Научная статья на тему 'Способ улучшения метрических данных незавершенных телеконсультаций'

Способ улучшения метрических данных незавершенных телеконсультаций Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
105
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TELECONSULTATION / TELEMEDICINE / INFORMATION TECHNOLOGY MANAGEMENT IN HEALTH CARE / TELEHEALTH SYSTEM / ТЕЛЕКОНСУЛЬТАЦИИ / ТЕЛЕМЕДИЦИНА / УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / СИСТЕМЫ УДАЛЕННЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Серра Х.О., Сильва Р.С., Лима Н. Дес., Майа Л.Б., Дос Рейс А.М.

Бразильская программа телемедицины является проектом, существенно повышающим качество услуг, оказываемых Единой медицинской службой (ЕМС), которая, в свою очередь, обеспечивает условия для продвижения дистанционного образования и телеконсультаций. В Телемедицинском Центре при Университетском госпитале Федерального Университета Мараньяна (NTS-HUUFMA, Telehealth Center-Hospital Universitário da Universidade Federal do Maranhão) были разработаны сервисы получения удаленных консультаций, направленные на улучшение средств коммуникации между медицинскими работниками. Каждая консультация начинается с того, что пользователь задает вопрос на онлайн-платформе, и завершается получением ответа от квалифицированного специалиста. Ранее мониторинг таких процессов осуществлялся с использованием цифровых таблиц. Позже появилась необходимость разработать приложение для мониторинга и управления телеконсультациями, которые остались без ответа или не были проанализированы. В результате количество таких телеконсультаций существенно снизилось, хотя ранее их доля составляла около 25%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Серра Х.О., Сильва Р.С., Лима Н. Дес., Майа Л.Б., Дос Рейс А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application Tool for Improvement of the Metrics of Unread and Unevaluated Teleconsultations of the Telehealth Center-Huufma

The Brazil Telehealth Networks Programme is a project that contributes to the quality of services provided by the Unified Health System (SUS), which offers conditions to promote Tele-assistance and Tele-education. In the area of tele-assistance, the Telehealth Centre of the University Hospital of the Federal University of Maranhão (NTS-HUUFMA) has built up Teleconsultation services, which provide communication tools to assist health professionals. The process of a teleconsultation starts with a question on the online platform and finishes with the response sent by a qualified health professional. Previously, monitoring of this task was done by using a digital spreadsheet. It was necessary to develop an application to monitor and manage the inactivated and unevaluated teleconsultations. Before the development of the system, the Telehealth Centre had around 25% of teleconsultations that were not responded to, and this number has decreased significantly since its deployment

Текст научной работы на тему «Способ улучшения метрических данных незавершенных телеконсультаций»

Способ улучшения метрических данных незавершенных телеконсул ьтаций

H.O.Serra, R.S. Silva, N. de S. Lima, L.B. Maia, A.M. dos Reis, R.C.Santos, A.B.Maia

Университетская клиника Федерального университета Мараньяна, Сан-Луис, Бразилия

Для корреспонденции:

humberto.serra@huufma.br

Application Tool for Improvement of the Metrics of Unread and Unevaluated Teleconsultations of the Telehealth Center-Huufma

H.O.Serra, R.S. Silva, N. de S. Lima, L.B. Maia, A.M. dos Reis, R.C.Santos, A.B.Maia Federal University of Maranh<o, S<o Lu's, Brazil

The Brazil Telehealth Networks Programme is a project that contributes to the quality of services provided by the Unified Health System (SUS), which offers conditions to promote Tele-assistance and Tele-education. In the area of tele-assistance, the Telehealth Centre of the University Hospital of the Federal University of Maranh<o (NTS-HUUFMA) has built up Teleconsultation services, which provide communication tools to assist health professionals. The process of a telecon-sultation starts with a question on the online platform and finishes with the response sent by a qualified health professional. Previously, monitoring of this task was done by using a digital spreadsheet. It was necessary to develop an application to monitor and manage the inactivated and unevaluated teleconsultations. Before the development of the system, the Telehealth Centre had around 25% of teleconsultations that were not responded to, and this number has decreased significantly since its deployment.

Key words: teleconsultation, telemedicine, information technology management in health care, telehealth system

Бразильская программа телемедицины (Programa Tele-ssaúde Brasil Redes) - это проект, который входит в программу по модернизации основных подразделений системы здравоохранения. Главной задачей данной программы является повышение качества оказания первичной медико-санитарной помощи Единой медицинской службой (ЕМС). Врачи первичного звена и специалисты в конкретных областях могут взаимодействовать с помощью платформы, обеспечивающей дистан-

ционное образование, проведение телеконсультаций и составление методических руководств [1]. В 2007 г. телемедицинский центр при Университетской клинике Федерального университета Мараньяна начал кампанию по продвижению телеконсультаций и обеспечению дистанционного образования в провинции Мараньян. На сегодняшний день данный центр является одним из наиболее активно функционирующих в стране [2].

Согласно резолюции Министерства здравоохранения, телеконсультация 8

должна состоять из вопроса и регистрируемого научно обоснованного ответа, необходимого для уточнения сомнений по проблемам управления, организации здравоохранения, рабочего процесса и лечения. Каждая телеконсультация должна быть организована в соответствии с принципами доказательной медицины и представлять собой оффлайн-сообщение, на которые должен быть получен ответ из телемедицинского центра в течение 72 часов [1]. Консультирование начинается с того что врач первичного звена задает вопрос на онлайн-плат-форме. Данный вопрос/проблема анализируется оператором, который направляет его консультанту — специалисту в конкретной сфере. Специалист должен ответить в течение определенного времени и по определенным правилам, установленным Министерством здравоохранения. Медицинский работник, который запрашивал консультацию, должен в течение 30 дней прочитать и проанализировать полученный ответ (в противном случае телеконсультация остается без обратной связи с заявителем, т.е. незавершенной) [3].

Для эффективного управления телеконсультациями в 2015 г. в NTS-HUUFMA была разработана специальная система мониторинга, которая представляет собой интерактивную платформу, способную быстро превращать поступающие данные в информацию в виде диаграмм и таблиц. Одним из инструментов, доступных пользователям системы, является возможность управлять ежедневно поступающими потоками данных, получаемых в процессе телеконсультаций, что должно способствовать снижению количества телеконсультаций, оставшихся без ответа и, напротив, увеличению доли ответов от специалистов, проанализированных пользователями системы [4].

■ ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Оценка возможностей программной системы мониторинга в повышении эффективности телеконсультаций

■ МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Данное исследование было проведено в телемедицинском центре при Университетской клинике Федерального университета Мараньяна. Данные, полученные системой мониторинга и управления телеконсультациями, хранятся в локальной базе данных, относящейся к инфраструктуре клиники.

■ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Система мониторинга и управления телеконсультациями и по настоящее время находится в состоянии разработки, так как это необходимо для совершенствования уже существующих функций. Мы модифицировали возможность следить за проанализированными и непроанализированными консультациями с той целью, чтобы снизить число телеконсультаций, оставшихся без ответа или не проанализированных в течение 15-60 дней (рис. 1). В результате сотрудник, управляющий системой, теперь способен проследить, какие из телеконсультаций, скорее всего, останутся без ответа, и может связаться с врачом первичного уровня оказания медицинской помощи, изначально подавшим запрос, чтобы напомнить ему, что ответ готов.

50,0

2016 2016 2016 2016 2016 2016

«-Ответы —Завершенные консультации

Рис. 1. Количество завершенных и незавершенных телеконсультаций за период с 17 ноября 2016 г. по 1 января 2017 г.

В соответствии с целями исследования, телеконсультации считались завершенными в случае, если пользователь прочитал и проанализировал полученный ответ. В случае, если пользователь этого не сделал в течение 30 дней с момента получения ответа, такие консультации считались незавершенными.

Мы проанализировали телеконсультации, запрошенные за период с января по декабрь 2016 г., и разделили их на две группы. В первую группу вошли те консультации, которые были запрошены до внедрения новой функции (с января по июль), во вторую группу — консультации, которые были запрошены после внедрения новой функции (с августа по декабрь) (см. табл.). Сама функция мониторинга была включена в состав системы в августе.

Таблица. Проанализированные и незавершенные телеконсультации до и после внедрения новой функции в систему мониторинга

Группа 1 Группа 2 Всего

N (%) N (%) N (%)

Проанализированные 3893 (75,2) 2069 (93,8) 5962 (80,8%)

Незавершенные 1283 (24,8) 136 (6,2) 1419 (19,2%)

Всего 5176 (100,0) 2205 (100,0) 7381 (100,0)

Для анализа различий между долями проанализированных и незавершенных телеконсультаций мы использовали критерий хи-квадрат (а=5%).

Соотношение между завершенными и незавершенными телеконсультациями (в процентах) продемонстрировано на рис. 2.

Мы наблюдали значительное снижение числа телеконсультаций, оставшихся без ответа, а также увеличение числа проанализированных телеконсультаций с момента внедрения новой функции мониторинга в августе 2016 г.

Рис. 2. Процентное соотношение между проанализированными и незавершенными телеконсультациями за период с января по декабрь 2016 г.

■ ВЫВОДЫ

Наш телемедицинский центр ставит своей целью оставаться в тесном контакте с медицинскими работниками, которые пользуются телемедицинскими платформами. Новая функция, разработанная нами, оказалась эффективной, поскольку число телеконсультаций, получивших ответ, значительно увеличилось. Это укрепляет связи между врачами первичной медико-сани-

тарной помощи, запрашивающими информацию, и специалистами по конкретным вопросам.

Исследование не имело спонсорской поддержки.

Приоритетная публикация Journal of the International Society for Telemedicine and eHealth Vol 5 (2017).

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. /

РЕЗЮМЕ

Бразильская программа телемедицины является проектом, существенно повышающим качество услуг, оказываемых Единой медицинской службой (ЕМС), которая, в свою очередь, обеспечивает условия для продвижения дистанционного образования и телеконсультаций. В Телемедицинском Центре при Университетском госпитале Федерального Университета Мараньяна (NTS-HUUFMA, Telehealth Center —Hospital Universit£rio da Universidade Federal do Maranh<o) были разработаны сервисы получения удаленных консультаций, направленные на улучшение средств коммуникации между медицинскими работниками. Каждая консультация начинается с того, что пользователь задает вопрос на онлайн-платформе, и завершается получением ответа от квалифицированного специалиста. Ранее мониторинг таких процессов осуществлялся с использованием цифровых таблиц. Позже появилась необходимость разработать приложение для мониторинга и управления телеконсультациями, которые остались без ответа или не были проанализированы. В результате количество таких телеконсультаций существенно снизилось, хотя ранее их доля составляла около 25%.

Ключевые слова: телеконсультации, телемедицина, управление информационными технологиями в сфере здравоохранения, системы удаленных консультаций.

Л И Т Е Р АТУ Р

1. Brasil MdS. PORTARIA N° 2.546, DE 27 DE OUTUBRO DE 2011 [Redefine e amplia o Programa Telessaúde Brasil, que passa a ser denominado Programa Nacional Telessaúde Brasil Redes (Telessaúde Brasil Redes).]; 2010. URL: http://bvsms.saude.gov.br/bvs/saudelegis/gm/2010/ prt3125_07_10_2010.html (accessed 19.07.2017).

2. Serra HO. Hospital Universitário da Universidade Federal do Maranhro (UFMA). In: Messina LA, Ribeiro Filho JL, editors. Impactos da rede universitária de telemedicina: Agxes de educagao continua, pesquisa colaborativa, assistencia, gestao e avaliagao remota: Fase I 2006-2009. Rio de Janeiro: e-papers; 2013. p. 10916 URL: https://rute.rnp.br/c/document_library/get_file?p_l_id=163071 &folderId=1463084&name=DLFE-16606.pdf (accessed 19.07.2017).

3. Brasil. Ministério da Saúde. Secretaria de Atençao a Saúde. Departamento de Atençao Básica., Universidade Federal do Rio Grande do Sul. Manual de telessaúde para a atençao básica: atençao primária a saúde: protocolo de telerregulaçao de teleconsultorias: Telehealth manual for primary care: primary Health care: tele-regulation protocol for teleconsulting [Manual de telesalud parala atenciyn primaria: atenciyn Primaria de salud: protocolo de tele-regulaciyn de teleconsultorias].

4. Serra HO, Silva RDS, Maus LB, et al. Management and monitoring system for teleconsultation of the telehealth center of the Federal University of Maranhro, Brazil 2016. URL: https://iated.org/concrete3/ view_abstract.php?paper_id=50567 (accessed 19.07.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.