УДК.159.9.072
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ШКОЛЬНИКОВ И ЕГО СВЯЗЬ С ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
© 2017
Клещева Татьяна Валентиновна, старший преподаватель
Иркутский государственный университет (665729, Россия, Братск, улица Ленина 34, e-mail: [email protected])
Аннотация. Уровень социального интеллекта оказывает ощутимое влияние на жизнь школьника. Главное место в развитии социального интеллекта детей, имеющих недостаточный жизненный опыт и небольшой по сравнению со взрослыми людьми запас знаний об окружающем мире, занимает ведущая деятельность. Социальный интеллект развивается благодаря - формированию социально-желательных личностных характеристик. Нами было проведено лонгитюдное исследование развитие социального интеллекта и личностных характеристик в течение шести лет. В ходе исследования было установлено, что показатели социального интеллекта статистически изменились. При сравнении полученных показателей личностных характеристик школьников первого и последнего среза так же можно утверждать, что показатели претерпели изменения. Дети научились ориентироваться в невербальных реакциях участников социального взаимодействия, знают нормо-ролевые модели поведения, чувствительны к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу, умеют находить соответствующий тон общения с разными собеседниками. Анализируя, полученные корреляционные связи социального интеллекта с личностными характеристиками школьников с 4 по 9 классы мы выяснили, что на каждом возрастном этапе связи меняются в зависимости от ситуации личностного развития ученика.
Ключевые слова: лонгитюдное исследование, школьники, социальный интеллект, личностные характеристики, корреляционный анализ.
THE SOCIAL INTELLECT OF STUDENTS AND ITS CONTACT WITH PERSONAL CHARACTERISTICS
© 2017
Klescheva Tatiyana Valentinovna, senior teacher
Irkutsk State University (665729, Russia, Bratsk, Lenina street 34, e-mail: [email protected])
Abstract. The level of social intellect has a important influence on the life of a student. The most important place in the development of social intellect of children which have insufficient life experience and little knowledge about the world is operating in comparison with older people. Social intellect develops through the formation of socially desirable personal characteristics. We had been carrying out a longitudinal research of the development of social intellect and personal characteristics in the past six years. In the course of research it was found that the indicators of social intellect are statistically changed. Comparing the obtained indicators of personal characteristics of students in the first and last test we also can see that the indicators have changed. Children have learned to navigate in nonverbal reactions of the participants of social interaction, have known standards of behaviour, sensitive to the character and shades of human relationships, allowing them to quickly and correctly understand what people say to each other, have known how to find the appropriate tone of communication with different interlocutors. Analyzing the obtained correlation communications of social intellect with personal characteristics of students from 4th to 9th grades, we found that communication change depending on the situation of personal development of the student at each age stage.
Keywords: longitudinal research, students, social intellect, personality characteristics, correlation analysis
За последние десятилетия в мировой науке резко возросло количество научно-практических исследований, направленных на изучение социального интеллекта. Важность изучения этой проблемы объясняется тем, что социальный интеллект является ведущим компонентом успешности включения человека в социальную жизнь общества, при этом помогает развиваться и самосовершенствоваться личности.
В различных концепциях социальный интеллект трактуется большинством ученых как способность понимать и оценивать свое поведение и поведение других людей. Это социальное качество является необходимым для современного человека и обуславливает его эффективное взаимодействие в социуме.
Вопросами социального интеллекта занимались многие исследователи такие как: Э.Торндайк, Г.Айзенк, Дж. Гилфорд, Г.Оллпорт, М. Салливен, Р. Стернберг, Г.Гарднер, Н.А.Аминов, Ю.Н.Емельянов, Н.А. Кудрявцева, Е.С.Михайлова, М.В.Молоканов, Л.И.Уманский, А.Л.Южанинова, М.К. Тутушкина другие. Однако знакомство с указанными работами показало, что пока еще нет общепринятого подхода к определению социального интеллекта, объяснению его сущности, структуры и компонентов, недостаточно четко определены психологические механизмы и факторы развития данного психологического феномена [3].
Уже в начальной школе уровень социального интеллекта оказывает ощутимое влияние на жизнь ребенка. Главное место в развитии социального интеллекта школьников, имеющих недостаточный жизненный опыт
и небольшой по сравнению со взрослыми людьми запас знаний об окружающем мире, занимает ведущая деятельность. Социальный интеллект развивается благодаря - формированию социально-желательных личностных характеристик [1].
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлено необходимостью изучения социального интеллекта именно в школьном возрасте, вследствие отсутствия теоретических и экспериментальных работ в этой области и практической значимостью изучения этого психологического образования для обучения и воспитания детей школьного возраста.
Нами было проведено лонгитюдное исследование в период с 2011 по 2016 г., основной задачей которого изучить развитие социального интеллекта у детей - школьников, а также связь рассматриваемого психологического образования с личностными характеристиками на каждом возрастном этапе. В качестве методов мы использовали эмпирические (методику исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена (в адаптации Т.В. Клещевой [2]), личностный опросник Р.Б. Кеттелла (детский вариант в адаптации Л.А. Ясюковой [5]). В исследовании приняли участие дети школьного возраста МБОУ «Гимназия№1» и МБОУ СОШ № 40 г. Братска в количестве 100 человек.
Лонгитюдное исследование проводилось на начало учебного года и включало в себя следующие этапы: диагностика социального интеллекта, изучение личностных характеристик, проведение математического анализа, в нашем случае это корреляционный анализ с целью
определения связи социального интеллекта и личностных характеристик, сравнительный анализ полученных результатов.
Полученные результаты при исследовании социального интеллекта и факторов входящих в его структуру в течение 2011-16 г.г. отражены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты исследования социального интеллекта с 2011-2016 г.г. (п=100)
Показатели социального интеллекта Результаты, {среднегруппоБые показатели) (год/ класс)
2011/4 2012/5 2013.« 2014 Л 2015.8 2016'9
Способность предвидеть последствия поведения 5,3 5,2 5,« 5,9 б,б б,б
Способность к логическому обобщению. выделению существенных признаков в различных невербальных реакциях человека 4,4 4,5 4,6 4,9 53 5.8
Способность понимать изменение значения сходных вербальных реакции человека 4=3 4,7 5,2 5,5 5,4 5.8
Способность видеть логику развития ситуации 4,4 4,4 4,5 4,9 5,0 5,3
Общий уровень развития социального интеллекта 18,4 18,8 19,9 213 22Д 23,5
Как видно в таблице изменение социального интеллекта из года в год незначительное, хотя если сравнивать показатели развития на начальном этапе и завершающем то выявлены статистические значимые различия на однопроцентном уровне.
Нами было сделано предложение также от изменения личностных характеристик школьников на протяжении 6 лет. Полученные результаты (среднегрупповые) отражены в таблице 2.
Таблица 2 - Результаты исследования личностных характеристик с 2011-2016 г.г. (п=100)
Критерии Среднегрупповые показатели {год класс)
2011 4 2012/5 2013/6 2014/7 2015/8 2016 9
«замкнутость- общительность» 7 7,3 S 8,1 83 8,6
«интеллект» 4 4,2 5 5,5 6 63
«эмоциональная нестабильность— эмоциональная стабильность» 6,9 6,5 S 5 3 7 6,5
«ур авновешенность-воэоудимосгть» 7 7,3 7,5 5,6 4 4,6
«подчиненность - домннинантность» 7,8 S,б S 8,5 8,5
«сдержанность - экспрессивность» 7,8 8,5 7 6,5 6,5 б
«низкая нормативность поведения -высокаянормативиость поведения» 8,2 8,6 8,6 S 8,5 S
<рооость- смелость» 4,5 4,4 6 6 7,2 7
<р еалистично сть -чувствительно сть» 4,9 53 43 4 5,4 б
спокойствие - тревожность» 3 3,8 2 2 2,1 2
низкии самоконтроль— высокии амоконтр оль» б б 7 6,8 7,6 S
ального взаимодействия, знают нормо-ролевые модели поведения, чувствительны к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу, умеют находить соответствующий тон общения с разными собеседниками.
Анализ теоретических источников, изучающих социального интеллекта, показывает необходимость более глубокого исследования связи личностных характеристики и социального интеллекта на каждом возрастном этапе.
В таблице 3 приведены коэффициенты корреляций и их статистические уровни, отражающие связи переменной «социальный интеллект» с другими показателями, рассматриваемыми в исследовании. В качестве математического метода нами использовался метод корреляционного анализа Пирсона [4].
Таблица 3 - Результаты корреляционного анализа, отражающего связи социального интеллекта (п=100)
Показатели Корреляционные связи
2011/4 2012/5 2013 6 2014.7 2015.8 20169
спосооностьпр едвидеть последствия поведения 0,472 0,479 0,610 0,462 0,419 0,454
спосооностьк логическому оооощению, 0377 0,720 0,543 0,484 0,385 0,404
Быделению существенных признаков б
различных невероальных реакциях человека
способность понимать изменение значения 0338 0,611 0,570 0349 0,437 0,447
сходных вероальных реакциичеловека
спосооно сть видеть логику развития 0,526 0,601 0,327 0,369 0,456 0,436
ситуации
«замкнутость- оощительность» 0,271 0367 0,467 0,304 0357 0,332
«интеллект» 0,155 0,244 0,153 0303 0314 0,155
«эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильно сть» 0,280 03S0 0Д31 0,133 0,125 0349
«ур авновешенно сть-возо удимо сть» -0,221 -0321 -0,064 -0.409 0320 0,430
«подчиненность—домининантно сть» 0,238 033S 0,156 -0,048 0.032 0,183
«сдержанность - экспрессивность» 0,152 0,252 0,151 0,357 0.399 0,425
«низкая нормативно сть поведения - высокая нормативность поведения» 0,277 0377 0Д71 0307 0,406 0341
«робость— смелость» 0,101 0301 0,042 0,060 0-070 0,060
«р е алистично сть -чувствительно сть» -0,206 -0,306 -0,306 -0,333 0,329 0,131
«спокойствие - тревожность» -0,216 -0316 -0337 -0340 -0,443 -0,249
«низкии самоконтроль—высокии самоконтроль» 0,182 0382 0Д82 0,147 0356 0317
«р а сслаоленно сть—напряженно сть» -0359 -0359 -0356 -0355 -0.444 0301
Как видно таблицы почти все показатели изменились по сравнению с первым диагностическим срезом (2011г). При сравнении результатов исследования личностных характеристик интеллекта учеников 4-х классов и 5 - х классов можно увидеть, что результаты в течение года не изменились. Сравнивая результаты личностных характеристик детей 4 и 6 классов, что ученики - 6 -х классов, более чем ученики 4-х классов активны, смелы в общении, стремятся к лидерству, в то же время наблюдается повышенный уровень тревожности.
При сравнении показателей личностных характеристик учеников 4 и 7 выяснили, что ученики 7 -х классов стали более общительными, смелыми в установлении социальных контактов, что в свою очередь это оказало влияние на снижение уровня тревожности, снизился уровень эмоциональной стабильности, скорее всего это связано с переживанием подросткового кризиса. В остальных показателях произошли незначительные изменения.
Ученики 8-х классов стали более общительны, социально адаптивны, что в свою очередь это оказало влияние на снижение уровня психической напряженности, проявляют смелость в социальных взаимодействиях, умеют сдерживать свои эмоциональные проявления, оценивать свои возможности.
Ученики 9-х классов по сравнению с учениками 4-классов уравновешенны, сдержаны в своих проявлениях, общительны, социально адаптивны, что в свою очередь это оказало влияние на снижение уровня психической напряженности, проявляют смелость в социальных взаимодействиях, адекватно оценивают свои возможности.
Также при сравнении полученных показателей первого и последнего среза можно утверждать, показатели претерпели изменения, то есть дети научились ориентироваться в невербальных реакциях участников соци-
У детей 4-х классов, на основе коррелляционного анализа выявлены связи уровня социального интеллекта таких личностных качеств как общительность, эмоциональная стабильность, нормативность поведения, самооценка, психическое напряжение. В 5 - м классе выявлены связи между социальным интеллектом и эмоциональной стабильностью, нормативностью поведения. Результаты связи социального интеллекта и личностных характеристик учеников 6 класса свидетельствуют о связи уровня развития социального интеллекта и таких личностных качеств как общительность, тревожность, самоконтроль, психическое напряжение.
Для учеников 7-х классов характерна связь социального интеллекта с такими личностными характеристиками как уравновешенность, общительность, нормативности поведения, тревожность, сдержанность. Данные корреляционного анализа свидетельствуют о связи степени выраженности социального интеллекта и таких личностных качеств как сдержанность, нормативности поведения, тревожность и психического напряжения у учеников 8-х классов, у учеников 9-х классов выявлена связь социального интеллекта с такими личностными качествами как уравновешенность, общительность, самоконтроль, сдержанность, психического напряжения.
Таким образом, анализируя полученные в процессе лонгитюдного исследования корреляционные модели связей социального интеллекта с личностными характеристиками школьников с 4 по 9 классы мы пришли к выводу, что на каждом возрастном этапе связи меняются в зависимости от ситуации личностного развития ученика. То есть в зависимости от личностного развития происходит изменение личностных качеств вследствие чего социальный опыт взаимодействия или развивается или блокируется. Зная сильные значимые связи социального интеллекта и личностных характеристик на каждом возрастном этапе, можно развивать данные характеристики, что в свою очередь приведет к развитию социального интеллекта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Клещёва Т.В. Связь социального интеллекта младшего школьника с личностными характеристиками /Т.В. Клещева // Психолого - педагогические проблемы одаренности: теория и практика: Материалы VI Международной конференции //под ред. проф. Л.И. Ларионовой. - Иркутск, 2009. - 718с.
2. Клещева Т. В. Стандартизация методики исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и О'Салливен / Т.В. Клещева // Экономика, политика, образование в современном информационном обществе: новые парадигмы: Материалы всероссийской научно-практической конференции, апрель 2012 г.- Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2012. - С. 346 - 353.
3. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.- 351с.
4. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Социал. психол. центр, 1996. - 349с.
5. Ясюкова Л.Я. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. Методическое руководство. / Л.Я. Ясюкова. - М.: ИМАТОН, 2003.
Статья поступила в редакцию 10.05.2017.
Статья принята к публикации 23.06.2017.