Научная статья на тему 'Социальный источник пополнения рабочего класса учащиеся школ (1970-1985 гг. )'

Социальный источник пополнения рабочего класса учащиеся школ (1970-1985 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
261
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИК ПОПОЛНЕНИЯ РАБОЧЕГО КЛАССА / РАБОЧАЯ МОЛОДЕЖЬ / УЧАЩИЕСЯ ШКОЛ / ВЫПУСКНИКИ ШКОЛ / SOURCE OF REPLENISHMENT OF WORKING CLASS / YOUNG WORKERS / PUPILS OF SCHOOLS / GRADUATES OF SCHOOLS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Алина Леонидовна

На основе данных социологического обследования на предприятиях Чувашии 1983 г. и архивных материалов рассмотрены тенденции изменения основных черт социального облика учащихся общеобразовательной школы, которые в исследуемый период стали одним из главных источников пополнения рядов рабочего класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SOURCEWORKING CLASS REPLENISHMENT PUPILS OF SCHOOLS (1970-1985)

In the article on the basis of the data of sociological inspection at the enterprises of Chuvashiya in 1983 and archival materials tendencies of change of the basic lines of social shape of pupils of a comprehensive school, which steels during the investigated period are considered by one of the main sources of replenishment of numbers of working class.

Текст научной работы на тему «Социальный источник пополнения рабочего класса учащиеся школ (1970-1985 гг. )»

УДК 947

А.Л. СМИРНОВА

СОЦИАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК ПОПОЛНЕНИЯ РАБОЧЕГО КЛАССА -УЧАЩИЕСЯ ШКОЛ (1970-1985 гг.)

Ключевые слова: источник пополнения рабочего класса, рабочая молодежь, учащиеся школ, выпускники школ.

На основе данных социологического обследования на предприятиях Чувашии 1983 г. и архивных материалов рассмотрены тенденции изменения основных черт социального облика учащихся общеобразовательной школы, которые в исследуемый период стали одним из главных источников пополнения рядов рабочего класса.

A.L. SMIRNOVA

SOCIAL SOURCEWORKING CLASS REPLENISHMENT - PUPILS OF SCHOOLS (1970-1985)

Key words: source of replenishment of working class, young workers, pupils of schools, graduates of schools.

In the article on the basis of the data of sociological inspection at the enterprises of Chu-vashiya in 1983 and archival materials tendencies of change of the basic lines of social shape of pupils of a comprehensive school, which steels during the investigated period are considered by one of the main sources of replenishment of numbers of working class.

В отечественной историографии проблеме социальных источников пополнения рабочего класса в исследуемый период уделялось большое внимание [1, 2, 6, 7, 9, 11, 14, 21, 22, 23]. Особое место этот вопрос занимает в публикациях, посвященных рабочей молодежи, так как «именно в ее ряды рекрутируются представители других социальных слоев общества и на ее основе в первую очередь происходит самовоспроизводство рабочего класса» [12, с. 6]. Однако единого понятия «источник пополнения рабочего класса» в советском обществоведении так и не было выработано.

Одни исследователи считали, что в основу понятия «источник пополнения рабочего класса» должен быть положен социально-классовый признак [9, 11, 21, 22, 23]. Другие классифицировали «источники» по роду основных занятий людей и не выделяли как самостоятельный источник учащихся общеобразовательной школы [5].

Третьи считали, что «преждевременно категорически отказываться от учета и анализа социального происхождения как признака, дифференцирующего пополнения на неоднородные группы», и учитывали обе точки зрения [12, с. 8]. Значительный вклад в разработку данной проблемы на материалах Чувашской АССР внес Ю.П. Смирнов [24, 25].

Суммируя имеющиеся в советской историографии точки зрения на вопрос о социальных источниках пополнения рабочего класса, следует отметить, что основные дискуссии велись по двум источникам - военнослужащим и учащимся. Что касается военнослужащих как источника пополнения рабочего класса, по этому поводу существует две противоположные точки зрения. Одна -С.Л. Сенявского и В.Б. Тельпуховского, которые относили эту категорию к источнику пополнения лишь в период массовой демобилизации [23, с. 137]; другая - М.М. Ефимкина, утверждавшего, что демобилизованные военнослужащие являются своеобразным источником пополнения рабочего класса, поскольку армия сама является особой социальной группой. Кадровых военных он относил к категории служащих [7, с. 63, 64].

В данной статье поставлена задача - рассмотреть тенденции изменений основных черт социального облика учащихся общеобразовательной школы, которые в исследуемый период стали одним из главных источников пополнения рядов рабочего класса, в чьей динамике, по мнению М.П. Кима отража-

лась тенденция движения общества от классовой дифференциации к социальной однородности [9].

В качестве основного признака для изучения состава пополнения было взято социальное прошлое поступающих на заводы людей. По данным обследования 1983 г., основным источником формирования трудовых коллективов Чувашии являлись учащиеся общеобразовательных школ (40,1%), работавшие ранее на других предприятиях (22,1%), служащие (6,4%), рабочие совхозов (6,9%), колхозники (12,5%), трудившиеся в других отраслях народного хозяйства (13,7%).

Эта зависимость проявляется в том, что молодые рабочие в возрасте, соответствующем определенному образовательному уровню, завершали свое обучение в общеобразовательной школе и в тот же год приходили на производство [26, с. 77]. Отмеченная закономерность, присущая рабочей молодежи СССР, находит свое подтверждение и в социальной характеристике молодых рабочих Чувашии (см. табл. 1). Анализ данных социологического обследования на предприятиях Чувашии 1983 г. показал, что во всех возрастных группах молодых рабочих промышленности повысился удельный вес молодежи, имевшей полное среднее образование.

Превращение учащихся в основной источник пополнения рабочей молодежи исследователи отмечали еще применительно к 1930-1940 годам. И главным изменением, которое произошло в исследуемый период, стало то, что рабочий класс и, прежде всего, его молодое поколение стали формироваться не просто за счет учащихся, а в первую очередь за счет выпускников (в начале периода еще за счет выпускников неполной средней школы - 8-летки, а к концу - основным источником стали выпускники средней школы). Это было тем более важным, что производство и, прежде всего, высококвалифицированные профессии предъявляли все большие требования к общеобразовательному уровню рабочих, их способности повышать свой культурно-технический уровень.

Таблица 1

Распределение молодых рабочих в зависимости от возраста и уровня общего образования по Чувашии, % (1983 г.)*

Возраст Сколько классов общеобразовательной школы окончил

не ответил 4 5 6 7 8 9 10 11 итог

17 лет 5,2 - - - - 15,8 5,3 73,7 - 100

18 6,5 - - - - 12,9 3,2 74,2 3,2 100

19 4,3 0,8 - - - 26,3 0,8 63,6 4,2 100

20 4,9 - - - - 6,7 1,2 84,7 2,5 100

21 8,1 - - - - 10,9 2,2 75,9 2,9 100

22 2,3 - - - - 13,0 4,3 76,1 4,3 100

23 7,6 - - - - 13,2 9,4 66,0 3,5 100

24 3,4 1,2 - - 1,2 10,6 2,4 80,0 1,2 100

25 4,3 - - 1,2 - 14,7 2,5 73,6 3,7 100

26 10,8 - - - - 21,6 8,1 59,5 - 100

27 13,0 - - - - 19,6 2,2 60,9 4,3 100

28 - - - - - 16,0 8,0 76,0 - 100

29 - - - - - 11,1 - 88,9 - 100

30 10,6 - - 0,9 - 17,7 7,1 63,7 - 100

Выборочная совокупность 7,0 0,2 0,1 0,5 1,4 15,7 3,7 68,8 2,6 100

* Таблица составлена по материалам личного архива И.Л. Корнаковского.

Отражением этой новой реальности стало принятие 24 декабря 1958 г. закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», согласно которому предусматривалась перестройка общеобразовательной средней школы и в стране вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование [8].

В исследуемый период в связи с изменениями в социальной структуре советского общества происходило уменьшение численности колхозного крестьянства в составе всего населения страны. В свою очередь, эти изменения не могли не сказаться на уменьшении значения колхозного крестьянства в пополнении рабочих кадров, количество выходцев из рядов которых в составе пополнений по стране было почти в 13 раз меньше, чем из учащейся молодежи [10, с. 9]. При этом следует отметить, что темпы сокращения численности колхозников в Чувашии были выше, чем в целом по стране, хотя в целом они находились в русле общесоюзных показателей.

Коренные изменения в экономике страны и в производительных силах, которые произошли под влиянием научно-технической революции, обусловили серьезные изменения в характере труда, его содержании, что не могло не сказаться на характеристике новых поколений советского рабочего класса.

Таблица 2

Уровень образования населения РСФСР и Чувашской АССР в 1970 гг.*

На 1000 человек в возрасте 10 лет и старше приходится лиц с образованием

высшим незакон- ченным высшим средним специ- альным средним общим неполным средним началь- ным

Городское и сельское население

Оба пола

РСФСР 44 13 73 108 251 296

Чувашская АССР 25 8 55 97 282 297

Мужчины

РСФСР 49 15 67 109 281 344

Чувашская АССР 31 11 50 105 325 338

Женщины

РСФСР 39 12 78 108 226 258

Чувашская АССР 21 7 58 91 251 267

Городское население

Оба пола

РСФСР 61 18 92 140 274 257

Чувашская АССР 46 15 96 164 304 228

Мужчины

РСФСР 68 20 85 137 301 293

Чувашская АССР 55 19 87 161 329 259

Женщины

РСФСР 55 16 98 143 252 228

Чувашская АССР 39 12 103 166 285 205

* Таблица составлена и рассчитана по книге: Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года. Т. III. Уровень образования населения СССР, союзных и автономных республик, краев и областей. М.: Статистика, 1972. С. 206-207, 229.

Реформа общеобразовательной школы, начатая с принятием этого закона, не только отразила потребности народного хозяйства в высокообразованном работнике, но и фактически зафиксировала превращение в массовый источник пополнения рабочего класса не только учащихся, оставивших учебу в

общеобразовательной школе, не завершив своего образования, но и выпускников либо неполной средней, либо средней школы. Наиболее заметна эта динамика на выпускниках средней школы. В 1950 г. дневные отделения высших учебных заведений страны могли принять практически всех выпускников десятых классов, десять лет спустя - немногим более трети, в 1970 г. - четверть, а в 1979 г. - 22,5% [15, с. 427, 440; 16, с. 448, 498].

В конце 1970-х годов на промышленные предприятия РСФСР стало приходить молодежи на 10% меньше (среди других трудоустроенных), чем в начале этого периода. А ведь именно в промышленное производство юноши и девушки шли охотнее всего. Например, в 1966 г. из 1400 тыс. выпускников школ 540 тыс. пошли в промышленность, а в 1976-1978 гг. из 1,8 млн трудоустроенных выпускников средних общеобразовательных школ 46% влилось в ряды промышленного отряда республики [6, с. 29].

Как видно из табл. 2, к 1970 г., несмотря на некоторые различия в распределении взрослого населения Российской Федерации и Чувашской АССР по видам образования, в динамике образовательного уровня прослеживается общая тенденция, характеризующая процессы в РСФСР и Чувашской АССР, согласно которой можно сделать вывод о том, что происходило неуклонное повышение образования населения. При этом в Чувашской АССР более быстрыми темпами росла численность той категории лиц, которая имела неполное среднее образование. При одинаковом удельном весе имевших начальное образование по всем остальным позициям Чувашия уступала среднероссийским показателям, что связано, по нашему мнению, прежде всего с существенной разницей в уровне образования городских и сельских жителей республики.

По сравнению с 1959 г. в 1979 г. число лиц с полным средним общим, средним специальным, незаконченным высшим и высшим законченным образованием возросло с 88,7 до 361,9 тыс. человек, или более чем в 4 раза. При этом число людей с законченным высшим образованием увеличилось с 10,2 до 48,3 тыс. человек (в 4,7 раза), со средним специальным - с 32,8 до 98 тысяч человек (в 3 раза), со средним общим - с 39 до 204,7 тысяч человек (в 5,2 раза) [4, л. 107].

Таблица 3

Уровень образования занятого населения Чувашской АССР в 1959-1989 гг.*

На 1000 занятых приходится лиц с образованием

высшим незаконченным высшим средним специальным средним общим неполным средним начальным

1959 г. 17 8 52 52 312 311

1970 г. 40 9 87 138 391 235

1979 г. 68 9 136 271 330 нет свед.

1989 г. 104 11 210 397 196 72

* Таблица составлена и рассчитана по: Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года. Т. III. Уровень образования населения СССР, союзных и автономных республик, краев и областей. М.: Статистика, 1972. С. 431; ГИА ЧР. Ф. 872. Оп. 31. Д. 331. Л. 108; Краткая социально-демографическая характеристика населения Чувашской АССР (По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г.). Чебоксары, 1990. С. 17.

Новым шагом в развитии системы образования в СССР стало постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (20 июня 1972 г. № 463) [18, с. 25; 20, с. 87]. Вслед за постановлением союзного Совмина было принято Постановление Совмина РСФСР от 20.07.1972 № 426 «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной

школы в РСФСР» [17, с. 41]. И наконец, в 1973 г. Верховный Совет СССР утвердил «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» [20, с. 89]. Все эти документы должны были законодательно обеспечить переход страны к всеобщему среднему образованию. Исследователи отмечали, что с каждым новым этапом развития советского общества задачи системы образования расширялись и обогащались, а вместе с этим совершенствовалась и сама система образования [27, с. 91].

В результате осуществления намеченным мер произошло кардинальное увеличение удельного веса лиц с высшим и средним (полным и неполным) образованием в составе занятого населения страны. Эти изменения сказались и на образовательном уровне населения автономных республик Российской Федерации. Как видно из табл. 3, за период с 1970 г. по 1989 г. среди занятого населения Чувашской АССР доля лиц с высшим и средним специальным образованием выросла, соответственно, в 2,5 и 2,4 раза. Еще более заметно изменился удельный вес тех, кто имел среднее общее образование - в 2,9 раза. Столь существенный рост образовательного уровня населения республики сопровождался не менее впечатляющим сокращением доли той категории населения, которая имела образование либо неполное среднее, либо начальное, соответственно в 2 и 3,3 раза.

В одиннадцатой пятилетке на обследованных предприятиях Российской Федерации распределение молодых рабочих, имевших специальное образование, выглядело следующим образом (см. табл. 4).

Как видно из табл. 4, в обследованных регионах, несмотря на все различия, прослеживается общая тенденция: рост удельного веса молодых рабочих, имевших к моменту обследования специальное образование. Причем разброс в характеристиках весьма значительный: от 23,5% - в Марийской АССР до 39,8% - в Горьком; в остальных регионах - от 27,9% в Чувашии до 37,1% - в Татарии.

Таблица 4

Наличие специального образования у молодых рабочих РФ, обследованных в 1983 г. в зависимости от региона*

Признак Вариант признака Российская Федерация % по стране

регионы автономные республики

Горь- кий Толь- ятти Марий- ская Мор- довская Чу- ваш- ская Татар- ская

Имеете ли Вы специальное образование не имею 60,2 65,1 76,5 72,9 72,1 62,9 72,2

среднее техническое 29,8 16,3 14,6 17,7 23,3 19,5 18,9

незаконченное высшее 4,7 7,1 4,9 5,1 2,3 12,2 5,1

высшее 5,3 11,5 4,0 4,3 2,3 5,4 3,8

Итого по региону, % 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

* Таблица составлена по материалам личного архива И.Л. Корнаковского.

Уже на рубеже 1960-1970-х годов ряды рабочего класса стали пополняться также выпускниками техникумов, а на наиболее сложных технологических участках производства - вузов. К началу девятой пятилетки каждый пятый техник в промышленности выполнял функции рабочего [3, с. 228].

Изменение потребностей промышленности в высококвалифицированных и высокообразованных рабочих кадрах привело к появлению в сентябре 1977 г. Постановления Госкомтруда СССР от № 288 «О перечне профессий рабочих высших разрядов, которым по уровню квалификации требуется среднее спе-

циальное образование». В нём предусматривалось 380 наименований таких профессий [19, с. 105].

Исследования, проводившиеся в 1970-х и 1980-х годах, выявляют такую особенность в изменении уровня образования молодых рабочих, как почти полное исчезновение группы рабочей молодежи, которая не имела неполного среднего образования

К началу 1979 г. среди всего населения Чувашской АССР в возрасте 10 лет и старше было 61,8% лиц со средним (полным и неполным) и высшим образованием; такое же образование имеют 81,4% населения, занятого в народном хозяйстве республики, причем 76,0% - среди занятых физическим и 98,5% - умственным трудом (см. табл. 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Рост уровня образования занятого населения Чувашской АССР 1959-1979 гг.*

На 1000 лиц имеют высшее и среднее (полное и неполное)образование

1959 г. 1970 г. 1979 г.

Все население в возрасте 10 лет и старше 365 467 618

Занятое население - всего В том числе: 441 665 814

занятое преимущественно физическим трудом 380 593 760

занятое преимущественно умственным трудом 926 965 985

* Таблица составлена по данным ГИА ЧР. Ф. 872. Оп. 31. Д. 331. Л. 111.

Следовательно, к 1979 г. по сравнению с 1959 г. удельный вес образованного населения среди всех занятых возрос в 1,8 раза, а среди занятых физическим трудом - в 2 раза. Приведенные цифры показывают, что в республике общеобразовательный уровень работников физического труда постепенно приближался к образованию работников умственного труда.

Аналогичная тенденция к значительному росту и сближению прослеживается и в уровне образования мужчин и женщин. Так, если в 1970 г. мужчины в Чувашской АССР, имевшие высшее и среднее (полное и неполное) образование существенно опережали женщин (соответственно 52,2% и 42,8%), то уже в 1979 г. разрыв в уровне образования этих демографических групп сократился до 3,7% (соответственно 83,3 и 79,6%).

Во время переписи 1989 г. учтены лица старше 15 лет, а ранее - до 10 лет. Данные переписи 1989 г. невозможно сравнить с данными прежних переписей.

В вопросе адаптации молодых рабочих, пришедших в промышленность в 1970-е годы из разных социальных слоев, взаимосвязь между социальным прошлым, равно как и социальным происхождением, с одной стороны, и социальной активностью, выраженной через участие в работе общественных организаций, в управлении производством, в движении рационализаторов и изобретателей, в различных формах социалистического соревнования и т.п. - с другой, практически отсутствует. Там же, где ее удается обнаружить, она имеет не причинно-следственный, а функциональный характер, т.е. через ее посредство проявляются другие, более значимые связи, в частности, образование, стаж работы как общий, так и на данном предприятии, удовлетворенность трудом, желание сменить место работы и др.

Таким образом, можно достаточно обоснованно утверждать, что в исследуемый период стирание различий, существовавших между источниками пополнений рабочего класса, как часть общего интеграционного процесса, развивавшегося в советском обществе, привело к тому, что социальная принадлежность перестала быть дифференцирующим признаком в социальном облике людей.

Литература

1. Бляхман Л.С. НТР, рабочий класс, интеллигенция / Л.С. Бляхман, О.И. Шкаратан. М.: Политиздат, 1973. 320 с.

2. Бойко И.И. Рабочие Волго-Вятского региона: опыт и уроки социально-экономического развития (1960-1985 гг.) / И.И. Бойко. Чебоксары: Чуваш. гос. ин-т гуманитар. наук, 1997. 256 с.

3. Воспроизводство рабочей силы и повышение эффективности использования трудовых ресурсов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. 276 с.

4. Государственный исторический архив ЧР. Ф. 872. Оп. 31. Д. 331.

5. Ежов В.А. К вопросу об источниках пополнения современного рабочего класса и определение понятия «культурно-технический рост» / В.А. Ежов // Вопросы историографии рабочего класса СССР. М.: Мысль, 1970. С. 261-267.

6. Ефимкин М.М. Рабочие Сибири. Конец 50-х - середина 80-х годов / М.М. Ефимкин. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. 219 с.

7. Ефимкин М.М. Источники и формы пополнения рабочих Западной Сибири в условиях развитого социализма / М.М. Ефимкин. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1979. 158 с.

8. Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР 1938-1967. В 2 т. Т. 1. М.: Известия Советов депутатов трудящихся СССР, 1968. С. 367-383.

9. Ким М.П. Советский народ - новая историческая общность / М.П. Ким. М.: Политиздат, 1972. 263 с.

10. Ким М.П. Изменения в социальной структуре советского города / М.П. Ким, С.Л. Сеняв-ский. М.: Знание, 1971. 45 с.

11. Клопов Э.В. Рабочий класс СССР (Тенденции развития в 60-70-е гг.) / Э.В. Клопов. М.: Мысль, 1985. 336 с.

12. Корнаковский И.Л. Социальный облик пополнений рабочего класса (По материалам социологических обследований 1930-х - 1980-х гг.) / И.Л. Корнаковский, В.Е. Полетаев // Рабочий класс в условиях развитого социализма. Источники и формы пополнения. 1960-1980 гг. М.: Б.и., 1984. С. 6-41.

13. Краткая социально-демографическая характеристика населения Чувашской АССР (По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г.). Чебоксары: Чуваш. респ. управление статистики, 1990. 176 с.

14. Михайлова С.Ю. Рабочая молодежь и качество: ретроспективный взгляд / С.Ю. Михайлова // Вестник Чувашского университета. 2006. № 6. С. 73-80.

15. Народное хозяйство СССР 1922-1972 гг. Юбилейный статистический ежегодник М.: Статистика, 1972. 848 с.

16. Народное хозяйство СССР в 1979 г. М.: Статистика, 1980. 616 с.

17. Постановление Совета Министров РСФСР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы в РСФСР» (20 июля 1972 № 426) // Свод законов РСФСР. Т. 3. М.: Советская Россия, 1986. С. 305-306.

18. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (20 июня 1972 г. № 463) // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т. 12. 1971-1975. М.: Политиздат, 1986. С. 225-232.

19. Постановление Госкомтруда СССР от № 288 «О перечне профессий рабочих высших разрядов, которым по уровню квалификации требуется среднее специальное образование» // Ь|Пр://\мм\«.!а\«т1х.ги/<^ос8_ссср.рЬ|р?1<^=5126 (Дата обращения: 01.09.2009).

20. Прокофьев М.А. Народное образование в СССР. 1917-1967 / М.А. Прокофьев. М.: Педагогика, 1985. 448 с.

21. Руткевич М.Н. Социальные перемещения / М.Н. Руткевич, Ф.Р. Филиппов. М.: Мысль, 1970. 253 с.

22. Сенявский С.Л. Рост рабочего класса СССР (1951-1965 гг.) / С.Л. Сенявский. М.: Наука, 1966. 279 с.

23. Сенявский С.Л. Рабочий класс СССР (1938-1965 гг.) / С.Л. Сенявский, В.Б. Тельпухов-ский. М.: Мысль, 1971. 536 с.

24. Смирнов Ю.П. Источники и формы пополнения рабочего класса Чувашии в условиях развитого социализма / Ю.П. Смирнов // Подготовка и воспитание рабочего класса автономных республик РСФСР в условиях развитого социализма. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1983. С. 18-34.

25. Смирнов Ю.П. К вопросу об источниках и формах пополнения рабочего класса Чуваши в 1960-е годы / Ю.П. Смирнов // Рабочий класс в условиях развитого социализма. Источники и формы пополнения. 1960-1980 гг. М.: Б.и., 1983. С. 119-141.

26. Социальный облик рабочей молодежи по материалам социологических обследований (по материалам социологических обследований 1936 и 1972 гг.). М.: Мысль, 1980. 302 с.

27. Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР / Ф.Р. Филиппов. М.: Мысль, 1976. 159 с.

СМИРНОВА АЛИНА ЛЕОНИДОВНА - ассистентка кафедры архивоведения и документове-дения, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (alinasmirnova@list.ru). SMIRNOVA ALINA LEONIDOVNA - assistant, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.