ком процессе: Автореф. дис. ... канд. наук. -Алма-Ата, 1984.
10. Кохут X. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией // Антология современного психоанализа. Т. 1 / Под ред. А.В. Рос-сохина. - М.: Институт психологии РАН, 2000.
11. Михальченко Г Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию: Автореф. дис. ... канд. наук. - М., 1989.
12. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию: становление человека. - М., 1994.
13. Сарджвеладзе Н.И. О балансе проекции и интроекции в процессе эмпатического взаимодействия // Бессознательное: природа, функции, методы исследования: В 4 т. / Под общ. ред.
А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия, Ф.В. Бассина. Т. 3. - Тбилиси, 1978. - С. 485-490.
14. Duan C. & Hill C.E. The current state of empathy research // Journal of Counseling Psychology. - 1996. - V 43. - №>3. - Р 261-274.
15. Barrett-Lennard G.T. The Empathy Cycle: Refinement of Nuclear Concept // Journal of Counseling Psychology. -1981. -№28. -Р. 91-100.
16. Egan G. The skilled helper. Pacifik Grove, Ca; Brooks/ Cole. - 1988.
17. Goldstein A.P., Michaels G.Y. Empathy development training, consequences. - New Jersy; London, 1985. - 287 p.
18. Kohut H. How Does Analysis Cures? - The University Chicago Press, 1984.
19. Mead G. Mind, Self and Society. - Chicago: University of Chicago Press, 1934.
А.В. Пашкова СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКЦИОНИЗМ О ПОНЯТИЙНОЙ СПЕЦИФИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Постигая мир, в котором мы живем, подвергая его рациональному анализу и эмпирическому изучению, необходимо стремиться к онтологической ясности. К. Джерджен, профессор психологии колледжа Свартмора (США), один из главных представителей постмодернистского направления в психологии, основатель так называемой теории социального конструкционизма, пишет о необходимости четко разделять предметы, иначе мышление станет туманным, а исследование может оказаться беспочвенным. Ясность в этих вопросах нужна также для профессиональной эффективности. Строгое разделение областей исследования и целей различных профессий позволит избавиться от лишних усилий и способствует движению науки вперед. В этом контексте различение социального и психологического, межличностного и социального, создает условия для сосуществования продуктивных и дополняющих друг друга дисциплин исследования.
Однако с изменением развития научного знания в XX в. обнаружилась ограниченность подобной «страсти к порядку». Различные направления, заявляя свои права на территории реального, изолируются от соседних областей знания. Когда же эксперты из оппозиционных течений пытаются сотрудничать, их модели часто оказы-
ваются несовместимыми. Кроме того, любая ограниченная научная теория пытается включить в сферу своих исследований и объяснить человеческую деятельность в целом. На взгляд Джерд-жена [4], в конце XX века обозначился стремительный рост числа междисциплинарных областей знания (гендерные исследования, исследования сред, исследования культуры, гомосексуальные исследования и др.), наблюдается всеобщее недовольство традиционными дисциплинарными границами. Урбанистическая социология начинает сближаться с антропологией, социальная психология - с социальной лингвистикой, психология - с эволюционной биологией, культурная антропология - с литературным анализом. Но, что еще важнее, считает Джерджен, это то, что различные интеллектуальные течения последних сорока лет всерьез поставили под вопрос любые попытки разделения областей исследования.
Деррида [1] и другие исследователи анализируют любое высказывание не как нечто самостоятельное, а как зависящее от длительной истории употребления языка, в который оно включено. Рассматривать значение слова как прозрачное -значит, по их мнению, отрицать его историю, вытеснять всю его обширную сеть взаимозависимостей и препятствовать возможности его творческого и разностороннего применения.
© А.В. Пашкова, 2008
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2008
75
Проводя параллели между экзистенциалистской и гуманистической ориентациями, Джерджен отмечает, что экзистенциалистская теория, на первый взгляд, воплощала многое из того, что существенно для гуманизма. В то же время, в экзис-тенциональной мысли отсутствует важнейший элемент гуманистической традиции - значимость истории, культуры, сообщества. Размышления Джерджена строятся в логике диалогического развития рассматриваемых направлений.
Джерджен выступает за более диалогичное развитие событий, он не против различий вообще, скорее, против различий, оторванных от исторического и культурного контекста. По его мнению, устранение различий угрожает деструкцией сообщества, поэтому задача состоит в том, чтобы поместить их в контекст текущего взаимообмена. Вместо того, чтобы заранее абстрактно определять, что составляет «признак социального», он пытается включиться в важный и давно ведущийся диалог, представив определенную концепцию социального, которая может направить обсуждение по интересному и потенциально значимому пути. Джерджен в качестве эксперимента решил присоединиться к давнему диалогу, ввести первичную концепцию социального и, в целях дальнейшего развития диалога, развернуть обсуждение в сторону более многогранной, и прагматически ориентированной концепции. Начать свой эксперимент ученый решил с рассмотрения социального конструирования в гуманистической традиции.
Джерджен решает осуществлять анализ с точки зрения радикального социального конструк-ционизма. К конструкционистским текстам он причисляет все современные источники, в которых исследуются способы использования людьми языка с целью достижения понятности, а также влияние этих способов на человеческое существование (множество работ по социологии знания, истории науки, феминистской теории, семиотике, литературной теории, риторическому анализу, теории коммуникации и постмодернистской политической теории и философии). На взгляд Джерджена, психологические, материалистические и макросоциологические понятия предстают единицами дискурсивных практик. Они обязаны своей понятностью относительным процессам, т.е. формам координации между двумя или более людьми. Лингвистическое значение рождается не в сознании отдельного индивида, а в скоор-
динированной совместной деятельности [2]. Фактически в процессе координации действий производится весь ряд осмысленных высказываний, включая конструкционистские описания. Поэтому точное значение отношений остается не строго определенным и зависит от дальнейших социальных отношений.
Конструкционистские мыслители, стремясь к построению гуманного общества, в целом отказываются от представления, что наш язык описания мира функционирует наподобие зеркала или карты или что он имеет прозрачную и обязательную связь с окружающим. Напротив, конст-рукционисты в большинстве своем базируются на таком подходе к языку, в котором основной акцент делается на понимании значения как вытекающего из употребления языка. Слова получают значение благодаря попыткам членов разных сообществ согласовать свои действия, поэтому значение языка вырастает из текущих отношений между людьми. Индивидуальное сознание перестает быть источником смысла и заменяется отношениями, то есть отношения определяют нашу способность мыслить, быть понятными. Отношения предшествуют индивидуальному существованию, а не наоборот.
Толкование К. Джердженом социальной психологии, как интерпретирующей научной дисциплины в своих важнейших аспектах, перекликается с новейшими исследованиями в жанре дискурсивной психологии. Одним из основоположников дискурсивной психологии, возникшей в 7080-х годах XX столетия в Великобритании, является профессор философии из Оксфорда Р. Харре. Положение о социальном происхождении явлений, которые традиционная психология относит к области интерапсихического, является принципиальным для дискурсивной психологии и ставит ее в один ряд с исследованиями социоконст-рукционистского характера. Не случайно теоретики дискурсивной психологии рассматривают конструкционизм Джерджена как метатеорити-ческую предпосылку психологических исследований. По мнению Р. Харре, становление дискурсивной психологии сопровождалось сдвигом на уровне метатеории: позитивистский индивидуализм уступил место анализу социального генезиса психологических явлений [6]. Р. Харре был одним из тех, кто вместе с К. Джердженом стоял у истоков нетрадиционного подхода к психологическим исследованиям. Еще в 1970-е годы он раз-
76
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2008
работал концепцию социальной психологии как науки о социальных значениях. Поэтому «этоге-ническую» психологию Р. Харре можно считать не только одной из ранних версий конструкцио-низма, но и прообразом современной психологии дискурсивного анализа. Этогенический подход в рамках психологического исследования предполагает структурную дешифровку социальных ритуалов для интерпретации правил социального взаимодействия. Как приверженец социального конструкционизма, Р. Харре не считает естественнонаучные модели знания адекватным средством для постижения сферы психосоциального. В основу этогенической модели Р. Харре положены два тезиса:
1) антибихевиористское утверждение, что человека следует рассматривать как субъекта собственных действий, самостоятельно организующего и направляющего свои поступки, а не как пассивного проводника внешней среды;
2) антикогнитивистское понимание ментальных процессов как результата межличностного символического воздействия, где психика выступает собирательным термином для описания дискурсивной деятельности, характерной для индивида в пределах сообщества.
Для того, чтобы понять социальное поведение личности, необходимо проникнуть в мир тех социальных значений, которые составляют основу поведенческих актов. Ведущая роль в объяснении социальных значений принадлежит эмпирическому анализу высказываний субъекта действия по поводу совершаемых им поступков, тех значений, которые он приписывает этим поступкам и ответным реакциям других участников интеракции. Инструментом таких объяснений служит речь, поэтому, по мнению Р. Харре, главным техническим средством этогенического анализа в рамках психологического исследования становится анализ речи действующих лиц [5]. Этогени-ческая психология предполагает решение двух задач: аналитической, связанной со структурным осмыслением результатов социального взаимодействия, и генетической, состоящей в выявлении исходных шаблонов, их структуры и форм репрезентации в социальных действиях. С этоге-нической точки зрения, познание причин социального поведения вряд ли возможно, ввиду неповторимости их природы. Как и К. Джерджен, Р. Харре полагает, что социальные универсалии вряд ли возможны. Разделяя идею К. Джерджена
о нестабильности социальных феноменов, Р. Харре считает, что социальные науки, в том числе психология, могут предоставить данные только об отдельных социальных образованиях. Р. Харре считает дискурсивную психологию практическим опытом конструкционизма.
Р. Харре и Ф. Мохаддам полагают, что дискурсивная психология может воспользоваться методом лабораторного эксперимента при условии целенаправленного изменения его задач и организации [7]. По их мнению, психологическую лабораторию следует превратить в сценическую площадку, где будут разыграны социальные эпизоды как упорядоченные цепочки дискурсивных действий. Экспериментатор в таком случае становится драматургом и режиссером в одном лице, а субъекты эксперимента получают роли и превращаются в актеров. Разумеется, драматургическая метафора и ролевые модели давно известны и широко применяются в социальной психологии. Новизна в данном случае состоит в том, что сценически-драматургическая аналогия будет использоваться как в аналитических, так и в перформативных целях, т.е. не только для осмысления существующих, по большей части ин-ституциализированных социальных практик, но главным образом для разыгрывания социальнопсихологических ситуаций повседневности.
По мнению Р. Харре и Ф. Мохаддам, цель эксперимента не в том, чтобы идентифицировать причины поведенческих событий, а в том, чтобы понять интерпретацию разворачивающейся драмы ее участниками. Но для этого экспериментатор-режиссер должен предусмотреть в своей постановке пространство для социально-дискурсивной импровизации. Импровизация проистекает из интерпретации актером наличной ситуации и значения в ней предложенной роли.
Разъясняя суть дискурсивно-сценической трансформации лабораторного эксперимента, авторы используют древнегреческое понятие «эк-киклема». Так называлась выдвижная площадка, которую в древнегреческом театре выкатывали на основное пространство открытой сцены, чтобы зрители могли видеть, что происходит внутри. Греки использовали эккиклему для того, чтобы привлечь внимание аудитории к некоторым скрытым моментам сценического действия. Ту же цель, по мнению Р. Харре и Ф. Мохаддама, преследует и эмпирическое исследование в социальной психологии, оно акцентирует те аспекты со-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2008
77
циальной жизни, которые до сих пор оставались в тени. Эксперимент как «эккиклема» напоминает моделирование универсума в физике, когда воспроизводятся не все, а только нужные экспериментатору параметры реального мира. Применение метода «эккиклемы» позволит не только проникнуть в мир дискурсивного взаимодействия, но и даст ключ к адекватному толкованию природы намерений.
Рассмотренные нами социально-психологические подходы к проблеме понятийной специфики психологического исследования раскрывают современные тенденции в развитии психологического знания на Западе. Главное содержание этой тенденции состоит в обращении к сфере социальных смыслов как к первостепенному объекту психологического исследования. В отличие от когнитивистских моделей социального познания конструкционистские схемы опираются на нетрадиционное толкование генезиса значений и знаний о мире. С этой точки зрения, значения всегда контекстуальны, они возникают не «внутри» индивида, а «между» субъектами социальной интеракции. Инструментом образования значений и создания образа мира служит язык повседневного общения, воплощенный в социально-дискурсивной практике. И К. Джерджен, и Р. Харре в известной мере обогащают сложившийся образ социальной психологии и видят свою задачу в изменении, переосмыслении традици-
онных средств социопсихологического анализа. На смену индуктивной логике и статистическим методам изучения динамики поведения индивидов и групп должна прийти риторика постижения мира с помощью теоретических категорий и понятий. На смену естественнонаучным моделям должно прийти понимание социальной психологии как науки о социальном генезисе психологических явлений.
Библиографический список
1. Деррида Ж. О грамматологии / Пер. с фр. Н. Автономовой. - М., 2000.
2. Куайн У.В. О. Слово и объект / Пер. с англ. А.З. Черняка и Т.А. Дмитриева. - М.: Праксис, Логос, 2000.
3. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Пер. с фр. А.А. Санина // Семерки богов. -М.: Политиздат, 1990.
4. Gergen K.J. Realitis and relationships: Soundings in social construction. - 1994.
5. Harre R. The ethogenic approach: theory and practice // Advances in experimental social psychology. - N.Y.; L., 1977. - Vol. 10. - P. 283-314.
6. Harre R. The second cognitive revolution // Amer. behavioral scientist. - L., 1992. - Vol. 36. -№l. - P. 5-7.
7. Moghaddam P.M., Harre R. Rethinking the laboratory experiment // Amer. behavioral scientist. -L., 1992. - Vol. 36. - №1. - P. 22-38.
М.Н. Смирнова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ ОКАЗАНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В настоящее время отмечается тревожная тенденция роста количества детей, имеющих нарушения физического и нервно-психического развития, наследственной патологии, причиной которых могут быть различные экологические, биологические, социальнопсихологические и другие факторы и их сочетание. Анализ динамики численности инвалидов в Российской Федерации за последние 30 лет указывает на неуклонное увеличение масштабов инвалидности. Это подтверждают исследования последних лет ученых и практиков (Е.Т. Лильин, Л.М. Шипицына, Н.С. Морова, В.А. Худик,
М.А. Беляева, В.К. Волкова, Л.Н. Винокурова, М.М. Хекай) и медико-биологическая характеристика всего контингента детей России, составленная по результатам специальных углубленных обследований во многих регионах [2; 4]. В связи с этим, можно наблюдать изменения, произошедшие в российском обществе, которые проявились в усилении внимания к проблеме лиц с ограниченными возможностями здоровья, осознании важности реабилитационных мероприятий. За последние годы комплекс нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий сложился в определенную сис-
78
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2008
© М.Н. Смирнова, 2008