Научная статья на тему 'Психосоциальные изменения у лиц пенсионного возраста'

Психосоциальные изменения у лиц пенсионного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
253
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психосоциальные изменения у лиц пенсионного возраста»

зованию избегающих и агрессивных действий соответствует меньшая свобода в выборе и подверженность внешнему влиянию. Иными словами человек избегает решения проблемы и использует агрессивные действия для ее разрешения.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

1. Сотрудникам с низким уровнем самореализации свойственна высокая степень синдрома выгорания.

2. Синдрому выгорания более подвержены сотрудники со следующими способами преодолевающего поведения: агрессивные, избегающие, осторожные и импульсивные действия.

3. Чем более сотрудник ориентирован на активные и уверенные действия и чем сильнее выражена его готовность к установлению социального контакта, тем больше он настроен на решение задач и самореализацию. Развитие выгорания первое время побуждает человека к поиску социальной поддержки, но дальнейший процесс сгорания приводит к несамостоятельности и ориентации лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее).

Синдром выгорания играет двойную роль в профессиональной деятельности сотрудников организации. С одной стороны, он позволяет человеку экономно расходовать энергетические ресурсы, что может улучшить положение индивида на некоторое время. С другой стороны, по причине развития выгорания появляются дестабилизирующие последствия, что выражается в некачественном выполнении профессиональной деятельности и деструктивных отношениях с партнерами. Выгорание оказывает прямое воздействие на здоровье, психическую устойчивость, надёжность, профессиональное долголетие специалистов, а также на развитие организации.

Следует отметить, что наибольшему выгоранию подвергаются сотрудники с низким уровнем самореализации, а также настроенные на деструктивный копинг. Самореализация в профессиональной деятельности, таким образом, является одним из факторов преодоления синдрома выгорания.

О. А. Володина

Психосоциальные изменения у лиц пенсионного возраста

Период поздней взрослости, который также называют периодом геронтогенеза, характеризуется комплексом изменений у человека: биологических, психологических, социальных. Многие исследователи подразделяют людей, достигших данного возраста на три группы: пожилой возраст (для мужчин - 60-74 года, для женщин - 55-74 года), старческий возраст (75-90 лет) и долгожители (90 лет и старше). Пенсионным возрастом в нашей стране у мужчин является

253

период от 60 лет и выше, а у женщин от 55 лет. Изучением периода геронтогенеза занимались такие учёные, как И.И. Мечников, П.А. Богомолец, А.Г. Нагорный, Э. Эриксона, В.Д. Шапиро, Л.И. Анциферова и др.

Существуют различные теории и подходы к рассмотрению старости. Л.И. Анциферова, обобщая их в своей работе, выделяет основные три подхода. Первый основывается на биолого-медицинской теории, характеризующей период старения с точки зрения ухудшения умственных возможностей человека, связанных с различными поражениями мозга.

Второй подход характеризуется большим влиянием личностной активности самого человека. Развивая способность справляться с трудными жизненными ситуациями, люди формируют своё окружение и тем самым улучшают уровень жизни. Представителями этого направления являются Р. Хейвигхерст, Ф. Хейл, Г. Кремпен.

Третий подход также ориентирован на личную активность человека и связан с преодолением стереотипов старости, к которым относят такие как отстранённое отношение к общественной жизни, переосмысливание прожитых лет.

Э. Эриксон рассматривает период старения личности в контексте его целостного жизненного пути, на котором выстраивается последовательность стадий развития личности, характеризующихся особым новообразованием. Каждое из них формируется в процессе разрешения личностью психосоциального конфликта между двумя противоположными тенденциями (целостность эго против отчаяния), одна из которых способствует поступательному развитию личности, другая - тормозит его. Эти тенденции в определенной форме включают и черту личности, и отношения человека к миру, к своей жизни, к себе. Период позднего возраста Э. Эриксон характеризует стадией интегративности (мудрости). Задачей этой стадии является отыскание смысла жизни, объединении всех ранее пройденных стадий и обретении целостности своего «Я». Как отмечает Л.И. Анциферова, решение этой задачи должно опираться на способность человека быть компетентным в построении собственной жизни, в выработке осуществимых жизненных программ, организации своего будущего времени, адекватной оценке социальной действительности и т. д. Стержнем мудрости является духовно-нравственное отношение человека к миру и жизни.

В старости важны не только изменения, которые происходят с человеком: психологические, биологические, социальные, но и важно отношение самого пожилого человека к этим изменениям. Ф. Гизе выделяет три типа отношения людей к изменениям в старости:

1) старик - негативист, который отрицает какие-либо изменения у себя в старости, то есть отрицает старость как таковую;

254

2) старик - экстравертированный, признающий наступление старости, приходящий к этому осознанию через наблюдение окружающей действительности (наблюдение за выросшей молодёжью, выход на пенсию, смерть друзей и близких, изменение положения в семье);

3) интровертированный тип, который остро переживает процесс старения, стремящийся к покою, малоподвижный, оживляющийся при воспоминаниях о прошлом.

Не менее интересна классификация социальнопсихологических типов старости И.С. Кона, построенная на основании зависимости типа от характера деятельности, которой старость заполнена:

1) активная, творческая старость, когда человек выходит на заслуженный отдых и, расставшись с профессиональным трудом, продолжает участвовать в общественной жизни;

2) старость с хорошей социальной и психологической приспособленностью, когда энергия стареющего человека направлена на устройство собственной жизни - материальное благополучие, отдых;

3) «женский» тип старения - в этом случае приложение сил старика находится в семье: в домашней работе, семейных хлопотах, воспитании внуков, в даче; поскольку домашняя работа неисчерпаема, таким старикам некогда хандрить или скучать, но удовлетворённость жизнью у них обычно ниже, чем у двух предыдущих;

4) старость в заботе о здоровье («мужской» тип старения) - в этом случае моральное удовлетворение и заполнение жизни даёт забота о здоровье, стимулирующая различные типы активности.

Эти четыре типа И.С. Кон считает психологически благополучными, но есть и отрицательные типы развития в старости. Например, к таковым могут быть отнесены ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие всех, кроме самих себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями. Другой вариант негативного проявления старости -разочарованные в себе и собственной жизни одинокие и грустные пожилые люди. Но тем не менее, хотелось бы также отметить, что в настоящее время отмечается увеличение роста работающих пенсионеров. Если раньше человек пенсионного возраста стоял перед выбором - пенсия или заработная плата, то сейчас для большинства пожилых людей ограничений по работе всё-таки нет. Как показывает практика, многие пенсионеры продолжают работать. Конечно, в некоторых случаях это обусловлено недостаточным размером пенсионного обеспечения, которое не позволяет оплачивать текущие расходы. Но кроме этого, пожилые люди работают, потому что чувствуют в себе силы и потребность реализовать себя. Это мировая

255

практика, подтверждающая то, что выходя на пенсию люди остаются полезными обществу. Поэтому в настоящее время становится актуальной тема мотивации трудовой деятельности лиц пенсионного возраста.

Таким образом, можно отметить, что пенсионный возраст можно охарактеризовать различными изменениями в жизни человека. Это и перемены в состоянии здоровья, социальном статусе, ближайшем окружении. Но нельзя сказать, что это период только потерь, открываются также новые стороны в развитии лиц пожилого возраста, и во многом это зависит от социальной ситуации, в которой находится человек.

Е. С. Гладких

К адаптации методики «Тест отношений беременной» для диагностики «Стиля проживания отцовства на этапе ожидания рождения ребенка в семье»

В настоящее время в нашей стране медицина и здравоохранение становятся все более ориентированными на биопсихосоциальную модель лечения (Карвасарский Б.Д., 2008), которая

распространяется и на учреждения акушерско-гинекологической помощи. Все чаще заостряется вопрос о соотношении биологических, психологических и социальных воздействий в системе подготовки к зачатию, профилактики и лечения бесплодия, ведения беременности и родоразрешения. Социальные и психологические факторы, влияющие на становление и реализацию репродуктивной функции человека, тесно переплетены, что находит отражение в теоретических положениях, которые предлагаются для разработки биопсихосоциальной модели перинатальной психологии и психотерапии (Добряков И.В., 2010). Биопсихосоциальная модель в системе акушерско-гинекологической помощи предполагает взаимодействие не только с женщиной, решившей стать матерью, но и с ее супругом, ближайшим окружением, со всей семьей в целом.

Так как все стадии репродуктивного процесса связаны с эмоционально значимыми межличностными взаимодействиями, наиболее отвечающей цели и задачам перинатальной психологии представляется теория отношений В.Н. Мясищева (1995), позволяющая рассматривать зачатие, беременность, роды через призму динамической системы отношений беременной к самой себе, супругу, семье, окружающему миру. Исходя из этого положения большую практическую роль в психологическом сопровождении семьи, готовящейся к рождению ребенка, приобретает семейное консультиро-

256

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.