Научная статья на тему 'Опыт взаимодействия университетов в рамках международного проекта: продуктивные решения организации практики студентов'

Опыт взаимодействия университетов в рамках международного проекта: продуктивные решения организации практики студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СТУДЕНТЫ / УНИВЕРСИТЕТ / ОБМЕН ОПЫТОМ / ИННОВАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попкова Т.Д.

Статья раскрывает опыт взаимодействия университетов России (Пермь) и Америки (Айова) по вопросам организации и содержания практики студентов, обучающихся по направлению «социальная работа» в рамках международного проекта «Базы практик и модели руководства при обучении студентов специалистов по социальной работе: сравнение подходов в России и США». Глобализация образовательного пространства (понимая нами с точки зрения позитивных проявлений) раскрывает границы научно-практического взаимодействия, позволяет значительно расширить возможности реализации инновационных решений, в частности, процесса организации практики студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт взаимодействия университетов в рамках международного проекта: продуктивные решения организации практики студентов»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х

Социальный конструктивизм подробно рассматривает роль социальных процессов в конструировании смысла. Знание порождается людьми, взаимодействующими и коллективно ведущими переговоры о наборе общих смыслов. Отвергнув объективистскую концепцию знания как внутреннего представления, социальный конструктивизм разделяет мнение о знании как строительстве - социальном строительстве в этом случае.

Люди ограничены своим телом и личным пространством, мыслями и эмоциями. Но это личное пространство тесно, поскольку находится под влиянием других людей, нас окружающих, с которыми мы выросли, и с которыми мы взаимодействуем ежедневно. Это происходит до такой степени, что какие-либо границы того, что принадлежит мне, в том числе и я сам, невозможно четко установить. Короче, люди взаимозависимы с другими.

Обучение «совместному строительству» происходит через социально-конструктивистскую терапию, которая концентрируется на социализации, воспитании и нравственном влиянии, изменении в смысле и способах действия в мире. Терапией считается серия очных встреч, где «пациенты» встречаются с людьми культуры. Терапия дает возможность клиентам получить новый набор переживаний, через которые они могут или не могут переориентироваться в мире. Любая форма психотерапии, которая принимает вид социального конструктивизма, меняет многие акценты механических, медицинских и естественных наук, которые не соответствуют характеру психологического развития, изменения и актуализации человеческого потенциала.

Предположить, что социальная реальность конструируется, означает только, что с человеческой точки зрения, реальность вечно зависит от природно-исторического и психосоциального контекста, в котором собраны выборочные знания о реальном мире. Все, что есть, просто есть. Однако в тот момент, когда мы начинаем озвучивать то, что есть - то, что действительно и объективно - мы входим в мир социальных конструкций, в котором определяющую роль играют традиции, образ жизни, наборы значений и предпочтения.

С помощью различных технологий социального насыщения происходит взрыв в описании внутреннего мира человека, который приводит к кризису идентификации чего-либо, в том числе и самоидентификации.

Следствием такого кризиса является угроза распространения психологического нигилизма, которого можно избежать в настоящее время в первую очередь из-за призрака мрачной и пустой жизни.

В качестве выхода из такого кризиса Дж. Джерджен, предлагает возродить или наполнить другим содержанием категорию возвышенного, в рамках которой будет сбалансировано все множество психологических онтологий, и это множество будет подчинено наиболее значимой цели, принимаемой и достигаемой в процессе социального строительства.

© Квита Г.Н., Ваньков С.П., Сваровская Е.Б., 2017

УДК: 378147.88

Т.Д. Попкова

канд. философ. Н., доцент доцент ПГНИУ, г. Пермь, РФ, E-mail: tatyana3@mail.ru

ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА: ПРОДУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ

Аннотация

Статья раскрывает опыт взаимодействия университетов России (Пермь) и Америки (Айова) по

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

вопросам организации и содержания практики студентов, обучающихся по направлению «социальная работа» в рамках международного проекта «Базы практик и модели руководства при обучении студентов -специалистов по социальной работе: сравнение подходов в России и США». Глобализация образовательного пространства (понимая нами с точки зрения позитивных проявлений) раскрывает границы научно-практического взаимодействия, позволяет значительно расширить возможности реализации инновационных решений, в частности, — процесса организации практики студентов.

Ключевые слова

Организация практики, социальная работа, студенты, университет, обмен опытом, инновационные

изменения.

В рамках Программы партнерства университетов фонда «Евразия», направленной на поддержку сотрудничества американских и партнерских вузов, был разработан проект, который получил поддержку фонда.

Реализация международного проекта двух университетов (ПГНИУ Пермь, Россия и Университета штата Айовы, США) по вопросам организации и содержания практики студентов позволила существенно переосмыслить её роль и значение в учебном процессе вуза. В период с мая 2016 г. по февраль 2017 г. преподаватели обоих университетов провели ряд дистанционных встреч, семинаров, совершили визиты с целью ознакомления с моделью организации практики в режиме реального времени, а так же провели открытые лекции для студентов и преподавателей обоих вузов.

Позитивным результатом подобного сотрудничества можно считать актуализацию потребности преподавателей кафедры «Социальной работы и конфликтологии» в качественных коррективах организации и содержания практики студентов. Исходя из этого, коллективом исполнителей проекта были разработаны предложения по изменению существующей системы организации практики в ПГНИУ. Анализируя опыт взаимодействия университетов Перми и Айовы по вопросу организации практики, можно констатировать, что качественные показатели результатов реализации международного проекта носят инновационный характер.

С целью выявления динамики представлений и знаний преподавателей пермского университета об организации и содержании практики студентов нами были разработаны три анкеты, по результатам которых проведен качественный анализ.

Первая анкета содержала вопросы, касающиеся конкретных составляющих содержания практики.

Основные выводы, сделанные по результатам анкетирования.

Приоритетным в выборе ответа о важности овладения студентами практическими знаниями преподаватели считают «знакомство со спецификой практической деятельности социального работника». В равной степени получены ответы «закрепление на практике знаний и умений, приобретаемые обучающимися в результате освоения ими теоретических курсов; «освоение практических навыков социальной работы»; «комплексное формирование профессиональных компетенций». Наименьший выбор получил ответ «формирование связи между научно-теоретическими и практическими знаниями студентов».

Основным содержанием практики, по мнению преподавателей, является работа с клиентами социальных служб и стационарных учреждений, на втором месте — организация и проведение мероприятий, на третьем — волонтерская деятельность. При этом работа с документами (к сожалению, этим видом деятельности в большинстве случаев и просят заниматься студентов на практике), отнесена на последнее место. В ранжировании предложенных вариантов ответов прослеживается единодушное мнение преподавателей кафедры, что демонстрирует их объективное отношение к практической деятельности студентов.

Что касается вопроса о соответствии тематики курсовых работ содержанию практики, мнения разделись поровну: одни считают, что это обеспечивает целостное представление студентов об изучаемой проблеме, другие, — что этот вопрос решается научным руководителем.

Все опрашиваемые в качестве утвердительного варианта выбрали ответ о необходимости ознакомления студентов с широким спектром баз производственной практики, с тем, чтобы на последнем

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

году обучения сконцентрироваться на одном из направлений с целью определения своей дальнейшей профессиональной занятости.

В ответе на вопрос о включенности научного руководителя в практическую деятельность студентов, мнения преподавателей разделились: одни считают, что научный руководитель не имеет таковых функций, другие — что это было бы разумным и полезным для обеих сторон-участников образовательного процесса (в частности, возможность корректировать исследования, взаимодействать с сотрудниками организаций баз практики).

Как выяснилось из ответов, у преподавателей нет четкого представления о конкретных координаторах практики студентов (кроме ответственного лица, в учебном поручении которого прописана такая функция). Исходя из этого, процесс координации практики осуществляется каждым преподавателем на основе своего личного опыта и не всегда носит системный характер.

Что касается вопроса ведения студентами дневника записей, большинство преподавателей считают, что это помогает проследить алгоритм практической деятельности студента, развивает его рефлексивные и аналитические навыки, повышает степень ответственности. При этом в своих комментариях преподаватели отмечают, что чаще всего, записи носят формальный характер и поэтому не отражают полноту содержания выполненной работы.

Большинство преподавателей не принимают участия или только иногда присутствуют на защите. Утвердительный ответ дали только два преподавателя, которые имеют своем учебном поручении данные функции.

На вопрос о сроках прохождения студентами практики получен единодушный ответ всех преподавателей: необходимо пересмотреть систему практики, включая сроки ее прохождения.

Второе анкетирование проходило после ознакомительной поездки преподавателей кафедры ПГНИУ в университет Айовы (октябрь-ноябрь 2016 г.). Цель анкетирования: выявление сходств и различий в моделях организации, содержании, форм и видов практики двух университетов.

Результаты сравнительного анализа первой и второй анкеты демонстрируют значительное расширение представлений преподавателей и получение ими новых знаний об организации и содержании практики студентов будущих специалистов по социальной работе в университете Айовы.

В ответах на поставленные вопросы преподаватели единодушно выразили мнение о возможности заимствования положительного опыта в организации практики для студентов для обоих университетов и о необходимости реформирования подходов в организации практики в ПГНИУ.

Посещение социальных учреждений штата Айовы обогатило знаниями в профессиональной преподавательской деятельности (наличие широкого спектра информационных технологий, практики работы с разными социальными и возрастными группами), что, в свою очередь, вызывает необходимость в расширении видов практик для российских студентов.

Основной вывод, который следует из полученных оценок модели практики студентов Айовы: прохождение студентами практики должно быть ориентировано на овладение ими профессиональными навыками, осознании собственной мотивации и состоятельности в профессиональном выборе.

Третья анкета была направлена на определение объективных изменений в модели организации практики студентов кафедры «Социальной работы и конфликтологии» ПГНИУ. Как выяснилось, в течение последних трех месяцев коллективом исполнителей удалось реализовать большое количество разработанных предложений по вопросам организации практики студентов.

В результате обобщения данных трех анкет, качественные показатели представлений и знаний преподавателей кафедры о модели практики студентов показали повышение уровня на 51,4%.

Перечень полученных знаний оказался достаточно широким:

По вопросам организации практики:

- наличие системообразующего компонента организации практики (от освобожденной должности «директора по практике», до кураторов;

- эффективность системы взаимодействия университета и баз практики по вопросам организации и непосредственной деятельности студентов (дифференциация мест практики на микро- и мезоуровни;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

наличие «обратной связи» университета и баз практики, доступная информация в автоматизированной базе учреждений и организаций практики, опора на выпускников при взаимодействии с базами практик;

- перед началом практики студенты: проходят интервью инструктора и студента; подписывают «Кодекс этики».

По вопросам практической деятельности студентов на базах практики:

- допуск студентов на практику в «закрытые» учреждения (работа с бездомными, ВИЧ-инфицированными, осужденными и др.);

- на базе практики у студентов имеются рабочие места;

- к инструкторам по практике предъявляются требования к опыту работы и образованию;

- по результатам деятельности студентов в период прохождения практики кураторами предоставляются официальные отзывы;

- у студентов формируется полноценный пакет документации о содержании практики;

- персональные консультации преподавателей проходят в течение всего срока практики (преподаватели регулярно посещают базы практики студентов; для одного преподавателя существует ограничение количества студентов-практикантов);

- научные/практические исследования не являются обязательными для студентов (определение темы исследования соответствует будущему профессиональному выбору студентом социальной сферы деятельности; теоретическое исследование осуществляется только на уровне подготовки магистров);

- установлены дополнительные консультативные часы для научно-исследовательских проектов;

По вопросам оценки практики:

- существует комплексная оценка результатов практики (со стороны базы практики, университета, включая самооценку). Основополагающим оценочным показателем успешности обучения являются практические результаты студентов.

Принимая во внимание полученный в период выполнения программы опыт, коллективом исполнителей были разработаны рекомендации по изменению организации и содержанию практики студентов в ПГНИУ, которые были приняты во внимание заведующим кафедрой руководителями практики и администрацией университета, которые были реализованы в текущем учебном году.

На текущий момент в университете принято новое Положение о практике студентов обучающихся по направлению «Социальная работа»; внесены изменения в учебный план о практике.

В одном из учреждений (базы практики) был издан Приказ о закреплении кураторов практики.

Обновлен и расширен список баз практики, который размещен на сайте кафедры.

Кураторами практики (кафедры социальной работы и конфликтологии) пересмотрены программы всех видов практики, уточнено содержание заданий и итоговых документов.

Проводятся индивидуальные беседы со студентами перед началом практики

Преподаватели разрабатывают конкретные программы практики (с указанием целей, задач) и конкретного задания.

Разработан оценочный инструментарий для производственной практики магистров заоч.отд., 2 к., бакалавров заоч. отд. 5 к.).

По окончании прохождения практики со студентами планируется проведение анкетирования по полученным результатам.

Проведен опрос студентов по организации практики.

Полученный в ходе реализации международного проекта опыт позволил создать и внедрить инновационный продукт в сжатые сроки (с ноября 2016 г. по февраль 2017 г.) в деятельность кафедры «Социальной работы и конфликтологии» ПГНИУ. Функционально, эта инновация отвечает прагматической, обновленческой и прогностической направленности реализуемых мероприятий. Таким образом, продуктивные решения руководителя и коллектива исполнителей, обусловили успешное завершение программы.

© Попкова Т.Д. , 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.