Научная статья на тему 'Социальный конструктивизм Дж. Джерджена'

Социальный конструктивизм Дж. Джерджена Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
506
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ / СОВМЕСТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНО-КОНСТРУКТИВИСТСКАЯ ТЕРАПИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный конструктивизм Дж. Джерджена»

обеспечения максимального приращения продукту брендоспособности.

Иначе говоря, ключевой задачей является формирование эмоционально насыщенного отношения потребителя к марочному предложению.

Вот пример формирования вымышленных свойств на психологическом уровне, воспринимаемых потребителем как качество анализируемого объекта: звук захлопывания двери, выступающий индикатором совокупного качества сборки автомобиля, запах как показатель новизны (специальные ароматизаторы с аналогичным названием, например, «новый автомобиль»), внешний вид менеджера, интерьер офиса как сигнал о компетентности фирмы и многое другое.

Структура образа бренда складывается из комплекса подобных сигналов, при этом каждый сигнал имеет свою ценность. Воспринимая брендовый продукт таким образом, потребитель выстраивает систему прогнозов и собственных ожиданий, когда из множества полезностей и впечатлений от товара, он выделяет наиболее значимы для себя.

Подводя итог, следует сказать, что одно из функциональных назначений бренда определяется как свидетельство о качестве товара, т. е. «клеймо», выполняющее функцию стандарта качества. Список использованной литературы:

1. Огилви Д. Огилви о рекламе: [пер. с англ.]. М.: Эксмо, 2003.

2. Толстяков Р.Р., Нестеров Д.А. Брендниг как маркетинговый инструмент оценки и управления качеством // Социально-экономические явления и процессы. 2016. №11 С.94-98.

© Карпова И.С., 2017

УДК 316.28

Г.Н. Квита

канд. философ. наук, доцент НГУЭУ г. Новосибирск, РФ E-mail: gkvita@yandex.ru С.П. Ваньков доцент НТИ РГУ им. А.И. Косыгина г. Новосибирск, РФ E-mail: vankopff@yandex.ru Е.Б.Сваровская канд. философ. наук, доцент НГУЭУ г. Новосибирск, РФ E-mail: elen-sv@list.ru

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ ДЖ. ДЖЕРДЖЕНА

Аннотация

В статье проводится анализ концепции социального конструктивизма Дж. Джерджена. Понимание особенностей формирования социальных конструкций позволит не только понять закономерности и механизмы социальных представлений, но и разработать методы воздействия на динамику социальных конструкций.

Ключевые слова

Социальный конструктивизм, совместное строительство, социально-конструктивистская терапия

Социальный конструктивизм можно определить как концепцию, которая считает, что существование человеческой жизни зависит от социальных и межличностных влияний. Социальный конструктивизм не

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

отрицает влияния генетической наследственности, но решает сосредоточиться на исследовании социальных влияний, на общей и индивидуальной жизни в социуме. Сфера исследования социального конструктивизма - культура и общество, но не в целом, а лишь в сфере психологического.

Социальный конструктивизм рассматривает индивидуумов как продукты, детерминированные культурной, политической и исторической эволюцией, существующие в определенном месте и времени.

Помимо унаследованных аспектов развития человечества, социальный конструктивизм предполагает, что все другие аспекты формируются через социальные взаимодействия, социальную практику. Социальный конструктивизм показывает важность тех способов, в которых социализация и инкультурация среди людей, которых мы знали, плюс текущие влияния тех, кого мы сейчас знаем, являются наиболее активными в формировании нашего взаимного существования с другими.

Обычная психология атрибутом человеческого деяния считает «индивидуальный» разум, который он призван объективировать, измерить и классифицировать эти деяния в «объективной» манере. Обычная психология также считает, что можно отказаться от цели, ценности и наличия предвзятости исследователей. Социальный конструктивизм утверждает, что истинная объективность отсутствует в науках о человеке, потому что все методы этих наук требуют оценить один набор субъективных действий через другой набор субъективных оценок. То есть, «инструментом для познания» неизбежно выступает субъективность.

Основные предположения социального конструктивизма, с точки зрения Дж. Джерджена следующие.

1. То, что мы считаем восприятием мира самого по себе, не диктуется условиями, существующими в этом мире. Мы пропускаем эти условия через психику, а она, в свою очередь, зависит от культурного контекста заданных исторических условий нашего существования. То, что мы считаем нашим знанием о мире, не является продуктом индукции, или проверки общей гипотезы. Так, Дж. Джерджен в доказательство этого тезиса приводит результаты исследования эмоций, которые ставят под сомнение предположение, что гнев - это биологическое состояние организма. Эмоции предлагается рассматривать как исторически условные, зависящие от социальной деятельности и от контекста использования.

2. Условия, в которых воспринимаются социальные артефакты, зависят от исторически сложившихся взаимоотношений между людьми. Понимание мира не автоматически управляется силами природы, а является результатом активного взаимодействия людей в процессе социальных отношений. Так, Дж. Джерджен указывает, что проводимые исследования выявили исторические вариации содержания понятий ребенка, романтической любви, материнской любви, самостоятельности. Содержание этих понятий существенно меняется в историческом времени. В определенные исторические периоды детство не считалось специализированной фазой развития, романтическая и материнская любовь не являлись неотъемлемыми элементами человеческой жизни, а личность не рассматривалась как изолированная и автономная. Более того, содержание понятий заметно отличается от одной культуры к другой.

3. Степень, в которой данная форма понимания мира является доминирующей или устойчивой во времени, принципиально не зависит от возможности ее опытного обоснования. Эта зависимость во многом определяется изменчивостью социальных процессов (например, общения, переговоров, конфликтов, риторики). А правила поведения и ценности являются неоднозначными по своей природе, постоянно развиваются, и свободно варьируются в зависимости от пристрастий тех, кто их использует.

4. Формы переговорного процесса имеют решающее значение в общественной жизни, так как они неразрывно связаны со многими другими видами деятельности, в которых люди участвуют. Описания и объяснения мира сами представляют собой формы социального действия. Как таковые, они переплетаются с полным спектром других видов человеческой деятельности. Так, описания и объяснения - неотъемлемые части различных социальных моделей. Они служат для формирования и поддержки определенных моделей в ущерб другим.

С точки зрения социального конструктивизма то, что принимается или отвергается как реальность, это не просто представления и оценки разных лиц, или лиц из разных групп, но та взаимосвязь, что существует между предметами и индивидуальными субъективностями.

Поэтому основным следствием концепции социального конструктивизма является то, что можно обозначить как «совместное строительство».

Социальный конструктивизм подробно рассматривает роль социальных процессов в конструировании смысла. Знание порождается людьми, взаимодействующими и коллективно ведущими переговоры о наборе общих смыслов. Отвергнув объективистскую концепцию знания как внутреннего представления, социальный конструктивизм разделяет мнение о знании как строительстве - социальном строительстве в этом случае.

Люди ограничены своим телом и личным пространством, мыслями и эмоциями. Но это личное пространство тесно, поскольку находится под влиянием других людей, нас окружающих, с которыми мы выросли, и с которыми мы взаимодействуем ежедневно. Это происходит до такой степени, что какие-либо границы того, что принадлежит мне, в том числе и я сам, невозможно четко установить. Короче, люди взаимозависимы с другими.

Обучение «совместному строительству» происходит через социально-конструктивистскую терапию, которая концентрируется на социализации, воспитании и нравственном влиянии, изменении в смысле и способах действия в мире. Терапией считается серия очных встреч, где «пациенты» встречаются с людьми культуры. Терапия дает возможность клиентам получить новый набор переживаний, через которые они могут или не могут переориентироваться в мире. Любая форма психотерапии, которая принимает вид социального конструктивизма, меняет многие акценты механических, медицинских и естественных наук, которые не соответствуют характеру психологического развития, изменения и актуализации человеческого потенциала.

Предположить, что социальная реальность конструируется, означает только, что с человеческой точки зрения, реальность вечно зависит от природно-исторического и психосоциального контекста, в котором собраны выборочные знания о реальном мире. Все, что есть, просто есть. Однако в тот момент, когда мы начинаем озвучивать то, что есть - то, что действительно и объективно - мы входим в мир социальных конструкций, в котором определяющую роль играют традиции, образ жизни, наборы значений и предпочтения.

С помощью различных технологий социального насыщения происходит взрыв в описании внутреннего мира человека, который приводит к кризису идентификации чего-либо, в том числе и самоидентификации.

Следствием такого кризиса является угроза распространения психологического нигилизма, которого можно избежать в настоящее время в первую очередь из-за призрака мрачной и пустой жизни.

В качестве выхода из такого кризиса Дж. Джерджен, предлагает возродить или наполнить другим содержанием категорию возвышенного, в рамках которой будет сбалансировано все множество психологических онтологий, и это множество будет подчинено наиболее значимой цели, принимаемой и достигаемой в процессе социального строительства.

© Квита Г.Н., Ваньков С.П., Сваровская Е.Б., 2017

УДК: 378147.88

Т.Д. Попкова

канд. философ. Н., доцент доцент ПГНИУ, г. Пермь, РФ, E-mail: tatyana3@mail.ru

ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА: ПРОДУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ

Аннотация

Статья раскрывает опыт взаимодействия университетов России (Пермь) и Америки (Айова) по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.