Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ КАК ФИЛОСОФСКИЙ ПРИНЦИП ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНОГЕННЫХ СИМВОЛИЧЕСКИХ РЕАЛЬНОСТЕЙ'

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ КАК ФИЛОСОФСКИЙ ПРИНЦИП ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНОГЕННЫХ СИМВОЛИЧЕСКИХ РЕАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
95
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / СИМВОЛИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ТЕХНОГЕННЫЕ СИМВОЛИЧЕСКИЕ РЕАЛЬНОСТИ / МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузнецова Елена Игоревна

В постиндустриальную эпоху в жизни человека все большее место занимает искусственная техногенная среда, которая создается инновационными технологиями, в том числе информационно- коммуникативными, что делает все более ощутимыми процессы отчуждения индивида. Эти факторы актуализируют проблему влияния искусственных сред на жизнь общества и индивида, осознание последствий, связанных с новыми способами социальной коммуникации, обусловленных их техногенной природой и использованием инновационных форм и средств медиации. Рубеж XX-XXI вв. в условиях стремительно изменяющегося мира со всей сложностью и остротой поставил проблему увеличивающейся медиатизации социальной жизни, влияние техногенной коммуникации на все сферы социальной практики, институциональную структуру общества и закономерности развития общественных процессов. В предлагаемой статье предпринята попытка определить специфику влияния таких социокультурных феноменов, как медиареальность и виртуальная реальность на основе анализа их онтологической природы и выделения принципов конструирования социальной реальности в границах анализируемых феноменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CONSTRUCTIONISM AS A PHILOSOPHICAL PRINCIPLE OF THE RESERCH OF ANTHROPOGENIC SYMBOLIC REALITIES

Artificial environment produced by the innovative technologies, including information and communication technologies, is becoming more extensive in a person's life during the postindustrial epoch. It makes mediatizaton of all the life spheres more perceptible and as a result the person's estrangement appears. These factors actual- ize the problem of artificial environment's influence upon the life of a person and society, upon the perception of consequences connected with new social communication modes which are conditioned by their technogenic nature and the innovative mediatization forms and means usage. The milestone of XX-XXI centuries in conditions of rap- idly changing world with all its difficulty and sharpness puts the problem of social life increasing mediatization, technogenic communication influence on all the spheres of social practice, institutional society structure and rules of the social processes development. The article suggests an attempt to determine the specificity of such socio- cultural phenomena as media reality and virtual reality on the basis of their ontological nature analysis and to give the analysis of social reality construction principles within the limits of analyzed phenomena.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ КАК ФИЛОСОФСКИЙ ПРИНЦИП ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНОГЕННЫХ СИМВОЛИЧЕСКИХ РЕАЛЬНОСТЕЙ»

УДК 101.1:316

Елена Игоревна Кузнецова, доктор философских наук, профессор кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова» e-mail: tvelena@ mail.ru

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ КАК ФИЛОСОФСКИЙ ПРИНЦИП ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНОГЕННЫХ СИМВОЛИЧЕСКИХ РЕАЛЬНОСТЕЙ

В постиндустриальную эпоху в жизни человека все большее место занимает искусственная техногенная среда, которая создается инновационными технологиями, в том числе информационно-коммуникативными, что делает все более ощутимыми процессы отчуждения индивида. Эти факторы актуализируют проблему влияния искусственных сред на жизнь общества и индивида, осознание последствий, связанных с новыми способами социальной коммуникации, обусловленных их техногенной природой и использованием инновационных форм и средств медиации. Рубеж XX-XXI вв. в условиях стремительно изменяющегося мира со всей сложностью и остротой поставил проблему увеличивающейся медиатизации социальной жизни, влияние техногенной коммуникации на все сферы социальной практики, институциональную структуру общества и закономерности развития общественных процессов. В предлагаемой статье предпринята попытка определить специфику влияния таких социокультурных феноменов, как медиареальность и виртуальная реальность на основе анализа их онтологической природы и выделения принципов конструирования социальной реальности в границах анализируемых феноменов.

Ключевые слова: социальное конструирование, символическая реальность, техногенные символические реальности, медиареальность, виртуальная реальность.

Введение

Возможности познания универсума и попытка осмыслить те границы, которые стоят перед человеком в этом процессе, были проблематизированы философией еще в античные времена. На этапе развития современного общества, основной тенденцией которого является преобладание постиндустриального типа социальных отношений, основанных на информационных приоритетах во всех областях человеческой деятельности, возникает необходимость нового прочтения субъект-объектной проблемы, нового осмысления условий и возможностей человеческого познания. На всем протяжении цивилизационного развития эстетический опыт рецепции художественных символических сред создавал основополагающие конвенции культурного развития человечества. Появление техногенных форм социальной коммуникации добавило напряженность и интригу в понимание искусственных сред, что дополнило новым предметным полем онтологическую и эпистемологическую проблематику философских теорий. Стремительное вхождение в социальные практики ХХ-XXI веков комплекса инновационных информационно-коммуникативных технологий привело к рождению таких искусственных сред, как медиареальность и виртуальная реальность.

Не затрагивая существующих подходов к трактованию природы виртуальной реальности, а также различных форм коммуникации в интернет-среде, анализ которых уже имеет свои традиции, отметим, что в последнее время все большее количество исследователей обращается к новым темам, пробле-матизируя воздействие виртуальной реальности

на человека в таких аспектах, как виртуализация повседневности [8, 9], принципы формирования виртуальных сообществ [1], анализ киберкомму-никации в рамках визуальной семиотики, феноменологии и герменевтики [3]. Представляется, что анализ принципов конструирования социальной реальности в медиакультуре и культуре виртуальной реальности находится в ряду актуальных задач современного социогуманитарного знания.

Медиареальность как способ конструирования образа современного мира

Медиареальность представляет собой социокультурный феномен, техногенную символическую реальность, возникающую в результате комплексного взаимодействия технических проводников и символических форм и пронизывающую механизмами своего воздействия все сферы деятельности человека. Эта техногенная символическая среда проникнута онтологическим дуализмом: на всех уровнях в структуре медиареальности находит воплощение образ различных социальных систем и вместе с тем медиареальность формирует мир повседневности, часть жизненного мира человека. Фактором, определившим начало эпохи медиаре-альности, можно считать утрату печатью статуса монотехнологии и зарождение фотографии с возможностью визуализации реальности посредством техники. Технологические революционные процессы изменили структуру чувственного опыта человека, в которой наряду с органами чувств в качестве посредников появились технические средства. При этом острота восприятия при помощи «зрительных протезов» выступает лишь одной стороной фено-

мена, другой же - увеличение доли технической изобразительности в культуре [11, с. 38], которую во много раз превзошли технологии кинематографа и телевидения. Если сначала освоение культурой новых технических изображений шло в русле признания их «объективности», чья аутентичность не ставилась под сомнение, то к концу ХХ века в отношении аудиовизуальных медиа, которые лежат в основе производства медиареальности, в постоянный репертуар культуры вошла схема, принуждающая во всех социальных ситуациях считаться с различием видимости и действительности, что это различие понятно для всех и что «код коммуникативного средства состоит из символически генерализованных правил возможного комбинирования других символов, которые могут управлять процессом селекции переживаний и действий» [7, с. 85]. В конце ХХ века аудиовизуальные медиасистемы стали относить к культурным индустриям, в связи с чем можно подчеркнуть логику исследования структур культурной индустрии как управления символической креативностью, что уже подразумевает моделирование социальных смыслов как принцип деятельности [10, с. 259]. В исследовании медиареальности утверждается смена коммуникативной парадигмы: на смену принципу репрезен-тативизма, представляющего материальный, вещный мир с помощью символических посредников как «подобный» реальности, приходит принцип конструктивистской активности медиасистемы, создающей образ социального мира, основанный на использовании определенных культурных схем и коммуникативных конвенций.

Обратим внимание на то, что медиареальность развивается как социальный феномен, сопряженный с медиасистемой, функции которой были исторически изначально конструктивистскими: обеспечить определенный информационный порядок, стать механизмом управления. Принципы конструирования структуры медиареальности воплощают ее синтетический характер: трехуровневые (визуальные, звуковые, музыкальные) пропозиции структурированы в континуальность и создают иллюзию реальности, благодаря принятым символическим конвенциям. Пространственные и временные координаты медиареальности символически сопряжены с категориями социального пространства и времени, но в то же время выступают в моделях темпоральной цикличности и дискретности пространства, эксплуатируя схемы мифологического мировосприятия, приводя к внесистемности обыденного сознания. Эмпирический опыт человека приобретает цикличность, заданную медиареальностью, и строится на принципах псевдокоммуникации. Происходит он-тологизация сконструированных схем и моделей, которые включаются в горизонт повседневности. В этом качестве медиареальность представляет механизм социального контроля, исключая человека

из статуса действующего субъекта и сводя его субъектные возможности к конкретно-чувственному восприятию иллюзии.

Медиареальность усилила символизацию всех сфер социального бытия, на место материальных артефактов, прежде опосредовавших коммуникативные процессы, поставила энергийные «копии» событийной объективной реальности, бестелесные знаки, и все же физически не включила человека в свой мир, оставляя онтологическую дистанцию. Человек не становится частью медиареальности, наблюдает повседневность как образ, возникающий в рамках медиареальности, из своей повседневности. Отличительным специфическим признаком медиареальности является отсутствие привычной вещественности искусственного посредника, в основе которого лежит электронная природа медиальной формы, определяемая координатами символического пространства и условного времени. Из всех прежних социальных технологий ни одна не создавала подобного «эффекта присутствия», как это проявилось в процессе телевизионной перцепции. Телевизионное изображение конституирует символический мир в расплывчатых границах между реальностью и фикцией, относится к типу превращенных форм, из которых в условиях повседневности «рождается» бытие. Вместе с тем нельзя не отметить, что фиксация онтологического разрыва между медиареальностью и реальным миром стоит в ряду социальных конвенций, и сам разрыв осознается обществом в большей степени как ситуативный, основанный на сочетании целого ряда взаимодействий. Так, Э. Гидденс, размышляя о таких базовых аспектах личности, как картина мира, ценности и установки, которые формировались раньше исключительно внутри самой социальной реальности, к которой они и относятся, с сомнением воспринимает тезис о том, что «теперь они вынесены «наружу», поскольку их формированием и/ или изменениями заведует медийная реальность» [4, с. 499].

Конструктивные принципы онтологии реальности виртуальной среды

Развитие в конце ХХ века инновационных компьютерных и информационных технологий, процессов информатизации и компьютеризации привели к возникновению виртуальной реальности как нового объекта познания. Виртуальная реальность представила новые грани символического мира, в которые «вошел» человек постсовременности.

На рубеже II и III тысячелетий, когда Интернет входил в систему коммуникаций как ее инновационный компонент, М. Кастельс, провозгласивший рождение новой Галактики «Интернет» [6], увидел в нем средство свободной коммуникации, мощный инструмент как для осуществления личной свободы, так и свободы общественных групп. Через во-

семь лет, когда глобальная компьютерная сеть стала незаменимой частью жизненного пространства человека, американский социолог, анализируя развитие этой виртуальной среды, акцентирует аспекты власти и контрвласти в сетевом обществе, выявляет типы власти и формы их реализации, вскрывает новые основания в формировании идентичности, говорит о разрушительном насилии над Другим [5]. В связи с этим представляется, что один из аспектов проблемы свободы и господства в Интернете может быть выявлен в том числе и в процессе анализа принципов конструирования действительности в культуре виртуальной реальности.

Технологии виртуальной реальности определили иные по сравнению с телевизионной медиа-реальностью критерии конструирования символического пространства и времени. Виртуальная реальность - новая технология бесконтактного информационного взаимодействия, реализующая с помощью комплексных мультимедиасред иллюзию непосредственного вхождения и присутствия в реальном времени в стереоскопическом представленном «экранном мире». Это мнимый мир, создаваемый в воображении пользователя. Представляется, что в этом и может быть обозначен рубеж между медиареальностью и виртуальной реальностью. Если медиареальность создает иллюзию настоящего времени - «сейчас», то иллюзии «здесь» не возникает, тем более что пространственные параметры подвержены в медиареальности значительным трансформациям: пространство может быть свернуто, раздроблено, искажено. В виртуальной реальности пространство, так же, как и время, актуально. Этим и объясняется возможность «войти» в виртуальную реальность, что не доступно человеку в отношении медиареальности. Любое «вхождение» в последнюю - лишь метафора тех эффектов психологической погруженности, которые могут быть разными для разных субъектов. Если в телевизионной медиареальности человек осознает существование определенной условной границы с миром «по ту сторону экрана», преодолеть которую он не может, то при погружении в виртуальную реальность эта граница, которую создают разноуровневые технические посредники, им не фиксируется.

В виртуальной реальности субъект не различает вещи и события действительного и виртуального мира: мир дан ему непосредственно в его ощущениях, а они оказываются на этом уровне неразличимыми. В отечественных исследованиях выявлена диалектическая взаимосвязь виртуальной реальности экранных технологий и реальной виртуальности восприятия подаваемых ими образов, как симуля-кров действительности, объясняет тенденцию смешения и подчас патологического смещения (вплоть до замещения) реального и виртуального миров в сознании человека, заплутавшегося в электрон-

ном лабиринте неведомых прежде форм общения и познания [2, с. 89] Однако поскольку виртуальная реальность характеризует состояния сознания, то тем самым она отличается от реальности объективной, в т.ч. от мира нашей повседневной жизни.

Рассмотрение феномена виртуальной реальности в философских рамках интерсубъективности, заложенных феноменологической традицией, трансформирует образ Другого, который также становится коммуникативным инструментом социального конструирования реальности. Анализ в аксиологической перспективе деонтологических принципов коммуникации виртуального субъекта с виртуальным Другим выявляет иное, чем в «первой» реальности понимание таких ценностей, как свобода, необходимость, справедливость. Вместе с тем виртуальный субъект входит в эту актуальную среду как результат тех процессов социализации, которые «произвели» его как вполне «реального» субъекта, и виртуальное жизненное пространство, понимаемое им как «иное», ставит перед субъектом традиционные вопросы. Действия в сетевом обществе могут осознаваться самим субъектом как игра в поле коммуникативных виртуальных воплощений, но могут носить и преднамеренный деструктивный характер, приводящий к возможным социальным рискам в «реальной реальности». Ослабление действия норм внешней среды снижает действие внутреннего контроля, саморефлексии и может способствовать изменению логики сознания, деформации в сознании исходной структурности бытия. Содержание сложившихся реальных связей субъекта, весь комплекс структур его жизненного опыта отбрасывает проекции на новые принципы его бытия в виртуальной реальности, и, таким образом, виртуальное измерение, усложняет его онтологический статус. В других случаях происходит элиминирование или ослабление социальных регулятивов коммуникации как выход человека за установившиеся онтологические границы, усвоение иных коммуникативных и поведенческих паттернов. В любом случае проблема новых форм социальности в символическом измерении при помощи новых технических посредников является необходимым предметом для дальнейшего осмысления.

«Расколотость» человеческого существования в коммуникативном пространстве новых медиа, где «человек возникает лишь как функция, но не как личность» [9, с. 241] порождает утрату устойчивости; виртуальная реальность блокирует доступ человека к другим повседневным формам деятельности, в результате чего происходит изменение структуры ответственности индивида. Дискурс не только конституирует реальность для своих носителей, он одновременно продуцирует и их собственную субъективность как единство тождества личности и динамики ее множественных «Я», при этом

по утверждению конструктивистов, символические способы продуцирования психологических и социальных реальностей в дискурсивных практиках происходят на основе как вербальных средств, так и невербальных.

Заключение

В комплексе информационно-коммуникационных платформ постиндустриального общества ме-диареальность и виртуальная реальность представляют собой разные технологические воплощения символической реальности, отражающие процесс медиатизации реальной действительности.

Можно говорить об онтологических различиях медиареальности и виртуальной реальности, с одной стороны, и о коммуникативных принципах - с другой. Конструирование онтологии меди-ареальности основано на принципе внешней событийности, в подавляющем большинстве случаев не затрагивающей индивида, следовательно - на принципе исключенности, в то время как онтология виртуальной реальности, напротив, строится на принципе включенности.

Общим характерным результатом социальных

взаимодействий, опосредованных технологиями медиареальности и виртуальной реальности, является деиндивидуализация коммуникации, возможность анонимной, безличной, не имеющей определенного локуса, удаленной коммуникации. Виртуальная реальность, создавая иллюзию коммуникации присутствия, увеличивает количество удаленных коммуникаций, позволяющих географически разобщенным субъектам взаимодействовать в единой коммуникативной системе передачи, обработки и хранения информации, а также развивать процессы управления. Наряду с этим, вследствие увеличивающейся медиатизации социальных коммуникаций возрастает социальная разобщенность. Иллюзорность, мнимость пространства в границах виртуальной реальности, существующей в форме актуального времени, создает для действующего субъекта новое измерение субъективности; технологии виртуальной реальности постепенно истончают символические границы между миром реальным и миром фикциональным, запирают человека в сплетениях своих семиотических систем, подменяя реальную свободную деятельность иллюзией сопричастности.

Литература

1. Авдеева, И.А. Особенности виртуальной коммуникации и организации виртуальных сообществ в пространстве глобальной сети / И.А. Авдеева // Философия и общество. - 2016. - № 4. - С. 20-33.

2. Андреев, Л. Сознание человека в электронном лабиринте его бытия / Л. Андреев, Л.Н. Назарова // Вопросы философии. - 2015. - № 12. - С. 88-100.

3. Батаева, Е.В. Видимое общество. Теория и практика социальной визуалистики: монография / Е.В. Батаева. - Харьков: ФЛП Лысенко И.Б., 2013. - 349 с.

4. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Э. Гидденс. - Москва: Академический Проект, 2005. - 528 с.

5. Кастельс, М. Власть коммуникации / М. Кастельс. - Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. - 564 с.

6. Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. -Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 328 с.

7. Луман, Н. Власть / Н. Луман. - Москва: Праксис, 2001. - 256 с.

8. Пинчук, О.В. Формирование клипового мышления у детей путем визуализации повседневности в видеоблоге / О.В. Пинчук // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике: сборник статей II Международной научной конференции. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - 516 с.

9. Семенов, Е.Е. «Расколотая личность» в пространстве социальных сетей глобального мира / Е.Е. Семенов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 4. - С. 239-242.

10. Хезмондалш, Д. Культурные индустрии / Д. Хезмондалш. - Москва: Издательский Дом Высшей школы экономики, 2014. - 456 с.

11. Hartmann, F. Multimedia / F. Hartmann. - Wien, 2008. - 126 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.