Научная статья на тему 'Образ правителя в европейской политико-правовой мысли'

Образ правителя в европейской политико-правовой мысли Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1202
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / AUTHORITY / ПРАВИТЕЛЬ / RULER / НАРОД / PEOPLE / ГОСУДАРСТВО / STATE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Курскова Галина Юрьевна

Анализируются взгляды европейских мыслителей на верховного представителя государственной власти. Рассматривается эволюция воззрений на правителя и власть: от Пифагора до Мелье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of the ruler in the European political and legal thought

The article analyzes the views of European thinkers on the High Representative of the government. Considers the evolution of views on the ruler and the power: from Pyphagoras to Mellier.

Текст научной работы на тему «Образ правителя в европейской политико-правовой мысли»

УДК 340.1 ББК 66.0

ОБРАЗ ПРАВИТЕЛИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ

галина юрьевна курскова,

доцент кафедры международного права Российского государственного гуманитарного университета Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

E-mail: tais2702@mail.ru Рецензент: кандидат исторических наук, профессор Белоновский В.н.

Citation-индекс в электронной библиотеке нииОн

Аннотация. Анализируются взгляды европейских мыслителей на верховного представителя государственной власти. Рассматривается эволюция воззрений на правителя и власть: от Пифагора до Мелье. Ключевые слова: власть, правитель, народ, государство.

Annotation. The article analyzes the views of European thinkers on the High Representative of the government. Considers the evolution of views on the ruler and the power: from Pyphagoras to Mellier. Keywords: authority, ruler, people, state.

Политико-правовая мысль Древней Греции — прародины современной европейской политико-культурной традиции, отлична от традиционного консерватизма, присущего Востоку. Это относится и к анализу существующего государственного строя, и к созданию образа правителя.

Пифагор (580-500 до н.э.)1 считал, что человек нуждается в господине, ибо худшее зло для всякого общества — безначалие. Поэтому необходимо повиноваться правителям, обладающим, по Пифагору, высокими нравственными и интеллектуальными качествами.

сократ (469-399 до н.э.),2 критикуя афинскую демократию, противопоставлял ей аристократию. Пытаясь оправдать господство меньшинства, он доказывал, что властвование есть «царское искусство», к которому должны быть допущены лишь те, кто овладел подлинным знанием, мудростью, «лучшие» люди, предназначенные для этого как своим рождением, так обучением: «Цари и правители — не те, которые носят скипетр или избраны кем попало или получили власть по жребию или насилием или обманом, но те, которые умеют управлять».

Платон (427-347 до н.э.)3 выступает в роли защитника аристократического строя. Стремясь изобразить демократию как государство, в котором правят люди, к тому не подготовленные, он утверждает, что управление государством должно находиться в руках людей знающих, постигших идеи, овладевших высотами научного познания.

Аристотель (384-322 до н.э.),4 рассматривая формы правления, считает монархию одной из правильных форм, в которой власть одного должна принести

общую пользу. Но правители, даже самые лучшие, подвержены чувствам и аффектам, поэтому политическое правление, по Аристотелю, — это правление закона, а не людей.

Эпикур (341-270 до н.э.) в труде «Главные мысли» пишет: «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно. А у кого этого нет, тот не живет разумно, нравственно и справедливо; а у кого нет последнего, тому нельзя жить приятно»5. Поэтому цель правителя — создание условий для спокойной, безопасной жизни народа.

Представления о правителе в политико-правовой мысли Древней Греции, отразили не только политическую борьбу за власть, но и их видение самой власти как олицетворения нравственных начал в политике.

Кризис полисного устройства Древнего Рима, превращение Рима в мировую державу, переход от республики к империи, от традиционных форм правления к новым формам единоличной власти — к принципату и доминату способствовали пересмотру представлений и о форме государства и об образе правителя.

Значительное влияние на древнеримских авторов оказали взгляды Сократа, Платона, Аристотеля, эпикурейцев, стоиков. Марк туллий Цицерон (106-43 до н.э.)6 разрабатывал теорию государственного деятеля, поскольку управление государством — сочетание науки и искусства; оно требует знаний и добродетели, умения их практического применения в интересах общего блага. Мудрый государственный деятель должен обладать искусством прогноза и предвидения. Государственный

деятель должен быть честным, бескорыстным, мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым. Ему должно быть присуще стремление к познанию истины, справедливость, величие духа и благопристойность7.

Марк Аврелий Антонин (121-180)8 — император Римской империи в 161-180 гг. Его правление считалось в римской исторической традиции «золотым веком». Марк Аврелий считал, что идеальный правитель должен иметь высокие нравственные качества: «... мужество, честность, самоограничение, самодостаточность, верность.»9.

аврелийавгустин (354-430)10 — видный идеолог христианской церкви и западной патристики критически относится к власти, но признает ее за «избранными» (гражданами небесного града). В то же время он считает, что власть должна быть справедливой, а несправедливого правителя Августин именует тираном.

Развитие политико-правовой идеологии в период Средневековья характеризуется изменением доктри-нальных представлений о власти. Цари -избранники божьи, но это избрание происходит только через посредство священников, что и выражается в символическом акте благословения и помазания на царство.

Католическая церковь в борьбе с императорской властью пытается изобразить себя защитницей народа, апеллируя к нему. Некоторые представители теократических теорий высказывались за признание права народа на восстание и цареубийство. Таково, например, учение английского схоластика иоанна солсберий-ского (XII в.), считавшего вполне правомерным убийство монарха — тирана.

Фома аквинский (1225 или 1226-1274)11 в работе «О правлении государей» божественное происхождение власти относит лишь к ее сущности, но приобретение и пользование ею, считает Аквинат, может быть противным божественной воле. Поэтому мыслитель допускает возможность сопротивления государственной власти вплоть до восстания против нее: в случае незаконного приобретения власти (узурпации) и злоупотреблении властью. Если страдают интересы церкви, она также может и должна оказывать сопротивление. Однако он не рекомендует прибегать к цареубийству, так как нельзя позволять каждому произвольную расправу с государем, что может повлечь за собой большой вред для государства. Аквинский считает лучшей и наиболее естественной формой правления монархию, где государь представляет собой народ.

Марсилий Падуанский (1280-1343)12, один из наиболее ярких политических мыслителей Средневековья, считает, что целью государства (государя, монарха) является благо всех членов общества.

В работах никколо Макиавелли (1469-1527)13 — одного из крупнейших политических мыслителей эпохи Возрождения, были изложены принципы рационального политического поведения правителя. Разделяя мораль и политику, он считает, что политическое поведение должно быть основано, главным образом, на опыте и разуме. В трактате «Князь» («Государь»)

Макиавелли отмечает, что «если государь пришел к власти с помощью народа, он должен стараться удержать его дружбу, что совсем не трудно, ибо народ требует только, чтобы его не угнетали. Но если государя привела к власти знать наперекор народу, то первый его долг — заручиться дружбой народа, что опять-таки не трудно сделать, если взять народ под свою защиту. (...) Скажу лишь в заключение, что государю надлежит быть в дружбе с народом, иначе в трудное время он будет свергнут. (...)»14. Макиавелли восхваляет энергичного, смелого князя, который решительной политикой добивается создания крепкой, сильной власти и быстро расширяет пределы своего государства15.

Рекомендуя князю быструю расправу со всеми, кто станет на пути к осуществлению его целей, Макиавелли требует от князя смелости и решительности. Медлительность и колебания способны погубить любое начинание.

Для достижения государственной стабильности и согласия государь должен оберегать своих подданных от преступных посягательств должностных и частных лиц, быть милостивым судьей и заботиться о благе подданных.

Мартин лютер (1483-1546)16 — идеолог Реформации в Германии, отмечает: «[Князь] должен иметь в виду подданных своих и с этим сообразовывать намерения свои. Но это он сможет сделать тогда, когда все его помыслы будут направлены на пользу и служение подданным». Но реалии были иными, поэтому Лютер констатирует: «Редкий князь может быть в раю».

Швейцарский богослов Жан кальвин (1509-1564)17 — основатель радикального течения Реформации, в обращении к королю Франции Франциску I отмечает: «(...) Короля делает истинным королем признание того, что он правит своей страной как наместник Бога. И наоборот, кто пользуется королевской властью не ради служения славе Божьей, тот не король, а разбойник. Можно ли ждать процветания в королевстве, где не правит скипетр Божий, т.е. его святое слово? (...)».

томас Мюнцер (1490-1525)18 — представитель кре-стьянско-плебейского радикального движения — пророчествовал о близящемся божьем суде над «безбожными тиранами», которые должны быть свергнуты народом.

Французский гуманист Этьен де ла Боэси (1530-1563)19 выступает против деспотизма королевской власти. Сравнивая короля с вооруженным разбойником в памфлете «Рассуждение о добровольном рабстве»20, автор в то же время обращает внимание на природу тирании и рабства, отмечая, что тирания воспринимается народом как привычное состояние, поскольку он полностью забывает свою свободу21.

Жан Боден (1530-1596)22 дает теоретическое обоснование необходимости королевской власти как залога стабильности государства. Но сам король как олицетворение верховной власти должен быть гарантом благополучия всех и каждого. По Бодену, «высшее благо Государства в целом есть благо каждого в отдельности (...). Когда имеется такая цель перед глазами, надо также разрешить, чтобы народ использовал высшее благо, действуя в соответствии с вещами естественными, человече-

скими и священными, принося хвалу всякому творению великого Государя-Природы. И если мы признаем, что именно это есть главная цель «очень счастливой» жизни каждого в отдельности, мы признаем также, что это цель процветания и Государства»23.

Бенедикт Спиноза (1632-1677)24, теоретик естественного права, считает, что верховная власть не должна посягать на свободу человеческой мысли и религиозную свободу. Отвергая в принципе право подданных на сопротивление властям, Спиноза, тем не менее, утверждает, что в случае нарушения договора со стороны государства, народ реализует свое естественное право на восстание.

Томас Гоббс (1588-1679)25 — сторонник королевского абсолютизма в Англии, поскольку считает, что гарантом мира и реализации естественных законов выступает абсолютная власть монарха (суверена). Благо монарха, по Гоббсу, тождественно благу народа. Мыслитель также утверждает, что люди подписали договор на условиях полного и безоговорочного подчинения. Или неограниченная, абсолютная государственная власть, или то состояние анархии, которое характеризует жизнь людей до возникновения государства, — третьего не дано.

Джон Мильтон (1608-1679)26, противопоставляя договорную теорию возникновения государственной власти представлениям о божественном ее происхождении, приходит к выводу, что власть королей произ-водна, что она дана народом в порядке поручения, в интересах общего блага. Поэтому король обязан отчетом перед народом. В противном случае народ может (имеет право) низложить правителей. Обладая правом свергать монарха, народ может решить и судьбу самого государя (тирана). Греки и римляне, говорит Мильтон, считали не только законным, но славным и достойным делом убийство презренного тирана во всякое время без суда. Тем более правомерно, когда над тираном учиняется открытый и праведный суд, как это сделал английский народ, свергнувший своего короля.

Джон Локк (1632-1704)27 — выразитель интересов новых политических сил в Англии, утверждает, что монарх содействует единству государственной власти. Монарху дано право созыва и роспуска парламента, право законодательной инициативы, право утверждения законопроектов, наконец, право действовать помимо закона, смягчая силу закона, который монарх признает ухудшающим для народа. Но монарх не должен злоупотреблять своей властью; в противном случае Локк допускает правомерность восстания.

Французская политико-правовая мысль эпохи Просвещения логически завершила теоретические взгляды своих предшественников и современников, дала ответы на многие вопросы, которые поставило перед ними время. Ветер перемен завершился бурей, сломавшей традиционные устои французского общества и государства. Политико-правовая мысль вновь возвращается к античной традиции, идеалом которой является просвещенный правитель.

Политическая программа французского Просвеще-

ния была сформулирована Вольтером (1694-1778)28, выдающимся философом, литератором. Будучи сторонником просвещенного абсолютизма, Вольтер считал, что просвещенный король, обладающий доброй волей, сможет осуществить всю намеченную им обширную программу реформ. Писатель симпатизирует английскому государственному строю, конституционной монархии, которой просвещенный абсолютизм должен был уступить место в результате реформ.

Логическое завершение политико-правовая концепция французского Просвещения получила в работах Шарля Луи Монтескьё (1689-1755),29 просветителя, философа, правоведа, писателя. Неправильной формой государства Монтескьё считает деспотию, которая, по словам мыслителя, держится страхом. Здесь властитель считает себя всем, а всех других — ничем и удерживает власть в своих руках жесткими мерами.

Политические и правовые взгляды Жана-Жака Руссо (1712-1778)30 оказали огромное влияние на дальнейшее развитие политической мысли. Анализируя причины возникновения государства, он обращает внимание на крайнюю ступень — это возникновение деспотической формы правления. Тогда люди, в сущности, становятся равными, будучи в равной мере рабами деспота. Все люди теперь одинаково бесправны перед лицом одного человека, являющегося носителем государственной власти. Отсюда — закономерный вывод: свержение деспота, узурпировавшего власть и передача ее народу.

Поль-Анри Гольбах (1723-1789)31 в работе «Естественная политика, или беседы об истинных принципах управления» пишет о цели и задачах государственного деятеля (правителя): «...управлять людьми или заставлять их содействовать сохранению и благополучию общества».32 В то же время необходимо «. сдерживать или направлять различные интересы, противоречивые страсти множества людей, слишком часто лишенных опыта и разума»33. Поэтому необходимо воспитать и подготовить правителей к управлению государством.

Жан Мелье (1664-1729)34 подвергает суровой критике абсолютизм. С негодованием говорит Ж. Ме-лье о королях, которые, словно боги, становятся неограниченными владыками. Они не щадят ни жизни, ни имущества своих подданных и приносят их в жертву своей славе, честолюбию и жадности. Мелье считает, что существующий порядок поддерживается не только силой; религия играет немаловажную роль: она призывает к смирению, терпению и послушанию. Он предлагает организовать жизнь общества на коммунистических началах.

Таким образом, европейская политическая мысль, начиная с Древней Греции, неоднократно обращается к образу правителя. Сделанные выводы были диаметрально противоположными. С одной стороны, правитель (князь, государь, король) является олицетворением суверенитета государства, арбитром между различными социальными слоями общества, с другой

стороны, правитель — тиран, злодей, деспот, злоупотребляющий доверием народа, нарушивший общественный договор. Отсюда — неизбежность и необходимость свержения такого правителя.

1 Пифагор, будучи противником демократии, объединил местную аристократию и создал союз, имевший политический характер.

2 Сократ ничего не писал, он ограничивался устным изложением своих взглядов. О нем и его учении известно главным образом из произведений его учеников — Ксенофонта и Платона.

3 В двадцатилетнем возрасте он сблизился с Сократом, оказавшим на него большое влияние. После смерти Сократа Платон покинул Афины, опасаясь преследований в связи со своей близостью к этому философу, и поселился в Мегаре. Возвратившись в Афины, Платон отдался философским занятиям и пропаганде своих идей.

4 Будучи учеником Платона, он, тем не менее, исходил из совсем иных, чем у него, философских предпосылок.

5 Антология мировой философии: Античность. — Мн.: ООО Издательство АСТ, 2001. — С. 164.

6 Цицерон по своему происхождению был всадником, выдвинулся как крупный оратор и политический деятель. Он занимал должности квестора, сенатора, эдила, претора, консула. Цицерон был центристом. Он лавировал между оптиматами и популярами, добиваясь общественного согласия. В то же время он возглавил подавление заговора Катилины, за что получил титул «Отца отечества». В конце 50-х гг. он выступил против триумвирата (Помпей, Цезарь, Красс) — возможной диктатуры. Новый триумвират — Антоний, Октавиан, Лепид — создал вновь опасность диктатуры. Цицерон возглавил борьбу с ним и поплатился жизнью: он был убит по приказу Антония.

7 Марк Туллий Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах / Пер. В.О. Горенштейна. — М., 1966. — С. 22.

8 Учился у философов Фронтона, Аттика. Квинт Юний Рустик приобщил его к стоической философии и познакомил с учением Эпиктета.

9 Марк Аврелий Антонин. Размышления / Пер. А.Ю. Гаври-лова. — Л., 1985. — С. 24.

10 Родился в Тагасте, на севере Африки. В Италии под влиянием епископа Амвросия Медиоланского, переходит в христианскую веру. По возвращении на родину Августин стал пресвитером, а в 395 г. — епископом христианской общины в Гиппоне (ныне — г. Аннаба, на побережье Алжира).

11 Католический монах, происходивший из знатного графского рода, владевшего доменом в окрестностях г. Аквино (отсюда прозвище мыслителя — Аквинский, Аквинат).

12 Обучаясь в Падуанском и Парижском университетах, в дальнейшем стал ректором Сорбонского университета. Вынужденный бежать в Германию после опубликования трактата «Защитник мира» (1324 г.), снова возвращается в Италию, становится архиепископом Милана. Последние годы жизни провел в Германии.

13 Флорентиец по происхождению, Макиавелли более 10 лет служил секретарем в канцелярии Флорентийской республики. После реставрации в 1512 г. режима Медичи во Флоренции он был отправлен в ссылку, где были написаны самые значительные его труды: «Государь» (1513 г.), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «О военном искусстве» и др.

14 Макиавелли Никколо. Избранные сочинения / Пер. г.Д. Муравьевой. — М., 1982. — С. 306.

15 Там же. С. 344, 345.

16 Сын зажиточного бюргера, идеолог умеренного направления. Получив образование в Эрфуртском университете, под влиянием религиозного порыва вступил в монашеский орден августинцев. Профессор Виттенбергского университета, доктор богословия.

17 Родился в Нуайоне (Северная Франция) в семье юриста,

секретаря епископа. Получив юридическое образование, в 1534 г. порвал с католицизмом. В 1536 г. он обосновался в Женеве, издав свой главный труд «Наставление в христианской вере».

18 Став вождем широкого народного движения, он свергает в Мюльгаузене старый, патрицианский совет; власть переходит в руки нового «вечного» совета во главе с Т. Мюнцером. Но сопротивление восставших было сломлено, Т. Мюнцер был ранен, взят в плен и после пыток обезглавлен.

19 Выходец из богатой купеческой семьи. После окончания юридического факультета Орлеанского университета, был назначен советником парламента в Бордо.

20 Ла Боэси Э. де. Рассуждение о добровольном рабстве / Пер. Ф.А. Коган-Бернштейн. 2-е изд. — М., 1962. — С. 17.

21 Там же. С. 19.

22 Выдающийся историк и политический мыслитель, юрист и государственный деятель Франции. В обстановке борьбы католиков и гугенотов Боден вынужден был лавировать между враждующими сторонами.

23 Les Six livres de la Republique, ed. 1593 par Gabriel Cartier. Publication Librairie Artheme Fayard. Paris, 1986. L. I. P. 30. Перевод Н.А. Хачатурян.

24 Родился в Амстердаме. Вынужденный временно покинуть Амстердам, Спиноза, принявший имя Бенедикт, приступил к разработке своей философской системы. Основные произведения Спинозы: «Этика, доказанная в геометрическом порядке», «Политический трактат» (остался незавершенным).

25 Родился в Мальмсбери, в семье сельского священника. В борьбе короля и парламента, которая развернулась в Англии накануне английской буржуазной революции XVII в., Т. Гоббс стал на сторону короля. Угроза безопасности заставила Гоббса бежать из Англии. Жил во Франции в эмиграции. В Париже он написал знаменитый трактат «Левиафан».

26 Известный английский поэт XVII в., политический деятель, сторонник индепендентов (радикальных пуритан) в период революции 1640—1649 гг. Мильтон посвятил ряд политических памфлетов обоснованию программы индепендентов.

27 Английский философ и политический мыслитель. Родился в г. Вингтоне. Возвратившись в Англию после «Славной революции» 1688 года, в 1690 г. опубликовал свои основные труды. В сочинении «Два трактата о правительстве», излагая свои взгляды на общественный строй и политическое устройство, исходит из так называемого естественного состояния.

28 Родился в семье парижского нотариуса. Заключенный неоднократно в Бастилию за обличительные стихотворения, он был выслан из Франции. Живя в Англии и наблюдая за развитием государственности, он становится защитником данного строя.

29 Он родился в дворянской семье. Изучал классическую литературу, юриспруденцию. Путешествуя по странам Европы, изучает государственное устройство, законы и обычаи этих стран.

30 Философ и писатель. Родился в Женеве в семье часовщика. В 1745 году, в Париже, сближается с просветителями Д. Дидро и Д' Аламбером, которые привлекли его к работе над знаменитой «Энциклопедией».

31 Французский философ-материалист, писатель, просветитель. Родился в Германии. Переехав во Францию, постоянно жил в Париже, где сблизился с просветителями, сплотившихся вокруг Д. Дидро и Д' Аламбера — создателей «Энциклопедии». Главный труд «Система природы», содержащий вызов правящим кругам, был предан публичному сожжению по приговору парижского парламента (1770).

32 Гольбах П.А. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2. — М., 1963. — С. 381.

33 Там же. С. 380.

34 Один из основоположников утопического социализма. Перу Ж. Мелье принадлежит произведение под названием «Завещание», которое представляет собой обличение феодального общества, крепостнической эксплуатации, привилегий дворянства, осуждает зло и несправедливость, царящие в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.