Научная статья на тему 'Политическая и частная мораль в философии Аристотеля, Макиавелли и Гоббса'

Политическая и частная мораль в философии Аристотеля, Макиавелли и Гоббса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2285
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / МОРАЛЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЧАСТНАЯ МОРАЛЬ / КОНГРУЭНТНОСТЬ / ГЕТЕРОНОМИЯ / POLITICS / MORALITY / POLITICAL AND PRIVATE MORALITY / CONGRUENCE / HETERONOMY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Федоров Геннадий Семенович

В статье рассматриваются взгляды Аристотеля, Макиавелли, Гоббса на политическую и частную мораль в их диалектическом единстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL AND PRVATE MORALE IN THE PHILOSOPHY OF ARISTOTLE, MAKIAVELLY, GOBBS

The article considers the views of Aristotle, Makiavelly, Gobbs on political and private morality in their dialectic unity.

Текст научной работы на тему «Политическая и частная мораль в философии Аристотеля, Макиавелли и Гоббса»

В.Е. Полетаева, И.Л. Корнаковского и Ю.П. Смир- 6. Ленин В.И. Что можно сделать для народ-

нова, хранящиеся в личном архиве И.Л. Корна- ного образования / В.И. Ленин // Полное собр.

ковского. соч. - 5-е изд. М.: Издательство политической

5. Народное хозяйство РСФСР в 1987 г. Стат. литературы, 1967. - Т. 23. С. 348-350.

ежегодник / ЦСУ РСФСР. М.: Финансы и стати- 7. Клопов Э.В. Рабочий класс СССР: (тенден-

стика, 1988. С. 590. ции развития в 60-70-е годы) / Э.В. Клопов. М.:

Мысль, 1985. С. 336.

А-L. Smirnova. READING AS THE FACTOR OF CULTURAL DEVELOPMENT YOUNG WORKERS OF RSFSR (1971-1985).

In work reading as one of factors of cultural development of the Soviet society is considered. On the basis of the given sociological inspections the interrelation and interference of reading and the general culture of young working RSFSR are opened.

Key words: reading, the general culture, the book, library, young workers.

СМИРНОВА Алина Леонидовна, родилась в 1983 г., окончила Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (2005), ассистент кафедры архивоведения и документоведения Чувашского государственного университета им.И.Н. Ульянова. Автор 6 работ.

УДК 172.1

ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЧАСТНАЯ МОРАЛЬ В ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ, МАКИАВЕЛЛИ И ГОББСА

Г. С. Федоров

В статье рассматриваются взгляды Аристотеля, Макиавелли, Гоббса на политическую и частную мораль в их диалектическом единстве.

Ключевые слова: политика, мораль, политическая и частная мораль, конгруэнтность, гетерономия.

В истории философии проблема политической и частной морали всегда находилась в центре внимания философов. В той или иной плоскости она рассматривалась в трудах многих великих мыслителей. Мы же решили остановиться на воззрениях трех выдающихся философов разных времен, которые выработали принципы и основания политики и морали в состоянии их конгруэнтности и гетерономии.

Первое произведение по значимости нашей темы исследования - это книга Аристотеля Стагирита «Политика», которая писалась в разное время и состоит из пяти образующих исследований: экономика; вопрос о наилучшем образе правления; общая теория полиса; реальные типы государств, причины их крушения, способы упрочения; идеальное государство. Это значительное произведение по политической науке во всей античности. Здесь обнаруживается длительное наблюдение фактов, политического опыта и представление о высшем человеческом благе. Влияние «Политики» прослеживается у Цицерона в его работах «О государстве», «О

законах», «О пределах добра и зла», «Письма к брату Квинту», у римских и византийских юристов-кодификаторов. О работах Аристотеля знали средневековые мыслители, Макиавелли, Гоббс, Спиноза, Локк, Руссо и др.

В названной работе Аристотель пытается связать политику и мораль. «Политическое искусство» в широком смысле включает в себя область права, социальных и экономических институтов и этику. Его понимание политики и морали опирается на социально-политическую жизнь греков. Продолжая традицию Платона, Аристотель более гибко и реалистично подходит к пониманию государства и человека. В связи с этим государство, причину которого он объясняет теорией «естественного» происхождения, представляет собой полис «естественного образования», а «человек от природы есть политическое животное». Поэтому ни государство, ни человек не подлежат каким-либо искусственным преобразованиям, радикальным переустройствам.

В связи с этим платоновский проект упразднения семьи и частной собственности

насилует человеческую природу, мораль людей и потому его можно считать нереальным. Человеку от природы даны определенные моральные качества, благодаря которым он выживает в природе. Государство объединяет все семьи и всех людей, создает единую мораль социальной связи и общения. Государство относится к семье и индивиду как целое к части. Поэтому мораль семьи и индивида входит в мораль и политику государства.

Конечная цель политики и морали государства, как и индивида, - «счастливая и прекрасная жизнь». Основная задача государства - воспитание граждан в нравственной добродетели (арете). Эта задача может быть решена только в таком государственном строе, который называется «аристократия» («правление лучших»).

Платоновская сословная дифференциация социальных функций заменяется возрастной: в молодом возрасте граждане должны выполнять военную функцию, в зрелом возрасте - политическую (совещательную). Физический труд и торговля - удел рабов. Отличительный признак свободного гражданина - свободное время, необходимое для реализации эвдемонии в эстетической или умозрительной деятельности.

В целом данное произведение является по преимуществу социально-политической этикой, в которой исследуются нравственные задачи государства и гражданина, прежде всего - воспитание добродетельных граждан и забота об их благе.

Политика и этика у Аристотеля образуют единый комплекс «философии о человеческом», которая занимается сферой практической деятельности и поведения. Это единство проводится в уже проанализированном произведении («Политика»), а также в работах «Никомахова этика», «Евдемова этика» и «Большая этика». Некоторые исследователи до сих пор сомневаются в принадлежности этих сочинений Аристотелю. Лишь за «Никомаховой этикой» бесспорно признается его авторство.

Все эти работы посвящены раскрытию нравственного идеала и возможности его поддержания в политической деятельности государства.

Аристотель критикует этический идеализм Платона, который отделил благо от реального мира и сделал его самостоятельно существующим. Благо само по себе не может существовать, ибо невозможно объективное существование блага как такового. Платон

называет благом различные категории (качества, количества, отношения и др.). Благо распадается на части и общего блага не получается. Аристотель считает, что высшее благо не в чувственных удовольствиях и материальных ценностях, а в духовном удовлетворении от чувства исполненного долга, осуществления человеком своего предназначения. Назначение человека - в самосовершенствовании, самоутверждении своей личности как духовного существа. Разум должен господствовать над чувственными вожделениями и влечениями человека.

Если Сократ говорил: «Никто не делает зла по своей воле» (тезис, поддержанный Платоном), то Аристотель считал, что человек способен отвечать за свои действия, ибо он обладает положительными нравственными представлениями о жизни. Человек имеет свободную волю, поэтому он вполне может выбирать между добром и злом. По мнению Аристотеля добродетель, так же как и порочность, зависит от нас. Следовательно, если от нас зависит совершать поступок, то от нас же - не совершать его, когда он постыден; и если не совершать поступок, когда он прекрасен, зависит от нас, то от нас же -совершать, когда он постыден.

Аристотель выделяет такие добродетели, как мужество, умеренность, скромность, благоразумие. Нельзя потакать своим телес -ным страстям, которые приводят к обжорству, пьянству и похоти. Избытком в чувствах и поступках являются: безрассудство, трусость, распущенность, бесстыдство, наглость. Эти отрицательные качества частной морали вредят позитивному развитию политической морали.

Большое место в этике Аристотеля занимает определение нравственного идеала, который характеризует как политическую, так и частную мораль. Высшим нравственным идеалом является счастье, блага, которые достигаются в деятельной жизни. Счастье — это «высшее и самое прекрасное [благо], доставляющее величайшее удовольствие...». Счастье - наилучшее из человеческих благ. Счастье - это «определенного качества деятельность души сообразно добродетели». Счастье - это цель человеческой жизни. Для счастья нужны некоторые благоприятные обстоятельства - удача, добродетель.

Хорошее качество человека может проявиться, а может и не проявиться в зависимости от его деятельности или бездеятельности.

Аристотель критикует Сократа (косвенно

и Платона) за недооценку воли и влияния особенностей характера на поведение человека. В «Большой этике» Аристотель говорит о том, что Сократ упразднил страсть и нрав. Познание природы, нравственности, добра и зла, по Аристотелю, не обязательно сопровождается желанием делать хорошие поступки. Чтобы приобрести добродетель, нужны такие качества, как моральная устойчивость, нравственная принципиальность, эмоциональная волевая убежденность.

Деятельность человека должна быть разумной и направлена на приобретение блага. Назначение человека и его частной морали - в деятельности, сообразной с добродетелью. Высшее благо, соответствующее высшей форме деятельности и наилучшей добродетели, это и есть счастье, блаженство (еуЬа1топ1а , т.е. добро и божество). По-другому, если счастье не посылается богами, а является плодом добродетели, оно все-таки относится к самым божественным вещам, ибо наградою и целью добродетели представляется наивысшее благо и нечто божественное и блаженное.

Добродетели Аристотель разделяет на два вида: этические и дианоэтические.

Этические управляются практической мудростью, т.е. человек как разумное существо контролирует свои низменные потребности, инстинкты, чувства и побуждения. Этические добродетели совершенствуют человека, вырабатывают в нем склонность к положительным поступкам и благим намерениям. Этические добродетели касаются простых человеческих дел и проявляются в практической деятельности людей, в том числе в политической и военной деятельности.

Аристотель считал, что устранение зла и несовершенства в политике и морали находится в сфере постоянного прогресса культурной жизни. Не будучи утопистом, он понимал, что страдания и зло никогда полностью не могут исчезнуть из общества. Так, человек смертен, обречен на смерть. Уровень его совершенствования оценить трудно.

Платоновские и христианские философы призывали к отрыву от жизни, к соединению с богом, высшим духовным существом. Только в этом случае, по их мнению, можно преодолеть зло и страдания. Аристотелевский оптимизм возвращает человека на землю и заставляет задуматься над своим поведением и над своей совестью. Добродетельным можно быть и на земле, нужно только своим разумом и поведением к этому стремиться.

Таким образом, этика и политика Ари-

стотеля анализируют один и тот же вопрос

- вопрос о воспитании добродетелей и формировании привычек жить добродетельно, чтобы приблизиться к счастью.

Счастье доступно человеку в разных аспектах:

1) в природе отдельного человека с его частной моралью;

2) в плане социально-политической жизни граждан своего государства, т.е. в плане реализации политической морали. Чтобы человек воспитывался в добродетели, нужен не только его добродетельный образ жизни, но и нужны еще законы, имеющие принудительную силу. Добродетельные общественные законы (политическая мораль) воспитывают и добродетельность граждан (частная мораль). Единство добродетельных законов (политической морали) и добродетельного, нравственного поведения граждан (частной морали) позволяют обществу и человеку развиваться по пути прогресса, т.е. по пути добродетели.

Макиавелли Никколо (1469-1527) -великий итальянский мыслитель, общественный деятель, философ и психолог. Его основные произведения по нашей проблеме: «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и « Государь». Заметим, что сам Макиавелли не был политиком, тем более практиком в этой сфере. Поэтому его произведения в основном имеют теоретический отпечаток, т.е. как бы он сам себя представлял в роли государя.

Взгляды Макиавелли отражали определенную историческую эпоху - Флоренцию XV века, которая представляла собой небольшой город с 98 тыс. жителей. В это время зарождалась интеллигенция как особый социальный слой. Гуманисты эпохи Возрождения - писатели, ученые, художники -положили начало новому типу интеллигенции. Одним из самых ярких ее представителей был Макиавелли. Но были и другие, например, Лоренцо Медичи, покровитель изящных искусств, выдающийся государь своего времени, философ и поэт.

Был и жестокий цезарь Борджиа, который превратил Флоренцию в центр политического терроризма. Его Макиавелли считал образцом идеального руководителя, сильного политического деятеля, который использовал все средства для завоевания и удержания власти. Оба они оказали влияние на Макиавелли. Именно в этой обстановке и родилась политика нового типа - «политический реализм».

В названных работах рассматриваются

способы приобретения и удержания единоличной власти. Макиавелли сосредоточил внимание на действия «нового государя», который по своему усмотрению создает основы крепкого политического режима. Мыслитель дает совет такому государю - он должен установить режим личной власти.

Все государства и правительства он разделил на две части - республики и принципаты. Особое внимание он сосредоточил на принципатах.

Принципаты бывают либо наследственными (династия властителей), либо новыми (или - смешанными). Наследственные принципаты привыкли к государям, происходящим из одного рода. Здесь власть удержать легче, чем в новых принципатах, где люди не всегда привыкли подчиняться воле государя. Государь живет в мире с народом.

В смешанных принципатах государь сталкивается с определенными трудностями. Присоединенные новые территории не привыкли к новым порядкам и пытаются сменить государя. Но такое смешение ведет к еще более худшему положению народа. Чтобы не было возмущений от населения присоединенных территорий, нужно вопреки всякой морали «пресечь род правивших там государей», тогда у населения не будет поводов для волнений. Чтобы обживать чужие территории, нужно людей «либо миловать, либо казнить».

Чтобы обезопасить себя от врагов, следует выполнять непреложное правило: «кто делает другого могущественным, тот погибает» сам.

Государство, управляемое через его слуг, дает правителю больше власти, ибо в такой стране верховным владыкой признают только его, а должностным лицам подчиняются как государственным чиновникам.

Когда новоприобретенные государства привыкли жить свободно и подчиняться собственным законам, удержать их можно тремя способами: первый - разорить их; второй - самому там поселиться; третий -оставить там прежние законы, получая от них определенный доход и назначив там свое правительство.

Тот, кто становится государем доблестным путем, тому власть достается трудно, но удержать ее легко. Вооруженные пророки побеждают, а безоружные погибают. Народ обладает изменчивой природой, его в чем-либо легко убедить, но трудно удержать в этом убеждении. В связи с этим нужно всегда быть готовым силой заставить верить тех, кто

потерял веру. Тот, кто расправился со своими врагами, пребывает в могуществе, почете, безопасности и довольстве. Кому тяжело приобрести власть, тому легко ее удержать.

Наоборот, те государи, которые ими стали благодаря везению и достигли его без труда, с трудом удерживают власть. Осложнения начинаются, когда государь приобрел власть легким путем. Тем более осложнения начинаются, когда частное лицо не выделяется особым умом и доблестью. Такой человек на вряд ли научится повелевать.

Государь должен умело защищаться от врагов, приобретать друзей, убеждать силой или хитростью, внушать любовь и страх народам, преданность и уважение солдатам, избавляться от тех, кто может и должен принести ему вред, изменять нововведениями старые обычаи, быть суровым и милостивым, великодушным и щедрым, упразднить ненадежное войско и набрать новое, хранить дружбу королей и прочих государей, дабы они должны были помогать ему от всего сердца или вредить с оглядкой...

Частное лицо может стать государем двумя способами: первый способ - входить на трон по пути преступлений и злодейств, второй способ - один из граждан с помощью прочих становится государем. Первый способ предполагает убийства своих сограждан, предательство друзей, отказ от веры, религии, сострадания - такое поведение может принести власть, но не славу. Для достижения власти нужна «зверская жестокость и бесчеловечность вместе с бесчисленными злодеяниями».

Злодейства нужно наносить все сразу, чтобы люди прочувствовали. Благодеяния нужно вершить постепенно. Государь «должен так поступать со своими подданными, чтобы никакие благоприятные и неблагоприятные события не заставляли его изменить свое поведение, ведь когда в несчастье тебя застигнет нужда, к крутым мерам прибегать поздно, а лаской действовать бесполезно, ибо сочтут вынужденной и ни в ком ты не встретишь благодарности».

Когда частное лицо становится государем вследствие благосклонности своих сограждан, а не путем злодеяния или другого недопустимого насилия, - такое правление можно назвать гражданским принципатом. Эта власть достается либо с помощью народа, либо с помощью грандов. Государю, который опирается на народ, никто не мешает, и мало кто посмеет отказать ему в повиновении. Плохо, если народ от государя

отвернется. Государь, взошедший на престол с помощью народа, должен хранить его расположение и не допускать его притеснения. Государь должен жить в дружбе с народом, иначе в беде для него не будет спасения.

Государь должен управлять сам, а не с помощью чиновников. Управление с помощью чиновников шаткое и ненадежное, ибо государь целиком зависит от произвола чиновников. Чиновники, которые занимают важные должности, без труда могут лишить государя власти. Мудрый государь должен подумать о том, как следует при любых обстоятельствах поддерживать в гражданах потребность в государстве и в нем самом.

Государю необходимо иметь твердый фундамент своей власти, в противном случае он потерпит крах. Основой любого государства служат не только хорошие законы, но и хорошие войска. При хороших законах есть хорошие войска, как и при хороших войсках имеются хорошие законы. Нельзя полагаться на наемные и союзные войска -это опасно, ибо они разобщены, тщеславны, недисциплинированны и ненадежны. Храбрые с друзьями, они робки перед врагами. Такие войска служат государю только до первого боя. Мудрый государь всегда стремится обойтись без таких войск и опираться на свои собственные войска. Чужое оружие может обрушиться на тебя самого. Без собственных вооруженных сил ни один принципат не может находиться в безопасности и станет зависеть от капризов судьбы. Собственные войска состоят из твоих подданных.

Мудрый государь должен постоянно упражняться в военном деле. Те государи, которые больше думали о своих развлечениях, лишались своего трона. Государь никогда не должен отвращать своих взглядов от военного искусства. Государю чаще следует читать исторические книги и в них обращать внимание на поступки и дела выдающихся людей.

В отношении подданных людей государь должен придерживаться следующего поведения:

1) государю, желающему сохранить свою власть, нужно научиться быть недобрым и пользоваться этим качеством в случае необходимости;

2) государь должен быть достаточно благоразумным, чтобы избежать дурной славы тех пороков, которые могут отнять у него государство;

3) нельзя быть щедрым, щедрость при-

носит только вред, ибо щедрость ведет к повышению налогов, что вызывает ненависть народа;

4) в то же время государь не должен тяготиться прозванием скупого, ибо это один из пороков, который мешает правильно править;

5) не трать своего собственного добра, а трать чужое добро;

6) государю не нужно заботится о дурной славе жестокого, если он хочет удержать своих подданных в единстве и повиновении; покарав для острастки немногих, государь проявит куда больше милосердия, чем те, кто из чрезмерной любви к ближнему не решается пресечь беспорядки, чреватые грабежами и убийствами;

7) государь должен внушать страх своим подданным, а также любовь к себе; нельзя положиться полностью ни на народ, ни на друзей; гораздо надежнее внушать страх, чем любовь.

Великие дела свершили те государи, которые мало заботились о том, чтобы сдержать слово и умели дурачить людей своими уловками. Такие государи одерживали верх над теми, кто надеялся на честность.

Можно вести борьбу за власть двумя способами: 1) опираясь на закон; 2) с помощью насилия. Чаще надо прибегать ко второму способу. Государь должен быть и человеком, и зверем, подражать тому и другому. Нужно быть лисой, чтобы избежать ловушек, и львом, чтобы напугать волков. Благоразумный правитель не может и не должен быть верен своему обещанию. Люди больше склонны не к добру, а к злу. Поэтому они не будут тебе верны. Так и ты не обязан быть им верен. Надо быть великим притворщиком и лицедеем. Обманщик всегда найдет того, кто даст себя обмануть.

Государю не обязательно обладать всеми хорошими качествами, надо только показывать, что они у него есть. Нужно казаться милосердным, верным, человечным, набожным, прямодушным. Государь часто вынужден действовать против веры, против милосердия, против человечности, против религии. Не нужно сильно отклоняться от блага, но и нужно уметь приступить к необходимому злу. В то же время государь внешне должен казаться воплощением милосердия, верности, прямодушия, человечности, благочестия; ибо каждый видит, чем ты кажешься и мало кто понимает, кто ты есть самом деле.

Ненависть к государю чаще всего вызы-

вает его алчность и посягательство на чужих жен и на имущество подданных. От этих действий государь должен воздерживаться. Нельзя у людей отнимать честь и имущество. Государя презирают, если он переменчив, легкомыслен, страдает изнеженностью, трусостью и нерешительностью. Против уважаемых государей редко устраивают заговоры. Государь не должен беспокоиться о заговорах, пока народ к нему расположен. Народу не надо делать добрые дела - он этого не понимает. Надо прибегать к дурным делам

- тогда можно сохранить за собой власть.

Великие походы приносят государю славу и расположение народа.

Государя ценят, если он является настоящим врагом или настоящим другом. Нужно принимать чью-либо сторону в споре двух противников. Нельзя оставаться нейтральным. Нерешительные государи избирают средний путь, который чаще всего приводит их к краху. Государь должен заключать наступательный союз с более сильным властелином. Государю следует всячески избегать зависимости от чужого произвола. Государь должен выказывать себя поклонником всех выдающихся доблестей и поощрять их во всяком искусстве.

Немаловажен для государя подбор служащих ему чиновников. Нужно защищать себя от лести. Не надо бояться правды, нужно позволять своим служащим говорить только правду. Государю всегда нужно спрашивать совета у своих подданных, но решать на свой лад. Нужно навсегда отбить охоту давать советы, когда о них не спрашивают. Однако правдивые советы нужно выслушивать терпеливо.

Не стоит падать для того, чтобы кто-нибудь помог тебе подняться. Нужно опираться только на собственную силу и на собственную доблесть - так ты хорошо сможешь себя защитить.

Судьба лишь наполовину распоряжается нашей жизнью, но вторую половину оставляет человеку.

Государь, целиком полагающийся на удачу, гибнет из-за её переменчивости. Успех сопутствует тому, кто соразмеряет свой образ действий с обстоятельствами конкретного момента; не везет тому, кто не умеет идти в ногу со временем. Непостоянство фортуны и привязанность людей к их обычному образу действий приводят к тому, что согласным с ней сопутствует везение, а несогласным -неудачи. Лучше быть напористым, чем осмотрительным, ибо судьба - женщина, и

чтобы одержать над ней верх, нужно её бить и толкать.

Как видно из небольшого обзора работы «Государь» Макиавелли, её автор полностью отвергает мораль как позитивную, так и негативную. Политика и мораль в его теории совершенно не совместимы друг с другом. Мораль мешает государю принимать правильные решения, проводить свой курс в жизнь. Государь должен быть мудрым. Эта мудрость состоит в притеснении своих противников, в жестоких и устрашающих поступках, во вредных действиях по отношению к окружающим. Люди не понимают хорошего обращения с ними, начинают наглеть и думать о своем превосходстве. Государь должен своевременно развеять это плачевное и дурное заблуждение, навести порядок и дисциплину с помощью принуждения. Политическая и частная мораль несовместимы друг с другом.

Следующим крупным представителем учения о политике и морали, политической и частной морали является Томас Гоббс (1588-1679) - великий английский философ и политический мыслитель. По вопросам политики и морали у него имеются такие работы, как «Человеческая природа», «О политическом теле», «О гражданине». Но его основное произведение по теме нашего исследования - «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.). Это произведение продолжало антиклерикальные идеи «О гражданине» и было задумано как идеологическое оправдание политической диктатуры Кромвеля.

В этой работе Гоббс определял государство как «искусственное тело», как человеческое, а не божественное установление. Государство возникло на основе общественного договора из естественного существования общества, когда люди жили разобщено и находились в состоянии «войны всех против всех». Государство возникло как забота людей о самосохранении и возникает из естественного права, которое представляет собой свободу любого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т.е. собственной жизни. Свобода - это отсутствие внешних препятствий, которые могут человека лишить части его власти делать то, что он хотел бы. Естественный закон есть предписание, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или лишает его средств к её сохранению.

Гоббс выводит следующие естественные законы. Основной естественный закон гласит: «следует искать мира и следовать ему», т.е. это право «защищать себя всеми возможными средствами». Второй естественный закон: «в случае согласия на то других человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе». Таков закон и Евангелия: «поступай по отношению к другим, как ты желал бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе». И это закон - всех людей.

Гоббс выделяет девятнадцать законов -это законы о справедливости, благодарности, уступчивости, умению прощать обиды, руководствоваться только благом, против оскорбления, против гордости, против надменности, о беспристрастии, о жребии и др.

Естественные законы взаимны и вечны, так как несправедливость, неблагодарность, надменность, гордость, криводушие, лицеприятие и остальные пороки не могут стать правомерными. Наука о естественных законах является истинной моральной философией, это единственная моральная философия. Ибо моральная философия есть наука о том, что такое добро и зло в поступках и в человеческом обществе. Добро и зло обозначают наше расположение или отвращение. Все люди согласны с тем, что мир есть добро. Моральные добродетели ведут к миру, справедливости, скромности, беспристрастию, прощению. Противоположные качества

- порок, зло. Истинное учение о естественных законах есть истинная моральная философия.

Обеспечение безопасности, которое государство ставит перед собой в качестве цели, гарантируется естественными законами (такими, как: справедливость, беспристрастие, скромность, милосердие. Люди по своему поведению должны относиться к другим так, как бы они желали, чтобы и ними поступали так, без страха перед какой-нибудь силой.

Гоббс дает следующее определение государства: «государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло исполнить силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты».

С нашей точки зрения важно то, что

политическая и частная мораль должны находиться в единстве и поддерживать друг друга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, государство представляет собой политическую мораль (взаимный договор, защитить граждан; исполнить частную мораль граждан как политический инструмент для исполнения силы и средств всех граждан, которые участвуют в общественном договоре). Верховная власть принадлежит государству, а любой другой гражданин является его подданным. Государство - это такая социальная сила, когда подданные добровольно соглашаются подчиниться своему верховному правителю.

Такое государство Гоббс называет политическим государством, ибо основано на установлении, а не на приобретении, т.е. не на физической силе.

Государство представляет собой суверен, действия которого подданные не могут осуждать. Любой суверен не наказуем подданным. Суверен - это судья в вопросах о том, что необходимо для мира и защиты своих поддан -ных. Суверену принадлежит судебная власть, право решать споры, право объявления войны и заключения мира в зависимости от того, что можно считать более полезным. Суверен защищает собственность своих подданных, выбирает всех советников и министров, награждает и наказывает, устанавливает почетные титулы и табели о рангах. Верховная власть не так пагубна, как ее отсутствие.

Гоббс выделяет три формы государственного правления в зависимости от их цели, политики и отношения к частной морали граждан: монархию, демократию и аристократию.

Из этих форм он больше склонялся к монархии. В монархии носителем верховной власти является один человек. Общие интересы «больше всего выигрывают там, где они более тесно совпадают с частными интересами. Именно такое совпадение имеется в монархии. Богатство, могущество и слава монархов обусловлены богатством, силой и репутацией его подданных». При демократии и аристократии личное благополучие для продажных и честолюбивых чиновников берет верх над общественными и частными интересами граждан.

Таким образом, по Гоббсу монархия лучше обеспечивает совпадение политической и частной морали, чем при демократии или же аристократии.

Монарх может получить совет от кого угодно и когда угодно, независимо от рангов

и званий и принимать решение самостоятельно, без давления со стороны собраний и других законодательных и исполнительных органов. Что касается верховного собрания, то оно противоречиво, в нем произносятся длинные речи, члены этого собрания меньше знающие в делах государства, чем в приобретении собственного богатства. Решения монарха меньше подвергаются изменениям, чем решения собрания. Монарх не может расходиться во мнениях с самим собой по мотивам зависти или своекорыстия, Собрание может сильно расходиться во мнениях и даже довести дело до гражданской войны. Члены верховной власти могут поддаваться дурным советам и быть введенными в соблазн различными ораторами, взаимной лестью, корыстолюбием и честолюбием. У монархов мало фаворитов, а у членов собрания - большое количество, которых нужно ублажать и одаривать за счет народа.

Неудобно в монархии то, что власть в ней может достаться по наследству несовершеннолетнему или такому, кто не может различать добро и зло.

Людей Гоббс делит на две группы -упорядоченные и неупорядоченные. К упорядоченным группам относится государство. К неупорядоченным относятся подвластные государству группы.

Из подвластных групп Гоббс выделяет две группы - политические и частные, в соответствии с чем можно говорить о политической и частной морали.

Политические группы (их он называет политическими телами и юридическими лицами) - это те группы людей, которые образованы на основе полномочий верховной власти государства. Частные группы - это те, которые установлены самими подданными или образовались в результате полномочий, данных чужеземной властью. Такие группы не могут иметь публично-правового характера, а могут иметь лишь частный характер. Из частных групп одни законны (которые допущены государством), другие противозаконны (они не имеют никакого представительства и являются лишь скоплением людей).

Как видно из социального учения Гоббса о политике и морали, о политической и частной морали, государство, политика, право, мораль образованы на основе общественного договора. Граждане добровольно ограничивают свою свободу, свою частную мораль в угоду других граждан и государства. Значительное место в социально-политическом

учении Гоббса отводится этике, которая исходит из неизменной чувственной «природе человека». В основе частной морали лежит естественный закон - стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. «Благо» есть предмет влечения и желания, «зло» - предмет отвращения и ненависти.

Добродетели и пороки обусловлены различным пониманием блага. Гражданские обязанности, вытекающие из общественного договора, совпадают с моральным долгом, лишь только различаются характером санкций. Поскольку величайшим благом является мир, то Гоббс считает, что естественные законы нравственности совпадают с гражданскими добродетелями. Т.е. политическая и частная мораль в его учении дополняют друг друга.

Гоббс также рассматривает и христианское государство. Главным принципом христианской политики является слово Божие, донесенное пророками.

Когда Гоббс говорил о светском государстве, то он выводит его сущность из природы людей, из естественных законов, что характерно для всех политических рассуждений. Наоборот, говоря о христианском государстве, Гоббс предупреждает, что в этом случае он будет обращаться не только к слову Божию, но и к пророкам, ибо природа и права этого государства, их толкование во многом зависят от сверхъестественного откровения воли Божией.

В заключение следует констатировать, что в истории философско-политической мысли имеются различные социально-политические учения о политике и морали, о соотношении политической и частной морали. Рассмотренные нами учения крупнейших мыслителей разных исторических эпох - Аристотеля, Макиавелли, Гоббса позволяют заключить, что каждая эпоха формирует свой взгляд на политику и мораль, на их соотношение. Наиболее резкое противопоставление политики и морали обнаруживается у Макиавелли. Наиболее «мягкий» вариант этого соотношения имеется у Гоббса. Что касается Аристотеля, то его соотношение государства и человека, политики и морали, политической и частной морали можно назвать гуманным в самом широком смысле этого слова.

Источники и литература

1. Аристотель. Поэтика // Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1984. - Т. 4. С. 645-680.

2. Аристотель. Никомахова этика // Соч.: в

4 т. М.: Мысль, 1984. - Т. 4. С. 53-293.

3. Аристотель. Большая этика // Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1984. - Т. 4. С. 295-374.

4. Аристотель. Политика // Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1984. - Т. 4. С. 375-644.

5. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Томас Гоббс // Соч.: в 2 т. Т. 2. М., 1991. С. 731.

6. Гоббс Т. О человеке / Томас Гоббс // Соч.: в 2 т. М., 1989. - Т. 1. С. 219-269.

7. Гоббс Т. О гражданине / Томас Гоббс // Соч.: в 2 т. М., 1989. - Т. 1. С. 270-506.

8. Гоббс Т. Человеческая природа / Томас Гоббс // Соч.: в 2 т. М., 1989. - Т. 1. С. 507-573.

9. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия: пер. с итал. / Н. Макиавелли. М.: Эксмо: СПб.: Мидгард, 2006. С. 15-292.

10. Макиавелли Н. Государь: пер. с итал. / Н. Макиавелли. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2006. С. 976.

G.S. Fedorov. POLITICAL AND PRVATE MORALE IN THE PHILOSOPHY OF ARISTOTLE, MAKIAVELLY, GOBBS.

The article considers the views of Aristotle, Makiavelly, Gobbs on political and private morality in their dialectic unity.

Key words: politics, morality, political and private morality, congruence, heteronomy.

ФЕДОРОВ Геннадий Семенович, родился в 1957 г., окончил Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева (1978), Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации (1999). Аспирант кафедры философии и методологии науки Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. Автор 4 работ.

УДК 378

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. А. Юмашева

Для обеспечения качественного образования, его равной доступности для всех граждан, необходима институциональная перестройка системы образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда. Созданные механизмы, ориентированные не только на внутренние социально-экономические потребности страны, но и на обеспечение конкурентоспособности России на мировом рынке труда, позволят преодолеть разрыв между содержанием образования, образовательными технологиями, всей структурой и инфраструктурой образовательной сферы, уровнем кадрового потенциала системы образования и потребностями экономики в новых условиях.

Ключевые слова: конкурентоспособность, хозяйствующий субъект, рынок труда, образовательные технологии, качественное образование.

Всеобщим и универсальным требова- ции сферы услуг на микроуровне оказывают

нием, предъявляемым сегодня к любому существенное влияние разнообразные условия

хозяйствующему субъекту в сфере услуг, явля- внешней среды. Так, в соответствии с фунда-

ется конкурентоспособность как непосредст- ментальными исследованиями М. Портера

венно самой услуги, так и самого хозяйст- уровень конкурентоспособности компании в

вующего субъекта как субъекта управления. значительной степени связан с состоянием

Быть конкурентоспособным в условиях экономической среды хозяйствования, которая

открытой рыночной системы означает характеризуется четырьмя основными детер-

обеспечивать сравнимые с международными минантами конкурентных преимуществ: стандартами потребительские, качественные - факторными условиями, важней-

и ценовые характеристики услуги независимо шими среди которых являются природно-

от того, для внешнего или внутреннего рынка климатические, географические, демографи-

они предназначены. ческие, технологические, инновационные,

Как известно, на деятельность организа- инвестиционные, инфраструктурные;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.