УДК 34 Шерифов С. Ф., Устаева Н.Х.
Шерифов С.Ф.
магистрант 3 курса юридического факультета Ростовского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) (г. Ростов-на-Дону, Россия)
Научный руководитель: Устаева Н.Х.
к.ю.н.,доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Ростовского института(филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) (г. Ростов-на-Дону, Россия)
НОТАРИАТ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПУБЛИЧНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ
Аннотация: в статье отмечается роль нотариата в системе публичной власти. В систему органов публичной власти нотариат не входит, но выполняет ряд функций, носящих публичный характер. Роль нотариата значительна. В будущем роль нотариата возрастет.
Ключевые слова: нотариат, публичные функции, удостоверение бесспорных прав, нотариальные палаты, государственный статус нотариальной системы, исполнительная сила нотариального акта.
Нотариальные органы в жизни страны всегда занимали особое место в силу выполняемых ими функций. Однако, в советский период они являлись государственными органами в структуре органов юстиции со всеми вытекающими отсюда последствий.
При отсутствии нормативно-правового документа регламентирующего правила нотариального делопроизводства частнопрактикующие нотариусы, нотариальные палаты и территориальные органы Минюста России пытались создать оптимальную, соответствующую на тот момент практику ведения и оформления нотариальных документов для дальнейшего хранения либо передачи, создавалась практика проведения проверок нотариального делопроизводства, приёма-сдачи нотариальных архивов нотариусов и т.д. При этом такая практика в разных субъектах Российской Федерации складывалась по-разному из-за отсутствия помощи в разрешении данных вопросов со стороны Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной нотариальной палаты.
Только в 2009 году появились первые на тот момент Правила нотариального делопроизводства, которые должны были расставить исправить и так непростую ситуацию в нотариальном делопроизводстве, привести разрозненную практику ведения нотариального делопроизводства к единому знаменателю. Однако Правила, которые так долго ждали, оказались «сырыми» и не смогли реализовать возложенные на них надежды и отчаяния нотариального сообщества.
И только в 2014 году спустя пять лет, были приняты, действующие на сегодняшний день Правила нотариального делопроизводства, которые ждали взамен Правилам 2009 года. Но и они, прояснив отдельные аспекты, не смогли до конца урегулировать все стороны ведения нотариального делопроизводства, и стоит заметить, что некоторые ошибки, коллизии, повторения перекочевали и в настоящую редакцию Правил.
В Правила постоянно вносились изменения, что говорит о том, что и они не явились «на свет» совершенными. Изменения касались в частности
организационно-распорядительных документов, ведения реестров и наследственных дел, регистрации документов в единой информационной системе нотариата.
В настоящее время нотариат стал представителем государства, на который возложен ряд существенных государственных функций. Этот вывод следует из анализа содержания положений пункта 3 части пятой статьи 12, часть второй статьи 17 и части первой статьи 34 Основ, согласно которым нотариат можно понимать как систему органов, наделенных полномочиями властного характера, целью деятельности которых является защита прав и законных интересов общества, юридических лиц и граждан [2].
Следовательно, нотариат продолжает оставаться непременной составной частью современной Российской правовой системы, поскольку позволяет государству успешнее осуществлять его правоохранительные, фискальные и судебно-юрисдикционные функции.
Нотариальные палаты выполняют и ряд других специфических публично значимых задач [3]. В частности, они оказывают содействие в развитии нотариальной деятельности, организуют стажировки претендентов на должность нотариуса, занимаются вопросами повышения профессиональной подготовки нотариусов, возмещения затрат на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов, организацией страхования нотариальной деятельности для обеспечения возмещения возможного ущерба от нотариальных действий (часть вторая статьи 25 Основ).
Нотариальное делопроизводство - это неотъемлемая часть ведения повседневной деятельности нотариуса. Грамотно оформленные документы, не только с юридической точки зрения, но и со стороны делопроизводства, будут повышать доверие к нотариусам и их авторитет, как лиц, на которых возложены часть государственных функций, так как нотариус действует от имени Российской Федерации и принимает присягу раз в жизни. В настоящее время, когда в стране проходят значительные изменения на законодательном уровне, нотариусам необходимо помогать ее гражданам, в части своей компетенции, осуществлять свои гражданские права и обязанности, и правильно составленный документ, будет являться тому подтверждением.
При оценке места нотариата в правовой системе ряд авторов сводит функции нотариата лишь к удостоверению бесспорных прав и фактов, к удостоверению документов и выписок из них, и совершению некоторых действий в установленном законом порядке для обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.
Другая группа авторов полагает (и их большинство), что нотариат относится к системе органов гражданской юрисдикции, так как нотариат наделен полномочиями по разрешению юридических дел бесспорного характера в сфере гражданского оборота. Подтверждением обоснованности этой позиции также становится постепенное расширение полномочий нотариата в сфере правовой деятельности.
Важным критерием отнесения нотариата к органам гражданской юрисдикции является и то, что деятельность нотариальных органов происходит в рамках процедурно-процессуальных форм различной степени сложности.
Все это свидетельствует о том, что система нотариата является публично-правовой по организации своей деятельности и содержанию, выполняя возложенные на него государством функции.
По выполняемым функциям из органов гражданской юрисдикции к нотариату наиболее близок суд.
Действуют общие принципы организации и деятельности судов и органов нотариата. Так, и нотариусы, и судьи руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ и федеральными законами. Они по своему статусу независимы и должны быть беспристрастны в отношении участников судопроизводства либо нотариального производства, в равной степени действуют правила соблюдения языка судопроизводства.
Кроме того, немаловажным является государственный статус судебной и нотариальной систем, поскольку процессуальное законодательство прямо отнесено, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, к ведению Российской Федерации, а нотариат входит в предмет совместного ведения Российской
Федерации и субъектов РФ, хотя преимущественным и в нотариате является правовое регулирование на федеральном уровне. [4]
Единый подход в правовом регулировании судебной и нотариальной деятельности очень важен, ибо эти системы являются одним из фундаментальных факторов сохранения единства России, эффективного функционирования единого правового пространства.
Однако, между судебной и нотариальной деятельностью имеются немало и отличий: судебная деятельность по содержанию представляет собой правосудие, осуществляемое только судом, и судебные функции носят исключительный характер. Правосудие является формой осуществления государственной власти, которая в силу принципа разделения властей, является самостоятельной ветвью власти. Деятельность же нотариуса правосудием не является, да и исключительный характер нотариальные функции не носят, так как могут совершаться и другими уполномоченными на то лицами.
Степень обязательности актов этих органов тоже различная. Так, судебные постановления имеют общеобязательный характер, то есть они обязательны для исполнения всеми органами и лицами и могут принудительно исполняться с использованием государственного механизма. Нотариальные акты, по общему правилу, исполнительной силы не имеют, и принудить к принудительному исполнению другую сторону нотариального действия может только суд (за исключением нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов, медиативных соглашений).
В свете проникновения ГГ-технологий во все сферы общественной жизни мы все чаще отказываемся от традиционных бумажных документов в пользу электронных аналогов. Есть все основания полагать, что в ближайшее время перечень подобных «гибких», но при этом юридически достоверных документов расширится. При этом роль нотариального удостоверения только усилится, правда, в современном электронном исполнении. Переход на совершенно новый уровень ведения нотариальной деятельности, в том числе и нотариального делопроизводства начался относительно недавно, в связи с внедрением
электронного документооборота. Необходимо продолжать эту тенденцию, внедряя её во все сферы нотариата, а именно от удостоверения нотариально оформленного документа до грамотного ведения нотариального делопроизводства. Другими словами, россиянам будет обеспечена надежная правовая защита в максимально удобном и современном формате.
Подытоживая вышеизложенное, мы приходим к выводу о том, что нотариат - это негосударственный орган, который осуществляет делегированную ему государством правоохранительную функцию, а именно -публичную функцию по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц и занимает самостоятельное место в системе правоохранительных органов Российской Федерации.
При этом нотариат не входит организационно ни в одну из иных правоохранительных государственных структур.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. // Ведомости РФ. 1993. № 10. Ст.359;
2. Кулишова Р.Т. Специфика правовой природы нотариата и нотариальной деятельности в Российской Федерации // Нотариус. 2016. N7. С. 3-8;
3. Бегичев А.В. Сущность правозащитной деятельности нотариата в системе социальной функции государства // Нотариус. 2015. N5. С. 26-29;
4. Нотариат в России. Схемы и комментарии: Учебное пособие / Под ред. М.К. Треушникова. Москва. 2014. С. 4;
5. Фадеева Г.В. Административно-правовое регулирование организации нотариальной деятельности в России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012. С. 8 и др.;
6. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 1998 № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений
статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»;
7. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с учетом внесенных поправок). Sherifov S.F., Ustaeva N.H.
Sherifov S.F.
All-Russian State University of Justice (Rostov-on-Don, Russia)
Scientific advisor: Ustaeva N.H.
All-Russian State University of Justice (Rostov-on-Don, Russia)
NOTARY PUBLIC IN SYSTEM OF BODIES EXERCISING PUBLIC POWERS
Abstract: the article notes the role of the notary in the system ofpublic authority. The notary is not included in the system of public authorities, but performs a number offunctions of a public nature. The role of the notary is significant. In the future, the role of the notary increases.
Keywords: notary, public functions, certification of undisputed rights, notary chambers, status of notary system, force of notarial act.