Научная статья на тему 'Механизмы социальной коммуникации концепции И. Гофмана'

Механизмы социальной коммуникации концепции И. Гофмана Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
736
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ФРЕЙМ / FRAME / КЛЮЧ / KEY / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ / SOCIAL ROLE / КОНВЕНЦИИ / CONVENTIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Квита Г.Н., Ваньков С.П., Сваровская Е.Б.

В статье раскрывается одна из центральных проблем, исследуемых в междисциплинарной сфере социальной психологией, социальной социологией и философией, проблема коммуникации в социальном конструкте. Коммуникационные особенности коллективного субъекта формируются под воздействием специфичных социальных конструкций. Понимание этих особенностей позволит не только понять закономерности и механизмы социальной коммуникации, но и разработать методы воздействия на динамику последней. В статье делается попытка редуцировать концепцию фреймов И. Гофмана до состояния понимаемых и принимаемых схем поведения, познания, деятельности в процессе социальной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE CONCEPT OF I. HOFFMANN

The article reveals one of the central problems studied in the interdisciplinary field of social psychology, social sociology and philosophy the problem of communication in the social construct. The communication features of the collective subject are formed under the influence of specific social structures. Understanding these features will allow not only to understand the laws and mechanisms of social communication, but also to develop methods of influence on the dynamics of the latter. The article is an attempt to reduce the concept of frames proposed by I. Hoffmann to the state of understandable and acceptable behavioral patterns, comprehension and activities in the process of social communication.

Текст научной работы на тему «Механизмы социальной коммуникации концепции И. Гофмана»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)

УДК 316.28

Kvita G.N., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Novosibirsk State University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia), E-mail: gkvita@yandex.ru

Vankov S.P., senior lecturer, Novosibirsk Technological Institute of Russian State University n. a. A.I. Kosygin, (Novosibirsk, Russia), E-mail: vankopff@yandex.ru

Svarovskaya E.B., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Novosibirsk State University of Economics and Management, (Novosibirsk, Russia), E-mail: elen-sv@list.ru

MECHANISMS OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE CONCEPT OF I. HOFFMANN. The article reveals one of the central problems studied in the interdisciplinary field of social psychology, social sociology and philosophy - the problem of communication in the social construct. The communication features of the collective subject are formed under the influence of specific social structures. Understanding these features will allow not only to understand the laws and mechanisms of social communication, but also to develop methods of influence on the dynamics of the latter. The article is an attempt to reduce the concept of frames proposed by I. Hoffmann to the state of understandable and acceptable behavioral patterns, comprehension and activities in the process of social communication.

Key words: communication, frame, key, social role, conventions.

Г.Н. Квита, канд. филос. наук, доц. Новосибирского государственного университета экономики и управления, г. Новосибирск, Е-mail: gkvita@yandex.ru

С.П. Ваньков, доц. Новосибирского технологического института российского государственного университета имени А.И. Косыгина, г. Новосибирск, Е-mail: vankopff@yandex.ru

Е.Б. Сваровская, канд. филос. наук, доц. Новосибирского государственного университета экономики и управления, г. Новосибирск, Е-mail: elen-sv@list.ru

МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В КОНЦЕПЦИИ И. ГОФМАНА

В статье раскрывается одна из центральных проблем, исследуемых в междисциплинарной сфере социальной психологией, социальной социологией и философией, - проблема коммуникации в социальном конструкте. Коммуникационные особенности коллективного субъекта формируются под воздействием специфичных социальных конструкций. Понимание этих особенностей позволит не только понять закономерности и механизмы социальной коммуникации, но и разработать методы воздействия на динамику последней. В статье делается попытка редуцировать концепцию фреймов И. Гофмана до состояния понимаемых и принимаемых схем поведения, познания, деятельности в процессе социальной коммуникации. Ключевые слова: коммуникация, фрейм, ключ, социальная роль, конвенции.

Проблема реальности существования мира, субъекта, взаимодействия - проблема не новая, уходящая корнями в далекое прошлое. Её можно считать слишком абстрактной для повседневного существования. Однако именно попытка решения этой проблемы на социальном или индивидуальном уровне создает метафизический базис любому социальному взаимодействию, более того, во многом определяет жизнь общества и индивида явным (например, через религию) или неявным (неосознанным) образом.

Различные подходы к решению этой проблемы фактически приводят к мысли о «конструировании реальности»: бесконечность информации, получаемой от мира с необходимостью редуцируется (упрощается) до состояния понимаемых и принимаемых схем поведения, познания, деятельности.

Поскольку «конструирование реальности» есть необходимый элемент человеческого существования, постольку для социологов, психологов, философов одной из важных проблем является выявление оснований такой конструкции и формирование универсальной теории, разрешающей проблему реаль-

ности существования, ядром которой (теории) является практика [1].

Ценность таких попыток в том, что от универсальных философских теорий и религиозных концепций, претендующих на всеобщность, они переключают внимание на практическое взаимодействие людей - с другими и с миром. То есть «конструкция реальности» в таких попытках ее осмысления зависит от коммуникации в широком смысле слова (взаимодействие с любым объектом).

Однако, обращая внимание на практику, большинство исследователей игнорирует ее структуру и используемые коды, что отрицательно сказывается на результатах таких исследований.

Попытку преодоления этого недостатка делает И. Гофман в своей концепции фреймов.

Так, согласно И. Гофману, отношение индивида (группы индивидов) к реальности определяется ситуацией. Каждая конкретная ситуация является коммуникацией и поэтому включает в себя нескольких индивидов - коммуникантов. Однако, сфера конкретной коммуникации - это открытая система, что означает

отсутствие полного контроля коммуникантов над коммуникативной ситуацией [2].

Существует надиндивидуальная заданность социальной коммуникации, смысловой контекст, который и определяет повседневное поведение людей в различных ситуациях.

Этот смысловой контекст задает структуру поведения, которая, хотя и вариантна, изменчива, однако, позволяет выделить типические (инвариантные) черты. Этот смысловой контекст в первом приближении можно назвать фреймом.

Совершая разнообразные действия в своей повседневности, люди используют опыт, знания, умения, которые черпают при коммуникации с миром. Мир, включающий и других людей, задает смыслы и структуру поведения. Цель, которую ставит перед собой И. Гофман, - выделение базовых систем фреймов, используемых людьми для понимания ситуации, и определения возможных трудностей при использовании этих систем [2].

Попытаемся разобраться с ключевым понятием концепции И. Гофмана - фреймом. Так, сам И. Гофман определяет данное понятие, как некую ситуацию, формируемую принципами социальной организации и социальной вовлеченностью ее агентов. Все, что можно описать с помощью этих элементов, И. Гофман называет «фреймом» [2].

Далее он более конкретизирует это понятие, обозначая фреймы как «схемы интерпретации» какого-либо конкретного события.

Понятие «фрейм» не имеет однозначного определения. Различные источники трактуют его по-разному. Так, например, фрейм - это:

- смысловая рамка, обеспечивающая понимание ситуации и совершение определенных действий, исходя из этого понимания [3];

- метакоммуникация, в основе которой лежат принципы организации социального бытия (ситуации) и уровень вовлеченности в него [4];

- единство «матрицы возможных событий», возникающих в силу расстановки социальных ролей и ее возможной интерпретации участниками этих событий [5];

- нередуцируемые и неконструируемые формы социального взаимодействия: одновременно и «матрица возможных событий», которую таковой делает «расстановка ролей», и «схема интерпретации», событий субъектами, в них участвующими [6].

Исходя из этого, далеко не полного, перечня определения понятия «фрейм» можно выделить нечто общее, содержащееся в этих определениях:

- все эти определения позиционируют фрейм как устойчивую и относительно статичную структуру;

- фрейм является неконструируемой формой, он сам задает конструкции, как для ситуации, так и для ее понимания;

- фрейм - нередуцируемая форма, то есть его нельзя свести к более простой форме, его потенциал - множество возможных форм;

- элементами фрейма являются осознанные и неосознанные знания и ожидания, применяемые в определенной ситуации участниками взаимодействия;

- на основе знаний и ожиданий формируется понимание ситуации, которое, в свою очередь, определяет поведение участников ситуации.

К недостаткам рассматриваемых определений можно отнести следующие:

- расплывчатость: базовое определение И. Гофмана и его интерпретации (определения определения) не содержат четкого указания на более простые, далее не разложимые понятия;

- отсутствие четкости в определении фрейма у И. Гофмана, дает возможность его интерпретаторам трактовать исходное определение в зависимости от своего понимания: метакомму-никация (общение по поводу общения), «матрица возможных ситуаций», смысловая рамка и пр. Тем не менее, даже такая расплывчатость понятия «фрейм» делает его рабочим, то есть пригодным для исследования коммуникаций, что отмечается исследователями.

Главное, на взгляд авторов, содержание понятия «фрейм»: он является контекстом повседневной жизни, определяя «поле возможностей» для конкретной жизненной ситуации и поле ее интерпретации (понимания) участниками коммуникации.

Отношение индивида (группы индивидов) к реальности определяется ситуацией. Каждая конкретная ситуация является коммуникацией и поэтому включает в себя нескольких

индивидов - коммуникантов. Однако, сфера конкретной коммуникации - это открытая система, что означает отсутствие полного контроля коммуникантов над коммуникативной ситуацией.

Существует надиндивидуальная заданность социальной коммуникации, смысловой контекст, который и определяет повседневное поведение людей в различных ситуациях. Поскольку этот смысловой контекст (фрейм) с необходимостью присутствует в любой коммуникации («фреймы присутствуют в любом восприятии»), то можно говорить о том, что коммуниканты используют фреймы или системы фреймов в своем общении.

Существует первичная система фреймов, различающихся по уровню организации:

- более организованные: например, устоявшаяся система социальных институтов;

- менее организованные: задают лишь некоторые контуры понимания ситуации.

Первичная система фреймов задает сферу восприятия повседневных событий.

И. Гофман указывает, что первичные системы фреймов могут быть разделены на два класса: природные и социальные.

Природные системы фреймов «естественны», предопределены, «бесцельны», обеспечивают прямое понимание событий, например, законы физики.

Социальные системы фреймов зависят от коммуникантов, то есть в данных системах присутствуют целеполагание, воля участников общения.

Такие системы обеспечивают «фоновое понимание», учитывают интересы и намерения участников и содержат конвенциональные стандарты общения: например, честность, тактичность, правила морали и пр.

Законы природы, правила игры, стандарты поведения первичны по отношению к игре и поведению, что позволяет И. Гофману говорить о первичных (базовых) системах фреймов. Система первичных фреймов, по мнению И. Гофмана, является центральным элементом культуры определенного общества.

Первичные системы фреймов, как правило, изморфны (устойчивы, неизменны), что не исключает как проблем отклонения от них, так и их ложного, иллюзорного понимания.

Как считает И. Гофман центральным понятием его фрейм-теории является понятие «ключа», которое определяется им как «набор конвенций, посредством которых определенная деятельность, уже осмысленная в терминах базовой системы фреймов, трансформируется в иной, с точки зрения участников, вид деятельности».

Набор конвенций способствует переключению с одной системы фреймов на другую.

В рамках процесса переключения происходит следующее:

- трансформация уже ранее осмысленной схемы интерпретации (предполагается, что такая исходная схема существует);

- признание коммуникантами возможности такой трансформации и принятие ими новой системы фреймов;

- трансформация имеет пространственные и временные ограничения (маркеры);

- переключение имеет место только внутри этих ограничений;

- при переключении внешняя форма деятельности может оставаться неизменной или слегка измениться, в то время как интерпретация события изменяется радикально.

Переключение принципиально влияет на восприятие событий и представляет собой определенную настройку индивида на иную систему.

И. Гофман через понятие переключения определяет, что является реальным для индивида в процессе коммуникации: события для него (индивида) представляются реальными, если они полностью укладываются в базовую систему фреймов.

И. Гофман выделяет пять основных ключей:

- выдумка: воспринимается участниками коммуникации как показная имитация относительно непревращенной деятельности;

- состязание: самостоятельный фрейм, отделяющийся от «серьезности», превращающий её в игру со всё более ужесточающимися правилами (например, драка (реальность) - бокс (игра));

- церемониалы: фрейм, сфокусированный на само событие, то есть данное событие имеет самостоятельный смысл (не является игровым);

- техническая переналадка: отрезки повседневности, выраженные в формах, обеспечивающих достижение утилитарных целей (например, тренировка);

- пересадка: допущение того, что имеет место, с одной стороны, удержание участника коммуникации в рамках привычной для него системы фреймов, с другой стороны, имеются достаточно сильные мотивы, выводящие его за пределы привычности (например, участие богатых людей в дешевых распродажах) [2].

Адекватность восприятия ситуации означает ее полное включение в определенную систему фреймов для участника коммуникации. Однако, эта адекватность формируется не только самим субъектом, но и другими участниками коммуникации, что позволяет индивиду скорректировать свою точку зрения, понимая и принимая те системы фреймов, в которых действуют другие участники.

Совокупность социальных ролей определяет сферу коммуникаций индивида. Понятно, что в этой сфере можно выделить как основную линию (например, связанную с профессией, пристрастиями, интересами), так и второстепенную, на которой индивид не сосредоточен, но знает о её существовании, имеет её в виду.

Характер конкретного фрейма деятельности связан с характером той ролевой формулы личности, по которой он организован.

Между этими линиями (потоками) существуют границы, которые определяются маркерами (знаками). Эти маркеры - И. Гофман называет их «специальными наборами пограничных знаков» - обозначают не только границы, но и являются связками различных систем фреймов: любая граница не только разделяет, но и связывает [2].

Библиографический список

Социальные роли личности означают ее взаимодействие, совместную деятельность, коммуникацию с другими. Коммуникацию формирует фрейм совместной деятельности. При этом возможны следующие способы взаимодействия:

- у участников существует единое адекватное понимание ситуации и своего места в ней. В этом случае «возможно простое применение первичных систем фреймов»;

- система фреймов одного из участников взаимодействия доминирует. В этом случае имеет место манипуляция или обман, что угрожает дискредитацией коммуникации.

- имеет место самообман, выраженный в форме иллюзии, что также может привести к дискредитации взаимодействия.

Для того, чтобы избежать таких сбоев (ошибок взаимодействия) человек, по И. Гофману, должен:

- получить дополнительную информацию;

- внимательно отнестись к ней;

- сопоставить ее с уже имеющейся с целью выявления ошибок и заблуждений.

В результате происходит «когнитивная перестройка сознания человека» и проясняется фрейм событий.

Таким образом, пытаясь охватить в целом концепцию фреймов И. Гофмана, можно сделать следующие выводы:

- основу жизни общества составляет повседневная деятельность людей;

- эта деятельность воспринимается как «серьезная»;

- производными от повседневной деятельности являются «забава, обман, эксперимент, репетиция, мечта, фантазия, ритуал, публичная демонстрация» и пр.;

- в процессе повседневной деятельности общества формируется система первичных фреймов, являющихся основой любого индивидуального или группового взаимодействия.

1. Квита Г.Н., Ваньков С.П., Сваровская Е.Б. Социальный конструктивизм Дж. Джерджена. Символ науки. Международный научный журнал. 2017; 3.

2. Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. Москва, 2004.

3. Как люди делают себя. Обычные россияне в необычных обстоятельствах: концептуальное осмысление восьми наблюдавшихся случаев. Под общей редакцией В.А. Ядова, Е. . Даниловой, К. Клеман. Москва, 2010.

4. Батыгин Г.С. Континуум фреймов: социологическая теория Ирвинга Гофмана. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. Москва, 2004.

5. Вахштайн В.С. Книга о реальности социальной реальности. Рецензия на книгу: Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. Социологический журнал. 2004; 3 - 4.

6. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. Москва, 2005.

References

1. Kvita G.N., Van'kov S.P., Svarovskaya E.B. Social'nyj konstruktivizm Dzh. Dzherdzhena. Simvol nauki. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2017; 3.

2. Gofman I. Analiz frejmov. 'Esse ob organizacii povsednevnogo opyta. Moskva, 2004.

3. Kak lyudi delayut sebya. Obychnye rossiyane v neobychnyh obstoyatel'stvah: konceptual'noe osmyslenie vos'mi nablyudavshihsya sluchaev. Pod obschej redakciej V.A. Yadova, E. . Danilovoj, K. Kleman. Moskva, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Batygin G.S. Kontinuum frejmov: sociologicheskaya teoriya Irvinga Gofmana. Gofman I. Analiz frejmov: 'esse ob organizacii povsednevnogo opyta. Moskva, 2004.

5. Vahshtajn V.S. Kniga o real'nosti social'noj real'nosti. Recenziya na knigu: Gofman I. Analiz frejmov: 'esse ob organizacii povsednevnogo opyta. Sociologicheskij zhurnal. 2004; 3 - 4.

6. Bakulev G.P. Massovaya kommunikaciya: Zapadnye teoriii koncepcii. Moskva, 2005.

Статья поступила в редакцию 16.04.17

УДК 159.99:616.89-008.48

Lysak I.V., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia),

E-mail: ivlysak@sfedu.ru

COMPUTER AND INTERNET ADDICTION: THE EVOLUTION OF APPROACHES TO STUDYING THE ISSUE. The concept of Internet addiction was first established in scientific research in the mid 90s, but it is not yet included in medical diagnostic guides. In many countries it is considered to be a psychological and pedagogical problem rather than a medical one. The development of this type of addiction is facilitated by medical and biological factors, in particular, interhemispheric asymmetry, increased neuropsychic exhaustion; psychological factors such as a feeling of loneliness, shyness, emotional tension; social factors such as internal family conflicts, a lack of communication with peers, and problems in relationships with the opposite sex. Supporters of the concept of Internet addiction or computer addiction formulate their characteristics by analogy with the characteristics of gambling addiction. Opponents emphasize that the Internet is only an instrument for falling into addictions. There is special research interest in computer gaming addiction, which is particular among teenagers and young people. The spread of computer networks makes it important to teach children how to use computers and the Internet safely, to provide them digital competence in order to reduce the number of people with Internet addiction.

Key words: Internet addiction, computer addiction, cyberaddiction, computer games, massively multiplayer online games, cybersocialization, digital competence.

И.В. Лысак, д-р филос. наук, проф. Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, E-mail: ivlysak@sfedu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.