Научная статья на тему 'Социальный интеллект у малолетних преступников'

Социальный интеллект у малолетних преступников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
102
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малолетние преступники / социальный интеллект / когнитивный компонент социального интеллекта / эмоциональный компонент социального интеллекта / поведенческий компонент социального интеллекта / профилактические рекомендации / juvenile offenders / social intelligence / cognitive component of social intelligence / emotional component of social intelligence / behavioral component of social intelligence / preventive recommendations

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елена Александровна Неволина, Анна Владимировна Бойко, Ирина Васильевна Сучкова

В статье представлены результаты изучения социального интеллекта, проведен теоретический обзор понятия «социальный интеллект», раскрыта структура социального интеллекта, а именно эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты, рассмотрены функции социального интеллекта. Целью исследования было изучение социального интеллекта малолетних преступников. Полученные результаты имеют важное значение для практической деятельности пенитенциарных психологов, поскольку смогут помочь в формулировке основных задач направленной психокоррекционной работы. Методологическую основу исследования составили теоретический обзор и психодиагностическое тестирование, системно-структурный и формально-логический методы. В результате исследования были выявлены отдельные характеристики социального интеллекта малолетних преступников исследуемой группы. На основании полученных результатов даны профилактические рекомендации, направленные на развитие социального интеллекта несовершеннолетних преступников в условиях лишения свободы, которые помогут формированию у них навыков, необходимых для успешной ресоциализации в обществе после освобождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елена Александровна Неволина, Анна Владимировна Бойко, Ирина Васильевна Сучкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social intelligence among juvenile delinquents

In the article the authors present the results of the study of social intelligence. A theoretical review of the concept of «social intelligence» is carried out, the structure of social intelligence is revealed, namely the emotional, cognitive and behavioral components, and the functions of social intelligence are considered. The purpose of the study was to study the social intelligence of juvenile delinquents. The results obtained are of great importance for the practical activities of penitentiary psychologists, since they can help in formulating the main tasks of directed psycho-correctional work. A theoretical review and psychodiagnostic testing, systemstructural and formal-logical methods made the methodological basis of the study. As a result of the study, certain characteristics of the social intelligence of juvenile delinquents of the study group were identified. Based on the results obtained, preventive recommendations are given aimed at developing the social intelligence of juvenile delinquents in conditions of deprivation of liberty, which will help them develop the skills necessary for successful resocialization in society after release.

Текст научной работы на тему «Социальный интеллект у малолетних преступников»

УДК 342.536.5

ЭО1: 10.51522/2307-0382-2023-253-6-25-36

ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА НЕВОЛИНА

психолог психологической лаборатории ФКУ КП-49 ГУФСИН России по Приморскому краю И nvln.elena03reg@mail.ru, http://orcid.org/0009-0005-9847-6019 Владивосток

АННА ВЛАДИМИРОВНА БОЙКО

доцент кафедры общей и профессиональной психологии МФГТ МГУ им адм. Г. И. Невельского,

кандидат психологических наук И an.boyko@inbox.ru, https://orcid.org/0009-0009-6274-9096 Владивосток

ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА СУЧКОВА

начальник межрегионального отдела психологической работы ГУФСИН России по Приморскому краю, полковник внутренней службы И shira78@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0964-6209 Владивосток

Социальный интеллект у малолетних преступников

Аннотация. В статье представлены результаты изучения социального интеллекта, проведен теоретический обзор понятия «социальный интеллект», раскрыта структура социального интеллекта, а именно эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты, рассмотрены функции социального интеллекта. Целью исследования было изучение социального интеллекта малолетних преступников. Полученные результаты имеют важное значение для практической деятельности пенитенциарных психологов, поскольку смогут помочь в формулировке основных задач направленной психокоррекционной работы. Методологическую основу исследования составили теоретический обзор и психодиагностическое тестирование, системно-структурный и формально-логический методы. В результате исследования были выявлены отдельные характеристики социального интеллекта малолетних преступников исследуемой группы. На основании полученных результатов даны профилактические рекомендации, направленные на развитие социального интеллекта несовершеннолетних преступников в условиях лишения свободы, которые помогут формированию у них навыков, необходимых для успешной ресоциализации в обществе после освобождения.

Ключевые слова: малолетние преступники, социальный интеллект, когнитивный компонент социального интеллекта, эмоциональный компонент социального интеллекта, поведенческий компонент социального интеллекта, профилактические рекомендации

Для цитирования

Неволина Е. А., Бойко А. В., Сучкова И. В. Социальный интеллект у малолетних преступников // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 6. С. 25-36. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-253-6-25-36.

5.3.9 Юридическая психология и психология безопасности (психологические науки)

© Неволина Е. А., Бойко А. В., Сучкова И. В., 2023

ELENA A. NEVOLINA

Psychologist of psychology laboratory of the FGI Colony-settlement-49 FPS of Russia General Administration for the Primorsky Krai nvln.elena03reg@mail.ru, http://orcid.org/0009-0005-9847-6019 Vladivostok

ANNA V. BOYKO

Assistant Professor of the Department of General and Professional Psychology of MFHT of the MSU named after admiral G. I. Nevelskoy, Candidate of Psychology an.boyko@inbox.ru, https://orcid.org/0009-0009-6274-9096 Vladivostok

IRINA V. SUCHKOVA

Head of the Interregional Department of Psychological Work of FPS of Russia General Administration for the Primorsky Krai, Colonel of the Internal Service shira78@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0964-6209 Vladivostok

Social intelligence among juvenile delinquents

Abstract. In the article the authors present the results of the study of social intelligence. A theoretical review of the concept of «social intelligence» is carried out, the structure of social intelligence is revealed, namely the emotional, cognitive and behavioral components, and the functions of social intelligence are considered. The purpose of the study was to study the social intelligence of juvenile delinquents. The results obtained are of great importance for the practical activities of penitentiary psychologists, since they can help in formulating the main tasks of directed psycho-correctional work. A theoretical review and psychodiagnostic testing, system-structural and formal-logical methods made the methodological basis of the study. As a result of the study, certain characteristics of the social intelligence of juvenile delinquents of the study group were identified. Based on the results obtained, preventive recommendations are given aimed at developing the social intelligence of juvenile delinquents in conditions of deprivation of liberty, which will help them develop the skills necessary for successful resocialization in society after release.

Keywords: juvenile offenders, social intelligence, cognitive component of social intelligence, emotional component of social intelligence, behavioral component of social intelligence, preventive recommendations

For citation

Nevolina E. A., Boyko A. V., Suchkova I. V. Social intelligence among juvenile delinquents // Vedomosti of the Penal System. 2023. № 6. C. 25-36. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-253-6-25-36.

5.3.9 Legal psychology and safety thinking (psychological sciences)

Несмотря на весьма длительный период интенсивных исследований, проблема социального интеллекта до сих пор сохраняет свою значимость и актуальность. Важность изучения и развития социального интеллекта определяется необходимостью повторной социализации малолетних преступников в процессе их подготовки к освобождению. Социально-психологическое развитие личности заключается в формировании таких поведенческих навыков, которые способны обеспечить ее социальную адекватность.

Осознание преступного поведения, достаточный уровень развития социального интеллекта позволяют человеку быстро адаптироваться в обществе, правильно взаимодействовать с людьми, достигать поставленных целей и быть успешным. Кроме этого, достаточный социальный интеллект, адекватные социальные навыки, можно сказать, являются одной из составляющих профилактики распространения криминальной субкультуры в среде несовершеннолетних осужденных.

Изучением социального интеллекта занимались Э. Торндайк, Р. Стернберг, Ч. Спирмен, Г. Айзенк, Дж. Гилфорд и другие зарубежные психологи, в отечественной психологии над этой темой работали М. И. Бобнева [1], А. А. Бодал ев [2], А. Л. Южанинова [3], Ю. Н. Емельянов [4], Д. В. Люсин [5] и другие ученые [6, 7, 8, 9].

По мнению Ю. Н. Емельянова, социальный интеллект есть «...устойчивая способность личности понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события» [4, с. 25].

Социальный интеллект есть многомерная, сложная структура, которая, по мнению А. И. Савенкова, обладает когнитивным, эмоциональным, поведенческим компонентами [10].

В когнитивный компонент социального интеллекта входят:

- социальные знания: знания о людях, правилах поведения, понимание других людей;

- социальная память: способность помнить имена и лица других людей, события и так далее;

- социальная интуиция: способность оценивать чувства, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать их поведение;

- социальное прогнозирование: построение планов собственных действий, способность рефлексировать по поводу своего развития и оценивать личные альтернативные возможности.

Эмоциональный компонент социального интеллекта:

- социальная выразительность: эмоциональная выразительность, способность контролировать эмоциональные проявления;

- способность входить в положение других людей, ставить себя на их место, сопереживание;

- способность человека регулировать свое поведение, эмоции и настроение.

Поведенческий компонент социального интеллекта:

- социальное восприятие отражается в умении слушать человека;

- социальное взаимодействие: способность и готовность работать в коллективе;

- социальная адаптация: способность разъяснять и убеждать других людей,

уживаться с ними, открытость в отношениях с окружающими.

Анализ научной литературы позволяет отметить такие функции социального интеллекта, как познавательно-оценочная, коммуникативно-ценностная, реф-лексивно-коррекционная [8].

Познавательно-оценочная функция выражается в «...обеспечении отбора необходимой информации, адекватной сложившимся условиям, и формировании оценочных суждений о происходящем, непосредственно включая человека в процесс целеполагания» [8, с. 36]. В целом осуществляется процесс самопознания, который позволяет человеку понять не только себя, но и свою сущность.

Коммуникативно-ценностная функция выражается «в потребности не только понимать окружающих людей, но и быть понятым ими» [8, с. 36]. При этом, познавая себя в постоянном взаимодействии с окружающими людьми, человек определяет и усваивает нормы и эталоны взаимоотношений.

Рефлексивно-коррекционная функция социального интеллекта отражается «... в самопознании и в осознании достоинств и недостатков учебно-познавательной деятельности, а также обеспечивает изменения в процесс взаимодействия, направленного на уменьшение внутреннего конфликта, позволяющего регулировать эмоции, потребности» [8, с. 37].

Таким образом, следуя подходу Ю. Н. Емельянова, мы понимаем социальный интеллект как «...устойчивую способность личности понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события» [4, с. 25]. Кроме того, считаем необходимым подобрать диагностические методики, с помощью которых возможно изучить структуру социального интеллекта, а именно когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Итак, целью нашего исследования стало изучение социального интеллекта у малолетних преступников. Предметом исследования обозначены компоненты структуры социального интеллекта.

Для реализации поставленной цели подобраны стандартизированные и валидные методики: «Сокращенный вариант личностного опросника 13 РБ», форма Е (Р. Кэттелл), «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел), «Опросник нравственной надежности личности» (Е. Ю. Стрижов). Каждая из выбранных методик позволила диагностировать отдельные компоненты структуры социального интеллекта, и в совокупности они дали общую характеристику исследуемой группы малолетних преступников. Многофакторная методика позволяет изучить все структурные элементы социального интеллекта (когнитивный, эмоциональный, поведенческий). Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению и степени ее выраженности позволяют оценить эмоциональный и поведенческий компоненты социального интеллекта малолетнего преступника. Опросник нравственной надежности личности детализирует особенности социального интеллекта у правонарушителей на когнитивном и поведенческом уровне.

В исследовании приняли участие 20 подростков мужского пола в возрасте от 14 до 19 лет, совершившие правонарушения различной степени тяжести и содержащиеся в местах лишения свободы. Состав выборки определен условиями содержания преступников - Находкинская ВК ГУФСИН России по Приморскому краю. Кроме того, при формировании выборки мы опирались на возрастную периодизацию Э. Эриксона, где представлены критические периоды и новообразования подросткового возраста с 14 до 19 лет.

Респонденты относились к следующим категориям осужденных: совершив-

шие преступления против собственности (статьи 158, 161 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) - 53 %; преступления против жизни и здоровья человека (статьи 105, 111 УК РФ) - 68 %. В меньшей степени в экспериментальной выборке представлены осужденные за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (статьи 131, 132, 134 УК РФ) - 20 %; за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (статья 228 УК РФ) -23 %; за разбой и вымогательство (статьи 162, 163 УК РФ) - 9 %.

В ходе эмпирического исследования были получены следующие результаты.

1. Изучение социального интеллекта у малолетних преступников на основе сокращенного варианта личностного опросника 13 PF, форма Е (Р. Кэттелл)

По результатам, отображенным на рисунке 1, видно, что по шкале интеллекта (В) только 1 испытуемый имеет высокий уровень интеллектуального развития, способен абстрактно и логически мыслить, быстро обучаем. Преобладание низких показателей по данной шкале характерно для 16 малолетних преступников исследуемой выборки. Такие подростки имеют менее развитые умственные способности, склонны к медленному обучению, имеют трудности в понимании нового материала, не всегда могут запомнить лица, события, фамилии и имена. Низкий уровень интеллектуального развития создает определенные трудности во взаимодействии с окружающими людьми, а также в учебной и трудовой деятельности, что осложняет усвоение нужной информации и приобретение социального опыта.

20 18 X ! 16 14 .О ! 12 о е 10 11 S 8 о ^ 6 4 2 0

18

16 16 16 16 17

14 15 15

13 12

11 11

8 8

6

5 I 4 4 5 I 4 4 4 5 I

3 2 2

1 1 I1 1 1 1 1

B C E G H I L N O Q1 Q2 Q3 Q4

■ Низкий уровень 16 5 4 5 6 4 8 4 4 2 5 1 8

■ Средний уровень 3 11 16 13 14 16 12 16 15 17 15 18 11

■ Высокий уровень 1 4 0 2 0 0 0 0 1 1 0 1 1

Рисунок 1. Выраженность показателей у малолетних преступников по шкалам методики «Сокращенный вариант личностного опросника 13 PF», форма Е (Р. Кэттелл)

Шкала эмоциональной стабильности (С) позволила нам выявить, что высокие значения наблюдаются у 4 малолетних преступников, следовательно, для них характерна эмоциональная устойчивость, гибкое поведение в стрессовых ситуациях, а также достижение своих личных целей без особых трудностей. У 11 подростков-правонарушителей по данной шкале средний уровень эмоциональной устойчивости. Можно сказать, что эти подростки обычно спокойны и уверены в себе, смело смотрят в лицо фактам, способны управлять своими эмоциями и настроениями. В некоторых случаях возможна импульсивность и раздражительность. Низкие значения свойственны 5 испытуемым. Их можно охарактеризовать как чувствительных, эмоционально они менее устойчивы. У них отмечается капризность, раздражительность, импульсивность в поведении.

Средние значения по шкале доминантности (Е) проявляются у 16 несовершеннолетних преступников. Данные испытуемые могут проявлять настойчивость, упрямство, в некоторых ситуациях - грубость и агрессивность. Вдобавок к этому они стремятся к властности, самостоятельности и независимости. Можно предположить, что стремление все выполнить самостоятельно при отсутствии жизненного опыта является причиной совершения ими различных ошибок, в том числе преступлений. Однако 4 малолетних преступника имеют по данной шкале низкий уровень. Для них характерна зависимость и уступчивость. Они не умеют отстаивать свою точку зрения, постоянно берут на себя вину.

Интересными оказались показатели по шкале нормативности (С). Так, у 15 испытуемых исследуемой выборки наблюдаются высокие и средние значения. Можно предположить, что в своем окружении они строят собственное поведение

в соответствии с усвоенными нормами и групповыми требованиями. У них могут возникать конфликты при попадании в другую культуру, в другое общество. У 5 малолетних преступников по данной шкале наблюдается низкий уровень, что свидетельствует об их презрительном отношении к общепринятым моральным нормам, в некоторых ситуациях они способны на обман и нечестность.

Шкала «робость - смелость» (Н) позволила выявить 14 малолетних правонарушителей со средними значениями. Данных испытуемых можно охарактеризовать как авантюристичных, незаторможенных, пробивных, склонных к риску и острым ощущениям. Возможны некоторые трудности в социальной адаптации, тем не менее они общительны, им свойственен интерес к противоположному полу, который определяет особое внимание к собственной личности и обусловливает преступления сексуального характера. Низкие значения по данной шкале наблюдаются у 6 малолетних осужденных, что свидетельствует о том, что они боязливы, уклончивы, способны быстро реагировать на опасность, не склонны поддерживать отношения со всеми, кто их окружает, но, несмотря на это, внимательны к другим.

Средние (ниже среднего) значения по шкале «жестокость - чувствительность» (I) свидетельствуют о мужественности и практичности испытуемых. В отношении к окружающим они могут быть безжалостны и жестоки.

По шкале «доверчивость - подозрительность» (Ь) средние значения у 12 несовершеннолетних осужденных и низкие значения - у 8. Можно сказать, что в целом они способны проявлять доверие к окружающим, однако возможно проявление подозрительности и осторожности. Самооценка у данных испытуемых реалистична.

Было выявлено, что по шкале «прямолинейность - дипломатичность» (Ы) для 16 малолетних правонарушителей характерны средние значения. О таких подростках можно сказать, что это обычно открытые, расчетливые, проницательные по отношению к окружающим люди. Они способны хитро и умело выстраивать свое поведение. Низкие значения выявлены у 4 малолетних преступников, что свидетельствуют об их грубости, спонтанности, прямолинейности. У них возникают трудности в понимании мотивов поведения окружающих, они легко загораются общими увлечениями.

Средний (ниже среднего) уровень беспокойства выявлен по параметру «тревожность» (О), она проявляется у большинства малолетних преступников (19 испытуемых), что свидетельствует об уверенности в себе, умении справляться с жизненными неудачами, а также об их смелости и стойкости.

По шкале «конформизм - нонконформизм» ^2) низкие значения наблюдаются у 5 несовершеннолетних правонарушителей, что свидетельствует о зависимости и привязанности данных испытуемых к группе. Стоит отметить, что стремление к группированию приводит к так называемым преступлениям за компанию, и именно в группе у несовершеннолетних повышается уверенность.

Высокие показатели по шкале самоконтроля ^3) наблюдаются у 1 испытуемого, это говорит об умении контролировать свои эмоции и поведение. Средний (ниже среднего) уровень по данной шкале выражен у большинства малолетних преступников (19 испытуемых). Для них характерен средний уровень волевого контроля эмоциональных реакций. На психотравмирующую ситуацию они реагируют взвешенно, рационально, однако в экстремальной ситуации возможны импульсивные действия.

Высокие значения по шкале напряженности ^4) наблюдаются у 1 испытуемого, они свидетельствуют о том, что подросток может быть беспокойным, возбужденным, ему свойственно пониженное настроение, раздражительность. Низкие значения отмечены у 8 малолетних преступников, что свидетельствует о слабости, отсутствии побуждений и желаний. К переменам и достижениям они не стремятся.

2. Изучение социального интеллекта у малолетних преступников на основе методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел)

Шкала «Ь» предназначена для измерения готовности испытуемых представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности. Исходя из полученных на выборке данных, подростки склонны демонстрировать выше среднего и высокий уровень развития показателя (13 человек). Обнаруживается тенденция испытуемых демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленное стремление показать себя в лучшем свете, настороженность по отношению к психодиагностической ситуации, что ставит под сомнение достоверность результатов по основным шкалам. Тем не менее данные шкалы использованы для корректировки общего представления о социальном интеллекте несовершеннолетних. О восприятии ситуации как экспертной одновременно с умеренно высокими показателями по шкале № 1 также свидетельствует их резкое понижение по основным диагностическим шкалам и повышение по шкале женской социальной роли. Показатели ниже 50 Т-баллов говорят о том, что испытуемый не склонен скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности. Отмечено также, что подрост-

ки 14 лет и младше не способны длительное время следовать установке на социально желательные ответы. Одновременно высокие показатели по служебной шкале и по основным шкалам (кроме шкалы 8) свидетельствуют либо о сомнительной достоверности результатов, либо о диссоциации в сознании испытуемого известных ему и реальных норм поведения.

Исходя из данных, полученных по шкале склонности к преодолению норм и правил (ПН), можно сказать, что большинство малолетних преступников данной выборки (15 испытуемых) характеризуются выраженностью предрасположенности к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения, вероятность совершения преступления этими подростками высока (рисунок 2).

По шкале склонности к аддиктивному поведению (Адд) для 15 малолетних осуж-

денных характерен средний уровень, что свидетельствует об их предрасположенности к уходу от реальности с целью изменения своего психического состояния с помощью распития спиртных напитков, употребления наркотических и других психоактивных веществ. При этом чаще всего и происходят конфликты, драки, поножовщина, совершаются изнасилования и так далее.

В то же время у 15 несовершеннолетних осужденных выражен средний (выше среднего) уровень по шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (СП). Это говорит о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях и о наличии садомазохистских тенденций.

По шкале склонности к агрессии и насилию (Аг) у 7 малолетних преступников эта тенденция является ярко выраженной, что свидетельствует об агрессивной

Количество испытуемых 0246802)46

15 15

11 11

8 9

7 б 1 III

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 1 4 41 55 1 1

1 1 1 1 ■ 1 1 1

1 1 1 1 1 II J

1 ПН Адд СП Аг век Дел

| Низкий уровень 0 3 3 4 5 3 1

ЩСредний уровень 5 4 15 15 5 11 8

Уровень выше среднего б 11 0 0 7 4 9

Высокий уровень 7 0 0 0 1 0 0

Рисунок 2. Выраженность показателей у малолетних преступников по шкалам методики «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел)

направленности этих испытуемых во взаимоотношениях с другими людьми и о наличии садистских тенденций. Они способны решать проблемы посредством насилия.

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций (ВСК) позволила выявить, что для 3 участников исследования характерен жесткий самоконтроль эмоций, чувственных влечений. У 11 испытуемых проявляется умеренная склонность контролировать всевозможные поведенческие проявления эмоциональных реакций и чувственных влечений. Можно предположить, что при совершении правонарушения для таких испытуемых характерно проявление значительной выдержки и самообладания. У 4 малолетних преступников данной выборки выявлен низкий уровень волевого контроля эмоциональной сферы, для них свойственно нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций.

По шкале склонности к делинквентно-му поведению (Дел) у 9 малолетних преступников ярко выражена готовность к реализации делинквентного поведения.

3. Эмпирическое исследование на основе опросника нравственной надежности личности (Е. Ю. Стрижов)

Исходя из данных, полученных по этой методике (рисунок 3), было выявлено, что у большинства малолетних преступников выражены средние значения по шкалам «признание ответственности перед нормами» (I), «понимание необходимости соблюдения моральных и правовых норм в повседневной жизни» (II), а также «учет моральных норм» (III). Это свидетельствует об условном признании испытуемыми своей ответственности перед моральными и правовыми нормами, однако они склонны возлагать ее на социально-экономические условия жизни или на других людей. Можно предположить, что подростки понимают необходимость соблюдения общепринятых норм и пра-

20 18 X | 16 ш f^ 14 .й I 12 о е 10 11 S 8 о ^ 6 4 2 0

18 18

16 16 7 16

1 5 12 14

13

8

7 ■ 6

4 4 5 4 1 1

2 3 1 1 2

1 1

I II III IV OMM ОДБ А Э ОТ НН

■ Средний уровень 16 16 18 15 17 16 7 8 6 18

■ Высокий уровень 4 4 2 5 3 4 13 12 14 2

Рисунок 3. Выраженность показателей у малолетних преступников по шкалам опросника нравственной надежности личности (Е. Ю. Стрижов)

вил, но в силу своих личностных особенностей, воспитания, уклада жизни и так далее пренебрегают ими.

Данные, полученные по шкале «отношение к деньгам и богатству» (ОДБ), свидетельствуют о том, что деньги и ценности понимаются испытуемыми как средства существования. Можно предположить, что малолетние преступники ожидают, что их риск окупится высоким доходом.

Высокий уровень нравственной надежности свидетельствует о наличии таких качеств у испытуемых, как добросовестность, трудолюбие, исполнительность, верность своему слову, справедливость, самокритичность.

Стоит отметить, что низких показателей по шкалам данной методики не выявлено, можно предположить, что испытуемые давали социально одобряемые ответы.

Психодиагностический инструментарий позволил изучить отдельные проявления компонентов структуры социального интеллекта, а именно:

1. Когнитивный компонент социального интеллекта: социальные знания. У большинства подростков выявлен низкий уровень интеллектуального развития, что создает определенные трудности во взаимодействии с окружающими людьми. Интеллектуальные особенности опрошенных отражают возможные сложности в приобретении и усвоении социального опыта, не развита способность к прогнозированию, эмоциональная реакция преобладает над интеллектуальным контролем; также было диагностировано условное признание подростками своей ответственности перед моральными и правовыми нормами.

2. Эмоциональный компонент социального интеллекта: социальная выразительность. Сопровождается вспышками грубости, жестокости, агрессивности.

Отмечаются тенденции к саморазрушающему поведению, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях и наличию садомазохистских предпочтений. Отмечена способность регулировать свое поведение, эмоции и настроение: в умеренной склонности контролировать собственные эмоции, настроение и чувственные влечения. Можно предположить, что при совершении правонарушения для таких испытуемых характерно проявление значительной выдержки и самообладания, способности входить в положение других людей:

3. Поведенческий компонент социального интеллекта. Возможна привязанность некоторых испытуемых к группе, склонность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния с помощью употребления алкогольных, наркотических и других психоактивных веществ. Социальное взаимодействие характеризуется выраженностью предрасположенности к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения. Можно сказать, что вероятность совершения преступления этими подростками высока. Отмечаются трудности в социальной адаптации: подросткам свойственна расчетливость, проницательность по отношению к окружающим. Они способны на обман и нечестность, а также могут хитро и умело выстраивать свое поведение.

Полученные результаты характеризуют исследуемую группу и дают возможность определить направления коррек-ционной работы. Также для описания особенностей данной группы перспективным представляется проведение аналогичного исследования с участием группы подростков, не имеющих криминального опыта.

Таким образом, анализ когнитивного, эмоционального и поведенческого ком-

понентов социального интеллекта дает основание сделать вывод о наличии определенных трудностей в развитии изучаемого явления.

На основе исследования нами были подобраны рекомендации по развитию социального интеллекта у малолетних преступников в условиях лишения свободы, что поможет формированию у них необходимых социальных навыков для успешной постпенитенциарной ресоциа-лизации в обществе.

Группа психотерапевтических методов

1. Арт-терапия. Направлена на предоставление осужденным подросткам возможности отреагировать в процессе творчества на негативные эмоциональные состояния, формирование у них чувства самоценности и позитивного самоотношения, привитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими, понимания мотивов и эмоциональных состояний других людей, развитие творческого потенциала и воображения.

2. Сказкотерапия. Способствует формированию адекватной я-концепции, развитию коммуникативных способностей, умению выстраивать гармоничные отношения с самим собой и с другими людьми.

Группа психокоррекционных методов

1. Социально-психологический тренинг. У малолетних правонарушителей развивается позитивное самоотношение, происходит обучение способам совлада-ния с жесткостью и гневом, приемлемым социальным навыкам выражения эмоций, развитию уверенности в себе, повышению терпимости (толерантности) к условиям лишения свободы, а также формирование умения сотрудничества и взаимодействия, создания доверительной и дружеской атмосферы в группе сверстников.

2. Анализ поведения людей в видеосюжетах и фильмах. Направлен на эмоциональное реагирование подростков на актуальные на данный момент чувства и переживания, осознание и переосмысление своих потребностей и целей, действий, чувств, развитие способности анализировать ситуации и быть честными перед самим собой в своих чувствах и поступках, чтобы самим управлять собственной жизнью.

3. Проигрывание ситуаций. Способствует повышению ответственности и самодисциплины у несовершеннолетних преступников. Приоритетным является их обучение умению планировать личную жизнь, свое будущее, также они учатся вырабатывать и принимать решения, формулировать выводы и прогнозы - так у них значительно эффективнее формируются способности социального интеллекта (познавательные, эмоциональные и поведенческие).

4. Регулярное проведение массовых просветительских, культурных, физкуль-турно-спортивных мероприятий между осужденными подростками, что является эффективным средством снятия психологической усталости от ограниченного пространства.

Группа психорегуляционных методов

1. Релаксация. Способствует снижению у осужденных эмоционального напряжения, тревожности, фрустрации, повышению уровня уравновешенности, самообладания, развитию сдержанности и выдержки.

2. Техники эмпатийного слушания. Ориентированы на чувства, отношения, глубокое понимание человека, его состояния и способствуют снижению уровня настороженности, подозрительности, формированию умения делиться своими переживаниями и мыслями с другими.

В качестве заключения можно сказать, что социальный интеллект помогает человеку адаптироваться в социуме, достичь гармонии с собой и окружением, поэтому

нужно уделять внимание его развитию, особенно в условиях изоляции, где навыки повседневного взаимодействия приобретают искаженный характер.

1. Бобнева М. И., Шорохова Е. В. Психологические механизмы регуляции социального поведения М. : Наука, 1979. 339 с.

2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М. : Изд-во Московского университета, 1982. 200 с.

3. Южанинова А. Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности // Проблемы оценивания в психологии. Саратов : Изд-во Саратовского университета, 1984. С. 95-111.

4. Емельянов В. П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями. Саратов, 1980. 97 с.

5. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова М. : Институт психологии РАН, 2009. 352 с.

6. Васкэ Е. В. Несовершеннолетние правонарушители : учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2022. 175 с.

7. Кудинова И. Б., Вотчин И. С. Социальный интеллект как предмет психологии // Психологический журнал. 1994. № 6. С. 132-140.

8. Савенков А. И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования. 2006. Т. 3, № 1. С. 30-38.

9. Шнейдер Л. Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения. Практикум : учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2022. 141 с.

10. Савенков А. И. Структура социального интеллекта // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 18, № 2. С. 7-15.

1. Bobneva M. I., Shorokhova E. V. Psychological mechanisms of regulation of social behavior M. : Nauka, 1979. 339 p.

2. Bodalev A. A. Perception and understanding of a man by a man. M. : Publishing House of Moscow University, 1982. 200 p.

3. Yuzhaninova A. L. On the problem of diagnosing the social intelligence of a person // Problems of evaluation in psychology. Saratov : Publishing House of the Saratov University, 1984, P. 95-111.

4. Emelyanov V. P. Juvenile delinquency with mental anomalies. Saratov, 1980. 97 p.

5. Social and emotional intelligence: from processes to measurements / ed. D. V. Lyusina, D. V. Ushakova M. : Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2009. 352 p.

6. Vaske E. V. Juvenile offenders : a textbook for universities. 2nd ed., rev. and additional M. : Yurayt, 2022. 175 p.

7. Kudinova I. B., Votchin I. S. Social intelligence as a subject of psychology // Psychological journal. 1994. No. 6. P. 132-140.

8. Savenkov A. I. Emotional and social intelligence as predictors of success in life // Bulletin of practical psychology of education. 2006. V. 3, No. 1. P. 30-38.

9. Shneider L. B. Psychology of deviant and addictive behavior. Practicum : textbook for universities. 2nd ed., rev. and additional M. : Yurayt, 2022. 141 p.

10. Savenkov A. I. The structure of social intelligence // Modern foreign psychology. 2018. V. 18, No. 2. P. 7-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.