Научная статья на тему 'Проблема конструирования образа социального мира в информационную эпоху: коммуникативный аспект'

Проблема конструирования образа социального мира в информационную эпоху: коммуникативный аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
348
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭПОХА / КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ РИСКИ / INFORMATIONAL EPOCH / COMMUNICATION / SOCIAL PERCEPTION / SOCIAL CONSTRUCTION / MEDIA REALITY / VIRTUAL REALITY / COMMUNICATION RISKS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гостева Д.Д.

Информационная эпоха оказывает значительное влияние на все структуры и уровни человеческой деятельности, в том числе на сферу социальной коммуникации. Стремительно развивающийся комплекс инновационных информационно-коммуникативных технологий порождает изменение механизмов коммуникации, что ставит перед человеком задачу овладения новыми символическими средствами и познавательными инструментами с целью адаптации к вызовам и требованиям новой культурной среды. В рассматриваемом с позиций социального конструктивизма процессе познания в современном мире автором акцентируется роль искусственных реальностей, символическая природа которых определяет все многообразие социальных взаимодействий в постоянно меняющейся ситуации информационного «взрыва». Оригинальность работы определяется попыткой автора проанализировать изменяющиеся коммуникативные условия в тенденциях развития образовательной, трудовой и повседневной жизнедеятельности человека информационной эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the social world image construction in the informational epoch: communicational aspect

Informational epoch influences deeply all the structures and levels of human activity, including the sphere of social communication. Rapidly developing complex of innovative informationcommunicative technologies leads to the communication mechanisms changes, which poses a goal for a person to become proficient in new symbolic means and perception instruments for the adaptation to the challenges and requirements of the new cultural environment. In the process of perception considering from the position of social construction in the modern world the author focuses attention on the role of artificial realities, the symbolic nature of which determines all the diversity of social interactions in the constantly changing situation of informational «explosion». Singularity of the article is formed by the attempt of the author to analyze changing communication conditions in the tendencies of education, working activity and everyday life activity development in the informational epoch.

Текст научной работы на тему «Проблема конструирования образа социального мира в информационную эпоху: коммуникативный аспект»

УДК 101.1:316

Проблема конструирования образа социального мира в информационную эпоху: коммуникативный аспект

Гостева Д. Д.

аспирант кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова. 603155, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31А. E-mail: dariagost@list.ru

Аннотация: Информационная эпоха оказывает значительное влияние на все структуры и уровни человеческой деятельности, в том числе на сферу социальной коммуникации. Стремительно развивающийся комплекс инновационных информационно-коммуникативных технологий порождает изменение механизмов коммуникации, что ставит перед человеком задачу овладения новыми символическими средствами и познавательными инструментами с целью адаптации к вызовам и требованиям новой культурной среды. В рассматриваемом с позиций социального конструктивизма процессе познания в современном мире автором акцентируется роль искусственных реальностей, символическая природа которых определяет все многообразие социальных взаимодействий в постоянно меняющейся ситуации информационного «взрыва». Оригинальность работы определяется попыткой автора проанализировать изменяющиеся коммуникативные условия в тенденциях развития образовательной, трудовой и повседневной жизнедеятельности человека информационной эпохи.

Ключевые слова: информационная эпоха, коммуникация, социальное познание, социальное конструирование, медиареальность, виртуальная реальность, коммуникативные риски.

The problem of the social world image construction in the informational epoch: communicational aspect

Gosteva D. D.

postgraduate student, Department of philosophy, sociology and theory of social communication, Nizhny Novgorod State Linguistic University n. a. N. A. Dobrolyubov. 31A Minin str., 603155, Nizhny Novgorod.

E-mail: dariagost@list.ru

Abstract: Informational epoch influences deeply all the structures and levels of human activity, including the sphere of social communication. Rapidly developing complex of innovative information- communicative technologies leads to the communication mechanisms changes, which poses a goal for a person to become proficient in new symbolic means and perception instruments for the adaptation to the challenges and requirements of the new cultural environment. In the process of perception considering from the position of social construction in the modern world the author focuses attention on the role of artificial realities, the symbolic nature of which determines all the diversity of social interactions in the constantly changing situation of informational «explosion». Singularity of the article is formed by the attempt of the author to analyze changing communication conditions in the tendencies of education, working activity and everyday life activity development in the informational epoch.

Keywords: informational epoch, communication, social perception, social construction, media reality, virtual reality, communication risks.

Введение

Возрастающая интенсивность процессов информатизации и компьютеризации общества в современном мире ставит перед исследователями в сфере социальной философии задачу изучения специфики процесса конструирования социального мира в новых условиях радикальных социальных преобразований. Эти специфические черты обусловлены стремительно возрастающими потоками информации, усилением роли информационно-коммуникативной деятельности в жизни общества, увеличением доли искусственной реальности в современном коммуникативном пространстве. Это дает основание говорить об увеличении доли посредничества в процессе конструирования образа социального мира, который складывается у человека под воздействием возрастающего количества источников информации.

Принципы социального конструктивизма складываются в истории философской мысли как противовес репрезентативистскому подходу в понимании процесса познания. Исследователи об-

© Гостева Д. Д., 2017

наруживают их уже в философии Д. Вико и более выраженно - в учении И. Канта, в понимании которого не познание должно соответствовать объекту, но объект - познанию, что В. С. Швырев называет условно «неклассическим конструктивизмом», отличая эту систему взглядов от современного толкования, которое можно рассматривать как результат более поздней эволюции конструктивистских идей [1]. Развитие идей, согласно которым реальность конструируется в процессе познания, идет в философии на протяжении Х1Х-ХХ вв., коммуникативные аспекты в процессе познания становятся в связи с этим проблемным центром таких философских направлений, как герменевтика, неокантианство, аналитическая философия.

Коммуникативные основы процесса социального конструирования

в информационную эпоху

Современный мир демонстрирует тотальную экспансию коммуникации, которая затрагивает все сферы активности человека. Вместе с усложнением информационно-коммуникативных средств и технологий более сложным становится и процесс социального конструирования, особенно в той его части, которая основана на коммуникации как идеально-смысловом аспекте социального взаимодействия.

Коммуникация включена в познавательный процесс на всех его уровнях, поэтому все изменения, которые происходят в пространстве коммуникации, затрагивают и всю структуру познания. В информационно-коммуникативном пространстве постиндустриального мира все большее место занимают такие искусственные реальности, как медиареальность и виртуальная реальность, в рамках которых модели мира претерпевают значительную трансформацию. В традиционных классических моделях преобладала роль дискурса и личностных отношений между людьми в конструировании ими образа мира [2], в условиях информационной эпохи начинают доминировать визуальные коммуникации, в том числе и принципы визуализации в процессе познания. Если медиареальность имеет уже достаточно долгую историю своего символического воплощения, то виртуальная реальность - новый социокультурный феномен, который уже во многом изучен, но который в большей степени еще предстоит изучать. Проблема конструирования медиареальностью, создаваемой технологиями традиционных массмедиа, образа социального мира имеет свои традиции в европейских исследованиях, которые породили технологические, идеологические, психологические подходы к пониманию особенностей массмедийного коммуникативного опосредования в процессах социального познания. Все концепции рассматривали массовую коммуникацию как целерациональную деятельность институционального субъекта, формирующего образ мира в соответствии с установками определенного политического режима, выявляя те или другие принципы, не менявшие конструктивной природы этого процесса. Схватить образ мира посредством медиареальности человек может лишь в тех границах, которые заранее институционально определены.

Социокультурный феномен виртуализации окружающего мира не противоречит основной идее эпистемологического конструктивизма, согласно которой «знание что» может быть сведено к «знанию как» [3], поскольку построение знания, осмысление предметов и их отношений, конструирование окружающего мира возможно в том числе при погружении в виртуальную среду. Традиционное человеческое общение сместилось в принципиально новую размерность, претерпев переход от дорефлексивного мифологического восприятия до актуализации феномена коммуникации в виртуальном пространстве информационной эпохи [4]. Эта коммуникация осуществляется на различных социальных уровнях - от межличностного до массового; в виртуальной среде возникают и активно развиваются все новые сегменты общественных коммуникаций, предоставляя человеку дополнительные возможности познания либо порою замещая уже сложившиеся формы. В процесс социального конструирования образа мира человека включаются новые социальные субъекты, деятельность которых связана с обеспечением функционирования информационно-коммуникативных технологических комплексов. Наряду с традиционными социальными институтами субъектом формирования социальных смыслов выступают неинституциональные образования, не только усложняя систему опосредования, но и делая ее менее прозрачной. В этом контексте важная исследовательская задача - выявление новых коммуникативных рисков, поставляющих искусственные среды, которые все более становятся местом обитания человека.

Коммуникативные риски в образовательной, трудовой и повседневной деятельности современного человека

Исходя из комплексного подхода к анализу информационного общества как целостности выявляются зоны риска в социально-экономических отношениях [5], в сохранении национальной культурной идентичности [6]. Современные отечественные исследователи предлагают раз-

личные аспекты в осмыслении коммуникативных рисков, возникающих в современном мире в связи с воздействием трансграничных коммуникаций на структуру национального культурно-коммуникативного пространства [7]; изучаются возможные угрозы «знаниевой среде» [8]. В том числе исследователями предпринимается попытка выявления противоречий общества знания, на основе анализа специфики антропологических рисков информационного общества, среди которых выделяются риск гиперактивности и антропологический риск утраты доверия [9].

Поскольку понимание субъекта в истории философской мысли развивалось в русле осознания проблемы человека в отношении к его предметно-практической деятельности и познавательной активности, мы предлагаем рассматривать коммуникативные риски информационного общества через призму проблемы социального конструирования мира в образовательной, трудовой и повседневной деятельности.

Образовательная среда представляет сегодня ту сферу деятельности, где происходят весьма заметные для общества социальные изменения, в том числе увеличение доли дистанционных форм образования в процессе обучения. Возрастающий запрос на организационную и интеллектуальную деятельность, способную находить воплощение в виртуальной среде, не позволяет говорить о том, что реальное и виртуальное образование являются идентичными процессами. Поскольку «коммуникативное поведение и программа выполняемых социальных ролей осуществляется человеком в пределах определенной нормативной системы» [10], стихийность и неконтролируемость виртуального образования ставит под сомнение возможность полноценного погружения в коммуникативный процесс и его положительного влияния на социализацию человека. При этом речь может идти не только о результатах обучения, но и о существенно сокращающейся доле форм воспитательной работы. Если ранее функция воспитания выполнялась преимущественно институтами семьи и образования, то приходится предположить, что в рамках образовательных проектов, которые возникли в сети Интернет, должны быть заложены и воспитательные функции, но именно этот аспект в большей степени выпадает из зоны внимания новых образовательных программ. Вместе с тем виртуально конструируемые модели мира могут воздействовать на изменение традиционных ценностных и мировоззренческих моделей, что достаточно трудно учитывать в квазиконтактной коммуникации в символической виртуальной среде. Кроме того, виртуальная коммуникация во многом формирует новую «идею человека», реализует переход процесса обретения знаний и научного мышления «от аналитического к целостному, холистическому» [11], что остро ставит вопрос осмысления антропологических рисков, возникающих в образовательной деятельности.

В данном случае, думается, можно говорить о социальном конструировании реальности новой образовательной среды, которая несет как много возможностей, так и достаточное количество рисков. В качестве одной из наиболее важных может быть рассмотрена угроза неравномерного погружения общества в образовательный процесс, в результате чего возникает риск утраты взаимопонимания между людьми. Традиционная для классической литературы проблема «отцов и детей», возникающая на уровне поколений, в процессе общественного развития перерастает в проблему поколенческого непонимания, рассогласования на почве разной степени информационной осведомленности, разного уровня знания. Новый коммуникативный мир породит эффекты новой Вавилонской башни.

Не менее важными представляются коммуникативные риски современного мира, возникающие в процессе трудовой деятельности человека. С одной стороны, информационная эпоха и научно-техническая революция расширили и приумножили возможности реализации человеческого потенциала, с другой - все более размытыми предстают границы допустимого вмешательства технологий в жизнь человека. Одно из наиболее распространенных социотехнических опасений информационного общества - замена человека роботом на предприятиях. При вступлении общества в индустриальную эпоху, ознаменовавшуюся переходом от ручного труда к машинному, подобная тенденция нашла отражение в страхах людей, непонимании происходящего и построении пессимистичных прогнозов на будущее. Тем не менее современный человек понимает, насколько это упрощает его жизнь. Можно предположить, что роботизация предприятий позволила бы освободить людей от многочасового стояния у станка. При этом определенные социально-экономические гарантии позволили бы этим людям сосредоточиться на других значимых формах трудовой активности.

Вместе с тем данный социальный контекст ставит проблему «прочтения» жизни человека через развивавшуюся цивилизационную традицию технизации общественных отношений. Несмотря на продолжающееся доминирование межличностного взаимодействия в коммуникационных процессах в сфере трудовой деятельности человека, прогнозируется потенциальное изменение процесса коммуникации с модели «человек - машина» на модель «машина - машина», где человек имплицитно присутствует. Однако эта модель вносит рассогласование в диалогическую модель отношений

«Я - Ты», «Я - Оно» [12]. С учетом всепроникаемости машинной коммуникации и поглощения повседневной жизни различными гаджетами можно утверждать, что в процессе реификации «машина» осуществила переход из статуса «оно» в статус «ты», материализовавшись в роли другого человека. Это позволяет предположить возможность обратной ситуации, где в роли «я» выступает «машина», а человеку отводится роль «ты», вследствие чего «зона» человеческого в сфере трудовой деятельности попадает в зону риска. При этом в случае осуществления взаимодействия «машина - машина» из диалогической коммуникационной модели исчезает неизменный компонент «я», что является риском утраты субъектного потенциала человека, а также фактором снижения его доли коммуникации в процессе социального взаимодействия. Подобная ситуация в современном мире уже наблюдается в набирающем обороты явлении «майнинга», предоставляющем возможность при минимальном уровне личной вовлеченности добывать криптовалюту и обменивать ее на реальные деньги. Широкое распространение аналогичных тенденций способно оказывать влияние не только на организацию времени и пространства человека, но и вносить существенные изменения в структуру общества и личности, подрывать авторитет института труда, ставить под сомнение значимость навыков и знаний как личностных категорий.

Отдельного внимания требует проблема коммуникативных сдвигов, находящих свое воплощение в повседневной деятельности человека. «Конкретный социальный опыт, который индивид получает посредством всех сфер повседневности (в семье, профессиональной среде, в дружеском общении), заменяется "непрожитым" квазиопытом, доставляемым медиареальностью» [13]. Активная роль человека в ситуациях межличностной коммуникации замещается на иллюзию социальной сопричастности, процесс общения заменяется псевдообщением, действительное, реально переживаемое в опыте событие, уступает место медиасобытию. В результате человек получает готовый сформированный образ на основе организованной и структурированной информации. Если принять во внимание информационные войны, которые становятся постоянной характеристикой современного медийного пространства, то можно представить разрушительный характер такого информационного воздействия.

Инновационная модель коммуникации, какую представляет виртуальная реальность, так же, как и медиареальность, формирует представление о мире в конструктивистской парадигме. Рассмотрим в качестве примера такую форму коммуникации в интернет-пространстве, как социальные сети. Необходимо обратить внимание на то, что интернет-пространство в целом трансформирует культурные механизмы информационных обменов и порождает новые формы публичности, минимизирует различия между частной и публичной сферами жизни человека [14], что также имеет значение в социальном познании. Социальные сети формируют образ мира через образ группы, сконструированный по законам общения в этой группе, часто наделенный гораздо более сильными стереотипами, чем образы массовой коммуникации. Кроме того, при помощи современных технологий уже сегодня разрабатываются интеллектуальные системы, способные на основе анализа предыдущей истории общения самостоятельно формировать тексты сообщений, в автономном режиме работать с визуальной информацией, принадлежащей другому человеку, интерпретируя ее произвольным образом. Это может привести к тому, что образ человека будет конструироваться в виртуальном пространстве вне участия самого человека, при этом человек, «живущий» в виртуальном измерении социальных сетей, рискует утратить как свою реальную, так и виртуальную личностную идентичность, свободу своего самовыражения.

Заключение

Коммуникации информационной эпохи, основанные на инновационном технологическом инструментарии, дали новый импульс развитию всех сфер человеческой жизнедеятельности. Синтетическая информационно-коммуникативная среда современного мира, образуемая различными формами искусственной реальности, задает новые координаты повседневной, трудовой жизни человека, его образовательной деятельности, в большей степени нагружая ее дистанционными формами коммуникации. В том числе изменяются и принципы конструирования образа социального мира, что создает не только возможности дальнейшей реализации человеческого потенциала, но и угрозы, способные оказывать влияние на мировоззренческие и ценностные установки человека и больших социальных групп. В инновационных моделях коммуникации возникает риск не только утраты человеком собственного «я», но и потери своего субъектного потенциала в процессе социального познания, попадания в рабство к технологизированному обществу в результате многократно увеличивающихся уровней социального опосредования.

Изменение механизмов коммуникации ставит перед человеком задачу овладения новыми символическими средствами и познавательными инструментами для адаптациик вызовам культурной среды в процессе жизнедеятельности. Без изучения особенностей инновационных моде-

лей социальной коммуникации невозможно исследовать способы построения образа социального мира человека, влияющие на процессы его социализации в стремительно изменяющемся мире информационной эпохи.

Примечания и список литературы

1. Швырев В. С. Идея предпосылочности научного знания и современный конструктивизм // Конструктивизм в теории познания. М. : ИФРАН, 2008. С. 4.

2. Улановский А. М. Конструктивизм, радикальный конструктивизм, социальный конструкционизм: мир как интерпретация // Вопросы психологии. 2009. № 2. С. 35-38.

3. Лекторский В. А. Можно ли совместить конструктивизм и реализм в эпистемологии? // Конструктивизм в теории познания. М. : ИФРАН, 2008. С. 32.

4. Сулейманова Р. Р. Проблемы коммуникации в истории социально-философской мысли// Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 2 (217). Философия. Социология. Культурология. Вып. 20. С. 131-138.

5. Розанов Ф. И. Тенденции и «зоны риска» социально-экономической трансформации информационного общества // Современные исследования социальных проблем : электрон. науч. журн.). 2012. № 9 (17). URL: https://cyberleninka. ru/article/v/tendentsii-i-zony-riska-sotsialno-ekonomicheskoy-transformat-sii-informatsionnogo-obschestva.

6. Урютова Ю. А. Риски информационной эпохи и проблема сохранения национально-культурной идентичности // Общество и право. 2012. № 4 (41). С. 294.

7. Кузнецова Е. И. Медиакультура XXI века в контексте развития инновационных технологий // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Н. Новгород : Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2013. № 4. Ч. 2. C. 222.

8. Загидуллина М. В. Информационное общество в контексте net-мышления // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 5 (259). С. 49.

9. Скородумова О. Б. Антропологические риски информационного общества // Науковий вшник. 2013. № 70 (3). С. 480.

10. Савруцкая Е. П. Проблемы коммуникации в контексте социокультурной реальности информационного общества // Вестник Нижегородского университета им. Н. И Лобачевского. Социальная философия. 2012. № 1 (3). С. 134.

11. Дорофеев Д. Ю., Арзуманян М. Ю. Антропологический и образовательный потенциал современных коммуникаций // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. С. 119.

12. Бубер М. Я и Ты // Бубер М. Два образа веры. М. : Республика, 1995. С. 87.

13. Кузнецова Е. И. Символические механизмы информационного обмена в структуре социального опыта постиндустриальной эпохи // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. Т. 5. № 6А. С. 215.

14. Семенов Е. Е. Новые формы публичности как социокультурный феномен в процессе становления гражданского общества современной России // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Социальная философия. 2013. № 1. С. 107.

Notes and References

1. Shvyrev V. S. Ideya predposylochnosti nauchnogo znaniya I sovremennyj konstruktivizm [The idea of scientific knowledge preconditions and modern constructivizm] // Constructivism in the theory of knowledge - Konstruktivizm v teorii poznaniya. M. IFRAN. 2008. P. 4.

2. Ulanovskij A. M. Konstruktivizm, radikal'nyj konstruktivizm, social'nyj konstrukcionizm: mir kak interpretacia [Construction, radical construction, social constructioning: the world as an interpretation] // Voprosy psihologii -Questions of psychology. 2009, № 2, pp. 35-38.

3. Lektorskij V. A. Mozhno li sovmestit' konstruktivizm i realism v epistemologii? [Is it possible to combine construction and realism in epistemology?] // Konstruktivizm v teorii poznaniya - Constructivism in the theory of knowledge. M. IFRAN. 2008. P. 32.

4. Sulejmanova R. R. Problemy kommunikacii v istorii social'no-filosofskoj mysli [Communication problems in the history of social philosophy reflection] // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta - Herald of Chelyabinsk State University. 2011, № 2 (217). Filosofiya. Sociologiya. Kul'turologiya - Philosophy, sociology, cultural study. Issue 20. P. 131-138.

5. Rozanov F. I. Tendencii i «zony riska» social'no--ekonomicheskoj transformacii informacionnogo obshchestva [Tendencies and «zones of risks» of the social and economic transformation of the information society] // Sovre-mennye issledovaniya social'nyh problem (electronic scientific journal) - Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) 2012, № 9 (17). Available at: https://cyberleninka.ru/article/ v/tendentsii-i-zony-riska-sotsialno-ekonomicheskoy-transformatsii-informatsionnogo-obschestva

6. Uryutova Yu. A. Riski informacionnoj epohi i problema sohraneniya nacional'no-kul'turnoj identichnosti [Risks of the information era and the problem of preserving national and cultural identity] // Obshchestvo i pravo -Society and law. 2012, № 4 (41), p. 294.

7. Kuznecova E. I. Mediakul'tura XXI veka v kontekste razvitiya innovacionnyh tehnologij [Media culture of the 21st century in the context of innovative technologies development] // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo - Herald of Nizhniy Novgorod University n.a. N.I. Lobachevskiy. Nizhnij Novgorod. Publ. NNSU n. a. N. I. Lobachevskiy. 2013, № 4, part 2, p. 222.

8. Zagidullina M. V. Informacionnoe obshchestvo v kontekste net--myshleniya [Information society in the context of net--thinking] // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta - Herald of Chelyabinsk State University. 2012. № 5 (259). P. 49.

9. Skorodumova O. B. Antropologicheskie riski informacionnogo obshchestva [Anthropological risks of information society] // Naukoviy visnik - Scientific herald. Kiev. 2013, № 70 (3), p. 480.

10. Savruckaya E. P. Problemy kommunikacii v kontekste sociokul'turnoj real'nosti informacionnogo obshchestva [The problems of communication in the context of sociocultural reality of the information society] // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Social'naya filosofiya - Herald of Nizhniy Novgorod University n.a. N. I. Lobachevskiy. Social philosophy. 2012, № 1 (3), p. 134.

11. Dorofeev D. Yu., Arzumanyan M. Yu. Antropologicheskij i obrazovatel'nyj potencial sovremennyh kommuni-kacij [Anthropological and educational potential of modern communications] // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta iM. A. S. Pushkina - Herald of Leningrad State University n.a. A.S. Pushkin. 2012, P. 119.

12. Buber M. Ya I ty [Me and you] // Buber M. Dva obraza very [Two images of trust]. M. Respublika. 1995. P. 87.

13. Kuznecova E. I. Simvolicheskie mehanizmy informacionnogo obmena v structure social'nogo opyta postin-dustrial'noj epohi [Symbolic mechanisms of information exchange in the process of post-industrial epoch social experience forming] // Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke - Context and reflexion: philosophy on the world and human. 2016, vol. 5, № 6A, p. 215.

14. Semenov E. E. Novye formy publichnosti kak sociokul'turnyj fenomen v processe stanovleniya grazhdanskogo obshchestva sovremennoj Rossii [New publicity forms as sociocultural phenomenon in the process of modern Russian civil society formation] // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Social'naya filosofiya -Herald of Nizhniy Novgorod University n.a. N.I. Lobachevskiy. Social philosophy. 2013. № 1. P. 107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.