Научная статья на тему 'Влияния эмоционально-личностных характеристик на развитие социального интеллекта у детей 9-10 лет'

Влияния эмоционально-личностных характеристик на развитие социального интеллекта у детей 9-10 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
946
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клещева Татьяна Валентиновна

В статье рассматривается проблема развития социального интеллекта у детей младшего школьного возраста. На основе полученных экспериментальных данных сделан вывод об особенностях социального интеллекта в младшем возрасте, а также, какие характеристики личности оказывают влияние на развитие социального интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияния эмоционально-личностных характеристик на развитие социального интеллекта у детей 9-10 лет»

Т.В. Клещева

ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ

В статье рассматривается проблема развития социального интеллекта у детей младшего школьного возраста. На основе полученных экспериментальных данных сделан вывод об особенностях социального интеллекта в младшем возрасте, а также, какие характеристики личности оказывают влияние на развитие социального интеллекта.

В настоящее время интерес к социальному интеллекту привлекает все большее внимание специалистов в области научной и практической психологии. На современном этапе человеку приходится очень быстро развиваться и самосовершенствоваться, актуализируя свои возможности, чтобы быть востребованным. Именно социальный интеллект является ведущим компонентом успешности включения человека в социальную жизнь общества.

Несмотря на многочисленные теоретические и эмпирические исследования данной проблемы, остается ряд вопросов требующих дальнейшей проработки. В различных концепциях нет однозначного ответа на вопрос о факторах становления социального интеллекта у детей младшего школьного возраста.

Исследование социального интеллекта в возрасте 9-10 лет обусловлено тем, что это период наиболее активной социализации личности.

Говоря о роли социального интеллекта в социальном, эмоциональном и психическом развитии необходимо заметить, что социальный интеллект не постоянное, а изменяющееся психическое образование. Изучив уровень развития социального интеллекта, необходимо ответить на вопрос, с какими характеристиками личности взаимосвязан социальный интеллект детей 9-10 лет. Так как эта проблема до сегодняшнего дня не изучалась, то допустимо предположить, что социальный интеллект взаимосвязан если не со всеми, то со многими личностными характеристиками человека. Из множества этих характеристик мы выбрали блок эмоционально-личностных характеристик, включающий также в себя некоторые индивидные свойства личности.

Выбор такой личностной характеристики, самооценка, была выбрана, в силу того, что она оказывает влияние на развитие личности в младшем школьном возрасте, а социальный интеллект, безусловно, является одной из личностных характеристик [8].

По мнению многих авторов, социальный интеллект связан с общительностью. Так как общительность является необходимым условием для развития социального интеллекта, который в свою очередь проявляется в общении со сверстниками [8].

Что касается выбора эмоциональных характеристик в частности уровня тревожности, то она обусловлена тем, что тревожность, как устойчивое состояние, препятствует ясности мысли эффективности общения, предприимчивости, создает трудности при знакомстве с новыми людьми. В целом, тревожность является субъективным показателем неблагополучия личности.

Экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе проводился теоретический анализ и постановка проблемы, выявлялась ее значимость и актуальность, определялись исходные параметры, предмет, гипотеза, структура, методология и методы.

В качестве основной гипотезы исследования выдвигается предположение:

- на социальный интеллект младшего школьного возраста оказывает влияние эмоциональные характеристики, такие как эмоциональность, уровень тревожности;

--на социальный интеллект младшего школьного возраста оказывает влияние личностные характеристики, такие как самооценка, активность в общении, потребность в общении, самокритичность.

Второй этап - происходило определение базы исследования, отбор испытуемых, обоснование методик исследования, после чего исследовались психологические факторы и особенности социального интеллекта.

Третий этап — формирующий эксперимента. Разработка программы формирующего эксперимента направленного на коррекцию психологических факторов.

Четвертый этап - констатирующий эксперимент. Проведение диагностического среза после формирующего эксперимента и сравнительный

174

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

© ТВ, Клещева, 2008

Таблица 1

Результаты диагностики развития социального интеллекта в экспериментальной и контрольной группах

Результаты, % 1

Экспериментальная группа Контрольная группа |

Уровни Субтесты Компо- Субтесты Компо- |

1 1 2 3 4 зитная оценка 1 2 3 | 4 энтная I оценка

Низкий 1 2 6 10 - - 4 8 14 -

Ниже среднего 24 38 32 60 82 22 40 30 Г 58 84

Средний 50 60 60 30 18 60 56 62 28 16

Выше среднего 26 - 2 _ - 18 - - - -

Выборочное среднее 2,96 I 2,56 2,50 2,08 2,14 2,90 2,48 2,48 I 2,06 2,08

анализ полученных данных. Обобщались полученные данные, оформлялась диссертационная работа.

Для оценки развития социального интеллекта мы использовали методику исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и А. Салливана [7].

При сравнении результатов полученных по методике исследования социального интеллекта в экспериментальной и контрольной группах мы получили не значительное различие (табл. 1), что свидетельствуете том, что группы эквивалентны.

Для подтверждения данного предположения мы применили метод математической статистики 1-Стьюдента для независимых выборок и получили значение 1=0,484. Данное значение меньше

0,01 уровня что говорит, что нет различий между группами контрольной и экспериментальной.

Исследование самооценки проводилось с помощью методики Дембо - Рубинштейн. Проводилась методика индивидуально.

Были получены следующие результаты:

~ средняя (реалистичная) самооценка - 60% (экспериментальная группа); 66% (контрольная группа). Реалистичная самооценка свидетельствует, что ребенок может адекватно оценивать свои поступки;

- 24% (экспериментальная группа); 14% (контрольная группа) имеют - завышенную самооценку. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности сравнивать себя с другими детьми;

-16% (экспериментальная группа); 20% (контрольная группа) имеют — заниженную самооценку. Заниженная самооценка свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности, такие дети неуверенны в себе.

Для изучения эмоционально-личностных характеристик мы использовали тест Кетгелла, детский вариант в адаптации Л.Я. Ясюкова [13]. Во время исследования мы получили следующие результаты (табл. 2).

Сравнивая профили экспериментальной группы и контрольной группы, можно отметить, что значимое различие есть только по двум шкалам «Потребность в общении» и «Независимость». По другим шкалам среднегрупповые показатели одинаковые.

На третьем этапе нашего исследования, была разработана программа уроков по психологии, которая реализовалась в экспериментальной группе.

Таблица 2

Сводная таблица результатов по тесту Кеттелла

Группы ||

Шкалы Экспериментальная, % Контрольная, % ||

2 зона | 3 зона 4 зона 5 зона 2 зона Ззона 4 зона 5 зона |

«Активность в общении» 12 1 48 36 4 16 44 32 8

«Потребность в общении» 4 76 16 4 6 72 14 8

«Эмоцио наль ность » 4 63 20 12 10 54 22 14

«Тревожность» 4 60 36 - 2 64 34 1

«Самокритичность» 8 62 30 ■ - 4 68 28 - 1

«Независимость» 12 1 40 16 32 6 50 34 10 1

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ Ха 5

Таблица3

Результаты диагностики развития социального интеллекта в экспериментальной и контрольной группах

Уровни Результаты, %

Экспериментальная группа Контрольная группа

Субтесты Компо- зитная оценка Субтесты Компо- зитная оценка

1 2 3 4 1 2 3 4

Низкий _ - 4 - - 2 4 10 -

Ниже среднего 10 28 24 46 60 18 36 32 60 80

Средний 48 64 62 46 40 62 62 64 30 20

Выше среднего 32 4 7 4 - 20 - - - -

Средний балл 3,2 2,8 2,94 2,46 2,46 2,9 2,5 2,52 2,16 2,16

Таблица 4

Коэффициенты корреляции по г-Пирсону

Эмоционально-личностные ' ■ - ■O’-L.. — - ! 1" — I. Коэффициент Уровень

характеристики корреляции значимости

Самооценка 0,275 р £ 0,05

Активность в общении 0,128 Р < 0,1

Потребность в общении 0,1877 р < 0,1

Самокритичность 0,287 р ^ 0,01

Независимость 0,152 PS 0,1

Эмоцио нальность 0,254 р < 0,05

Тревожность 0,374 р < 0,001

При составлении про граммы были использованы авторские разработки A.B. МиклаевоЙ, П.В. Румянцевой, О.В Хухлаевой, Л.М. Костиной, Т.П. Смирновой [5; 6; 10; 11].

На конец учебного года (четвертый этап) проводилось повторный диагностический срез.

При сравнении изменения социального интеллекта в течение учебного года в экспериментальной и контрольной группах мы получили следующие результаты (табл. 3).

При сравнении развития социального интеллекта после формирующего эксперимента в экс-периментальной и контрольной группах мы получили значительное различие. Из таблицы видно, что по сравнению с контрольной группе в экспериментальной по субтестам 1,2,3 нет низкого уровня. В контрольной группе низкий уровень диагностируется по субтестам 2,3,4. Изменения в контрольной группе произошли незначительные.

Для подтверждения данного предположения мы применили метод математической статистики f-Стьюдента д ля независимых выборок и полу-

чили значение I = 2,7397, р £0,01 кр <0,001. Различия обнаружены на высоком уровне статистической значимости. То есть уровень развития социального интеллекта после формирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах различен.

Произошли изменения и по показателям других методик.

Для подтверждения гипотезы о влиянии эмоционально-личностных характеристик на развитие социального интеллект детей младшего школьного возраста мы использовали коэффициент корреляции ^ Пирсона.

Мы сравнили показатели эмоционально-лич-ностных качеств и показатели уровня развития социального интеллекта (табл. 4).

Мы статистически доказали, что не все личностные качества влияют на развитие социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, так например, активность в общении, потребность в общении, независимость оказывают не значительное влияние на развитие социально-

176

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ♦ 2008, Том 14

го интеллекта. Самооценка и самокритичность влияют на развитие социального интеллекта и наоборот, Эмоциональные качества влияют на развитие социального интеллекта у детей младшего школьного возраста.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. На начало исследования мы выяснили, что у детей младшего школьного возраста (как контрольной, так и экспериментальной групп) социальный интеллект развит не достаточно. Самые высокие показатели бы получены по двум субтестам «История с завершением» и «Вербальная экспрессия», значит, у большинства испытуемых развиты способности к пониманию поведения окружающих и могут находить соответствующий тон с разными собеседниками в разных ситуациях. Самые низкие результаты по субтесту «Истории с дополнением», это говорит о том, что у большинства детей не достаточна, развита способность понимать ситуацию межличностного взаимодействия, вследствие этого наблюдается плохая адаптация к различным системам взаимодействиям.

2. При исследовании эмоционально-личност-ных характеристик по среднегрупповым показателям можно сделать вывод, что преобладает средний уровень. Хотя как в контрольной и в экспериментальной группах есть дети, у которых повышенный уровень самооценки, тревожности, потребности в общении.

3. В процессе формирующего эксперимента мы составили и внедрили программу занятий по психологии. После этих занятий произошли изменения в эмоционально-личностных характеристиках испытуемых из экспериментальной группы.

4. Корреляционный анализ показал, что эмоционально-личностные характеристики, такие как

самооценка, тревожность, эмоциональность, самокритичность влияют на развитие социального интеллекта детей младшего школьного возраста. Такие личностные характеристики как активность в общении, потребность в общении и независимость оказывают не значительное влияние на развитие социального интеллекта. Таким образом, наша гипотеза подтверждена частично.

Библиографический список

1. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. -СПб.: Речь, 2006.

2. Миклаева A.B., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. -СПб.: Речь, 2006,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена. Руководство по использованию. - СПб., 1996. - 53 с.

4. Михайлова Я.И. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с интеллектуально-личностными характеристиками у детей 6-7 лет: Дис.... канд. психол. наук. - М.: РГЪ, 2003.

5. НаследовА.Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных. 2-е изд. - СПб.: Изд-во «Речь», 2006. -392 с.

6. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.

7. Хухлаев О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной школе ( 1 -4). - М. : Генезис, 2004.

8. Южанинова A.J7. К проблеме диагностики социального интеллекта личности// Проблемы оценивания в психологии.-Саратов, 1984. - С. 63-67.

9. Ясюкова Л.Я. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах: Методическое руководство. - М. : ИМАТОН, 2003.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 5

177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.