Научная статья на тему 'Социальные установки как регуляторный фактор интеллектуального развития личности в период геронтогенеза'

Социальные установки как регуляторный фактор интеллектуального развития личности в период геронтогенеза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
152
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Ключевые слова
СТАРЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТ / РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коваленко-Кобылянская И.Г.

Социальная необходимость задействования интеллектуального потенциала личности на протяжении всего онтогенеза является актуальной проблемой современного общества. Это обусловлено увеличением продолжительности жизни человека и потенциальной возможностью его восходящего интеллектуального развития на протяжении всего онтогенеза. Интеллектуальное развитие обусловлено рядом объективных и субъективных факторов, среди которых социальные установки, оказывающие значительное воздействие на когнитивное развитие личности. В статье акцентируется внимание на том, что социальные установки являются эффективными регуляторами и могут активизировать интеллектуальное развитие с целью максимальной реализации когнитивного потенциала личности на благо общества или оказать на его развитие деструктивное воздействие. Указано, что существующие установки не конгруэнтны современной реальной ситуации в социуме. Направленные на формирование «общества для молодых» они оказывают деструктивное воздействие не только на людей постпенсионного периода, но и на другие возрастные группы. Результатом их воздействия является проявление геронтофобии и эйджизма. Это, в свою очередь, способствует отказу стареющего человека от активной когнитивной деятельности, что провоцирует нисходящее интеллектуальное развитие личности. Образуется порочный круг, когда даже антиципация восходящего интеллектуального развития в период геронтогенеза становится проблематичной. Данная проблема, учитывая ее актуальность в современном мире, является важной темой научной дискуссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ATTITUDES AS THE REGULATORY FACTOR OF THE INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL IN THE PERIOD OF GERONTOGENESIS

The social necessity of involvement of personality's mental performance during the whole period of ontogenesis is considered to be the recent problem of the modern society. This is caused by the increase of longevity and potential possibility of its ascendant intelligence during the whole period of life. The growth of intelligence is conditioned upon the number of objective and human factors, among others there are social attitudes, that influence a lot onto the person's cognitive development. In the article the emphasis is placed onto the fact, that social attitudes are the efficient regulators and are able to activate the intellectual development in order to realize the person's cognitive potential for the good of society to the greatest possible extent or influence its development destructively. Has been stated, that existing do not act congruently in relation to the current real situation in society. Aimed at the formation of "society for young", they influence destructively not only the people in their post-retirement period, but also the other age groups. The result of this influence is the appearance of gerontophobia and ageism. In its turn, this leads to the abandonment by the aged man of active cognitive activity, which instigates the degressive person's intellectual development. In such a way, the vicious circle is formed, even when the anticipation of the ascendant intellectual development becomes problematic. The given issue, taking into consideration its timeliness in the modern world, is considered to be an important theme for the scholarly discussion.

Текст научной работы на тему «Социальные установки как регуляторный фактор интеллектуального развития личности в период геронтогенеза»

образовательного процесса. Реальный рынок труда, на который ориентируются все субъекты образовательного процесса, во многом асимметричен по отношению к квалификационным требованиям и номенклатуре специальностей, согласно которой в конечном результате осуществляется обучение в системе образования страны.

Важнейшая роль при организации психологической поддержки в учебной деятельности отводится стабилизации физического здоровья студентов и улучшению их психического состояния, так как именно в студенчестве отмечаются худшие соматические показатели. Причины этого, как показывают исследования, кроются в том, что в процессе вузовского обучения, особенно в сессионный период, студенты испытывают стресс в виде сильного психического напряжения, что и обусловливает необходимость поиска путей организации психологической помощи в учебной деятельности[1].

Психологическое сопровождение в учебной деятельности, формирует положительный эмоциональный фон обучения, повышает учебную мотивацию и создает предпосылки для последующего самоопределения и самоутверждения личности в самых различных сферах жизнедеятельности. Возможно преобразование взаимодействия «преподаватель-студент», которое послужит образованию творческого поля совместной учебной деятельности и интеллектуальному взаимообогащению участников педагогического процесса. Перечисленные позитивные возможности и преимущества организации психологической поддержки в учебной деятельности будут способствовать нейтрализации негативных сторон в образовательном учреждении.

Существенным показателем студента как субъекта учебной деятельности служит умение выполнять все виды и формы этой деятельности. Однако результаты специальных исследований показывают, что большинство студентов не умеют слушать и записывать лекции, конспектировать литературу. Так, по данным В.Т. Лисовского, умели выступать перед аудиторией только 28,8% студен-

тов, вести спор 18% и только 37,5% студентов стремились хорошо учиться. При создании более благоприятных психологических условий учебной деятельности, несомненно, эти цифры были бы выше[3].

Перед преподавателем стоит ответственная психолого-педагогическая задача формирования студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает, прежде всего, необходимость обучить его умению планировать, организовывать свою деятельность, умению полноценно учиться и общаться. Педагогический состав должен демонстрировать образцовое поведение всех действий учебного процесса и, учитывая трудности адаптационного периода обучения студентов на 1-2 курсах, создавать им психологически комфортные условия для выполнения учебных задач. Это подразумевает развитие рефлексии студента, осознание им себя субъектом деятельности, социально полезной личностью, имеющей возможность отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в процессе учебной деятельности.

Литература

1. Виноградова Г.А., Мысина Т.Ю. Влияние психолого-педагогических условий регуляции на психоэмоциональные состояния студентов вуза / Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2011. № 1. С. 3-13.

2. Николаева А.А., Караханян К.Г. Инновации в образовании: развитие, деятельность, мышление / В сборнике: Образование в современном мире: инновационные стратегии сборник научных трудов. 2016. С. 39-48.

3. Фролова Н.А., Николаева А.А., Социальные технологии формирования молодежной активности в современном российском обществе / Образование и общество. 2012. № 3. С. 51.

4. Ажиев А. В., Гадаборшева З. И. Создание условий психолого-педагогической поддержки студентам вуза // МНКО. 2014. №4 (47). URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/sozdanie-usloviy-psihologo-pedagogicheskoy-podderzhki-studentam-vuza (дата обращения: 18.10.2016).

СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ КАК РЕГУЛЯТОРНЫЙ ФАКТОР ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В

ПЕРИОД ГЕРОНТОГЕНЕЗА

Коваленко-Кобылянская И.Г.

кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории современных информационных технологий обучения Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины SOCIAL ATTITUDES AS THE REGULATORY FACTOR OF THE INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL IN THE PERIOD OF GERONTOGENESIS

Kovalenko-Kobylanska I.G, Phd Institute of Psychology named after G.S. Kostiuk of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine.

АННОТАЦИЯ

Социальная необходимость задействования интеллектуального потенциала личности на протяжении всего онтогенеза является актуальной проблемой современного общества. Это обусловлено увеличением

продолжительности жизни человека и потенциальной возможностью его восходящего интеллектуального развития на протяжении всего онтогенеза.

Интеллектуальное развитие обусловлено рядом объективных и субъективных факторов, среди которых - социальные установки, оказывающие значительное воздействие на когнитивное развитие личности.

В статье акцентируется внимание на том, что социальные установки являются эффективными регуляторами и могут активизировать интеллектуальное развитие с целью максимальной реализации когнитивного потенциала личности на благо общества или оказать на его развитие деструктивное воздействие.

Указано, что существующие установки не конгруэнтны современной реальной ситуации в социуме. Направленные на формирование «общества для молодых» они оказывают деструктивное воздействие не только на людей постпенсионного периода, но и на другие возрастные группы. Результатом их воздействия является проявление геронтофобии и эйджизма. Это, в свою очередь, способствует отказу стареющего человека от активной когнитивной деятельности, что провоцирует нисходящее интеллектуальное развитие личности. Образуется порочный круг, когда даже антиципация восходящего интеллектуального развития в период геронтогенеза становится проблематичной.

Данная проблема, учитывая ее актуальность в современном мире, является важной темой научной дискуссии.

ABSTRACT

The social necessity of involvement of personality's mental performance during the whole period of ontogenesis is considered to be the recent problem of the modern society. This is caused by the increase of longevity and potential possibility of its ascendant intelligence during the whole period of life.

The growth of intelligence is conditioned upon the number of objective and human factors, among others there are social attitudes, that influence a lot onto the person's cognitive development.

In the article the emphasis is placed onto the fact, that social attitudes are the efficient regulators and are able to activate the intellectual development in order to realize the person's cognitive potential for the good of society to the greatest possible extent or influence its development destructively.

Has been stated, that existing do not act congruently in relation to the current real situation in society. Aimed at the formation of "society for young", they influence destructively not only the people in their post-retirement period, but also the other age groups. The result of this influence is the appearance of gerontophobia and ageism. In its turn, this leads to the abandonment by the aged man of active cognitive activity, which instigates the degressive person's intellectual development. In such a way, the vicious circle is formed, even when the anticipation of the ascendant intellectual development becomes problematic.

The given issue, taking into consideration its timeliness in the modern world, is considered to be an important theme for the scholarly discussion.

Ключевые слова: старение, интеллект, развитие, социальные установки.

Keywords: aging, intellect, development, social attitudes.

Постановка проблемы и актуальность исследования. Проблема восходящего интеллектуального развития человека в период геронтогенеза становится все более актуальной в экономически развитых обществах. Это обусловлено как увеличением продолжительности жизни, так и тем, что интеллектуальное развитие личности является составной частью интеллектуального потенциала общества. В новых социально-экономических условиях увеличения доли людей пожилого возраста возникает социальная потребность задействовать интеллектуальный потенциал личности во все периоды, включая геронтогенез.

Заключающий период онтогенеза является одним из самых сложных, и недостаточно изученным этапом жизни человека. Его сложность обусловлена рядом причин, в числе которых осознание личностью завершения своего жизненного пути и связанные с этим вновь возникшие специфические психологические проблемы [2].

Важное воздействие на интеллектуальное развитие личности на этом этапе жизни оказывают социальные установки и их составляющий компонент - социальные стереотипы. Они являются эффективными регуляторами и могут активизировать интеллектуальное развитие с целью максимальной реализации когнитивного потенциала личности на

благо общества или оказать на его развитие деструктивное воздействие.

Современные социальные установки способствуют восприятию людей постпенсионного периода в контексте безусловного интеллектуального угасания [11, 13]. Таким образом, образуется порочная практика, когда отсутствие позитивных ожиданий со стороны общества провоцирует реальное угасание, в результате проявления стареющим человеком минимальной интеллектуальной активности содержащей элементы новизны. Результатом воздействия данных установок является проявление геронтофобии и эйджизма [5, 6 ]. Это, в свою очередь, негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии старого человека, способствуя трансформации последнего критического периода в онтогенезе человека в стойкий психологический кризис, который сопровождается психосоматическими проблемами и купирует восходящее интеллектуальное развитие. Данная проблема, учитывая ее актуальность в современном мире, является важной темой научной дискуссии.

Анализ исследований и публикаций. В психологической научной литературе происходит смещение акцента с проблемы интеллектуальной сохранности на проблему интеллектуального развития в позднем возрасте [1, 4, 7, 8, 15 ]. Важность

этого изменения сложно переоценить. Исследователи эмперически доказывают, что старение не является априори периодом интеллектуального угасания, при значительной работе над своими когнитивными способностями стареющий человек может иметь восходящее интеллектуальное развитие на протяжении всего периода жизни [1,8, 14, 15].

Следует отметить, что в психологии понятие «развитие» принято рассматривать в контексте восходящего [6,10]. В философии данное понятие трактуется широко, как континуум от полной деградации до максимально возможного восходящего развития. Мы рассматриваем развитие в период ге-ронтогенеза в контексте философской традиции, принимая за развитие как нисходящую модель (синильное) так и восходящую (мудрость).

Цель. Акцентировать внимание на не конгруэнтность социальных установок (о безусловном снижении когнитивных способностей человека в период геронтогенеза) реальной ситуации и констатировать их деструктивное воздействие на членов социума.

Негативные стереотипы о старении как составляющая часть установок способствуют снижению требований со стороны социума к интеллектуальным возможностям людей пожилого и старческого возраста. Результатом их воздействия может явиться отказ стареющего человека от активной когнитивной деятельности, что в результате приводит к реальному снижению его интеллектуального потенциала.

Изложение основного материала. Геронтоге-нез, в условиях оптимального социально-экономического развития общества, может быть самым продолжительным из всех периодов онтогенеза и охватывать 40 и более лет жизни человека. Было бы логично предположить, что столь пролонгированный период может быть наиболее плодотворным и творческим, учитывая опыт, накопленный за несколько предшествующих десятков лет (жизненный, профессиональный и т.п.). В обыденной жизни данная модель старения является исключением из общего правила, что обусловлено рядом объективных и субъективных причин.

Объективные причины детерминированы генетически. До конца 20 столетия тезис о неуклонном угасании интеллектуального развития личности воспринимался безусловно. Введение научного понятия «пластичность мозга» способствовало отказу от категоричного взгляда на проблему. Научным сообществом, путем продолжающихся дискуссий, принимается тезис о том, что при достаточной интеллектуальной активности, которая содержит элементы новизны, восходящее интеллектуальное развитие возможно вплоть до естественного завершения жизни в результате исчерпания биологического лимита. Принимая во внимание определенную эластичность жизненных границ человека и тенденцию к их увеличению, возраст 70-80 лет в современном мире является нормой жизни и человек может быть еще полон сил и желания приносить пользу обществу.

К субъективным причинам следует отнести негативные социальные установки, которые оказывают решающее воздействие на потенциал интеллектуального развития в позднем возрасте. Являясь стойким образованием, социальные установки трансформируются не конгруэнтно реальным изменения в социальной жизни общества. Френсис Бекон справедливо отметил, что наихудшими доводами в споре являются фразы «это привычно» и «это общепринято». Так, несмотря на значительное увеличение количества социально активных людей пожилого возраста, стереотипные представления о данной возрастной группе представлены негативными определениями: «неспособных решать проблемы», «боятся всего нового» и т.п.

В доиндустриальном обществе пожилые люди играли значительную роль в процессе передачи накопленных знаний, обычаев, традиций. Эпоха Постгутенберга внесла существенные коррективы в социальную жизнь представителей позднего возраста. Стремительное изменение всех областей жизни (научные традиции, социальные институты) нивелировала функцию передачи знания от старшего поколения к новому, так как появилась новая тенденция «необходимость образование на протяжении всей жизни». Это и способствовало формированию негативных социальных стереотипов.

Существующие социальные установки фактически отказывают в индивидуализации представителям позднего возраста, классифицируя их в качестве однородной массы беспомощных субъектов, неспособных к решению проблем. Вербализируя толерантное отношение к людям пожилого и старческого возраста, на самом деле, более молодые представители социума не принимает их в качестве равноправных членов общества и в лучшем случае относятся к ним покровительственно. Это можно проиллюстрировать на примере профессиональной лексике сотрудников территориальных центров в роботе с людьми третьего возраста, которых принято называть «подопечными», а не, например, «клиентами» [7].

Негативная стереотипная риторика особенно активно используется представителями ранних периодов геронтогенеза по отношению к позднему. Это яркое свидетельство стареющего человека о его желании дистанцироваться от маргинальной общественной группы [3, 11, 13]. Однако, смещение акцента с одной группы стареющих людей на другую не решает проблему.

Стойкой социальной установкой является эй-джизм, проявления которого оказывают резко негативное воздействие на восходящее интеллектуальное развитие личности в старости. Важно отметить, что на фоне других социальных установок, например, в отношении института семьи (которая претерпевает кардинальные изменения), эта остается достаточно прочной. В результате воздействия социальных стереотипов о старости сложным представляется даже антиципация восходящего интеллектуального развития личности в позднем возрасте. Таким образом, стареющий человек все

меньше предпринимает попыток в освоении новых знаний и умений, в результате чего действительно происходит снижение уровня его интеллектуальных возможностей [12].

Безусловное снижение когнитивных способностей человека в период старения и старости не имеет валидного научного подтверждения. Однако ожидания со стороны социума по отношению к представителям геронтогенеза нивелированы стойкими стереотипами о безусловной деградации когнитивной сферы индивида в период геронтогенеза, находят подтверждение и в научных кругах. Существующие исследования когнитивной сферы людей преклонного возраста проводятся в сравнительном анализе с представителями других возрастных периодов, что не может быть рассмотрено в качестве достаточного аргумента, принимая во внимание ряд специфических особенностей в развитии разных поколений. Результаты могут быть признаны доказательными только в случае пролонгированного исследования интеллектуального развития личности охватывающего его развитие на протяжении нескольких десятилетий. Сравнивая интеллектуальное развитие личности в контексте ее развития на протяжении всех предшествующих периодов, т.е. всего онтогенеза.

Влияния социокультурного окружения на развитие личности в любого периода онтогенеза сложно переоценить, т.к. она не может развиваться вне социума реально или виртуально он представлен. В случае с представителями позднего возраста воздействие социума является в высшей степени определяющим на весь процесс жизнедеятельности человека и на его интеллектуальное развитие в частности. Значительная часть людей, доживших до периода геронтогенеза, выполнила традиционные социальные функции (воспитание детей, реализация профессиональных способностей и т.п.). Социум больше не предъявляет к стареющему человеку каких-либо социально значимых требований, таким образом, старый человек оказывается один на один с возникшей проблемой дальнейшего целеполагания. Данную ситуацию ярко иллюстрирует фраза «Der Mohr hat seine Schuldigkeit getan, der Mohr kann gehen» из пьесы «Заговор Фиеско в Генуе» Иоганна Фридриха Шиллера, которую можно перефразировать в соответствии с современной ситуацией в социуме: «старик сделал свое дело, старик может умереть».

Именно отсутствие значимой цели и является решающим фактором, который приводит к интеллектуальной деградации личности. Таким образом, социальные установки по отношению к людям постпенсионного возраста не способствуют актуализации и активизации их интеллектуального потенциала. Социальная активность по отношению к людям позднего возраста направлена в значительной степени на сохранность уже имеющихся у индивида интеллектуальных способностей, игнорируя существующий когнитивный потенциал стареющего человека. В результате социально человек умирает задолго до физиологической смерти, являясь в определенной степени обузой для общества.

Выводы. Социальные установки, направленные на формирование «общества для молодых» являются деструктивными не только по отношению к людям преклонного возраста, но и к другим возрастным группам, предшествующим периоду взрослости. Таким образом, негативные стереотипы формируют в сознании людей специфическое представление о жизни, которая делится на подготовительный период (детство-юность), непродолжительный период (в контексте увеличения продолжительности жизни) активной социальной деятельности на благо общества (зрелость) и период когнитивного «угасания». Важно напомнить, что последний, период по продолжительности приближается и, в некоторых случаях, может превышать все предыдущие периоды взятые в совокупности.

Существует основные стереотипа относительно интеллектуальной сохранности в период геронтогенеза: сенильная старость и старость-мудрость не отражают реального положения в социуме. Стереотип о старости-мудрости является скорее желанным и редко встречающимся феноменом, а стереотип о синильной старости пример дискрима-ниции. Модель старения, являясь личным выбором каждого человека, в значительной степени зависит от социальных установок общества.

Таким образом, образуется порочный круг, когда общество не показывает даже незначительных ожиданий от интеллектуальных способностей стариков, а те, в свою очередь, не могут найти устойчивую почву для активизации и последующей реализации своего интеллектуального потенциала.

Перспективы использования результатов исследования. Гармонизация межличностных отношений представителей разных поколений, купирование геронтофобии у представителей периодов предшествующих геронтогенезу, максимальное использование интеллектуального потенциала личности являются основными компонентами, составляющими благополучное в психологическом аспекте общество.

Список литературы

1. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л.И. Анцыферова. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН, 2006. -512 с.

2. Анцыферова Л.И. Сознание и действие личности в трудных жизненных ситуациях / Л.И. Анцыферова. // Психологический журнал. - 1991. -Т.12. - № 1. - С.23-31

3. Баязитов Р.Ф. Авторитарный стереотип: сущность и проявления в социальных взаимодействиях [Монография] / Р.Ф.Баязитов. - Нижнекамск : Изд-во НМИ, 2006. - 175 с.

4. Голдберг Э. Парадокс мудрости. Научное опровержение «старческого слабоумия» / Э.Гол-дберг; пер. с англ. Л. Афанасьевой. - М. : Поколение, 2007. - 384с.

5. Донцов В.И. Сущностные модели старения и продолжительности жизни [Электронный ресурс]/ Донцов В.И., Крутько В.Н. - Режим доступа: http://medi.ru/doc/708012.htm.

6. Ермолаева М.В. Современные технологии психологического консультирования и психотерапии пожилых людей - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. - 96 с.

7. 1нтелектуальний розвиток дорослих у вiртуальному освггньому простора монография [Електронний ресурс] / М.Л. Смульсон, Ю.М.Ло-тоцька, М.М.Назар, П.П.Дпток, 1.Г.Коваленко-Ко-билянська [та ш.] ; за ред. М. Л. Смульсон. - К.: Пе-дагопчна думка, 2015. - 221 с. - Режим доступу: http://lib.iitta.gov.ua/10064/

8. Коваленко-Кобилянська 1.Г. Дистанцшний курс «1нтелектуальна пiдтримка 50+» / 1.Г.Кова-ленко-Кобилянська. [Електронний ресурс] Режим доступу

http://psytir.org.ua/index.php/technology_intellect_de velop/artide/view/140

9. Ключарев Г.А. Образование пожилых как философская проблема / Г.А.Ключарев, Т.М. Коно-ныгина // Философия и будущее цивилизации: тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-25 мая 2005 г.): в 5 т. - Т.4. - М. : Современные тетради, 2005. - С. 487.

10. Костенко К.В. Осмысленность жизни, субъективные оценки условий жизни и удовлетво-

ренностью жизни в позднем возрасте / К.В. Костенко // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла). - М. : Смысл, 2005. -С. 145- 148.

11. Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонного мышления, восприятия и поведения / Тодд Нельсон; [пер. с анг. С.Комарова, А Боричева]. - СПб. : Питер, 2002. - 576 с.

12. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Аксёнова Н.М. Обучение в течение всей жизни как инструмент реализации Лиссабонской стратегии. — М.: РИО ТК им. Коняева, 2009 — 131с.

13. Попков В.Д. Спереотипы и предрассудки: их влияние на процесс межкультурной коммуникации /В.Д.Попков // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2000. - Т. V, № 3. - С. 178-191.

14. Смульсон М.Л. 1нтелект доросло! людини: структура та саморозвиток. /М.Л.Смульсон. [Елек-тронний ресурс] Режим доступу http://psytir.org.ua/index.php/technology intellect de velop/article/view/175

15. Смульсон М.Л. Субъектность в старости как фактор саморазвития /М.Л.Смульсон // Человек, субъект, личность в современной психологии Материалы Международной научной конференции, Посвященной 80-летию А.В. Брушлинского . -М. : Институт психологии РАН 2013, С. 344 - 346.

Д1СТРЕС ТА АДАПТАЦ1Я У СП1ВРОБ1ТНИК1В МВС УКРА1НИ П1СЛЯ УЧАСТ1 В АТО

Козира П.В.

Харювська медична академiя пклядипломно'1 oceimu

DISTRESS AND ADAPTATION IN UKRAINE MIA OFFICERS AFTER JOINING THE ATO

Kozyra P.

АНОТАЦ1Я

Вступ. Сшвробггаики МВС Укра!ни в умовах перманентних полггачних, eKOHOMÍ4Hm та сощальних 3míh, проведения бойових дш приймають безпосередню участь в них та ввдчувають на co6i bcí наслвдки цих подш у виглядi постстресово! психолопчно! дезадаптацй. Стутнь дезадаптацй особистосп в наслвдок стресорного впливу, рiвень дютресу залежать ввд адаптивних можливостей особистосп.

Мета до^дження. Вивчення рiвня дiстресу та формування характеру проявiв механiзмiв адаптивно! поведшки у спiвробiтникiв МВС Укра!ни при психологiчнiй дезадаптацй' пiсля учасп в АТО.

Mamepicmu та методи до^дження. Було проведено клшжо-психолопчне i психодiагностичне об-стеження психологiчного стану 205 сшвробггаишв МВС Укра!ни. З них 148 брали участь в проведенш АТО. В дослвдженш були застосованi методики: «Опитувальник виразностi психопатолопчно! симптоматики (SCL-90-R) Дерогатiс», «Багаторiвневий особистiсний опитувальник «Адаптившсть» (МЛО-АМ)», «Тест життестшкосп в адаптацй' Д.О. Леонтьева, О.1. Рассказово!», «Опитувальник проактивно! подолаю-чо! поведiнки», «Опитувальник посттравматичного зростання».

Результати до^дження. Встановленi варiанти постстресово! психолопчно! дезадаптацй' в службов-щв МВД Укра!ни, що приймали участь в АТО, рiзняться м1ж собою рiвнем i як1стю дезадаптативних про-явiв. При емоцiйно-афективному варiантi дезадаптацшних порушеннь рiвень дiстресу, важк1сть психопа-тологiчних порушень та ступiнь дезадаптативних змш значно нижчi, нiж при психопатоподiбному варiа-нтi. Рiвень життестшкосп при емоцiйно-афективному варiантi достовiрно тдвищився, а при психопатоподiбному - знизився тсля участi в АТО, що шдтверджуе бiльшу важк1сть порушень при остан-ньому варiантi. Бiльшу усшшшсть реадаптацi! та iнтегрування нових, набутих при учасп в АТО, способiв поведiнки особистiстю при емоцiйно-афективному варiантi дезадаптацiйних порушеннь пiдтверджують бiльш висок рiвнi посттравматичного зростання. Вони значно перевищують так1 показники при психопа-топодiбному варiантi.

Перспективою подальших до^джень е побудування гiпотетично! моделi патогенетичних механiзмiв формування рiзних варiантiв постстресово! психолопчно! дезадаптацй' та розробка на цш основi системи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.