Научная статья на тему 'Чтение как фактор культурного развития рабочей молодежи РСФСР (1971-1985 гг. )'

Чтение как фактор культурного развития рабочей молодежи РСФСР (1971-1985 гг. ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
47
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / ОБЩАЯ КУЛЬТУРА / КНИГА / БИБЛИОТЕКА / РАБОЧАЯ МОЛОДЕЖЬ / READING / THE GENERAL CULTURE / THE BOOK / LIBRARY / YOUNG WORKERS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Смирнова Алина Леонидовна

В работе рассмотрен один из факторов культурного развития советского общества -чтение. На основе данных социологических исследований раскрыты взаимосвязь и взаимовлияние чтения и общей культуры молодых рабочих РСФСР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READING AS THE FACTOR OF CULTURAL DEVELOPMENT YOUNG WORKERS OF RSFSR (1971-1985)

In work reading as one of factors of cultural development of the Soviet society is considered. On the basis of the given sociological inspections the interrelation and interference of reading and the general culture of young working RSFSR are opened.

Текст научной работы на тему «Чтение как фактор культурного развития рабочей молодежи РСФСР (1971-1985 гг. )»

Оценивая произошедшие изменения, можно прийти к выводу, что на рубеже веков и тысячелетий в России (вслед за Западной Европой) сформировалась тенденция к переходу от зарегистрированных браков к незарегистрированным «добровольным союзам», которые ранее именовались «сожи-тельствами». Особенно ярко эта тенденция проявляется в молодых поколениях. Возраст вступления молодежи в первый зарегистрированный брак заметно возрос. По-видимому, это объясняется неверием молодежи в

пожизненный характер брака и нежеланием создавать себе лишние проблемы с разводами и разделом имущества. Поскольку семейный статус человека, заключившего законный брак, все еще имеет определенную привлекательность в силу гарантированных привилегий (например, получение вместо пресловутой «прописки» права быть «зарегистрированным» в мегаполисе), сохраняется тенденция заключать иногда фиктивные браки и прекращать оные, как только поставленная браком цель оказывается достигнутой.

A.Y. Smirnov. RUSSIAN FAMILY ON THE BORDER OF THE 20m AND 21st CENTURIES. The problems of the family-marriage relations in Russia on the border of the centuries and during the last decade are considered in the article. Negative consequences of these relations including the demographic ones are also marked here.

Key words: family relations, family, ^habitation, marriage.

СМИРНОВ Александр Юрьевич, родился в 1980 г., окончил Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (2002), преподаватель Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России. Автор 7 работ.

УДК 947

ЧТЕНИЕ КАК ФАКТОР КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ РСФСР (1971-1985 гг.)

А. Л. Смирнова

В работе рассмотрен один из факторов культурного развития советского общества -чтение. На основе данных социологических исследований раскрыты взаимосвязь и взаимовлияние чтения и общей культуры молодых рабочих РСФСР.

Ключевые слова: чтение, общая культура, книга, библиотека, рабочая молодежь.

В современной России телевизор и компьютер практически вытеснили чтение из досуга жителей страны. В связи с этим большой интерес представляет значение, придаваемое книге в СССР, являвшейся самой читающей страной в мире.

В советском обществе чтение рассматривалось как важнейшее средство развития культуры человека, поэтому выпуск печатной продукции постоянно рос. В 1984 г. по сравнению с 1970 г. тираж книг и брошюр увеличился в 1,5 раза. Возросло число газетных изданий и их годовой тираж. Так, в 1970 г. в РСФСР выходило 4445 изданий с годовым тиражом в 22,8 млрд. экземпляров, в 1980г. -соответственно 4413 издания и 29,2 млрд. экземпляров, а 1984 г. число изданий составило 4516 с тиражом в 31,3 млрд. экземпляров [1. С.350].

В автономных республиках Поволжья в

изучаемый период значительно выросло число читателей, выписывавших газеты на родном языке, в том числе и среди рабочих, поэтому был достаточно велик и их тираж. В 1984 г. на башкирском языке выходило 24 газеты годовым тиражом 46,8 млн. экземпляров, на марийском - 15 газет тиражом 10,2 млн. экземпляров, на мордовском, соответственно, - 2 и 2,0 млн., на татарском - 88 и 160,1 млн., на чувашском - 26 газет, тираж которых составил 36,9 млн. экземпляров [2. С.54].

Для сравнения степени приобщенности к элементам духовной культуры в капиталистических странах и СССР можно привести такой пример. По данным исследований соответствующих официальных комиссий на конец 1970-х гг., 58% французов никогда не покупали книг, в Японии 62% населения не читали книг, 75% не читали или читали край-

не редко журналы, 27,7% - от случая к случаю просматривали газеты [3. С.138].

Чтение в рабочей среде РСФСР было массовым, широко распространенным занятием. Это видно, прежде всего, из того, что большинство рабочих выписывали журналы и газеты.

Как показывают данные социологических обследований [4], среди рабочих процент читавших периодическую печать был довольно высок - 91,9%. Тематика читаемых газетных публикаций распределялась следующим образом: проблемами международной жизни и внешней политики интересовались 68,0% молодых рабочих, большое читательское внимание привлекали материалы по вопросам морали и нравственности (52,4%), физкультуры и спорта (35,9%). Вместе с тем, относительно невысоким был удельный вес интересовавшихся проблемами партийной, общественной жизни, вопросами экономики, народного хозяйства (15,8%), литературы и искусства (18,2%). Видимо, это можно объяснить тем, что данные проблемы получали широкое освещение в телевизионных передачах и легче воспринимались, тогда как газетные материалы по проблемам партийной жизни, вопросам экономики, народного хозяйства требовали от читателя особой сосредоточенности, были более трудны для восприятия.

Отметим влияние уровня образования рабочих на место, отводимое ими чтению. Так, например, среди рабочих с высшим образованием не читали газеты 1,5% опрошенных, среди рабочих с неполным средним образованием - 5,3%, а рабочие с начальным образованием и ниже, не читавшие газет, составляли 23,6%. При этом, рабочие с высшим и средним специальным образованием больше интересовались проблемами партий-

ной, общественной жизни, вопросами экономики, чем рабочие со средним (полным и неполным) и начальным образованием. Они больше уделяли внимание статьям, касающимся вопросам литературы и искусства.

Материальной базой чтения служили общественные библиотеки. В РСФСР количество массовых библиотек в исследуемый период постоянно росло. Если в 1970 г. в республике было 61600 библиотек (в том числе сельских) с книжным фондом 733 млн. экземпляров, то в 1985 г. - 62700 библиотек, в фондах которых находилось 1125 млн. экземпляров книг и журналов [5. С.490].

В автономных республиках также отмечался рост количества массовых библиотек и объема их книжных фондов (см. табл. 1).

Но судить о работе массовых библиотек нужно не только по количеству книжных фондов, а прежде всего, по количеству читателей в них. В.И. Ленин, говоря о библиотеках, отмечал: «...Видеть гордость и славу публичной библиотеки не в том, сколько в ней редкостей, сколько каких-нибудь изданий XIV века или рукописей X века, а в том, как широко обращаются книги в народе, сколько привлечено новых читателей, как быстро удовлетворяется любое требование на книгу, сколько книг роздано на дом» [6. С.348].

Как показали исследования, услугами библиотек пользовались около 45% опрошенных молодых рабочих, из них регулярно посещали библиотеки 61%. Материалы обследования позволили установить, что для значительной части опрошенных было характерно регулярное чтение книг. Хотя конечно, одни рабочие читали больше, чаще обращались к книге, журналу, газете, а другие -меньше и реже. Во многом это зависело от личностных качеств и установок, наличия свободного времени.

Таблица 1

Массовые библиотеки в автономных республиках РСФСР (1970-1985 гг.) [5. С.492-495].

1970 1980 1985

Число библиотек В них книг и журналов, млн. экз. Число библиотек В них книг и журналов, млн. экз. Число библиотек В них книг и журналов, млн. экз.

РСФСР 61625 732,9 62110 980,4 62702 1125,1

Башкирская АССР 1837 17,9 1846 24,0 1871 28,0

Марийская АССР 356 4,1 405 6,1 426 7,2

Мордовская АССР 615 6,0 652 7,2 652 8,4

Татарская АССР 1770 17,9 1745 21,4 1761 25,2

Чувашская АССР 726 7,2 743 9,4 749 11,1

Таблица 2

Распределение опрошенных рабочих с различным уровнем образования по предпочитаемым видам литературы (в %)

Из числа опрошенных любят читать Опрошенные, имеющие образования

высшее среднее специальное среднее общее неполное среднее начальное и ниже

Повести, романы, рассказы 83,4 83,5 82,6 74,9 54,1

Поэзию 16,6 11,5 9,7 4,5 2,1

Приключенческие книги, детские и фантастику 48,6 49,8 49,6 34,4 15,5

Мемуары, воспоминания 18,6 16,1 11,7 10,1 5,8

Научно-популярную литературу 16,1 12,2 8,9 4,9 2,2

Общественно-политическую литературу 17,1 8,1 5,7 4,0 2,3

Специальную литературу 24,6 11,9 7,9 4,1 1,8

Затрудняюсь ответить 5,0 5,0 6,7 15,2 38,8

Нередко в рабочих семьях имелись домашние библиотеки. Среди опрошенных с домашней библиотекой в 500 и более книг, прочитывали 3 книги и более в месяц больше в 4 раза, чем лица, не имевшие книг в личном пользовании.

Вместе с тем, чтение вообще (в особенности чтение серьезной художественной литературы, общественно-популярных пуб-лицистик, научно-популярных изданий) предполагает достаточно развитую способность к пониманию и освоению прочитанного. «Поэтому существенной предпосылкой массового распространения чтения как повседневного культурно-бытового занятия рабочих стало значительное повышение уровня культуры рабочего класса, переход от простой грамотности к среднему образованию» [7. С.286]. Не удивительно, что более образованные рабочие имели больше книг в домашней библиотеке и активнее подписывались на периодические издания. Они же и больше читали. 3 книги и более в месяц по данным социологических обследований прочитывали 31,7 % рабочих с высшим, 29,0% - со средним специальным образованием, 16,3% - с неполным средним и лишь 7,0% - с начальным образованием. От случая к случаю читали 25,6% лиц с высшим, 28,5% со средним специальным и 50,5% с неполным средним, 73,9% - с начальным образованием.

Более высокое образование способствовало значительному расширению круга чтения рабочих (см. табл. 2).

Как видно из приведенных данных, рабочие с более высоким уровнем образования серьезнее относились к выбору литературы. При этом четкая зависимость наблюдалась по всем видам литературы. Если худо-

жественную литературу читала большая часть молодых рабочих всех образовательных групп (от 54,1% среди имевших начальное образование до 83,4% - среди тех, что имел среднее специальное, незаконченное высшее и высшее образование), то при сохранении общей тенденции, количественные характеристики других видов литературы выглядели не столь впечатляющими.

Таким образом, можно констатировать как влияние чтения на рост общей культуры опрошенных, так и зависимость активности чтения, выбора литературы от уровня образованности респондентов. Благодаря росту образованности рабочих чтение переставало играть для них роль только одной из досуговых форм повседневной культурной жизни. Сохраняя и усиливая эту свою роль, оно все в большей мере становилось и средством познания окружающего мира, повышения общей, политической и производственной культуры «и потому - средством, предпосылкой повышения социальной активности рабочего класса» [7. С.288-289].

Источники и литература

1. Народное хозяйство РСФСР в 1984 г.: Стат. ежегодник / ЦСУ РСФСР. М.: Финансы и статистика. - С. 407.

2. Вестник статистики. - 1986. - №2.

3. Иовчук М. Т. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы / М.Т. Иовчук, Л.Н. Коган. М.: Политиздат, 1979. С. 208.

4. В статье использованы материалы социологических обследований 1980-х гг. проведенных сектором историко-социологических исследований института Истории СССР АН СССР кафедрой истории СССР историко-филологического факультета Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова под руководством

В.Е. Полетаева, И.Л. Корнаковского и Ю.П. Смир- 6. Ленин В.И. Что можно сделать для народ-

нова, хранящиеся в личном архиве И.Л. Корна- ного образования / В.И. Ленин // Полное собр.

ковского. соч. - 5-е изд. М.: Издательство политической

5. Народное хозяйство РСФСР в 1987 г. Стат. литературы, 1967. - Т. 23. С. 348-350.

ежегодник / ЦСУ РСФСР. М.: Финансы и стати- 7. Клопов Э.В. Рабочий класс СССР: (тенден-

стика, 1988. С. 590. ции развития в 60-70-е годы) / Э.В. Клопов. М.:

Мысль, 1985. С. 336.

АХ. Smirnova. READING AS THE FACTOR OF CULTURAL DEVELOPMENT YOUNG WORKERS OF RSFSR (1971-1985).

In work reading as one of factors of cultural development of the Soviet society is considered. On the basis of the given sociological inspections the interrelation and interference of reading and the general culture of young working RSFSR are opened.

Key words: reading, the general culture, the book, library, young workers.

СМИРНОВА Алина Леонидовна, родилась в 1983 г., окончила Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (2005), ассистент кафедры архивоведения и документоведения Чувашского государственного университета им.И.Н. Ульянова. Автор 6 работ.

УДК 172.1

ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЧАСТНАЯ МОРАЛЬ В ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ, МАКИАВЕЛЛИ И ГОББСА

Г. С. Федоров

В статье рассматриваются взгляды Аристотеля, Макиавелли, Гоббса на политическую и частную мораль в их диалектическом единстве.

Ключевые слова: политика, мораль, политическая и частная мораль, конгруэнтность, гетерономия.

В истории философии проблема политической и частной морали всегда находилась в центре внимания философов. В той или иной плоскости она рассматривалась в трудах многих великих мыслителей. Мы же решили остановиться на воззрениях трех выдающихся философов разных времен, которые выработали принципы и основания политики и морали в состоянии их конгруэнтности и гетерономии.

Первое произведение по значимости нашей темы исследования - это книга Аристотеля Стагирита «Политика», которая писалась в разное время и состоит из пяти образующих исследований: экономика; вопрос о наилучшем образе правления; общая теория полиса; реальные типы государств, причины их крушения, способы упрочения; идеальное государство. Это значительное произведение по политической науке во всей античности. Здесь обнаруживается длительное наблюдение фактов, политического опыта и представление о высшем человеческом благе. Влияние «Политики» прослеживается у Цицерона в его работах «О государстве», «О

законах», «О пределах добра и зла», «Письма к брату Квинту», у римских и византийских юристов-кодификаторов. О работах Аристотеля знали средневековые мыслители, Макиавелли, Гоббс, Спиноза, Локк, Руссо и др.

В названной работе Аристотель пытается связать политику и мораль. «Политическое искусство» в широком смысле включает в себя область права, социальных и экономических институтов и этику. Его понимание политики и морали опирается на социально-политическую жизнь греков. Продолжая традицию Платона, Аристотель более гибко и реалистично подходит к пониманию государства и человека. В связи с этим государство, причину которого он объясняет теорией «естественного» происхождения, представляет собой полис «естественного образования», а «человек от природы есть политическое животное». Поэтому ни государство, ни человек не подлежат каким-либо искусственным преобразованиям, радикальным переустройствам.

В связи с этим платоновский проект упразднения семьи и частной собственности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.