Научная статья на тему 'Российская семья на рубеже XX-XXI веков'

Российская семья на рубеже XX-XXI веков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
265
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕМЬЯ / СОЖИТЕЛЬСТВО / БРАК / FAMILY RELATIONS / FAMILY / COHABITATION / MARRIAGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирнов Александр Юрьевич

В статье рассмотрены проблемы отношений в браке в России на границе столетий. Здесь также отмечены отрицательные последствия этих отношений, включая демографические.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN FAMILY ON THE BORDER OF THE 20 m AND 21 st CENTURIES

The problems of the family-marriage relations in Russia on the border of the centuries and during the last decade are considered in the article. Negative consequences of these relations including the demographic ones are also marked here.

Текст научной работы на тему «Российская семья на рубеже XX-XXI веков»

A.M. Pykov. FORMING AND DEVELOPMENT OF FOOD INDUSTRY IN MORDOVIAN AUTONOMOUS SOVIET SOCIALIST REPUBLIC IN 1937-1945.

The article analyses forming and development of food industry in Mordovia in pre-war and war years. In spite of the difficulties of the war time flourmills, starch factories and districts food factories worked.

ПЫКОВ Александр Михайлович, родился в 1952 г., окончил Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва (1981), сотрудник Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, главный федеральный инспектор по Республике Мордовия, соискатель кафедры дореволюционной отечественной истории, археологии и этнографии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева. Автор 3 работ.

УДК 314.6

РОССИЙСКАЯ СЕМЬЯ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 ВЕКОВ

А.Ю. Смирнов

В статье рассмотрены проблемы отношений в браке в России на границе столетий. Здесь также отмечены отрицательные последствия этих отношений, включая демографические.

Ключевые слова: семейные отношения, семья, сожительство, брак.

Серьезные изменения, охватившие в 1990-е годы все российское общество (распад СССР в 1991 году, формирование новой российской законодательной базы), не обошли стороной и брачно-семейные отношения. Изменения в брачно-семейной области были связаны с тремя группами причин: естественной трансформацией демографической модели, отменой жесткого государственного контроля (например, такого внешнего «регулятора», как партком) и социально-экономическими трудностями переходного периода. А общим результатом этих разных причин стало сокращение уровня регистрируемой брачности в 1990-е годы.

С 1989 по 1993 год число вновь заключенных браков сократилось почти на четверть, число же разводов при этом увеличилось на 14%1. Минимальной отметки показатель брачности достиг в 1998 году. Это снижение коснулось всех возрастных групп, но особенно сильным оно оказалось среди молодых людей, поскольку было связано с общим изменением модели демографического поведения. Стало резко сокращаться как абсолютное, так и относительное число зарегистрированных браков. Молодые люди предпочитали жить вместе, ведя совместное хозяйство, но не спешить с регистрацией своих отношений в государственных органах, так что количество

таких незарегистрированных сожительств оказалось сложно статистически учитывать. Проведенная в 1994 году микроперепись зафиксировала 6,5% мужчин и 6,7% женщин, состоявших в не зарегистрированных брачных союзах, хотя реальные цифры явно были выше. Резко выросло и число внебрачных рождений: прежде всего в «возрасте минимальной брачности» (когда у женщин не остается надежд на закрепление отношений браком, а тянуть далее с рождением ребенка опасно для здоровья будущего малыша)2.

К началу 1990-х годов незарегистрированные сожительства стали, бесспорно, приемлемой социальной нормой. Опрос общественного мнения, проведенный в 1994 году, показал, что к таким незарегистрированным союзам лояльно отнеслись 66% мужчин и 51% женщин. При этом большинство людей старших возрастов (63%) по-прежнему отрицательно воспринимали незарегистрированные браки, в то время как среди респондентов моложе 25 лет такие союзы осудили только 18%. Прошло всего три года, и в 1997 году, согласно вновь собранным данным, терпимость к незарегистрированным бракам возросла еще более: их осудили лишь 6% людей в возрасте от 16 до 50 лет и 21% лиц старше 50 лет3.

1 Семейные узы: Модели для сборки. М., 2004. С. 212.

2 Там же. С. 213.

3 Там же.

Произошедший в 1990-е годы рост незарегистрированных брачных союзов и внебрачных рождений может означать тенденцию к разделению институтов брака и семьи (подобная тенденция характерна не только для России, еще раньше она наметилась в большинстве стран Запада). Нельзя не заметить и того, что эта тенденция связана с более осторожным отношением людей к регулированию собственнических прав в браке. До социальных потрясений 1990-х годов общество было более социально однородным, когда же появились «богатые» и «бедные», вопрос о материальных потерях в случае развода стал одним из препятствий к заключению брачных союзов «по всем правилам».

Молодежь в последнее время подходит куда рациональнее к вопросу о создании семьи, многие откладывают регистрацию брака и рождение детей на более поздний возраст, когда для этого будут созданы лучшие материальные условия. Влияют на сокращение показателей брачности и стрессовые факторы кризисного общества: потеря или смена работы, неразрешимость жилищного вопроса, перенапряжение на работе. На сокращении брачности в 1990-е годы в какой-то степени сказалась и сложная ситуация на «брачном рынке»: невыгодное для женщин соотношение полов в некоторых возрастных группах усилило конкуренцию в поисках женихов и расширило возможности мужчин для повторных женитьб.

Распространение незарегистрированных браков привело не только к сокращению доли официальных, но и к увеличению среднего возраста вступления в «законный брак»: с 1994 года средний возраст начал постепенно увеличиваться. Сильно увеличился и временной разрыв между возрастом начала половой жизни и возрастом вступления в брак: еще в недавнем прошлом начало регулярной половой жизни, вступление в первый брак и рождение первого ребенка охватывали небольшой временной период - от года до трех лет. На такой модели держалось и традиционное российское половое воспитание (первый сексуальный партнер становился избранником или избранницей на всю или большую часть жизни, детей заводили сразу после заключения брака, что позволяло в буквальном смысле отсчитывать день рождения первенца от дня свадебного торжества). В 1990-х годах сексуальные отношения, брак, рождение и воспитание детей стали превращаться для молодежи во все более независи-

мые друг от друга ценности, не связанные между собой так жестко, как это было даже в поколении их родителей.

В условиях снижения рождаемости звучали разные идеи о том, как улучшить сложившуюся в стране непростую демографическую ситуацию. Выдвигались и весьма экзотические предложения. Так, в 1996 году фракция Либерально-демократической партии России (ЛДПР), лидером которой является скандально известный В. В. Жириновский, в Государственной думе подготовила проект федерального закона, который должен был внести существенные изменения и дополнения в «Семейный кодекс Российской Федерации». Суть поправок, в первую очередь, сводилась к юридическому признанию наряду с моногамной также и полигамной семьи и регламентации функционирования полигамных отношений. Разработчики проекта считали, что подобные нововведения увеличат шансы незамужних женщин создать семью и легализуют статус любовниц женатых мужчин, что в конечном счете, по мнению авторов проекта, способ -ствовало бы росту рождаемости4. Как и другие экстравагантные идеи ЛДПР, этот проект Думой принят не был. Однако надо отметить, что одна из республик Российской Федерации - Ингушетия (где резко преобладает мусульманское население) - приняла закон, разрешающий многоженство.

Сохранение сравнительно высокой значимости брачных уз для создания семьи остается заметным среди молодежи, хотя в понимании содержания брака и моделях ролевого взаимодействия супругов или партнеров появилось значительное разнообразие. По-прежнему существует традиционная модель брака, соответствующая исторически сложившемуся распределению ролей: муж -кормилец, жена - хранительница «домашнего очага». Однако в последние годы все больше распространяется модернизированная модель, когда оба супруга в равной или почти равной мере отвечают как за материальное обеспечение семьи, так и за ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Браки в описываемых союзах оказываются при этом менее прочными, так как семейные роли мужа и жены становятся взаимозаменяемыми, и брак сохраняется, пока существуют и крепнут взаимное уважение, любовь, сексуальная и эмоционально-психологическая привязанность супругов друг к другу.

4 Известия. 1996. 13 сентября.

Оценивая произошедшие изменения, можно прийти к выводу, что на рубеже веков и тысячелетий в России (вслед за Западной Европой) сформировалась тенденция к переходу от зарегистрированных браков к незарегистрированным «добровольным союзам», которые ранее именовались «сожи-тельствами». Особенно ярко эта тенденция проявляется в молодых поколениях. Возраст вступления молодежи в первый зарегистрированный брак заметно возрос. По-видимому, это объясняется неверием молодежи в

пожизненный характер брака и нежеланием создавать себе лишние проблемы с разводами и разделом имущества. Поскольку семейный статус человека, заключившего законный брак, все еще имеет определенную привлекательность в силу гарантированных привилегий (например, получение вместо пресловутой «прописки» права быть «зарегистрированным» в мегаполисе), сохраняется тенденция заключать иногда фиктивные браки и прекращать оные, как только поставленная браком цель оказывается достигнутой.

A.Y. Smirnov. RUSSIAN FAMILY ON THE BORDER OF THE 20m AND 21st CENTURIES. The problems of the family-marriage relations in Russia on the border of the centuries and during the last decade are considered in the article. Negative consequences of these relations including the demographic ones are also marked here.

Key words: family relations, family, ^habitation, marriage.

СМИРНОВ Александр Юрьевич, родился в 1980 г., окончил Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (2002), преподаватель Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России. Автор 7 работ.

УДК 947

ЧТЕНИЕ КАК ФАКТОР КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ РСФСР (1971-1985 гг.)

А. Л. Смирнова

В работе рассмотрен один из факторов культурного развития советского общества -чтение. На основе данных социологических исследований раскрыты взаимосвязь и взаимовлияние чтения и общей культуры молодых рабочих РСФСР.

Ключевые слова: чтение, общая культура, книга, библиотека, рабочая молодежь.

В современной России телевизор и компьютер практически вытеснили чтение из досуга жителей страны. В связи с этим большой интерес представляет значение, придаваемое книге в СССР, являвшейся самой читающей страной в мире.

В советском обществе чтение рассматривалось как важнейшее средство развития культуры человека, поэтому выпуск печатной продукции постоянно рос. В 1984 г. по сравнению с 1970 г. тираж книг и брошюр увеличился в 1,5 раза. Возросло число газетных изданий и их годовой тираж. Так, в 1970 г. в РСФСР выходило 4445 изданий с годовым тиражом в 22,8 млрд. экземпляров, в 1980г. -соответственно 4413 издания и 29,2 млрд. экземпляров, а 1984 г. число изданий составило 4516 с тиражом в 31,3 млрд. экземпляров [1. С.350].

В автономных республиках Поволжья в

изучаемый период значительно выросло число читателей, выписывавших газеты на родном языке, в том числе и среди рабочих, поэтому был достаточно велик и их тираж. В 1984 г. на башкирском языке выходило 24 газеты годовым тиражом 46,8 млн. экземпляров, на марийском - 15 газет тиражом 10,2 млн. экземпляров, на мордовском, соответственно, - 2 и 2,0 млн., на татарском - 88 и 160,1 млн., на чувашском - 26 газет, тираж которых составил 36,9 млн. экземпляров [2. С.54].

Для сравнения степени приобщенности к элементам духовной культуры в капиталистических странах и СССР можно привести такой пример. По данным исследований соответствующих официальных комиссий на конец 1970-х гг., 58% французов никогда не покупали книг, в Японии 62% населения не читали книг, 75% не читали или читали край-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.