Научная статья на тему 'Рефлексивный анализ психологических особенностей геронтогенеза: современный взгляд на проблему'

Рефлексивный анализ психологических особенностей геронтогенеза: современный взгляд на проблему Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
834
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Быстрова А. А., Никифорова О. В.

Геронтогенез – итог всего жизненного пути человека – младенчества, раннего возраста, дошкольного, младшего школьного, подростничества и отрочества, ранней юности, молодости, взрослости, зрелости. В этот период усиливается действие онтогенетических законов гетерохронности, неравномерности, стадиальности, что, в свою очередь, означает нарастание противоречивости в развитии различных подструктур в психике человека. Активному долголетию пожилого человека способствует много факторов, ведущим психологическим среди которых можно считать развитие его как социально активной личности, как субъекта творческой деятельности и яркой индивидуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рефлексивный анализ психологических особенностей геронтогенеза: современный взгляд на проблему»

ты русских девушек - будущих юристов позволяют предположить, что в их представлениях о женщине сосуществуют установка на профессиональную самореализацию, индивидуальный успех и, в определенной степени, патриархальное представление о женщине-матери как зарабатывающей мало, но защищенной («обеспеченной» и «не надеющейся только на себя»).

Кроме того, только большинство девушек групп ФТ и KT (65 % и 55 %, соответственно) склонны считать женщину-мать самореализованной. Можно утверждать, что материнство рассматривается ими как важнейшая сфера самореализации, с которой связывается удовлетворение большинства потребностей - экономических, социальных, личностных.

Обобщая полученные результаты, мы можем констатировать, что выявлены существенные различия в представлениях о женщине-матери девушек исследуемых групп. Девушки всех групп считают женщину-мать счастливой, но только девушки-татарки склонны считать женщину-мать не только счастливой, но и успешной, и самореализованной. Однако выявилось и значение профессиональной направленности: девушки - будущие юристы связывают представление и об успехе, и о счастье женщины в большей степени с профессиональной сферой.

Список литературы:

1.Авдеева H.H., Мещерякова С.Ю. Особенности психической активности ребенка первого года жизни //Мозг и поведение младенца / Под ред. О.С. Адрианова. - М.: Институт психологии РАН, 1993. - С. 167-217.

2.Валеева Е.Х. Отношение девушки к себе как к будущей матери // Стандарты и мониторинг образования. - 2006. - № 2. - С. 45-54.

3.Касымова С. Традиции многодетного материнства у таджиков в контексте тендера и времени. // Вестник Евразии. - 2006. - № 4. - С. 63-84.

4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996. - 344 с.

РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ГЕРОНТОГЕНЕЗА: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ

© Быстрова A.A.*, Никифорова О.В.*

Карагандинский университет «Болашак», Республика Казахстан, г. Караганда

Геронтогенез - итог всего жизненного пути человека - младенчества, раннего возраста, дошкольного, младшего школьного, подростни-чества и отрочества, ранней юности, молодости, взрослости, зрелости.

* Студент Гуманитарно-педагогического факультета.

* Доцент кафедры «Педагогика и психология», кандидат психологических наук.

В этот период усиливается действие онтогенетических законов гете-рохронности, неравномерности, стадиальности, что, в свою очередь, означает нарастание противоречивости в развитии различных подструктур в психике человека.

Активному долголетию пожилого человека способствует много факторов, ведущим психологическим среди которых можно считать развитие его как социально активной личности, как субъекта творческой деятельности и яркой индивидуальности.

В настоящее время, парадигмальные ценностные преобразования, открыли новый взгляд на проблему геронтогенеза - период старения. Изначально жизнь делилась на традиционные периоды, старость рассматривалась как период угасания - в настоящее время открылась возможность нового взгляда, связано это с тем, что каждый этап содержит формы суждения социальных связей и гетеростазическое начало личности выступает социальной ценностью. Человек, как и все живые существа проходит определенный жизненный алгоритм, рождается, растет и развивается, достигает зрелости, а затем постепенно начинает увядать, стареть и умирать. Старение и старость - нормальное естественное, физиологическое явление, это определенный отрезок онтогенеза. Для этого возрастного периода, как в прочем и для каждого периода жизни человека-детства, юности, зрелости - характерны свои особенности, своя возрастная норма.

Эйджизмы - негативные стереотипы относительно людей преклонного возраста и эйджизм с трудом позволяют понять, что эта часть населения на самом деле очень разнообразна. Субъект-объектные установки ориентировали на то, что в пожилом возрасте эмоциональный и социальный мир человека сужается, - согласно новым парадигмальным представлениям, геронтогенез - один из этапов продолжения эмоционального роста, проявление возможной самореализации.

Выделение периода онтогенеза и изучение проблем старения связаны с комплексом социально-экономических, биологических и психологических причин. Один из демографических признаков на планете Земля - это постарение ее населения (особенно в высокоразвитых странах мира).

Период геронтогенеза (период старения) согласно международной классификации начинается с 60 лет у мужчин и с 55 лет у женщин и имеет три градации: пожилой, старческий и долгожители

Нельзя не отметить что, процесс старения представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме, поскольку в этот период жизни человека после зрелости происходит постепенное ослабление деятельно -сти организма. Наряду с этим возрастает необходимость усиления сознательного контроля и регуляции биологических процессов. Это осуществляется с помощью эмоциональной и психомоторной сферы человека. Ведь

общеизвестно, что определенной системой тренировок можно улучшать функции дыхания, кровообращения и мышечную работоспособность у лиц пожилого возраста.

Важно отметить что, геронтогенетические исследования установили возможность человека сохраняет способность к активной деятельности и адаптации до тех пор, пока он получает соответствующие позитивные нагрузки (интеллектуальные, физические, эмоциональные, коммуникативные и т.д.) на которые необходимо реагировать.

Особое значение в качестве фактора, противостоящего инволюции в целом и способствующего активному долголетию человека, придается его творческой деятельности. Высокий творческий потенциал в период герон-тогенеза обусловлен рядом факторов, в том числе психологических, которые действуют на протяжении всего жизненного пути человека. К числу наиболее типичных особенностей творческих личностей относится широта их интересов, диапазон их мативационно-потребностной сферы. У лиц, занимающихся творческим трудом, происходит мобилизация разных функций, включение их в общую структуру интеллекта как целостного образования, устойчиво противостоящего процессу старения.

Творчество как «надситуативная активность» предполагает выраженное в максимальной степени единство личности, и субъекта деятельности. Творческая личность ориентирована на самообнаружение, проявление самореализации, «сверхадаптивной активности», продление себя в окружающий мир, созидающий человек устремлен на вклад, полезный не отдельным группам, а обществу в целом, и чем масштабнее личность, тем в большей степени выражена ее ориентация на будущее, на социальный прогресс. Повторяемость творческого цикла в поисках решения все новых задач, установка на новизну приводят к использованию разнообразных форм деятельности, что отличает в высокой степени деятельных людей.

Следует отметить, что большая часть умственных способностей в пожилом возрасте практически не изменяется, однако уменьшается скорость когнитивной обработки информации. Хранение информации в сенсорных системах и кратковременная память с возрастом меняются очень мало; функции долговременной памяти, как правило, ухудшаются, однако третичная память у пожилых людей практически не страдает.

Необходимо подчеркнуть, что формирование мудрости как положительного опыта - положительный аспект геронтогенеза; мудрость обычно увеличивает количество знаний о практических сторонах жизни и помогает человеку лучше понять окружающую действительность и себя в ней.

Балтес П. и его коллеги много лет посвятили изучению мудрости, понимаемой как взвешенные суждения и полезные советы по важным или неясным вопросам жизни. Согласно П. Балтесу, можно выделить пять основных свойств мудрости:

- мудрость связана главным образом, с решением важных и сложных вопросов, касающихся смысла жизни;

- уровень знаний, суждений и советов, отражаемый в мудрости, исключительно высок;

- знания, связанные с мудростью, необычайно широки, глубоки и сбалансированы и могут применятся в любых ситуациях;

- мудрость сочетает в себе ум и добродетель и используется как ради личного благополучия и ума, так и для пользы человечества;

Хотя достичь мудрости не легко большинство людей распознает ее без труда.

Несмотря на то, что мудрость - это нередкое психологическое качество, некоторые пожилые и старые люди все же переживают снижение познавательной деятельности и утрачивают интерес к жизни.

Одной из основных задач жизни человека, начиная с подросткового возраста, является поддержание относительно постоянной идентичности. В данном случае идентичность мы понимаем как обоснованно постоянный набор общих представлений человека о его или ее физических, психологических и социальных качествах.

По мнению Сьюзан Вайтбурне и ее коллег, процесс поддержания постоянной идентичности во многом соответствует процессу адаптации по Ж. Пиаже: он заключается во включении новых явлений и изменяющихся жизненных обстоятельств в существующую «Я-концепцию» и приспособлении к тем важным событиям жизни и неприятностям, которые «Я» не может быстро ассимилировать. Например, перед лицом серьезных хронических заболеваний физические, психологические и социальные аспекты «Я-концепции» ставятся под угрозу и может возникнуть необходимость в значительном приспособлении к изменившимся обстоятельствам.

Необходимо подчеркнуть, что Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность - целостность личности, либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось.

Эриксон Э. выделяет несколько характеристик переживания чувства интегративности:

- всесторонняя личностная уверенность в своей склонности к порядку и осмысленности;

- любовь человеческой личности как переживание, выражающее какой-то мировой порядок и духовный смысл, независимо от того, какой ценой они достигаются;

- приятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене замене;

- новая, отличная от прежней любовь, к своим родителям.

Согласно Э. Эриксону, утрата или отсутствие эго-интеграции приводит к расстройству нервной системы, чувству безысходности, отчаяния, страху смерти. Отчаяние выражает чувство, что времени уже осталось слишком мало для попытки начать жизнь сначала, устроить ее по-другому и попытаться достичь личностной целостности другим путем. Отчаяние маскируется отвращением или хроническим презрительным недовольством определенными социальными институтами и отдельными людьми, неприятия собственного «Я», личностной неудовлетворенности

Автор отмечает, к какой бы бездне ни приводили отдельных людей эти «последние вопросы», человек, как творение психосоциальное, к концу своей жизни неизбежно оказывается перед лицом «новой редакции» кризиса идентичности, которую можно зафиксировать формулой «Я есть то, что меня переживет».

Геронтопсихологи определили психологические факторы долголетия человека и дальнейшее развитие его личностного потенциала, которые заключается в:

- правильной организации своей повседневной жизни;

- интеллектуальной активности;

- продуктивном общении;

- оптимистических установках.

Если бы жизнь измерялась только годами, говорить о чувстве возраста не было бы смысла. Вполне понятно, что психологическая жизнь течет по-разному. Одна жизнь может включать в себя столетия. Так, Р. Баландин работавший над составлением биографии В.И. Вернадского писал: «Измерять длительность человеческой жизни годами, все равно, что книгу -страницами, живописное полотно - квадратными метрами, скульптуру -килограммами. Тут счет другой и ценится иное: сделанное, пережитое, продуманное. Фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о многообразных проявлениях позитивной и продуктивной жизненной доминант в период геронтогенеза.

Отмечено, что одним из любимых феноменов старости и долгожительства являются неожиданные вспышки творческих способностей. По преданию, японский художник Хокусаи сказал, что все, созданное им до 73 лет, ничего не стоит, его художественная карьера началась только после этого. Тициан создал свои самые захватывающие полотна почти в возрасте ста лет. Верди, Рихард Штраус, Шютц, Сибелиус и многие другие композиторы работали до 80 лет и создавали в этом возрасте чуть ли не самую волнующую музыку.

Анализ геронтогенетического периода великих людей позволил зафиксировать следующие интересные факты, так, после 70 лет успешно работали такие ученые, как П. Ламарк, К. Лаплас, Г. Галилей, И. Кант, А. Гум-больд (его «Космос» написан в период с 76 до 89 лет), И.П. Павлов (его

«Двадцатилетний опыт» написан в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» - в 77 лет), писатели В. Гюго, С. Вольтер, Б. Шоу, В. Гете (вторая часть «Фауста» написана, когда ему было почти 80, и именно к этой фазе жизни относится его знаменитое высказывание: «Ребенок - реалист, юноша - идеалист, мужчина - скептик и старик - мистик»), Л.Н. Толстой создал «Хаджи-Мурат» в 76 лет, художник К. Мане писал полотна до 86 лет. Психолог Б.В. Зейгарник в возрасте 85 лет читала яркие лекции по патопсихологии на факультете психологии МГУ, успешно осуществляла подготовку многочисленных учеников из числа курсовиков, дипломников, аспирантов и докторантов.

Таким образом, период геронтогенеза - итог всего жизненного пути человека - младенчества, раннего возраста, дошкольного, младшего школьного, подростничества и отрочества, ранней юности, молодости, взрослости, зрелости. В этот период усиливается действие онтогенетических законов гетерохронности, неравномерности, стадиальности, что, в свою очередь, означает нарастание противоречивости в развитии различных подструктур в психике человека. Активному долголетию пожилого человека способствует много факторов, ведущим психологическим среди которых можно считать развитие его как социально активной личности, как субъекта творческой деятельности и яркой индивидуальности. И здесь ведущей жизненной доминантой выступает высокий уровень самоорганизации, сознательной саморегуляции своего образа жизни и жизнедеятельности.

Список литературы:

1. Большой психологический словарь. // Под ред. Б. Мещерякова и В. Зин-ченко. - 2002.

2. Анциферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного старения личности. Психологический журнал. - 1996. - № 6.

3. Край Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.

МОТИВАЦИЯ И СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

© Константинова Н.И.*

Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва

В докладе представлены результаты исследования мотивации и ситуативной тревожности младших школьников.

* Методист факультета Повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.