is given to the study of musical culture in the media context. In more detail, the author considers the possibilities of combining the Big Data technology with traditional survey methods to the study of listening audience.
Keywords: musical culture, musical preferences, social attitudes, communication, media, Big Data.
' Мудрян Наталья Сергеевна, e-mail: [email protected]
Музыкальная культура неразрывно связана с нашей повседневной жизнью. В ней отражено духовное развитие общества, транслируются социально значимые смыслы, конструирующие образы социальной реальности. Развитие цифровых технологий ознаменовало переход музыкальной культуры в обновлённое качество, в связи с чем видоизменяются музыкальные практики, отношения по поводу создания, передачи и восприятия музыки, и соответственно теоретико-методологические подходы к её изучению. Данное обстоятельство затронуло и исследовательский инструментарий. Распространение музыкального контента в цифровом формате на фоне активного развития социальных медиа актуализирует изучение музыкальной культуры сквозь призму новых исследовательских технологий, в частности технологии Big Data, позволяющей извлекать из большого объёма неструктурированных данных социально значимую информацию о музыкальных предпочтениях и поведении слушателей.
Многогранность музыкальной культуры предопределяет существование широкого спектра теоретико-методологических подходов к её изучению, находящихся на междисциплинарном стыке различных наук. Понимание сущности данного социального феномена зависит от ряда поставленных исследовательских задач.
В целом под музыкальной культурой принято понимать единство музыки и её социального функционирования. В качестве операционализации этого понятия А.Н. Сохором выделяются следующие компоненты: 1) музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в обществе; 2) все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей; 3) все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыками и другими качествами; 4) все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность1.
Цель данной статьи - рассмотреть особенности изучения социального контекста музыкальной культуры.
Первой социологической работой, рассматривающей музыку в социальном контексте, считается научный труд М. Ве-бера «Рациональные и социологические основы музыки»
1 Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М.: Сов. композитор, 1975. - 202 с.
(1921). В нём анализируются социальные предпосылки рационализации музыки, «рациональные основы» музыки (акустические закономерности, звукоряды, инструментарий), детерминирующие появление новых музыкальных жанров и соответственного музыкального мышления, сквозь призму изменений социальной структуры общества. Вместе с тем, отмечается, что процесс рационализации заключатся в превращении музыки в собственно эстетический феномен, освобождённый от выполнения прикладных задач1.
В рамках отображающего подхода Т. Адорно музыка рассматривается как зеркальное отражение общества, поскольку развитие музыки является осмысленной моделью развития общества, шифром социального. «В музыке нет ничего такого, что сохраняло б своё значение, не будучи истинным в социальном смысле»2. В этом случае, задачей социолога - научить людей понимать музыку, а через неё - общество. Анализируя субъективные модусы отношения к музыке, Т. Адорно разрабатывает типологию слушателей и проводит параллели между их социальным положением и музыкальными предпочтениями, тем самым объясняя влияние экономического фактора на эстетическую сторону музыкальной жизни.
Вопросами изучения социальной обусловленности музыкальных предпочтений также занимался А. Зильберман. В круг его научных интересов входило изучение структуры публики, потребления и восприятия музыки разными социальными группами, их взаимодействий для передачи музыкального опыта3.
Анализу структуры социальных отношений между участниками музыкального процесса - композитором, исполнителем, соисполнителями, слушателем - посвящены исследования А. Щютца. В них рассматриваются социальные интеракции участников музыкального процесса, основанные на «отношениях взаимного согласия», которые определяются правилами выражения и интерпретации информации4.
1 Вебер М. Рациональные и социологические основания музыки // Избранное. Образ общества / Перевод с нем. М.И. Левина. М.: Юрист, 1994. - 704 с.
2 Адорно Т. Избранное: Социология музыки / Перевод с нем. М.И. Левина, А.В. Михайлов. М.-СПб.: Университетская книга, 1999,с. 173.
3 Silbermann A. The Sociology of Music / Transl. by C. Stewart. L.: Routledge and Kegan Paul, 1963. - 216 p.
4 Щютц А. Совместное сочинение и исполнение музыки. Исследование социального отношения // Смысловая структура повседневного мира: очерки по
В рамках концепции художественного вкуса П. Бурдье музыка рассматривается как способ отражения определённого стиля жизни и критерий стратификации в обществе. Под вкусом, благодаря которому мы классифицируем себя и нас классифицируют другие, понимаются явные предпочтения, которые являются практическим подтверждением неизбежных различий. В ходе эмпирического исследования П. Бурдье установил, что культурные предпочтения связаны с уровнем образования и социальным происхождением респондентов. В этой связи актуализируется роль «культурного капитала» в восприятии произведений искусства1.
Смысловое наполнение музыки является результатом социального конструирования. Как утверждает Т. Де Нора2, люди используют музыку для того, чтобы придать смысл себе и своему миру. Таким образом, музыка выступает в качестве ресурса для производства явлений, практик, предположений и событий, которые и составляют общественную жизнь. Обращаясь к идеям Т. де Норы, У. Рой и Т. Дауд предлагают два основных подхода к решению проблемы конструирования смыслов в музыке: текстуальный, рассматривающий музыку как язык, причём во взаимосвязи с социальным контекстом; и контекстуальный, акцентирующий внимание на субъектах музыкальной деятельности3.
Многоаспектность музыкальной культуры приводит к осознанию необходимости развития междисциплинарного подхода к её изучению. Первыми к такому выводу пришли музыковеды, которые посчитали, что традиционный музыковедческий подход к анализу музыкальных произведений не рассматривает музыку в социальном контексте, упускает понимание всех условий её создания, передачи и восприятия. По мнению первого секретаря Международной ассоциации по изучению популярной музыки Ф. Тагга, именно эмпирическая социология музыки даёт возможность получать информацию о
феноменологической социологии / Сост. А.Я. Алхасов. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003, с. 238-259.
1 Шапинская Е.Н., Кагарлицкая С.Я. Пьер Бурдье: Художественный вкус и культурный капитал // Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против». М.: Изд-во «Гуманитарий» Академии гуманитарных исследований, 2003, с. 431-453.
2 DeNora T. Music in Everyday Life. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. - 181 p.
3 Roy W.G. What Is Sociological about Music? // Annual Review of Sociology, 2010, vol. 36, р. 183-203.
музыкальных предпочтениях населения и выполняемых музыкальными жанрами социальных функциях, о социальных отношениях участников коммуникационного процесса по поводу музыкальных сообщений, отвечая на вопросы: Кто? Что? Кому? Каким образом? С каким эффектом?1.
Для понимания социальных отношений коммуникаторов и реципиентов Т. Уолл предлагает исследовать музыкальную культуру с помощью дискурсов, которые отображают способы создания, потребления и обмена музыки, а также формируют наши знания о ней. Понять дискурсы можно, ответив на ряд вопросов: Кто и как создаёт музыку и тексты? Какую для этого используют структуру музыкальной композиции? Какие инструменты? Где и как слушают музыку? Что о ней говорят, думают и знают? Всё это устанавливает определённую традицию и описывает способы вхождения в музыкальную куль-туру2. Иными словами, в этом случае образуется диапазон значений и интерпретаций смыслов, разделяемых музыкантами и слушателями конкретного музыкального жанра. Для того, чтобы более детально понять дискурсы музыки, Д. Ма-чин3 предлагает использовать мультимодальную модель, в рамках которой одновременно анализируются визуальные, звуковые и поэтические способы передачи информации.
В последнее время музыкальная культура рассматривается в контакте масс-медиа. В этом случае, согласно М.И. Най-дорфу, она приобретает следующие черты: визуализация музыкального звучания, техническое оснащение, персонификация музыкального произведения образом исполнителя и особый пространственно-временной контекст4.
Необходимость исследования особенностей производства, восприятия и последствий популярных текстов медиакульту-ры подчёркивает Д. Келлнер. Это связано с тем, что данные тексты формулируют конкретные идеологические позиции и воспроизводят доминирующие формы социальной власти,
1 Tagg P. Analysing Popular Music: Theory, Method, and Practice // Popular Music, 1982, vol. 2, р. 37-65.
2 Wall T. Studying Popular Music Culture. L.: Hodder Arnold, 2003. - 248 p.
3 Machin D. Analyzing Popular Music: Image, Sound and Text. L.: University of Cardiff: SAGE Publications Ltd, 2010. - 240 p.
4 Найдорф М.И. Об особенностях музыкальной культуры массового media-пространства // Вопросы культурологии, 2007, № 6, с. 70-72.
тем самым, конструируя образцы идентичностей и способ понимания общества1.
В информационную эпоху актуализируются научные разработки по вопросу влияния цифровых технологий на социальное бытование музыкальной культуры. Благодаря появлению Интернета Web2.0 происходит качественный переход от «старого мира потребителей», который ограничивался только чтением, к миру - пользователей, «участников производства информационной среды»2. Согласно Д. Бееру, это приводит к существенным видоизменениям в практиках и отношениях, присущих музыкальной культуре3, теперь пользователь имеет возможность создавать веб-контент самостоятельно.
Техническая оснащённость музыкальной культуры актуализирует использование новых технологий в изучении её компонентов, в частности, в изучении музыкальных предпочтений слушателей. Например, данные, собранные в режиме реального времени по технологии Big Data (обработка больших объёмов неструктурированных данных программными инструментами), позволяют формировать портрет слушательской аудитории4: социально-демографические характеристики, местоположение, музыкальные предпочтения и виды музыкальной деятельности, пользовательское поведение, содержание коммуникации. В данном случае изучение привычек слушателей осуществляется посредством цифровых загрузок, стриминго-вых сервисов, социальных сетей.
Использование технологии Big Data нашло практическое применение в музыкальной индустрии. К примеру, организаторы фестиваля альтернативной музыки Primavera Sound в г. Барселоне на основании анализа больших объёмов неструктурированных данных о предпочтениях слушателей состав-
1 Kellner D. Media culture: Cultural studies, identity and politics between the modern and the postmodern. L.-N.Y.: Taylor&Francis Group, 2003. - 357 p.
2 Benkler Y. From Consumers to Users: Shifting the Deeper Structures of Regulation Toward Sustainable Commons and User Access // Federal Communications Law Journal, 2000, vol. 52(3), р. 561-579.
3 Beer D. Making Friends with Jarvis Cocker: Music Culture in the Context of Web 2.0 // Cultural Sociology, 2008, vol. 2(2), р. 222-241.
4 Снежинская М.Г. Музыкальная индустрия в эпоху больших данных: перспективы социологических и маркетинговых исследований // Социологическая наука и социальная практика, 2018, № 4(24), с. 161-172. DOI: 10.19181 /snsp.2018.6.4.6093
ляют программу музыкального фестиваля и организуют соответствующие активности на площадке1.
На практике имеются примеры, описывающие прогностический потенциал Big Data. Это, например, опыт прогнозирования результатов итогового голосования российского музыкального шоу «Голос» первого сезона (2012) аналитиками Brand Analitycs, которым удалось предсказать победителя телепроекта, изучив мнения об участниках в социальных медиа2. Аналитический модуль включал в себя анализ общего количества упоминаний и их тональность, анализ источников, авторов, географических данных и времени активных обсуждений.
Безусловно, аналитика Big Data дополняет традиционный инструментарий офлайн опросов, предлагает более технологичные решения обработки большого массива данных для анализа музыкальных предпочтений. В связи с чем нами была предпринята попытка провести подобные параллели на примере данных традиционных массовых опросов населения и данных стриминговых (потоковых) сервисов в изучении музыкальных предпочтений.
Обращение к изучению потокового прослушивания музыки населением объясняется сложившейся тенденцией на тотальную цифровизацию музыкального контента. Согласно экспертам, на конец 2020 г. в стране насчитывалось около 10-11 млн. подписчиков музыкальных стриминговых сервисов, включая пользователей бесплатного пробного периода. Прогнозируется, что потенциальная аудитория музыкального стримин-га достигнет 30-35 млн. человек3.
Приведём данные, полученные с применением традиционного инструментария. Так, по результатам всероссийского опроса населения, проводимого ВЦИОМ в октябре 2020 г., наиболее популярными среди россиян являются такие музыкальные жанры, как поп-музыка/эстрадные песни (36%), народная (28%) и рок-музыка (25%). Причём эстрадные песни преимущественно предпочитают слушать женщины (46%) и граждане
1 Сучков С. Как работа с данными спасёт индустрию развлечений [Электронный ресурс] // Rusbase: [веб-сайт], 2016. URL: https://rb.ru/opinion/rabota-s-dannym/
2 Социальные сети как инструмент прогнозирования и оперативной социологии [Электронный ресурс] // Хабр: [веб-сайт], 2013. URL: https:// habra-habr.ru/sandbox/56991/
3 Шестоперов Д. Во что к концу 2020 года превратился рынок легальной музыки в онлайне [Электронный ресурс] // Коммерсантъ, 2020. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4585764
45-59 лет (42%), народные песни - респонденты старше 60 лет (44%) и жители сел (40%), а рок-музыку мужчины (35%) и молодежь 18-24 лет (42%) и 25-34 лет (40%). На четвертом и пятом месте по прослушиваемости находятся военные (21%) и авторские песни (21%)1.
Данный опрос проводился методом телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров. Объём выборочной совокупности составил 1600 чел., граждане в возрасте от 18 лет. Размер ошибки выборки не превысил 2,5 %.
Результаты авторского исследования, проводимого в декабре 2020 г. среди севастопольцев, свидетельствуют, что лидирующие позиции уверенно занимают поп-музыка (74,1%) и рок-музыка (34,1%). Предпочитают слушать эстрадные песни и мужчины (79,7%), и женщины (68,6%), а также молодежь в возрасте 18-29 лет (84,3%). Поклонники рок-музыки преимущественно мужчины (44,3%) и граждане 30-39 лет (44,4%).
Данный опрос проводился методом стандартизированного интервью по месту жительства по стратифицированной, многоступенчатой выборке с квотным распределением респондентов. Объём выборочной совокупности составил 700 чел., граждане в возрасте от 18 лет. Размер ошибки выборки не превысил 3,7%.
По данным стриминговых сервисов Spotify и «Яндекс.Му-зыка» в 2020 г. пользователи чаще всего прослушивали композиции русскоязычных исполнителей рэпа, хип-хопа и популярной музыки.
По версии Spotify2 в пятёрку лидеров вошли рэп-исполнители kizaru, Morgenshtern, Скриптонит, ЛСП, и хип-хоп-исполнитель Boulevard Depo. В разделе поп-музыки пользователи чаще всего отдавали предпочтение творчеству американке Билли Айлиш. На втором месте расположилась российская рок-исполнительница Дора. Места с третьего по пятое заняли Ариана Гранде (поп-музыка, R&B), Алёна Швец (инди-рок) и Zivert (поп-музыка). Кроме того, россияне предпочитали слушать таких зарубежных исполнителей, как канадский исполнитель The Weeknd (R&B), южнокорейская группа BTS (хип-хоп), австралийская певица Tones And I (поп-музыка) и
1 Эстрада, фольклор и рок: рейтинг музыкальных увлечений россиян // ВЦИОМ. 2020. URL: https://old.wciom.ru/index.php?id=236&uid=10620
2 Кузин В. Spotify рассказал о музыкальных предпочтениях россиян. 2020. URL: https://4pda.ru/2020/12/01/378872/
американский рэпер SAINt JHN (рэп). Большая часть этих композиций стала популярной благодаря социальной сети TikTok.
Пользователи сервиса «Яндекс.Музыка»1 чаще всего прослушивали дуэт Artik&Asti (поп-музыка). Вместе с тем, в топ-10 попали треки Dabro (хип-хоп), Little Big (поп-музыка), Тай-пан&Agunda (поп-музыка), Zivert (поп-музыка), Клавы Коки (поп-музыка), Cream Soda&Хлеб (электронная музыка). Среди иностранных исполнителей - The Weeknd (R&B), Twocolors (поп-музыка).
В список запрашиваемых пользователями песен также вошёл репертуар и рок-музыкантов, в частности российской панк-группы «Король и Шут» и металл-группы «Rammstein».
Кроме того, аналитика стриминговых сервисов показывает устоявшуюся тенденцию популярности русскоязычной музыки среди пользователей. Интерес к такой музыке наблюдается у российских слушателей третий год подряд, а в 2020 г. доля русскоязычных треков в топ-100 чарта достигла наивысших показателей, что свидетельствует об её сформировавшийся конкурентоспособности.
Таким образом, данные традиционных массовых опросов населения и данные стриминговых сервисов в изучении музыкальных предпочтений неоднозначны. Тем не менее в обоих случаях устойчивыми по прослушиваемости остаются композиции поп- и рок-исполнителей. В отличие от массовых опросов в чатах стриминговых сервисов рэп и хип-хоп треки занимают лидирующие позиции. Справедливо предположить, что слушательская аудитория таких исполнителей предпочитает следовать новым трендам медиапространства, в частности прослушивание музыкального контента в удаленном режиме в реальном времени, которое занимает одно из важных мест в структуре досуговых практик.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что предложенные теоретико-методологические подходы к изучению социального контекста музыкальной культуры акцентируют внимание на особенностях социального функционирования музыки, процессах её рационализации и техноло-гизации, коммуникативных возможностях, структуре со-
1 Лебедева В. «Яндекс.Музыка» назвала самые популярные песни года [Электронный ресурс] // Коммерсантъ, 2020. URL: https://www.kommer-sant.ru/doc/4615135
циальных отношений участников музыкального процесса, роли масс-медиа и социальных медиа в процессе создания, распространения и восприятия музыкальных сообщений.
Автором констатируется, что с течением времени под влиянием социальных изменений и технических средств коммуникации меняется функциональное назначение музыкальной культуры, а, следовательно, и проблемное поле исследований. Первоначально учёными поднимался вопрос включённости музыки в социальные группы, и соответственно рассматривались складывающиеся социальные отношения в них. В последнее время внимание уделяется изучению влияния медиа и цифровых технологий на формирование музыкальной культуры. Данное обстоятельство не может не отразиться и на подходах, и инструментарии исследований. В этой связи появляется необходимость пересмотра существующих традиционных методов сбора информации, возможности их совмещения с потенциалом технологии Big Data, позволяющей социологической науке выйти на новый виток развития. Рассмотренные в статье перспективы использования Big Data в изучении музыкальных предпочтений определяют новые возможности для анализа слушательской аудитории.