Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ГОСУДАРСТВА В СВЕТЕ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ РФ'

СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ГОСУДАРСТВА В СВЕТЕ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
социальное государство / пенсия / социальные пособия / защита семьи / защита детства / поправки в Конституцию / welfare state / pensions / social benefits / family protection / child protection / amendments to Constitution

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шерифов С.Ф., Устаева Н.Х.

Внесенные поправки в Конституцию Российской Федерации свидетельствует о переходе на новую ступень в социальном развитии страны, на усиление его социального характера. На государство возложена обязанность создавать условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию граждан. Требуется внесение соответствующих изменений в отраслевое законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL NATURE OF STATE IN LIGHT OF AMENDMENTS TO CONSTITUTION OF RUSSIA

The amendments to the Constitution of the Russian Federation indicate the transition to a new stage in the social development of the country, to strengthen its social character. The State has an obligation to create conditions conducive to the comprehensive spiritual, moral, intellectual and physical development of citizens. Appropriate amendments to the industry legislation are required.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ГОСУДАРСТВА В СВЕТЕ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ РФ»

УДК 34 Шерифов С. Ф., Устаева Н.Х.

Шерифов С.Ф.

магистрант 3 курса юридического факультета Ростовского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) (г. Ростов-на-Дону, Россия)

Научный руководитель: Устаева Н.Х.

к.ю.н.,доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Ростовского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) (г. Ростов-на-Дону, Россия)

СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ГОСУДАРСТВА В СВЕТЕ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ РФ

Аннотация: внесенные поправки в Конституцию Российской Федерации свидетельствует о переходе на новую ступень в социальном развитии страны, на усиление его социального характера. На государство возложена обязанность создавать условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию граждан.

Требуется внесение соответствующих изменений в отраслевое законодательство.

Ключевые слова: социальное государство, пенсия, социальные пособия, защита семьи, защита детства, поправки в Конституцию.

Политическая система современной России, основанная на принципах Конституции 1993 года, обеспечивает стабильное существование российского

общества. Жизнь, однако, требует внесения изменений в Основной Закон страны для повышения эффективности политической системы, соответствия её реалиям современного этапа развития российского общества и адекватного ответа на вызовы XXI века. Данная статья посвящена самым существенным изменениям Конституции Российской Федерации - поправкам 2020 года. При этом в центре внимания исследования находится процесс разработки и принятия этих поправок.

В свою очередь конституции в зависимости от способа принятия в них изменений делят на гибкие и жесткие. В науке данный вопрос тесно связан с так называемой стабильностью конституции. Именно гарантией таковой и выступает должным образом урегулированный и сложный механизм внесения в конституцию изменений. При этом необходимо учитывать, что конституция выступает не только нормативно-правовым актом страны, определяющим основные вопросы жизни общества и государства. Основные законы стран можно рассматривать как политические акты, в которых находят свое отражение многовековая история, ценности жизни народов, в них отражается стремление и желание общества жить в том окружении, какое оно выберет, определит.

Конституция Российской Федерации в статье 7 провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1].

Стоит отметить, что до принятия конституции 1993 г. предусматривался единый порядок внесения в неё изменений. Анализ конституций советского периода позволяет сделать вывод о том, что полномочия по данным вопросам относились к ведению одного высшего государственного органа: Верховного Совета, Съезда Советов СССР. Как первый советский Основной закон страны, так и конституция 1993 г. принимались в непростой переломный момент в развитии нашей страны.

После того как советский союз прекратил свое существование, потребовались новые механизмы урегулирования и реализации данного института. Новый порядок должен был учитывать, в том числе, и особенности

федеративного устройства новой державы. Безусловно, распад советского союза стал некой драмой для российского народа. После фактического развала наше государство находилось в печальном состоянии, политическом давлении и воздействии со стороны Соединенных Штатов Америки. В частности, Основной закон нашей страны создавался при участии Агентства США.

Лишь с принятием действующей Конституции РФ происходит дифференцирование норм, предусматривающих изменение её текста, которые в свою очередь разделяются на две группы: те, которые регулируют порядок принятия новой конституции и те, которые предусматривают порядок внесения изменений и дополнений в действующую конституцию. В этом смысле можно высказаться о совершенствовании правовой регламентации освещаемых вопросов.

Действующее законодательство вопросы принятия и изменения Конституции Российской Федерации и федеральных законов, в также контроль за их соблюдением относит к предмету исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71). В Конституции РФ нашло свое отражение урегулирование пересмотра Конституции Российской Федерации и внесение в неё поправок. Вопросу конституционных поправок и пересмотру Основного закона страны посвящена Глава 9 Конституции РФ. Названную главу образуют четыре статьи: 134,135,136,137.

В Конституцию РФ, в ходе принятия поправок в новой редакции в статье 75 впервые в Российской Федерации закреплены принципы, на которых формируется пенсионное обеспечение - всеобщность, справедливость и солидарность поколений. Закреплено также, что поддерживается эффективное функционирование системы пенсионного обеспечения, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. Также гарантируется адресная социальная поддержка граждан, индексация социальных пособий и иных социальных выплат.

В новой 75.1 статье Конституции указывается, что в РФ создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, обеспечивается социальная солидарность.

Такое усиление социальных аспектов можно рассматривать не только в качестве обеспечения гарантий реализации конституционной нормы о социальном государстве, но более как ответ на общественный запрос о государственной помощи незащищенным слоям населения.

В качестве важнейшего приоритета государственной политики России выделено обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. В Российской Федерации семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой общества и государства. На государство возложена обязанность создавать условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.

Такие поправки в Конституцию значительно усиливают социальный характер государства, и лишь в настоящее время в значительной степени социально направленная политика в нашей стране стала ощутима для населения.

Кроме того, развитие этих норм получило в Указе Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», где подчеркивается необходимость обращения особого внимания поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, воспитанию детей, их всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию [2]. Активно формируются условия для достойной жизни старшего поколения.

Изложенное свидетельствует о том, что в построении социального государства мы переходим на более высокую ступень и законодателю необходимо будет принять ряд нормативно-правовых актов, которые будут направлены на реализацию соответствующих норм Конституции РФ. [3]

В частности, это должны быть акты, которые позволят повысить уровень величины прожиточного минимума, минимального размера оплаты труда. Ведь не секрет, что утвержденный в настоящее время размер величины прожиточного минимума действительно позволяет с трудом «свести концы с концами», зачастую после оплаты коммунальных услуг, сохраняя для проживания настолько незначительную сумму, что едва хватает на продукты первой необходимости [4].

О необходимости принятия таких актов свидетельствует также Стратегия национальной безопасности, согласно которой обеспечение мер, направленных на устойчивый рост доходов и благосостояния российских граждан, создание комфортной и безопасной среды для проживания, формирование здорового образа жизни, безусловную реализацию на всей территории страны конституционных прав и гарантий в сферах здравоохранения, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, социального обеспечения, образования и культуры также признаны основными ее целями.

Сокращение бедности, снижение уровня социального и имущественного неравенства, повышение уровня образования населения, воспитание гармонично развитого и социально ответственного гражданина объявлены целями государственной политики в сфере сбережения народа России [5].

Таким образом, усиление социальных идей, укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей предполагает также социально-нравственное наполнение правовых норм, что требует корректировок отраслевого законодательства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);

2. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;

3. Виноградов О. В. Теоретические и правовые проблемы внесения конституционных поправок пересмотра Конституции Российской Федерации // Российский конституционализм: уроки истории и современность: (к 100-летию первой конституции (Основного закона) РСФСР 1918 года и 25-летию Конституции Российской Федерации 1993 года) : статья в сборнике трудов конференции. 2018. С.40-47;

4. Геймбух Н. Г. Вопросы конституционной реформы в Федеративной Республике Германия // Вестник Томского государственного университета. Право. 2018. № 27. С. 23-29;

5. Жилкин В. А. Исторический аспект и предпосылки внесения изменений в Конституцию РФ // Российский журнал правовых исследований. 2017. Т. 4. № 3 (12). С. 202-207.

Sherifov S.F., Ustaeva N.H.

Sherifov S.F.

All-Russian State University of Justice (Rostov-on-Don, Russia)

Scientific advisor: Ustaeva N.H.

All-Russian State University of Justice (Rostov-on-Don, Russia)

SOCIAL NATURE OF STATE IN LIGHT OF AMENDMENTS TO CONSTITUTION OF RUSSIA

Abstract: the amendments to the Constitution of the Russian Federation indicate the transition to a new stage in the social development of the country, to strengthen its social character. The State has an obligation to create conditions conducive to the comprehensive spiritual, moral, intellectual and physical development of citizens. Appropriate amendments to the industry legislation are required.

Keywords: welfare state, pensions, social benefits, family protection, child protection, amendments to Constitution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.