Научная статья на тему 'Социальные установки на потребление услуг телемедицины у пациентов и медицинских работников'

Социальные установки на потребление услуг телемедицины у пациентов и медицинских работников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
604
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕЛЕМЕДИЦИНА / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ / TELEHEALTH / DEVELOPMENT PERSPECTIVES / MARKETING RESEARCHES / SOCIOLOGY OF MEDICINE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Камаев Игорь Александрович, Леванов Владимир Михайлович, Кошелев Игорь Анатольевич

В соответствии с общепринятыми подходами к исследованиям по социальному маркетингу, нами был проведён анализ отношения к применению телемедицинских технологий среди основных целевых групп пациентов, врачей-специалистов, медсестёр и студентов-медиков. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что телемедицина требует дальнейшего тщательного изучения, так как данное новшество и его перспектива воспринимаются в медицинских кругах не однозначно. Указанное обстоятельство обусловлено не только наличием устоявшихся в среде специалистов застывших психологических представлений и традиций, т. е. психологическими факторами, но и в значительной степени находится в зависимости от уровня технической оснащённости и экономического развития лечебного учреждения. Необходимо введение лекционного курса по телемедицине на занятиях со студентами, практическими врачами, а также в системе последипломного образования врачей. Требуется более широкое внедрение телемедицинских консультаций в практическую деятельность медицинских работников, что позволит расширить возможности получения консультаций от ведущих специалистов медицинских центров не только в России, но и за её пределами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social attitudes towards consumption of telehealth service of patients and health workers

Analysis of attitude towards using telehealth technologies among main target groups patients, doctors, nurses and medical students has been done in accordance with generally accepted approaches to social marketing researches. On the basis of the received data the following conclusion has been made telehealth needs further careful study because this innovation and its perspectives are conceived differently in the sphere of medicine. This fact is determined not only by psychological factors established set vision and traditions in professional sphere but it is also depended on material rate and economical advancement of medical institution. It is necessary to introduce lecture course in telehealth to medical students, practitioners and post-graduates. Wider introduction of telehealth consultations at health workers' practice is needed. The latter will help to increase possibility of getting consultation service from leading specialists of Russian and foreign medical centers.

Текст научной работы на тему «Социальные установки на потребление услуг телемедицины у пациентов и медицинских работников»

УДК 614.2:681.3

социальные установки на потребление услуг телемедицины у пациентов и медицинских работников

И.А. Камаев1, В.М. леванов1-2, И.А. Кошелев1,

'ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития»,

2ГУЗ «Нижегородская областная клиническая больница им. Н.А. Семашко»

Леванов Владимир Михайлович - e-mail: [email protected]

В соответствии с общепринятыми подходами к исследованиям по социальному маркетингу, нами был проведён анализ отношения к применению телемедицинских технологий среди основных целевых групп - пациентов, врачей-специалистов, медсестёр и студентов-медиков. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что телемедицина требует дальнейшего тщательного изучения, так как данное новшество и его перспектива воспринимаются в медицинских кругах не однозначно. Указанное обстоятельство обусловлено не только наличием устоявшихся в среде специалистов застывших психологических представлений и традиций, т. е. психологическими факторами, но и в значительной степени находится в зависимости от уровня технической оснащённости и экономического развития лечебного учреждения. Необходимо введение лекционного курса по телемедицине на занятиях со студентами, практическими врачами, а также в системе последипломного образования врачей. Требуется более широкое внедрение телемедицинских консультаций в практическую деятельность медицинских работников, что позволит расширить возможности получения консультаций от ведущих специалистов медицинских центров не только в России, но и за её пределами.

Ключевые слова: телемедицина, перспективы развития, маркетинговые исследования, социология медицины.

Analysis of attitude towards using telehealth technologies among main target groups - patients, doctors, nurses and medical students has been done in accordance with generally accepted approaches to social marketing researches. On the basis of the received data the following conclusion has been made - telehealth needs further careful study because this innovation and its perspectives are conceived differently in the sphere of medicine. This fact is determined not only by psychological factors - established set vision and traditions in professional sphere - but it is also depended on material rate and economical advancement of medical institution. It is necessary to introduce lecture course in telehealth to medical students, practitioners and post-graduates. Wider introduction of telehealth consultations at health workers' practice is needed. The latter will help to increase possibility of getting consultation service from leading specialists of Russian and foreign medical centers.

Key words: telehealth, development perspectives, marketing researches, sociology of medicine.

Телемедицина («медицина на расстоянии» - от греч. «tele» - вдаль, далеко) по определению ВОЗ - метод предоставления услуг по медицинскому обслуживанию там, где расстояние является критическим фактором. Предоставление услуг осуществляется представителями всех медицинских специальностей с использованием информационнокоммуникационных технологий после получения информации, необходимой для диагностики, лечения и профилактики заболевания [1].

Телемедицину можно определить как научно-прикладное направление медицины, основанное на использовании информационных, компьютерных, телекоммуникационных технологий для дистанционного оказания медицинской помощи, а также для решения образовательных, административно-управленческих, научных, аналитических, коммуникационных задач в интересах пациентов, медицин-

ских работников, учреждений и органов управления здравоохранением .

В арсенале телемедицины множество технических средств, в том числе телефон, радио, факсимильная связь, модемы и видео. Медицинскую помощь можно оказывать как в реальном времени (например, с помощью интерактивного видео), так и с отсрочкой (передача текстовых или графических данных, речи, фотографий, коротких видеоклипов, полноценных видеоизображений). В некоторых экспериментальных разработках уже применяются роботы и интерфейсы «виртуальной реальности». Все эти средства можно использовать для различных целей, например для лечения больных с хроническими заболеваниями, консультирования, профилактики, для решения административных задач, для обучения больных. Иногда в определение телемедицины включают даже использование телекоммуникаций для административных

IVh

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

совещаний и повышения квалификации медицинских работников, а также доступ к базе данных MEDLINE.

Телемедицина - это достаточно новое направление на стыке нескольких областей - медицины, телекоммуникаций, информационных технологий. Бесспорно, что одно из главных достоинств телемедицины - это возможность предоставить высококвалифицированную помощь специалистов ведущих медицинских центров в отдалённых районах и существенно сэкономить при этом затраты пациентов. Поэтому в России, территорию которой разделяет более десятка часовых поясов, её развитие обусловлено самой географией страны.

В настоящее время во многих странах и международных организациях разрабатываются многочисленные телемедицинские проекты. ВОЗ разрабатывает идею создания глобальной сети телекоммуникаций в медицине. Имеется ввиду электронный обмен научными документами, ускоренный поиск информации с доступом через телекоммуникационные сети к специализированным базам данных, проведение видеоконференций, заочных дискуссий и совещаний, электронного голосования.

В России решение задач приоритетного национального проекта «Здоровье» во многих районах достигается с помощью телемедицинских технологий. На Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2007 году была обозначена позиция России в отношении развития телемедицины: «„Не менее важно внедрение телекоммуникационных технологий в здравоохранении. Масштабы такой страны, как Россия, заставляют нас использовать методы телемедицины для выявления и диагностики, ранней диагностики различных заболеваний...».

Одним из ключевых направлений реформирования системы охраны здоровья населения России стало создание единого информационного пространства здравоохранения. Интеграция информационных технологий в практическую деятельность лечебно-профилактических учреждений позволила проводить целый ряд лечебно-диагностических мероприятий дистанционно, с привлечением к оказанию медицинской помощи ведущих специалистов за счёт оперативной передачи сведений о больном по телекоммуникационным каналам в удалённый медицинский центр [2, 3]. Это позволило повысить обеспечение населения квалифицированной и специализированной медицинской помощью, сделать её более доступной, оперативной, адекватной, обеспечить преемственность, этапность, выполнение единых стандартов, внедрить систему обеспечения и контроля качества медицинской помощи.

Требуется расширение знаний о предпочтениях потребителей и приоритетах врачей при выборе организационных форм обслуживания пациентов. При этом именно социологический анализ становится важнейшим инструментом при изучении медицины как социального института, в частности, социальных аспектов и региональных особенностей управ-

ления здравоохранением, организации медицинской помощи, удовлетворённости различных социальных групп населения медицинским обслуживанием, структурных и функциональных нарушений в системе обеспечения медицинских услуг [4, 5, 6].

Важным следствием внедрения информационных технологий является возможность повышения квалификации медицинских кадров за счёт организации системы телеобразования, что позволяет обеспечить студентам, врачам, медицинским сестрам дистанционный доступ к новым методикам диагностики и лечения заболеваний, прогрессу форм организации медицинской помощи [4, 7].

Социологические исследования широко применяются специалистами различных направлений в целях получения дополнительной информации о тех или иных процессах в общественной жизни.

Телемедицинские технологии оказывают достаточно серьёзное влияние на систему организации медицинской помощи как в рамках отдельного учреждения здравоохранения, так и на более высоких уровнях системы здравоохранения. Их внедрение предполагает достаточно высокий уровень технологической культуры и изменение сложившихся моделей поведения всех участников телемедицинской деятельности: пациентов, медицинских работников, организаторов здравоохранения. Поэтому одним из условий успешного развития телемедицинских проектов является проведение маркетинговых исследований [8, 9].

Одно из таких исследований было проведено Д.А. Захаровым В Астраханской области в 2007 году. Им получены следующие результаты: полное представление о телемедицине имеют 13,1% пациентов, 31,8%пациентов видят применение телемедицины в области дистанционных консультаций; среди врачей: 52,5% опрошенных имеют представление о телемедицине, 72,4% считают внедрение информационных технологий в здравоохранение необходимым, 66,8% видят применение телемедицины в области дистанционных консультаций больных [10, 11].

В соответствии с общепринятыми подходами к исследованиям по социальному маркетингу, нами был проведён анализ отношения к применению телемедицинских технологий среди основных целевых групп - пациентов, врачей-специалистов, медсестёр и студентов-медиков. Основной целью маркетингового исследования было получить представление об уровне информированности различных категорий участников телемедицинской деятельности о телемедицинских технологиях, их отношении к внедрению данной группы методов в практику, субъективной оценке перспективности и эффективности предлагаемых технологий, отношении к возможному вовлечению в телемедицинскую деятельность.

Исследование отношения к телемедицине у пациентов

Анкетирование проводилось среди пациентов, находившихся на стационарном лечении. Контингент был выбран с

тех позиций, что именно больные, требующие госпитализации, как наиболее сложные и тяжёлые, составят в будущем основную совокупность потребителей телемедицинских услуг, в частности, телеконсультаций.

Было обработано 150 анкет. В ходе анализа полученных данных выяснилось, что только 31,7% респондентов умели работать с компьютером. При этом 9,6% имели навыки самостоятельной работы в сети Интернет, 6,4% использовали электронную почту в своей работе.

ТАБЯицА 1.

Целесообразность внедрения телемедицинских технологий по данным анкетирования пациентов

Основной раздел анкеты, посвящённый собственно телемедицине, дал следующие результаты. Термин «телемедицина» знаком пока только 32,6% опрошенных, ещё 28,3% сообщили о приблизительном понимании данной дефиниции, а 39,1% отрицательно ответили на этот вопрос либо воздержались от ответа. Тем не менее, 84% положительно относятся к телемедицине.

На сегодняшний день средства массовой информации являются самым востребованным видом получения различных сведений. Поэтому 39,8% респондентов указали на данный источник. Еще около 16,7% узнали о телемедицине в беседе, а такие источники, как Интернет, специальная литература и другие, являются менее доступными, что и отразилось в ответах на поставленный вопрос - 12,5%. Большинство видят применение телемедицины в области дистанционных консультаций больных - 70,3%. Следует отметить и то, что достаточно большой процент респондентов (69,1%) считают приоритетным направлением использование телемедицинских технологий для повышения квалификации врачей и медицинских сестёр.

На личном опыте с применением телемедицины сталкивались 3,2% опрошенных. При этом достаточно большое количество опрошенных (41,4%) хотели бы поучаствовать в одном из телемедицинских проектов. При рассмотрении вопроса о желании получения более углублённых знаний в области телемедицины было выявлено следующее. Доля респондентов, однозначно ответивших «да» на поставленный вопрос, составила 82,1%. При рассмотрении вопроса

о возможности внедрения телемедицинских технологий в практическую медицину было выявлено следующее: только 16,4% опрошенных считают это реально возможным, 24,8%

маловероятным, 58,8% считают это невозможным.

Таким образом, проведённое анкетирование показало, что телемедицинские формы медицинской помощи объективно являются востребованными для населения вследствие достаточно высокой распространённости заболеваний, неудовлетворённости уровнем медицинской помощи, доступной по месту жительства, и затруднённостью получения консультативной помощи ввиду экономических и социально-бытовых причин.

Большинство опрошенных позитивно относятся к идеям внедрения телемедицинских технологий и воспринимают их как средство, способное улучшить положение дел в здравоохранении. Однако значительная доля неопределённых ответов на вопросы, относящиеся к конкретным аспектам телемедицины, свидетельствует о том, что уровень информированности о существе телемедицины остаётся недостаточным. Основными проблемами, связанными с внедрением телемедицинских услуг, являются финансовые и психологические. Последние требуют дальнейшей работы по информированию населения о предмете и возможностях телемедицинских технологий.

Результаты анкетирования врачей-специалистов

Было проанализировано 110 анкет. Из числа анкетируемых 80,6% врачей используют результаты компьютерной обработки данных в своей работе. В то же время только 50,3% отметили, что постоянно используют компьютер на рабочем месте и 53,7% сообщили, что имеют компьютеры дома. 19,2% опрошенных не имели навыков работы с компьютерной техникой.

Термин «телемедицина» был знаком на момент анкетирования 68,2% врачей, что свидетельствует об определенной эффективности проведённой информационной работы. В то же время 10,1% не знали его значения, а 27,3% имели весьма поверхностное представление о сути понятия.

таблица 2.

Целесообразность внедрения телемедицинских технологий по данным анкетирования врачей

№ п/п Вопрос да нет незначи- тельно не знаю

1. Нужна ли телемедицина в здравоохранении? 78,1 7,6 8,4 5,9

2. Есть ли потребность в телеконсультациях? 80,3 10 8,7 1

3. Есть ли потребность в телеобразовании? 76,6 5,7 14 3,7

4. Есть ли потребность в применении телемедицины в управлении здравоохранением? 62,2 17,4 18,1 2,3

5. Способны ли телемедицинские технологии оказать влияние на качество медицинской помощи? 83,1 5,3 11,6 0

Как следует из ответов, более двух третей врачей положительно относятся к внедрению и применению телемедицинских

№ п/п Вопрос да нет незначи- тельно не знаю

1. Нужна ли телемедицина в здравоохранении? 84 5,2 9,8 1

2. Есть ли потребность в телеконсультациях? 70,3 11,4 12,2 6,1

3. Есть ли потребность в телеобразовании? 69,1 10,8 11,1 9

4. Есть ли потребность в применении телемедицины в управлении здравоохранением? 45,1 21,4 15,4 18,1

5. Способны ли телемедицинские технологии оказать влияние на качество медицинской помощи? 77,4 8,7 7,4 6,5

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

технологий. Значительное большинство респондентов

(78,1%) считают, что у телемедицины имеются перспективы развития, а внедрение информационных технологий в здравоохранение своевременно. Большинство видят применение телемедицины в области дистанционных консультаций больных - 80,3%. Несколько менее выражено положительное отношение к дистанционным образовательным мероприятиям (76,6%) и «административной» телемедицине (62,2%), что может быть обусловлено меньшей информированностью врачей о данных аспектах телемедицины. При этом отрицательное отношение к внедрению телемедицины выражают достаточно небольшое число врачей (от 2% в отношении телеконсультаций до 18% в отношении управленческих аспектов телемедицины).

Следует отметить, что в контексте отсутствия собственного опыта применения телемедицинских методов эти данные свидетельствуют скорее о позитивных ожиданиях врачей от внедрения информационных технологий, чем об объективных впечатлениях от их использования. Данный вывод подтверждается и отношением к личному участию анкетируемых к освоению телемедицинских технологий.

Подавляющее большинство врачей (88,2%) хотели бы больше знать о телемедицине, 68,4% выразили своё желание участвовать в телемедицинских проектах. Но только 2,6% респондентов принимали непосредственное участие в одном из телемедицинских проектов. Внедрение телемедицинских технологий в практическую медицину считают реальным лишь 32,8% опрошенных.

Анализ использования сетевых технологий показал, что 16,5% врачей регулярно работают в сети Интернет, а 20,7% используют в своей работе электронную почту, что, несомненно, является положительным фактором для развития информационных технологий.

Исследование отношений к телемедицине у студентов-медиков

Анкетирование проводилось среди студентов Нижегородской государственной медицинской академии. Было проанкетировано 160 студентов. Около 98,2% опрошенным приходилось работать с компьютером, из них 82,6% были хорошо знакомы с работой на нём (часто используют электронную почту, являются активными пользователями сети Интернет).

Термин «телемедицина» был знаком на момент анкетирования 80,3% студентов-медиков, 19,7% отрицательно ответили

на этот вопрос либо воздержались от ответа. Достаточно большое количество студентов (52,4%) узнало о телемедицинских

технологиях из научной литературы, при обучении на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО НижГМА Росздрава. 47,6% респондентов указали на средства массовой информации (телевидение, печатные издания) -как источник получения информации по данной тематике.

Уверенно высказывали мнения о способности телемедицинских технологий оказать положительное влияние на

качество медицинской помощи 82,3% опрошенных и систему управления здравоохранением - 80,5% опрошенных. Достаточно высоки потребности в дистанционных формах медицинского образования (70,4% опрошенных), несколько более выражено положительное отношение в дистанционных консультациях больных (86,3%).

таблица 3.

Целесообразность внедрения телемедицинских технологий по данным анкетирования студентов-медиков

№ п/п Вопрос да нет незначи- тельно не знаю

1. Нужна ли телемедицина в здравоохранении? 81 5,4 10 3,6

2. Есть ли потребность в телеконсультациях? 86,3 6,4 5,6 1,7

3. Есть ли потребность в телеобразовании? 70,4 3,2 20,6 5,8

4. Есть ли потребность в применении телемедицины в управлении здравоохранением? 80,5 15,1 4,4 0

5. Способны ли телемедицинские технологии оказать влияние на качество медицинской помощи? 82,3 3,9 11,2 2,6

Около 90,7% студентов-медиков хотели бы больше знать о телемедицине, 72,5% выразили свое желание участвовать в телемедицинских проектах. При этом 14,3% опрошенных принимали участие хотя бы в одном из телемедицинских проектов (в подготовке электронной истории болезни, телеконсультациях больных, присутствовали на видеолекциях).

Считают реальным внедрение телемедицинских технологий в здравоохранение РФ достаточно большое количество респондентов (около 54,2%).

Отношение среднего медицинского персонала к телемедицине по данным анкетирования

Было проанализировано 106 анкет. В ходе анализа полученных данных выяснилось, что 70,2% респондентов умеют работать с компьютером. При этом 24,1% являются активными пользователями сети Интернет, 16,2% использовали в своей работе электронную почту. Персональный компьютер дома имеют 62,4% опрошенных.

таблица 4.

Целесообразность внедрения телемедицинских технологий по данным анкетирования среднего медицинского персонала

№ п/п Вопрос да нет незначи- тельно не знаю

1. Нужна ли телемедицина в здравоохранении? 78 12 0 10

2. Есть ли потребность в телеконсультациях? 70,2 13 7,4 9,4

3. Есть ли потребность в телеобразовании? 67,4 8,7 19,2 4,7

4. Есть ли потребность в применении телемедицины в управлении здравоохранением? 76,2 19,1 2,6 2,1

5. Способны ли телемедицинские технологии оказать влияние на качество медицинской помощи? 81,1 7 10,9 1

Полное представление о телемедицине имели 49% опрошенных. Среди медицинских сестёр 41,5% указали на средства массовой информации (СМИ) как основной источник получения информации о телемедицине, такой источник, как Интернет и специальная литература, отметили лишь 21,6%. Большинство респондентов считают, что у телемедицины имеются перспективы развития, а внедрение информационных технологий в здравоохранение крайне необходимо. Считают необходимым проведение дистанционных консультаций больных 70,2% опрошенных.

Весьма выражено положительное отношение к дистанционным образовательным мероприятиям (67,4% опрошенных) и в использовании информационных технологий управления здравоохранением (76,2% респондентов). Возможность реального влияния телемедицинских технологий на качество медицинской помощи допускают 81,1% медсестёр.

Желающих получить более углублённые знания в области телемедицины было 91,2%. При этом 55,6% медицинских сестёр выразили своё желание участвовать в телемедицинских проектах.

При рассмотрении вопроса о возможности внедрения телемедицинских технологий в практическую медицину было выявлено следующее: 25,1% опрошенных считают это вполне возможным, 26,2% маловероятным, 48,7% считают это невозможным на данном этапе развития российского здравоохранения.

Изучение отдельных вопросов, касающихся отношения населения к введению телемедицины, по данным социологического опроса подтверждает, что телемедицинские формы медицинской помощи объективно являются востребованными. Большинство опрошенных позитивно относятся к идее внедрения телемедицинских технологий и воспринимают их как средство, способное улучшить положение дел в здравоохранении и оказать ощутимое влияние на качество медицинской помощи (77,4% пациентов, 83,1% врачей, 82,3% студентов-медиков, 81,1% медицинских сестёр).

Значительная доля пациентов (76,5%) неопределенно ответила на вопросы, относящиеся к конкретным аспектам телемедицины, что свидетельствует о недостаточном уровне информированности о её существовании. Основными проблемами, затрудняющими внедрение телемедицинских услуг, являются финансовая и психологическая, которая требует дальнейшей работы по информированию населения о возможностях и предмете телемедицинских технологий.

Большинство опрошенных врачей, медицинских сестёр и студентов-медиков считают, что у телемедицины имеются перспективы развития, а внедрение информационных технологий в здравоохранение своевременно и крайне необходимо.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее информированной группой по вопросам телемедицины являются студенты-медики (80,3%), которым

значительно уступают пациенты (32,6%). Статистически достоверная связь между информированностью о телемедицине, умением работать на компьютере и перспективностью телемедицины, прослеживаемая в обеих группах опрошенных, свидетельствует о необходимости обучения компьютерным технологиям всех категорий участников телемедицинской деятельности. Использующие информационные технологии проявляют наибольшее желание к участию в телемедицинских мероприятиях и оценивают вероятность участия в телемедицинских проектах более высоко.

Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что телемедицина требует дальнейшего тщательного изучения, так как данное новшество и его перспектива воспринимаются в медицинских кругах не однозначно. Указанное обстоятельство обусловлено не только наличием устоявшихся в среде специалистов застывших психологических представлений и традиций, т. е. психологическими факторами, но и в значительной степени находится в зависимости от уровня технической оснащённости и экономического развития лечебного учреждения. Необходимо введение лекционного курса по телемедицине на занятиях со студентами, практическими врачами, а также в системе последипломного образования врачей. Требуется более широкое внедрение телемедицинских консультаций в практическую деятельность медицинских работников, что позволит расширить возможности получения консультаций от ведущих специалистов медицинских центров не только в России, но и за её пределами. И

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев А.И., Орлов О.И., Логинов В.А. и др. Клиническая телемедицина. М.: ДВГМУ «Слово», 2001. 144 с.

2. Волынский Ю.Д. Телемедицина как медицинская и общественная проблема. //Медицинская визуализация. 1998. № 4. С. 36-42.

3. Фролов С.В., Фролова М.С. Тенденции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации. // Вестник ТГТУ. 2005. Том 11. № 2А. С. 328-340.

4. Казинов В.А. Дистанционное обучение в медицине - новые возможности образования. //Информационные технологии в здравоохранении. 2001. № 6. С. 30-31.

5. European Telemedicine Glossary, 3rd edition. //ed. By Luciano Beolchi. Jeneva: DGINFSO. 2001.

6. Григсби Д., Сандерс Д.Х. Телемедицина: уровень развития и перспективы. //Международный журнал медицинской практики. 1999. № 3. С. 52-56.

7.Кобринский Б.А., Царегородцев А.Д. Телемедицинские технологии для дистанционных консультаций и заочного повышения квалификации врачей. //Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1999. № 5. С. 6-8.

8. Камаев И.А., Леванов В.М., Сергеев Д.В. Телемедицина.

9. Захаров Д.А., Заикин Д.В. Социологический анализ обоснованности внедрения информационных технологий на региональном уровне. // Здоровье и образование в XXI веке: Мат. VII международной науч.-практ. конф. М.: Мин. Образ. РФ, РУДН, СДМФГУ РФ, СОМВОЗ. 2006. С. 192.

10. Международная конференция «Современные аспекты телемедицины». //Тезисы докладов. (Москва, 18-19 мая 2000 года). М.: НЦССХ им. А.Н.Бакулева РАМН. 2000. 48 с.

11. Набережная И.Б., Захаров Д.А. Внедрение телемедицины в практическое здравоохранение Астраханской области. //Здоровье и образование в XXI веке: Мат. VI международной науч.-практ. конф. М.: Мин. Образ. РФ., РУДН, СДМФГУ РФ, СОМВОЗ. 2005. С. 353.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.